Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Часть VI. ГОРИЗОНТЫ ОТКРЫВАЮТСЯ НА ЗАПАДЕ 6 страница




До него доносится отдалённый бой барабанов и несмолкающие крики, которые во сне кажутся ему выражением восторга и всеобщей благодарности за только что принесённый обет. Резко тряхнуло, грохот и лязг, глаза открылись, и с изумлением смотрит через них душа-эго. Тяжёлый взгляд упирается в почтительное и серьёзное лицо врача, подающего ему привычное снадобье. Поезд останавливается. Он поднимается со своего ложа, ещё более слабый и утомлённый, чем обычно. Перед ним, [приветствуя нового монарха], выстроились бесконечные шеренги солдат, вооружённых новым и ещё более смертоносным оружием, — готовые к войне» [146].

 

Глава 8. Тайная доктрина

 

Первый том Тайной Доктрины вышел в свет 1 ноября 1888 года, второй — 28 декабря того же года [147]. Книга имеет подзаголовок: "Синтез науки, религии и философии". В первом томе, носящем название "Космогенез", описывается происхождение миров — или, вернее, возрождение их после очередного периода покоя, — а также излагается, как развивался наш земной шар и его низшие царства до появления на нём человеческой формы. Во втором томе, который носит название "Антропогенез", обсуждается дальнейшая эволюция этой формы; как происходит возжжение разума в результате воплощения человеческих душ из предшествующих миров; последующая эволюция ранних рас вплоть до настоящего времени, а также предполагаемое дальнейшее развитие рас при условии следования первоначальному великому замыслу. Каждый том, в свою очередь, состоит из трёх частей: в первой приводятся строфы из древнейшей Книги Дзьян, снабженные комментариями; во второй исследуется архаический символизм мировых религий; в третьей Тайная Доктрина сопоставляется с современной наукой. Е.П.Б. пишет:

 

«Истины эти никоим образом не выдаются за откровение; не претендует автор и на роль человека, благодаря которому впервые в мировой истории мистические знания становятся общедоступными. Ибо то, что заключено в этом труде, рассеяно по тысячам томов, содержащих писания великих азиатских и ранних европейских религий; но, сокрытое в иероглифах и символах, оно оставалось доселе незамеченным в силу этого покрова. Теперь же делается попытка свести воедино эти древнейшие учения и представить их как одно гармоничное и неразрывное целое. Единственное преимущество, коим обладает писательница перед своими предшественниками, состоит в том, что ей не нужно прибегать к собственным умопостроениям и теориям. Ибо труд этот есть частичное изложение того, чему сама она обучалась у более знающих, лишь кое-где дополненное результатами её собственных исследований и наблюдений...[148]. Бессмысленно говорить, что рассматриваемая здесь система [оккультной науки] — это не измышление одного или нескольких отдельных людей, но знание, непрерывно накапливаемое тысячами поколений ясновидцев, чьими личными наблюдениями проверялись и подтверждались традиции, передаваемые изустно от одной ранней расы к другой, — традиции учений, данных высшими существами, стоявшими у колыбели человечества. Что на протяжении долгих веков "Мудрецы" пятой расы, из числа спасённых во время последнего катаклизма и перемещения материков, не обучали других, но учились сами. Как учились они? Отвечаем: сверяя, проверяя, уточняя традиции древности во всех отделах природы, опираясь на независимые видения великих адептов — людей, развивших и усовершенствовавших свою физическую, умственную, психическую и духовную организацию настолько, насколько это вообще возможно. Ни одно видение какого-либо адепта не принималось на веру, пока не было проверено и подтверждено видениями других адептов — полученными так, что они могли служить независимым свидетельством, — и веками наблюдений... Пронзительный взор этих ясновидцев проникал в самое ядро материи и свидетельствовал душу сущего там, где непосвящённый, при всей своей учёности, обнаружил бы лишь внешнее движение формы. Но современная наука не верит в "душу сущего" и, следовательно, отринет всю систему древней космогонии» [149].

 

В Прологе Е.П.Б. приводит три краеугольных положения, на которых зиждется вся Тайная Доктрина:

 

«а) Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, О котором никакие рассуждения невозможны, ибо он выше человеческого понимания и любая попытка выразить его или чему-то уподобить приводит лишь к его умалению... Чтобы читатель смог яснее представить эту идею, пусть начнёт он с предположения, что существует единая, абсолютная Реальность, которая предшествует всему проявленному, обусловленному бытию. Эта Бесконечная и Вечная Причина... есть бескорний корень "всего, что было, есть или когда-либо будет"...

 

Далее Тайная Доктрина постулирует:

б) Вечность Мироздания in toto* как беспредельного; периодически — "ристалище бесчисленных миров, беспрестанно проявляющихся и исчезающих", называемых "проявляющимися звёздами" и "искрами Вечности". "Вечность Странника"** — не более чем миг для Самосуществования (Книга Дзьян)... Это второе положение Тайной Доктрины относится к универсальному закону периодичности, прилива и отлива, нарастания и убывания, наблюдаемому и отмеченному физической наукой во всех отделах природы. Чередование дня и ночи, жизни и смерти, сна и бодрствования — настолько обычно, до такой степени всеобще и не имеет исключений, что легко понять, почему мы считаем это одним из краеугольных законов мироздания.

 

И, наконец, Тайная Доктрина учит:

в) Основополагающей тождественности всех душ с Мировой Сверх-Душой, которая сама есть один из аспектов Неведомого Корня; и неизбежному странствованию для каждой души — искры Сверх-Души — через цикл воплощения (или "необходимости"), в согласии с законом циклов и кармы, на протяжении всего срока. Другими словами, ни одна... божественная душа не может иметь независимого (сознательного) существования, прежде чем искра, отлетевшая от чистой Сущности... СВЕРХДУШИ,

а) не пройдёт через каждую первичную форму феноменального мира... и

б) не обретёт индивидуальность: сначала в силу врождённого импульса, а затем посредством личных целенаправленных усилий (контролируемых её кармою), восходя таким образом по всем ступеням разума, от низшего до высшего Манаса, от минерала и растения до высшего архангела (Дхьяни-Будды). В эзотерической философии неизменно отрицается наличие каких-либо других привилегий или особых дарований у человека, кроме тех, что завоёваны самим этим эго личными усилиями и заслугами на протяжении длинного ряда метемпсихоза и перевоплощений... Таковы основные положения, на которых зиждется Тайная Доктрина... Как только читатель осмыслил их и убедился, что они проясняют все вопросы жизни, — ему не нужно более дополнительных доказательств их истинности, ибо он зрит её так же ясно, как солнце в небе» [150].

 

В третьем положении вводятся понятия кармы и перевоплощения. Вот что пишет дальше Е.П.Б. по этому поводу:

 

«Лишь те, кто верит в перевоплощение и карму, смутно догадываются, что вся тайна Жизни заключена в неразрывности и последовательности её проявлений... Кто верит в карму, не может не верить в судьбу, которую, от рождения до смерти, каждый человек сплетает вокруг себя нить за нитью, словно паук свою паутину [151]. Этот закон — Сознательный или Бессознательный — ничего и никому не предназначает... Карма ничего не создаёт, так же как и не предопределяет. Человек сам строит планы и создаёт причины, а кармический закон приводит следствия в соответствие с ними; и это приведение в соответствие — не просто некое действие, но проявление всемирной гармонии, вечно стремящейся обрести своё первоначальное состояние, подобно тому как сук распрямляется с такой же силой, с какой был согнут. Если при этом пострадает рука, пытавшаяся вывести его из естественного положения, станем ли мы винить сук или же собственную глупость? Карма никогда не посягает на свободу мысли и действия... Она никогда не затемняет намеренно смысла своих указов, с тем чтобы заморочить человека; и она не покарает того, кто отважится исследовать ее тайны. Напротив: кто посредством изучения и созерцания разбирает её запутанные пути и проливает свет на тёмные извилистые тропы, где гибнет столько людей, не знающих выхода из этого лабиринта жизни, — тот трудится на благо своих ближних [152] ...Тех, кто верит в карму, нельзя считать атеистами или материалистами — ещё меньше фаталистами... [В сноске Е.П.Б. добавляет:] Это доктрина, которая объясняет происхождение Зла и делает более возвышенными наши представления о том, какой должна быть божественная непреложная Справедливость, — а не умаляет неведомое и непознаваемое Божество, делая из него своевольного, жестокого тирана, именуемого Провидением [153]. Оккультист или философ не будет говорить о доброте или жестокости Провидения; но, отождествляя его с Кармою-Немесидою, будет учить, что она, тем не менее, хранит добрых людей и оберегает их в этой и в будущих жизнях; и что она карает злодея — даже до его седьмого воплощения. Короче, до тех пор, пока не будут окончательно изжиты последствия совершенного им действия, нарушившего равновесие пусть даже самого малого атома в беспредельном Мире Гармонии. Ибо единственный закон кармы — закон вечный и непреложный — есть абсолютная Гармония в мире материи, как это имеет место в мире духа. Потому не карма вознаграждает или карает, но именно мы сами вознаграждаем или караем себя в зависимости от того, действуем ли мы в согласии с природою и посредством природы, соблюдая законы, на которых зиждется эта Гармония, или же — нарушаем их [154] [Силы, связанные с работой кармы, запечатлевают] на невидимых (нам) скрижалях астрального света — "этой великой картинной галереи вечности" — точное отражение каждого деяния и даже мысли человека... Как сказано в Исиде, эта божественная и невидимая канва есть КНИГА Жизни... Эта Вечная Летопись — отнюдь не фантастический вымысел, ибо мы встречаем подобные же летописи в мире грубой материи. "Тень, падающая на стену, всегда оставляет на ней долговечный след, который может стать видимым, если обработать его должным образом, — говорит д-р Дрейпер. — ...Стены наших самых интимных покоев, надёжно, как мы думаем, скрытых от чужих глаз и где наше уединение не бывает нарушено, хранят следы всех наших действий, отпечатки всего, что мы делали". Д-р Джевонс полагает, что каждая мысль, перемещая мозговые частицы и приводя их в движение, рассеивает их по всей Вселенной; он также считает, что "каждая частица существующей материи должна представлять собой регистр всего доселе происходившего"» [155].

 

Таким образом, отмечает Е.П.Б., "древняя доктрина начала обретать права гражданства среди теорий в научном мире" [156].

 

«Закон оккультной динамики гласит, что "определённое количество энергии, затраченное в сфере духовной или астральной, производит гораздо большие результаты, нежели то же самое количество энергии, потраченное на физической, объективной плоскости существования"... [Так] устранение одной негативной причины пресечет не одно, но многие негативные следствия. И если Братству или даже многим Братствам может оказаться не под силу удержать народы от очередной резни, — всё же единение в мысли и в действии, а также философское исследование тайн бытия всегда помогут удержать хотя бы немногих... от порождения дополнительных причин [зла] в мире, в котором и так уже хватает бедствий и горя... Но чем теснее единение смертного отображения, ЧЕЛОВЕКА, и его небесного ПРОТОТИПА, тем менее опасны внешние обстоятельства и последующие воплощения... [157]. С кармой тесно, вернее, неразрывно связан закон перевоплощения, или реинкарнации, одной и той же духовной индивидуальности в длинном, почти нескончаемом ряду личностей. Последние подобны различным костюмам и персонажам одного и того же актёра, с каждым из которых актёр отождествляет себя и отождествляется публикою на протяжении нескольких часов. Внутренний, или истинный, человек, воплощающий эти персонажи, всё время знает, что он Гамлет только на протяжении нескольких актов, которые, однако, в человеческом иллюзорном мире представляют собой целую жизнь Гамлета. Также он знает, что накануне вечером он был королём Лиром, которому предшествовал Отелло в один из предыдущих вечеров; при этом внешний, видимый персонаж как бы не должен знать об этом. В земной жизни такое неведение, к несчастью, даже слишком реально. Тем не менее непреходящая индивидуальность вполне сознаёт это, хотя, в силу атрофии "духовного" глаза в физическом теле, знание это не может запечатлеться в сознании мнимой [иллюзорной] личности... "То, что стало частью нашей души, вечно", — говорит Теккерей... и хотя "в книге и томе" данного физического мозга могут забываться события в пределах одной земной жизни, основная часть совокупных воспоминаний навсегда сохраняется в нашей божественной душе. Быть может, шёпот её слишком тих, звук произносимых ею слов слишком далёк от сферы восприятия наших физических чувств; тем не менее тень событий, имевших место, так же как и тень событий грядущих, доступна её восприятию — и всегда присутствует перед её взором» [158].

 

Во втором положении Тайной Доктрины*** говорится о том, что бессмертная монада, или божественная душа внутри нас, при конце нашего мира поглощается Всемирным Духом. В восточных учениях об этом поглощении говорят как о вхождении в нирвану; отсюда проистекает давний вопрос, не означает ли это уничтожения индивидуальности. Западные востоковеды в девятнадцатом веке считали, что нирвана есть именно уничтожение. Тайная Доктрина даёт следующий ответ:

 

«Толковать Нирвану как полное уничтожение равносильно тому, что сказать о человеке, погруженном в здоровый сон без сновидений... что и он полностью уничтожен... [Однако] такое поглощение не есть "сон без сновидений", напротив, это абсолютное существование, безусловное единение, или состояние, описать которое человеческий язык совершенно и безнадёжно неспособен... Также индивидуальность... не утрачивается вследствие поглощения [Всемирным Духом]. Ибо как бы ни было беспредельно — с человеческой точки зрения — паринирваническое****159 состояние, всё же и оно имеет предел в Вечности. Достигнув его, та же монада снова выявится из этого состояния как ещё более высшее существо, в гораздо более высокой сфере бытия, дабы начать цикл новой, более совершенной деятельности... Ибо в сокровенных шлоках сказано: "Нить лучезарности, которая неуничтожима и растворяется лишь в Нирване, вновь выявляется из неё во всей своей целостности в день, когда Великий Закон снова призывает всё сущее к действию"... Эта золотая нить непрерывной жизни — периодически разбивающаяся на циклы деятельности и пассивности: чувственного существования на земле и сверхчувственного в Дэвачене — есть в каждом из нас с самого начала нашего появления».

 

Даже тогда, поясняет Е.П.Б., когда человеческая монада поглощается нирваной, это не означает непременно полного растворения индивидуальности. Так, в Протоколах Ложи Блаватской она говорит о Нирване: "Тогда всё становится единым, все индивидуальности сливаются в одно целое, и всё же каждая знает себя, — воистину таинство" [160]. В Тайной Доктрине приводится такое объяснение:

 

« Раньше или позже, но всё, что сейчас как бы существует, будет воистину в состоянии [Паринирваны]. Но между сознательным и бессознательным "бытием" — огромная разница. Состояние [Паринирваны], без парамартха, самоанализирующего сознания... не есть блаженство, но просто угасание (на Семь Вечностей). Так железный шар, помещенный под обжигающие лучи солнца, будет прокалён насквозь, но, в отличие от человека, не ощутит их тепло. Именно лишь "с ясным умом, не затемнённым личностью, и при помощи духовных заслуг, накопленных на протяжении многочисленных существований, посвященных бытию во всей его совокупности (всей живущей и чувствующей Вселенной)", человек освобождается от личного существования, погружаясь в Абсолют и становясь единым с ним, и при этом полностью сохраняя парамартха [самосознание]» [161].

 

Если бы плоды прежних жизней не сохранялись, то каждой новой вселенной при рождении приходилось бы начинать с нуля, не имея прошлого опыта, на который можно было бы опереться. В другом месте Е.П.Б. говорит, что, когда великие души получают последнее посвящение, «каждое эго должно вспомнить все циклы своих предыдущих воплощений на протяжении [многих] манвантар*****... Оно видит в божественном свете поток своих предыдущих воплощений. Оно видит всё человечество одновременно, но остаётся, как и прежде, потоком под именем "я"» [162].

 

В качестве аналогии приведём один показательный физический эксперимент. В журнале "Нью сайентист" от II ноября 1982 г. рассказывается об исследованиях Дейвида Бома, в то время профессора теоретической физики в Беркбек — колледже при Лондонском университете, автора классической книги "Квантовая теория" (1951). Работая в Принстонском университете, Бом в 1951 году много общался по телефону с Эйнштейном, и это стало поворотным пунктом в его жизни. Приводим выдержки из указанной статьи:

 

«Новейшая и, безусловно, самая интересная книга Бома носит название "Целостность и подразумеваемый порядок"... В основе её лежит идея "свёрнутого порядка" (пришедшая к Бому, когда по телевизору показывали следующий научный опыт — С. К.) Внутрь специально сконструированного сосуда... помещали вращающийся цилиндр. Между цилиндром и стенкой стеклянного сосуда оставалось узкое пространство, которое заполняли глицерином. Цилиндр вращали с помощью рукоятки наверху. Сверху в глицерин добавляли каплю чернил. Бом наблюдал, как при вращении цилиндра чернила "свёртывались" в светлый вязкий глицерин и размывались настолько, что становились почти незаметными. Затем цилиндр вращали в обратном направлении, и, словно по волшебству, снова появлялась та же отдельная капля. Она "развёртывалась" из глицерина, восстанавливалась и обретала первоначальную целостность******163. Бом воскликнул: "Да это как раз то, что мне нужно!"... Бом теперь полагает, что подобным же образом формы "развёртываются" из Вселенной как целое, а затем "свёртываются" обратно, с тем чтобы появиться снова, и так далее в беспрерывной последовательности... Не остаётся никаких сомнений, что Бом считает и себя, и нас с вами кратковременно проявленными, или осажденными, формами, которые выявились во Вселенной и возвратятся в неё же, подобно чернильным каплям [в упомянутом эксперименте]. Из этого "заключения" следует ещё одно заключение: что наше "исчезновение" не означает непременно наш конец» [164].

 

Такой взгляд на эволюцию человека может дать основания и для более далеко идущих выводов, особенно если связать его с идеей о том, что обладающие самосознанием существа из предыдущих миров сохраняют приобретённые там знания. Если это верно, то такой подход может в корне изменить излагаемое в учебниках представление об эволюции, будто первые люди были просто троглодиты, недалеко ушедшие от животных. Может быть, понять теософский взгляд на эту проблему помогут следующие аналогии: школа начинается с учителей, а не с учеников; семью основывают родители, а не дети. Тот же порядок можно отнести и к роду человеческому в целом. Те, кто первыми воплотились здесь, придя из предшествовавших миров, были величайшими и мудрейшими. Согласно Тайной Доктрине, на заре человечества, когда оно пребывало в первозданной чистоте, среди людей появилось Великое Существо, а следом за ним — группа полубогов-полулюдей:

 

«"Отобранные" при начале сотворения нашего мира с определённой целью, они суть те, в которых, как считается, воплотились высшие Дхьяни, "Муни и Риши предыдущих манвантар", — чтобы создать питомник для будущих человеческих адептов на этой земле и на протяжении настоящего цикла... Со времени первого пробуждения человеческого сознания, именно под непосредственным, безмолвным руководством этого МАХА — (великого) — ГУРУ все другие, не столь божественные Учителя и наставники рода человеческого стали руководителями раннего Человечества. Именно благодаря этим "Сынам Божьим" младенческое человечество получило первые представления о всех искусствах и науках, а также о духовных познаниях; это они заложили первый камень в основание тех древних цивилизаций, над которыми так ломают голову наши современные исследователи и учёные. [В сноске Е.П.Б. поясняет:] Пусть те, кто сомневаются в этом, дадут любое другое, столь же обоснованное, объяснение тайны необычайных знаний, которыми обладали древние — происходящие якобы от низших и звероподобных дикарей... Ни один потомок пещерного жителя палеолита не смог бы разработать подобную науку без посторонней помощи, даже по истечении тысячелетий эволюции мысли и разума» [165].

 

К этим "необычайным знаниям" относится не только высокий уровень математической науки и астрономии, но и способность создавать архитектурные чудеса и превосходные творения искусства. Примером тому служат наскальные рисунки, возраст которых составляет 17 тысяч лет, обнаруженные в пещере Ласко во Франции в 1940 году, и фрески Тассили, найденные в 1933 году в расщелинах скал, окружающих плато Хоггар в Центральной Сахаре. Мы только что коснулись теософского учения о том, что развитие человечества на нашей планете началось с пришествия высших и лучших духов из предшествовавших миров. В таком же ключе теософия учит и о жизни в целом, утверждая, что её пробуждение начинается не в материи, а в духе. Профессор Теодор Роззак говорит об этом в книге "Незавершённое животное". В разделе "Тайная Доктрина г-жи Блаватской" он пишет:

 

«Как утверждает Е.П.Б., дарвинисты начинают со "срединной точки" всеобщего эволюционного продвижения. Упуская из виду духовное измерение, они способны рассматривать лишь более поздние, биологические фазы нашего физического развития. Но даже эту фазу невозможно понять во всей полноте без параллельного рассмотрения космических трансформаций духа, которые предшествуют ей и продолжают воздействовать на неё. Ведь материя, согласно Е.П.Б., существует только как вместилище духа; она отвечает на запросы духа, выявляющиеся в великом искупительном цикле. "Наша физическая планета, — формулирует она, — всего лишь служанка своего господина — духа". Такое традиционное для Тайной Мудрости понятие эволюции названо в работе Е.П.Б. "тайной доктриной". Она была убеждена, что это "первоначальное откровение" лежит в основе всех религий и философий».

 

В этом месте Роззак приводит цитату из Исиды:

 

«... Наши "невежественные" предки проследили действие закона эволюции по всей вселенной. ...От всемирного эфира до воплощённого духа человеческого они проследили единый непрерывный ряд сущностей. Развитие их происходило из мира духа в мир плотной материи; и через него обратно к источнику всего сущего. "Происхождение видов" было для них нисхождением от духа, первичной причины всего, к "деградации материи"» [166].

 

Далее он продолжает:

 

«Хотя, с одной стороны, это погружение духа в материю действительно есть "деградация", однако цель этого состоит в огромном обогащении нашего сознания. Следуя общим эволюционным курсом и принимая неисчислимое множество личных воплощений, мы проходим через все царства бытия: минеральное, растительное, животное, человеческое, божественное. Именно благодаря собранному такими трудами "урожаю опыта" каждое человеческое существо становится микрокосмом вселенной. Как в концепции Пико делла Мирандолы о хамелеоноподобной природе человечества, цель наша — достичь того, чтобы человеческое сознание представляло собой свод всех возможных форм существования. Таким образом, мы — посредники, поднимающие животную и растительную жизнь, инертную и немыслящую материю, до уровня самоосознания. Дух жертвует собой, первоначально нисходя в материю, именно ради достижения этого космического возвышения сознания. Как гласит каббалистическая формула, которую не раз приводит Е.П.Б., "камень становится растением, растение — животным, животное — человеком, человек — духом, а дух — Богом". Блаватская относила нашу эпоху к поворотной точке в этом [эволюционном] продвижении: когда дух, достигнув на своём пути человеческой фазы, достаточно созрел, чтобы вернуть себе память о собственном происхождении и обрести рычаг, необходимый для того, чтобы поднять себя и физическую природу до божественного уровня. Согласно космогонической системе Е.П.Б., для решения этой задачи потребуются ещё целые тысячелетия очищения и просветления. Но завершение представлялось ей совершенно ясно: всеобщее спасение, как его понимает махаяна. Это одна из лучших её концепций» [167].

 

Через полвека после опубликования Тайной Доктрины, в 1935 году, Джордж Рассел в письме к ирландскому писателю Шону О'Фаолейну говорит о влиянии этой книги на литературные и научные круги:

 

«Вы с лёгкостью отвергаете Е.П.Блаватскую, называя всё это "фокусами". Но никому ещё не удавалось повлиять посредством "фокусов" на умы стольких талантливых людей. Подлинный источник её влияния следует искать в Тайной Доктрине. Эта книга говорит о религиях всего мира, прослеживая или раскрывая единство, лежащее в основе всех великих религий... это одна из самых замечательных и вдохновляющих книг, написанных за последние сто лет. Предполагать, что таких людей, как Йейтс, Метерлинк, как величайший химик нашего времени сэр Уильям Крукс, который состоял в её обществе, антрополог Картер Блейк, член Королевского общества, учёные и исследователи из многих стран, читавшие книги Е.П.Блаватской, — предполагать, что их привлекли "фокусы", будет весьма сомнительным комплиментом в их адрес. Если Вы когда-нибудь заглянете в Национальную библиотеку... и у Вас найдётся пара свободных часов, вчитайтесь в Пролог к Тайной Доктрине, и вы поймёте секрет влияния этой выдающейся женщины на своих современников... Расхожие ярлыки не должны вводить Вас в заблуждение... попытайтесь раскрыть подлинный секрет влияния Е.П. Блаватской, которое по-прежнему остаётся очень и очень сильным среди интеллектуалов и известных писателей, в чём я здесь [в Лондоне] убедился» [168].

 

Упомянутый выше Картер Блейк написал статью о своих встречах с Е.П.Б., которая помещена в приложении к книге графини Вахтмейстер "Воспоминания о Е.П. Блаватской" и "Тайной Доктрине". Он говорит:

 

«Но факт остаётся фактом — она знала больше меня в тех [научных] областях антропологии и т.д., которыми я занимался. Например, она располагала гораздо более точными сведениями, чем я, о такой находке, как "челюсть из Нолетта". На с. 774 второго тома Тайной Доктрины она ссылается на факты, которые просто так не найти ни в одной опубликованной книге. Там же, на с. 754, начиная с предложения "Если мы обратимся к Новому свету...", говорится о существовании... "намывных береговых террас плиоцена". Припоминаю один разговор с ней на Ланздаун-Роуд в 1888 году, как раз в то время, когда она работала над Тайной Доктриной. Тогда г-жа Блаватская огорошила меня утверждением, что намывные береговые террасы Тарихи относятся к плиоцену. Я всегда полагал, что они относятся к плейстоцену, исходя из аргументации Дарвина и Спотсвуда Уилсона. После знакомства с работами Гея, с Istoria Fiscia de Chile — книгой Кастельно о Чили, а также с другими трудами, я считаю плиоценовое происхождение этих террас доказанным. И хотя все эти редкие книги — по моей специальности, но до тех пор, пока г-жа Блаватская не указала мне на версию плиоцена, они мне не попадались и я никогда о них не слышал» [169].

 

Глубокий интерес к Тайной Доктрине проявлял целый ряд известных учёных, включая Эйнштейна. Об этом подробнее рассказано в главе "Наука и Тайная Доктрина" (в части VII этой книги). Сама Е.П.Б., однако, считала, что в целом учёный мир ещё какое-то время будет оставаться безучастным к её работам:

 

«Почва уйдёт у них из-под ног не вследствие духовных, теософских или каких-либо других физических или даже умственных феноменов, а просто потому, что перед ними ежедневно открываются и будут открываться огромные бреши и провалы, по мере того как одно открытие будет следовать за другим, пока наконец их не собьет с ног девятый вал простого здравого смысла» [170].

 

Существуют ли подобные "бреши и провалы" в современной науке? "Единственный твёрдо установленный научный факт, в котором я абсолютно уверен, — пишет известный американский врач и биолог Льюис Томас, — это то, что мы ничего не знаем о природе. Я совершенно серьёзно считаю это главным открытием в биологии за последние сто лет" [171]. Он не одинок в этом мнении. Так, в 1977 году в Оксфорде была издана "Энциклопедия незнания", состоящая из статей, написанных учёными с мировым именем, где они рассматривают глобальные проблемы, которые всё ещё остаются загадкой для современной науки[172].










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...