Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История для нашего времени.




Рискуя покачатьсянескромным, я все жеподелюсь с вами некоторым раннимобразовательным опытом, который вдохновил меня на написание этой книги.Жарким августовским днем 1965 года я поступил н Американскую КоммерческуюМорскую Академию в КингсПойнте. Нью-Йорк, вчасе ездыот Манхэттена. Этобылодин изсамых замечательных дней моей восемнадцатилетней жизни.Чтобыбыть принятымвэту академию я долженбыл бытьрекомендован американскимсенатором,снабженсправкойофизическойпригодности,атакжесдатьвступительныеэкзаменыиличноесобеседование.Ежегоднотолькодвоимучащимся штата Гавайи давалосьразрешениепоступать в эту школу. В теднитуда принимали только юношей. (Теперь это условие изменилось).

Администрациящеголялавослепительно-белой,накрахмаленнойморскойформе.Насвсех пригласилив школьнуюаудиторию. Администрация держаласьмаксимально вежливо сабитуриентами и ихродителями.Намсказали, что мылучшие,когоизбраластрана.Каждогоизнасотобралиизтрехсотпретендентов. Гостям,гуляющим в красивом парке академииразносилипунш ипеченье.Вскоре пришловремяпокинутьакадемию гостямиродителям.Мыпопрощались, и вечеринка окончилась.

Студент состаршего курсаразбилнаснагруппы. Яне знаю, по какимкритериям мы в этигруппы былизачислены, но догадываюсь,чтомыпростоназывалисвои имена в ответна вопрос старшего студента. Стоя под палящимилучами солнца в своей штатской одежде, выглядывающейиз-под моей спортивнойкуртки, я началосознавать, куда я встрял. Я помню, как слышалкак кто-то,стоящийгде-то позадименя, спросил: "Когда женачнетсясамое забавное?"Немедленно другой голос ответил: "Ад вот-вот начнется".

Вскоремыуже маршировалив нашу парикмахерскуюдлятого,чтобы нассделалинашиновыепрически.Этотденьбылназванднемлысыхипредполагалось, что иные прическисовершенноне допустимы.Яузнал,чтополучить свиданиес девушкой расценивалось как вызов нетолько потому, чтоотсутствоваливолосы,ноипотомучтовойнавоВьетнаместановиласьнепопулярной.Нетнеобходимостинапоминать,чтомужчиныв униформенепользовались большим успехом у молодых женщин.

Следующейостановкой был подвал.Моякоманда, состоящая из 30человекрастянулась под горячимитрубами. Такая позиция называлась"подтяжки". Этоозначало стояниеу стены в большой тесноте, с прижатым к груди подбородком,глазамиуставленными вперед и совершенно неподвижно. Августовская жара самапо себе была достаточной, а тут еще эта теснота и подвальная жара усугублялии без того тяжелое состояние. Нам показалось, что мы простояли там несколькочасов. Я могчувствовать, как дрожат некоторые из нас, ия был уверен, чтогаллюцинирую. Наш командирбезмолвностоял перед нами, уставившись внашилица и требуя,чтобы мы не смотрели на него. Стоя нос к носу каждый из нас,казалось, говорил: "Не смотрите на меня, мистер".Япомню, как пот струилсяпо моим ногамв то время,какя делалвсевозможное, чтобы расфокусироватьсвои глаза. Что было еще хуже, его дыханиебыло несвежим, а мои носки промокли.После долгой молчаливой паузы,нашикомандир заорал: "Глаза налево". Мынемедленноподчинились."Глаза направо".Мывскинулиголовы направо.Ястоял,глядя назатылкидвух безволосыхголовдвух незнакомцев."Глазапрямо". Я остался стоять,смотря вперед на враждебное выражение лица нашегокомандира в этом жарком душном, голом подвале."Условиятаковы,джентльмены,чтодвоеизтроихизвасздесьнеудержится".Он былполностьюправ.Четырьмягодамипозднее только чутьбольше половины из нас выпустили. Остальные постепенно исчезали с годами.

Однажды холодным зимним днем1968 года я выглянул из окна третьего этажаи увидел своего лучшего друга и соседапокомнате медленно прогуливающимсяпоплощадиссумкамивруках.Эд былнамного талантливееменяи могмгновенно схватывать материал математического и инженерногокурсов, которыемыдолжныбылиизучить. Онмогобъяснить проблемный учебныйматериал сглубиной истинного исследователя так,что у меняотвисалачелюсть. Ноонпроваливался на тестах. Если вы не знаете, что это означает, просто спроситеуигрокавгольф,которыйпропустиллегкозабиваемыймячиз-заэмоциональногодавления. В последние месяцы нашего совместного проживания ячувствовал,каксокрушается духЭдаия чувствовалсебя, какчеловек,наблюдающиймедленноеумираниеличности.Когдавовремяакадемическойстажировки он пытался сдатьосвоенныйматериал, его охватывала паника.Мымогли сидеть и учить вместе, но чем большеон волновался,темтяжелее емудавалась учеба. Он мог все прекраснообъяснить мне, но не мог сам сдатьниодин тест. Я внушал ему, что он обязательно сдаст, но он немедленнозабывалмою установку, как только начинал испытывать первые признаки своей паники. Вконце концов он был исключен из школы.

Мы были военной школой. В конце каждой четверти нам выставлялись отметки.Тогда нашагруппа выстраивалась в шеренгу,и один из студентов читалнашиоценки перед строем. Некоторые студенты аплодировали, другие кричали. Мы всезнали,что тех, кого исключали, посылали во Вьетнам. Втовремя этобылоогромнымстимуломучитьсяхорошо. И всеже количествонеудачниковбылодостаточно большим.Но это не от того, что мы не учились. И не от того, чтонам не хотелосьуспевать повсем предметам. Причина была также нев нашихнизких способностях. И даже не в том было дело, что предъявляемые требованиябылислишкомвысоки.Нет,этопроисходилоот того,чтонеудачабылаизначально заложена в систему обучения.Действительно, может ли провал бытьчастьюсистемы? Да, если только становится мотивацией обучения. И именновтакую системуобразованиямыотсылаем нашихдетей сегодня независимооттого, что это за школа. Онаможет быть военной, как в моем случае, аможетбыть ближайшей от нашего дома обычной школой.

Это не дети терпят неудачу. Это терпит крах система, потому чтоежегоднонуждаетсявопределенномпроцентенеуспевающихдетей,начинаястогомомента,как они пошли в детский сад.Когдакто-либо гордится тем фактом,что он хорошо учится в школе, необходимо его спросить: "А сколько остальных,которые нужны для противопоставления твоим успехам?" Когда родители хвастаюттем, что их ребенок способный, следует задать им несколько простых вопросов."Как много малышей прямосейчасусебядома чувствуютсебянесчастнымипотому, что у вашего малышка все отлично?""Сколько детей подают надежды набудущее?""Сколькодетейсчитаютсебянеспособными?""Сколькоизнихзадумывается надтем, почемуу них ничего не получается?" "Как бы высебяпочувствовали, если бы вашего ребенка поместилив класс с самыми одареннымидетьми нации и устроили смотр?"Некоторые родители ответят: "Ну,что ж,этожизнь, В нейвсегдаестьпобедители и проигравшие. Лучше подготовиться к этому в детстве"."Едва ликто-то серьезно оспорит факт, чтожизньи в самом делеоченьнепростая штука. Но должноли это означать, что в задачи взрослых не входитмаксимальное обеспечение ментального, эмоционального ифизического здоровьянаших детей?Сегодня дети раньше чем вы или ясталкиваются с "реальной жизнью". Какойэффект это порождает? Должнылимы этому способствоватьили наобороткакможно дольше противостоять?

Проведите немноговремени с маленькимидетьми, которые хорошо учатсявшколе, и вы обнаружите, что они весьма горды этим фактом. Конечно нет ничегоплохого в том, что у кого-то есть успехи; это без сомнения чудесное чувство,чтоты всевыполняешь как нужно, иутебявсеполучается. Но врамкахшкольного обучения ваши успехи не означают, что вы успешны сами по себе, онилишьозначают тот факт, что вы успешнее других. Критерий успеха зависитнеотвашего потенциала, а от общего уровня старанийтех, кто учится с вами водном классе. Возможно вам покажется, что это весьма несущественная разница,пока мы не копнем глубже.

Путешествуя, я часто посещал разные школы и обычно просил лучших учениковрассказатьмне что-нибудь о тех, кто не слишком хорошо учился. Они начиналипроявлять беспокойство, явно испытывая некоторую неловкость, отвечая на этотвопрос. Очевидно,чтоимне нравилосьзадумываться обэтом. Большинствоперескакивало вразговорена другуютему, интуитивно ощущая,чточто-тоздесь не так, но не понимая, что именно.

Всуществующейсистемеобразованиямыучимдетей тому,чтослабыеявляютсяжертвами,своеобразнымзакладомсильных.Встраиваявсистемуубеждение (и -этоважная, но скрытая частьучебного плана), чтоеслияуспешен,значит обязательно должны быть некоторыежертвенные овцы.Кто-тодолжен быть отдан в жертву, чтобы я был на высоте. Это убеждение так глубокопроникло в наше восприятие, начинаясо времен детского сада, что нам тяжелодаже представить себе другой взгляд на этот вопрос.

От того, что система зиждется на страхе, студенты учатся выживать, толькожертвуя кем-то. Вместо товарищеской взаимопомощислабым мы учим наших детейотворачиваться от тех, кто слабее. Существующаясистема учитнас тому, чтоцельюобученияявляется получение хороших оценок ивысокого балла тестов.Внутрисистемыэтацельстановитсяболееважной,чемлюбовь, дружба,снисходительность, доверие и даже достоинства личности. Наши детиобучаютсятому, чтоличное выживание- большая ценность,чем личнаяэтика. Мы учимдетейподдаваться этойтирании,допуская все эти"маленькие" жестокости,которыенам,какцивилизованномуобществу,следовалобысчитатьнеприемлемыми.Эти"безобидные"жестокостистановятсяпривычкойи детиуносят их во взрослую жизнь. Часто совершенно не задумываясь,мы взращиваемсистему, способную без каких-либо ограничений поставить на колени всех нас.ДжерриХарвей,автор"АбелинПарадокс"развилэтуидею напримеремаленького экскурса висторию. Он рассказал,например,чтовпервые днивторой мировой войны Уинстон Черчилльпредупреждал другиестраны Европыосудьбе,которая ожидалаих, если они невосстанутпротив Гитлера. Однакомногиестранырешилизадобритьдиктатора.Черчилльговорил:"Каждыйнадеется, чтоесли он достаточно накормит крокодила,то крокодил съест егопоследним. Это иллюзия, он свас и начнет. Все надеются, чтобуря утихнет,прежде чем поглотит вас."

В день, когда я прочел обэтом, я немедленно пересмотрел мой собственныйшкольный опыт.Я вспомнил, что когда я был в школе, я редкоучился, потомучто знал,чтобыломноготаких жекакя,ктонеотличалсябольшимиспособностями в школе. Я присоединился к партии кормящих крокодила, кормящихприятелей студентови друзей,чьи"неудачи"стали фундаментомдлямоихуспехов.Былотяжелопризнаваться,ноя обнаружил, чтоследовал той жесистеме, которую Харвей описал в своей книге.К примеру, психиатрыпризнали Адольфа Ейчмана, представшего перед судом,вменяемым и подтвердили это соответственным к нему отношением со стороны егосемьи, родственников и друзей. Министр, который его регулярно навешал, нашелего человекомне без позитивных идеалов. Казалось,внем поселился кто-тодругой, не имеющий ничего общего с сумасшествием.Более этого,выяснилось,что никтоиз его родственников, друзей или офицеров ни разуне указали емуна аморальность его поступков. Сам он сказал о том, что единственный человекне пришел и не упрекнул его, как он исполнил свои обязанности.

Конечно, пример Эйчмана является экстремальным, посколькуонвскармливалсамого гнусногои извращенногокрокодила во всей человеческой истории.Носколько же нас, виновных в поддержке порочной системы, которая безсомненияявляется малозаметным,нодостаточнодеструктивнымэлементомвнашемобществе.

НиЭйчман,ни Гитлерне имелибы такой власти, если быстолкнулись ссовокупным противостоянием немецкогонарода. Многие из них виноваты втом,что из страха молчали.

Нашсовременныйкорпоративный миримеетсвоихсобственныхЕйчманов,которыес легкостью исполняют то, чемуих научили. Они необходимые системепалачи, карающие наиболееслабых. Одиниз таких палачейДжой говорит: "Мывынужденыувольнять изкомпании каждого пятого.Аесли вы хорошо делаетесвоюработу, явасуверю, что вы обязаныделать сверхприбыль в следующемквартале. Это действительно заставит вас побегать. И вы окажетесь на вершинеслужебнойлестницыбыстрее,чем успеете об этомподумать. Все,чтоВамнужно,это быстроеитихое кровопускание. Конечно, этоне дляпубличнойoгласки".Итак,вожделеяопрезидентстве,Джойустраивалдлясвоихтоварищей и сотрудников настоящую бойню.Почему оннеостановился и неспросил: "А нет ли другого пути?" Потомучтозадаваниевышестоящимслужащимподобныхвопросовнеспособствуетпродвижениюпослужебной лестнице. Ипотому, что онзнал также,что длятого, чтобы ему самому получить следующий ранг, нужно прежде вышибить оттудаимеющегося сейчастам сотрудника".Подписывая кредо Ейчмана, каждый из насподписывает его для себя.

Преуспеватьв таком мире означает преуспевать засчеткого-то. Проблема втом, чтоне всегда расплачиваетсядругой малый,приходитсрок расплатиться каждому. В 1990 г. мой друг, консультант крупнойэкономической фирмы рассказал мне следующую историю.

Воднойкомпанииначала снижаться прибыль и служащиебылипоставленыперед выбороммежду 20%-ным понижением зарплаты и увольнением 20% служащих.

Служащиепроголосовализасокращениештата.Послетого,каквсе былозавершено,мойдруг разговаривал с уволенными. И комментарии произошедшегочащевсегозвучаликак; "Я недумал,чтоэто случитсясо мной!"Урокзаключается здесь в том, что они слишком хорошо усвоили предыдущий. У них невозникало чувствобеспокойства о других людях до тех пор, пока они внезапноне обнаружили, что они и есть эти "другие люди".

В книге Харвея приводится ещеоднане менее поучительная история. КогдаГитлер пришел к власти, датчане отказались признать ее. История его ужасноговремени повествует о том, что Гитлери Эйчман не сразу начали расправлятьсяс евреями. Ониначинали с "маленькихужасов"таких, как требование носитьвсем евреям идентификационные карточки. Следующим требованиемстали повязкии затем последовали убийства. Это странно, но миллионы подчинились, миллионынеевреев молчаливо позволилиГитлеру творить произвол во имяборьбыс такназываемой национальной угрозой.

КогдаГитлериего военная машинаоккупировалиДанию,корольДанииотказался выполнятьнацистскиетребования.Вместоэтого онобязалвсехжителей Дании носить желтые звездыДавида. Датчане продолжали противостоятьтирании, и датские евреи были спасены.Они просто не разделяли убежденияотом,что сильные могут принудить слабых стать своими жертвами.Это не былоприсущеих восприятию. Датчане ценили чужие жизни так же высоко, как свои иотказывались позволить страдать своим друзьям, соседям, приятелям.

* * *

Некоторыеиз насвсе же не хотятусвоить урока ипродолжают разделятьубеждение системы отом, что жертвыистрахдругих необходимы для нашегоблагополучия. Или среди насвсеещеостаетсякто-то,кто до сихпор непонял, что пока существует автократия, не важно вшколах ли, наработе илидома, мы всеявляемся участниками еетайного сговора. Жертвоприношениенепроисходитсамо по себе, оно всегда предполагает тех, кто позволяет сделатьизсебяжертву.Нашкорпоративный мир,делающий нашуцивилизацию стользависимой,заполнен людьми, панически боящимися производить какой-либо шум.Они в страхедержат языкиза зубами даже ценой попрания их личной этикииморали. В эпоху политических и экономических потрясений 1980 годов некоторыенаши деятелииспользовали пенсионныйфондстраны в целях личной наживы. Вконцеконцовструдомзаработанныепенсионныеденьгибыли"легально"украдены ещебольшимиумниками.Врезультатемиллионы мужчини женщин,верившиевто,чтовсеразумнораспланироваликпенсиивпоследниедесятилетия своейжизнистолкнулисьвотчаяньем. Многиеизнихстанутнуждающимися, зависящими от правительственных дотаций,друзей, членов семейили снова будут пытаться наняться на работу.

Гдежекроются истокитакого негуманного поведения? Разве нас этому неучили достаточно часто,прибегая к сентенциямтипа"человеческая природа"или "закон джунглей?" Хотя бы тот факт,что целаястрана, такая как Дания,неразделяет такого способа жизни, разве не свидетельствует о том, чтоэтонаше системноеубеждениенеимеет ничего общего сестественнымпорядкомвещей.Этовсего лишь часть нашего восприятия и наших собственныхжизней,впитавших его через образовательную систему. Однажды мы проснемсяи спросимсебя: "Как мы можемпродолжать посылатьпятилетних детейвсистему,гдеслишком велика вероятностьбыть "слегка уничтоженным" каждый день в течениепоследующих двенадцатилет?" Какмы можем продолжатьпосылать наших детейтуда, где систематребует от некоторых участников образовательного процессапредопределенногопровала?Какмыможем продолжатьпосылать наших детейтуда, где принципы гуманности отданы в жертву пустой привычке?Обучаясь, действительноликто-тоизнасдолжен быть проигравшим,акто-то победителем?"Нет! Однозначнонет!"Неудачаоказаласьучастницейучебногопроцесса только потому, что так была разработана система. Но с техпор, как мы создали эту систему, мы же не утратили способность менять ее.

Почему родителии учителя по-прежнемуприемлют ее? Кто уполномочивал еепризнаватьвашегоребенкауспевающимили отстающим,одареннымили нет?

Почему родители,чьи дети неслишком хорошоучатся, позволяют ими всемуклассу мириться с этим?

Пойдите сегодняв любой класс в странеипонаблюдайте,сколькодетейобязали бытьхорошими ибытьплохимиизодня вдень,начинаясодняпоступления. Даже пятилетних помешают вспециальные группы в соответствии симеющимисяу них навыками. Есливы думаете, что дети не понимают,где ониоказались в "быстрой" группе или"медленной" группе, подумайте над этим ещераз. Эти "быстрые" и "медленные" очень быстро трансформируются в "способные"и "тупые". Ктоизмерял эмоциональную боль, которая дремлет вподсознании итайникахдетскойпсихики?Мынеможемсебепозволитьсчитатьсебязаботливымивотношениисвоих детейисходя изнаших сужденийиобразамыслей.

Важнозаметить, что в нашевремя существует несколько школ, восновномчастных,которыеосознаютобсуждаемыездесь проблемы. Ониразрабатываютметодики, совершенствующие процесс обучения. Такими примерами можно признатьМонтессори, Вэлдорф и метод Рудольфа Штейнера. Эти три системы безсомненияявляются прогрессивными. И конечно есть еще и другие.

Традиционноеобразованиезиждетсянапоощренииучащихся,признанныхспособными в систематическом "пропалывании сорняков", т.е. "тупых" учеников.Онанеявляетсясистемой,нацеленнойнаобразование всех,ктовнееприходит. Она нацелена на выбор "самыхспособных" и их обучение. Вот почемусуществуюттесты,отметки,программыдляодаренных,программыдляслаборазвитыхиярлыки. Этосистемаклассифицирования,дискриминациииразделения.

Разве так сложно понятьодну простую истину, которая заключается втом,что существующаясистемаобразованиянеизменится дотех пор,покамыпозволяемсуществоватьмнению о там, что человеческое существоможет бытьтупым.

Многие коренные американцыупотребляют фразу "ВеликийДух" вместо словаБог, как делают верующие. Я утверждаю, что Великий Дух не создал бы"тупое"человеческое существо.Концепция тупогочеловеческого существасуществуеттолькоумозрительно,каксубъективноеобвинениевумахнаделенныхибоязливых людей, которые не освободились еще отэксплуатирующегоубеждениясистемы, описанной здесь.

Ядовольночастоделилсяэтимисоображениямисразнымигруппамислушателей и частостановился мишеньюдля нападок.Ячастично помню свойдиалог с интеллектуалом из местного университета. Он соскочил в аудиторию сосвоегокреслас бородатой трясущейсячелюстью. Он даже не могдостаточнобыстро выразить свое возмущение моим словам.

- Как смеете вы говорить такое! - мычал он, уменя докторская степень. -Какую степень имеете вы?

- У меня БиСи степень, - ответил я. И я думаю БиСи достаточно авторитетноописывает, что имеется в виду.

- Как смеете вы порочить институт образования! - кричал он. - Такиенеобразованныеинеинтеллектуальныелюди,каквы,недолжнывыпускаться из стен университета. Вы клеймите образование вто время, как уваснет правакритиковать. Вы не являетесь аккредитованным профессионалом.Между прочим, где ваши верительные грамоты?

Ярешил задать несколько вопросов:Вы считаете себя более образованным,чем я? - спросил я.

- Конечно, - сказал он. - У меня докторская степень.

- Вы в действительности считаете себя способнее меня? - спросил я.Он стал чуть менее напорист.

- Да, считаю. У меня очень высокий результат тестирования.

Я снова задал ему вопрос. Наэтот раз я спросил, естьли у него машина.

Он утвердительно покачал головой.

- Вы ремонтируете ее самостоятельно или оставляете в мастерской?

- Я не знаю, как ее ремонтировать.

- Означает ли это вашу тупость по сравнению с автослесарем?

Онзадумался наминуту.

-Увы,нет,конечно.Яполагаю,что обамыталантливы,каждыйвсвоей сфере.В действительности явсегда удивлялсянасколькознающим казался мнемоймеханик, не смотряна полное отсутствиестепеней.

Япокачал головой.Профессор ия улыбнулисьдругдругу.Вкакой-томомент,наконец,мыначалисмотретьнапредметнашейдискуссиипододинаковым углом зрения.

Втечениесвоей жизни я обучился многим разновидностям бизнеса.Обычноони преподавались людьми очень разногопроисхождения и сфер опыта. Наменявсегда производило впечатление то,какмногоонилионазнаютв своейспециализации.Ивсе же у меняникогда не возникалочувствасобственнойтупости от того,чтокто-то знает значительнобольше меня.Каждый простовносит что-либо изсвоего багажа. Этоназывается кооперацией. К сожалению,во многих школах такая кооперация считается мошенничеством.

Являясьпрофессиональныминструктором,ясчитаючрезвычайноважнымсводитьсвоеоцениваниедругихлюдей кминимуму.Я делаю всеотменязависящее,чтобыподдержатьмнениеотом.что каждыйученик вклассеспособныйвкакой-тосвоейсфере.Мояработа заключаетсяв том, чтобыподтвердить и поддержать значимость каждой личности. Когда я этого не делаю,иликогда ятеряюдлительность, иликогда яначинаюговорить сними спозиции правоты моей точки зрения, я быстро замечаю, что возникают проблемы.

Когдая говорю с ними с позиции человека, знающего больше, они или начинаютсо мной бороться или уходят в себя. Если я начинаю обращаться скем-то, какс любимчиком, вырастают другие проблемы. И вот так яделаювсевозможное,чтобыбыть сниминаравных,чтобыбытькем-то,ктопутешествуетвсамопознании, кем-то, кто имееттолько опыт иникакихготовыхответов и,наконец, кем-то,ктопровоцируеткласснапоиск собственныхответовисобственных сил.

ВеликийДухнесоздавал тупых людей,хотя истинная правда в том,чтокаждый из нас вчем-тоболееспособный, а вчем-то менее.Я всегда могуотыскатького-то более кого-то менееспособного в том,что лежит в фокусемоеговнимания.И,ксожалению, на этовсегда нацеленаобразовательнаясистема.Существующаясистемаобразованияисключает массы и фокусируетсявместоэтогонатехнескольких,ктобыстрои легкоиснаименьшимитрудностямидля учителяобучается. Система всегдасудитиоценивает ктоспособный,ктонет. Вконечном итоге мыдолжныосознатьтотфакт, чтовозможносоздать систему,котораябудетспособна обучатьлюбого ивсехвдохновлятьнаобучениебезоцениванияспособностейибезприоритета"правильных" ответов.

Однимиз предубежденийсуществующейсистемы образованияявляетсятотфакт, кто те,кто получают хорошие отметки в жизни становятся победителями.Развеэто так? Нет, конечнонет. В любой закрытойсистеме ничто неимееттолькоодинвариант.Есличеловекиграетсдействительностьюв игру,победитель-проигравший, он обязательно должен примерить на себя обероли. Итакже,какпроисходитсбольшинствомвещейвжизни,парадигмапобедитель-проигравший является всего лишь точкой зрения.

Исследуя далее эту тему, давайте обратимся кспорту, которые естественнопредполагаеткажущихся победителей ипроигравших.Когда яизучал военноеискусство, к примеру,я потерял много времени. Но всякий разпроигрывая, яобучался и в конце концовполучилчерныйпояс. Но задачасостояла в том,чтобыпобедить остальные черныепояса, и некоторые из этихребят казалисьдовольно сильными противниками. Двоих из них я откровенно боялся. И все же яждал соревнований. Одного бойца звалиЧарльз, другого Вильям. Мы все втроембыли приблизительно одинакового роста и веса. Всякий раз, когда я выскакивална ринг с одним из них мое сердце колотилось отстраха.Обычнони один издвоих дажене улыбалсяпокамыобменивалисьпервымиударами.Навсехтурнирахядрался снимииниразуне побеждал.У меня всегда бешеноколотилосьсердце и ячастоуходил срингаприхрамываяпосле финальныхпоклонов. По окончании матчей мы часто обменивались друг с другоммнением отом, что является слабым местом каждого из нас. Они оба рассказывали мне какнужно бить,чтобы победитьих. Наша любовь ивзаимное уважениеросли. Мыхотели, чтобы каждый из нас стал лучше.

Но такого рода опыт многие из нас имеют в школе. Детей обязывают спокойнонаблюдатьзапротивоборствомотметок своих товарищейиодноклассников сцелью выявления наиболее способных. Студенты жесдают свои тесты в одиночкуи чаше всего в одиночку же и терпят поражение.

Когда я учился в школе,я блестяще играл вфутбольнойкоманде. Мы былиодной изсамых сильных командштата.Мы постоянно слегкостью обыгрывалисвоих соперников.Нам это нравилосьичем больше игрмывыигрывали, темсильнее становилась наша команда. Так происходило до одной игры.Наш тренервраждовал с тренером команды противника.Я не знал причины этойвражды,ятолько знал, что она была серьезной.

Перед игрой наш тренер визжал от возбуждения, ожидая полного разгрома. Он

требовал, чтобы мы разделались с этой командой, как еще ни с кем до этого. К

серединеигрыразрыввсчетеиунижение нашегопротивника былистоль

очевидны,что всем было ясно, что игра исчерпана. В раздевалке тем не менее

наштренертребовал ещеувеличитьразрывв счете. Он хотелучинитьим

настоящий разнос,которогобы ониникогданезабыли.Мыподчинились в

точности.

Безсомнениямыв тот день выиграли,нонаша команда потеряланечто

ценное. Некоторые спортивныеобозреватели критиковали нас за спешку в игре.

Мыспорили,называяих позициюкислым виноградом.Каштренер продолжал

натаскиватьнаснапобеду,мывсеусерднее тренировались ипродолжали

выигрывать.Да,но большинство изнас чувствовали сердцем, чточто-то мы

утратили в той игре. В тот лень мы пожертвовали человечностью.

Я надеюсь ошибочным будетпредполагать, что воспитываянаших детей,мы

утратили гуманность. Мы нуждаемся в теплой поддержке в процессе обучения. На

игровом поле команда, которая не любит противника,не состоялась полностью.

Это не означает, что вы не должны делатьвсе возможное, чтобы победить. Это

лишьозначает,чтовыникогданедолжнытерятьлюбовьи уважениек

противнику.Наилучшей частью игрыв регби,в которой япринимал участие,

когдазакончил колледж, былидружеские посиделки с пивом с противоположной

командойпосле матча. Моялюбовь и уважение к тем людям были необычны, что

все это не помешало мнепредупредитьихо том,что я вернусь в следующую

субботуи преподам имурок,особенно,если я пропущуигру. В спортевы

можетепропуститьигру,ноникогданельзятерятьлюбовькигрокам

противоположной команды.

ВКитае во время Культурной Революцииодновременносотнитысячлюдей

должны былиосваиватьновыезнания.Ониобучалисьновейшимфермерским

технологиям. Люди должны были знать все в строительстве домов и ферм. Другие

должны были изучать народную медицину, преподавание и даже древние навыки.

Удовольствие по поводу возрождения культуры было столь велико, что каждый

старалсявложитьсвой вкладвобщее дело-крошечные дети,подростки,

молодежьи дажесовсемстарые люди.Если группа людей собиралась вместе,

чтобы обучиться, к примеру, управлением трактором,занятияпродолжались до

техпор,покакаждыйне овладевал навыкомвождения.Студенты,которые

обучались быстропомогали тем, кому требовалось больше времени. Хотя период

Культурной Революции имелпочвудля оправданнойкритики,девизом тех лет

было: "Прежде дружба, а потом соревнование".

В современной академии каждый стремится получить максимальный балл. Когда

занятия заканчиваются,подсчитываетсяобщее количество баллов с тем, чтобы

определить кто сдал,а ктонет.Кто-то обучался на практике,кто-то нет.

"Проигравшие" страдали от пораженияв одиночестве, победителипраздновали.

Вымоглизаметить,чточасто лучшими студентами вакадемиистановились

социальные интраверты, блестящиев академическом образовании, носоциально

неактивные.Они были либо самипосебе, либо общались только с такими же,

как сами.Именноонисчитались эталономв школе. Такогосортастуденты

всегда выполняли все требованияи подчинялисьправилам.Онирано усвоили

урокотом,что любитьи помогатьодноклассникамнепозволительно,что

считается мошенничеством. Они избегали заводить близкую дружбу, когда помощь

другу равнялась потере собственной позиции самого "способного" в классе.

Совсем не случайномногие люди,стойко защищающиесуществующую систему

образования,одиноки. Порой кажется, что онивынужденыдоказывать каждому

какимиспособными они былившколе, икакмного они получилистепеней.

Будучиполностьюпоглощеннымисистемой,ониосознавали,какигрув

самоуправляемый кораблик.Как только появлялся кто-то, тщательнообученный

системой, знанияотступали на второйплан.Важно было сколькостепеней в

рамочкахвиситна стенеи сколько существуеттрофеев,доказывающихего

исключительность.

Чем больше мы изучаем инфраструктуру наших школ, тем лучшепонимаем, что

в нашихинститутахвысшегообразованиясуществуеттритипастудентов.

Первый, эточистыеакадемики. Ониучатся,потомучто они рождены, чтобы

учиться, и они любят это. Вторая группа состоит из людей, которыев школе в

основномиз-за"бумажки",котораяпозволитполучитьвысокооплачиваемую

работу. Онизаканчивают школу, получают степень, показывают еенанимателю,

какдоказательно того, чтоимеютзаработанноеправо на данную работуи,

таким образом,получаютвреальном мире то,на что рассчитывают.Третья

группа включаетстудентов,которыепосещают школуксобираютстепени в

надежде,что они помогутимухватить суть знания, овладеть егоосновами.

Конечно, часто бывает,чтоидипломне дастточки опоры,Вместоэтого

слишкоммногиеизнихпрячутсязатитулами,активнозанимаются

организаторской деятельностью и судят мир и окружающих поналичию степеней.

По сутиони помещаютсебя внутрь придуманного имижесамими театрального

представления.

Когда я был военным, я встречал много таких людей в основном в офицерском

корпусе. Для многих офицеров единственным способомзаслужитьуважение было

околачивание вбарах в своей униформе. Они исключалидля себявозможность

быть оцененнымиза собственные поступки.Единственной серьезной их заботой

было получение очередного ранга.

ФильмРобинаВильямса"Доброе утро,Вьетнам"оченьточноотобразил

вьетнамскийопыт.Восновномфильм напомнилмне жизньвысшегосостава

талантливыхофицерови мыслителей,Вштабеинафронте РобинВильямс

изобразил офицеров, которые считали себя всюду неотразимыми и злоупотребляли

данной им властью. Оказавшись жевэкстремальнойвоенной обстановке имели

слишком бледный вид.

Но даже нет необходимости оглядываться на военных, часто злоупотребляющих

властью, когда мощныеорганизациив государствезаполнены подобногорода

служащими.Они находятсяв постоянномпоискегромкихтитулов, таких как

вице-президент илибосс.Илионибеспрестанно хвастают своими степенями,

чтобы как-то поддержать в себе чувство самоуважения. Они всегда радычужому

поражению, тогда лишь они чувствуют себя уверенно. Но такой жизненный рецепт

неслишкомхорош,посколькувсегданаходится кто-то, стоящийвыше. Эту

группу частоименуют "безостановочнымисредними менеджерами", и она бывает

незаменимаввыполнениивышестоящихинструкций.Онинеслишком

сообразительны,ноявляютсяхорошимиисполнителями.Они в любуюминуту

готовы выпрыгнуть из седла, если что-то пойдет не так.

Мыедва ли отыщем среди обличенныхвластью тех, кто добилсяеетолько

лишь благодаря титулам ирангам. Развесекрет, что зачастую они достаточно

деструктивны в особенности, если речьидет об индивидуальнотворчестве.В

бизнесе, военном искусстве,религии и образовании этичиновникистараются

искоренить творчество, где бы они его не находили.

Спросите большинство учителей, какими были эти люди в школе.Кроме того,

большинство учителей хотят перемен, нокак только обращаются ввышестоящие

инстанциисосвоимиреконструктивнымипредложениями,дверипередними

мгновеннозахлопываются.Нашмирнуждаетсявтворчествеболее,чем

когда-либо, если мы хотели, решения современныхпроблем.Но это творчество

никогда непоявится насовременной гладиобществаи не расцветет в нашей

системе образования, в еезастойныхводах,тщательно оберегаемыхлюдьми,

чьейединственнойзаботойявляетсядостижениевласти,аотнюдьне

бескорыстный вклад вовсеобщее благоденствие.Наша образовательная система

неизменитсядо тех пор, пока мыпозволяем доминировать, чьим приоритетом

является власть.

Естественно,это истиннонетолькодля образования,ноидлявсей

бюрократической системы в целом, от которой зависима наша цивилизация.

Те,ктохотятсохранитьсуществующуюобразовательнуюсистему

руководствуютсявосновномненеобходимостьюизменениянашегомирак

лучшему,аявнойпотребностью превосходствовать наддругими людьми.Они

голосуютзастатусквонепотому,чтоубежденывегополезностии

эффективности,апотомучтоунихнетдругогоспособаудовлетворять

собственныеамбиции. Между тем, как существующая система поддерживаетсама

себя, ее скрытая сущность вынуждает каждого держаться особняком, лишая таким

образом людей возможности познать радость творчества в кооперации и любви.

Нескольколетназад,когда исчезли ограничениянавъездвКитай, я

ухватилсязавозможностьпосетитьего.Былоинтереснопоговоритьс

полненькимирозовокожимикитайцаминавосточнойстороне(Тайвань) и со

смурымикитайцаминакоммунистическойстороне.Онипохожи были надве

совершенно разныерасы.Однако всеразличие заключалось в правительствах.

Что я запомнил лучше всего,это как смуглыекитайцы, некоторыеиз которых

жили в глиняныххижинах, злились на своих богатыхсоотечественников за то,

что они не делились своими богатствами. В то жевремяна восточной стороне

богатыетайваньскиекитайцыжаловались,чтоихкоммунистические

соотечественникине имелипонятия о том, как тяжело наТайване приходится

трудиться, чтобы достичь такого высокого уровня жизни.

Каждая сторона затаила обиду, и между ними пролегла граница, существующая

только в их умах, но также прочно их разделяющая, как любая материальная.

Но так ли уж мы в США далеки от этой схемы? Тревожнаяправда заключается

втом,чтоне так.Мыобучилисьснеобъявленнойэкономической войной

независимо от расы, цвета кожи, пола и происхождения. Те, кто наверху, хотят

верить, что все хорошо, что все так, каки должно быть. Они даже занимаются

благотворительностью,иэто поддерживаетихсердца.Они удерживаютсяв

некоей изоляциисвоегокруга, не желаяничего знатьо страданияхза его

границей.

Было бы, с другой стороны, неверным слепо обвинять их во всех бедах, в то

время, каккаждыйиз насв свою очередьтакже держится особняком. Мы все

проходим через эту систему убеждений, не всегда осознавая истинную подоплеку

своих поступков. Когда в нежном пятилетнем возрасте нас научили неизбежности

существования победителей и проигравших, нам неоткуда было взять критический

взгляд нато, к чему этоприведет в последствии.Победители и проигравшие

существуютпотому, чтонаснаучили такдумать,иобучение это началось

достаточно рано, так что встав взрослыми нам не приходит в голову начать это

опровергать.

Если мы мыслящие люди и хотимнаслаждаться своим величайшим потенциалом,

нам пора менять отживший образ мышления. Если мы хотим научиться действовать

сообща,мы должны прекратить оценочнуюдеятельность и рассматривать других

людей просто, как людей. Но такая эволюция не получит права на существование

покамыбудемпродолжатьотворачиваться оттех "маленьких" жестокостей,

которые ежедневносовершаютсявшколах.Годза годом наши дети проходят

сквозьсистему, которая сортирует,классифицируети оценивает их. "Тупые"

идентифицируются достаточнорано.Затем"одаренные"обучаются причислять

себя кдругому разряду,нежели их менее удачливые товарищи, чьи интересы и

цели полностью игнорируются. Они могут быть помещены вспециальные классы и

дажеим может бытьоказана некоторая специальная помощь, но подтекст таких

мероприятийвсегда один: система ценит их намного меньше нежели тех, кто на

вершине успеха.

Через некоторое время дети принимают эти правила игры и даже поддерживают

их. Какрезультат, мы выращиваем людей бессердечных людей,большинствоиз

которыхнуждается вболее тесном эмоциональном контакте с окружающими, как

собственноиостальныеизнас.Такогородасоревнованиявоспитывают

одиночествоичувствоизолированностинетолькоутех, когопоощряет

система, но и у каждого изнас. Часто ли идемпожизни,незная радости

истинной дружбы иподдержки состороны других. Думая о прошедших днях, вы,

испытывая боль, прощаясь с кем-то, о ком вы искренне заботились. Большинство

из нас давнонаучилось подавлятьвсебеподобныекачества.Безтакого

подавленияспособностьотворачиватьсяотдруганикогдабынесмогла

реализоваться вшколе.Покамывзираемнато, какэто происходит,мы

недалеки от преступления против гуманизма гитлеровской Германии. Может мы не

ощущаемфизической границымеждусобой и другими людьми,но без сомнения

чувствуем заброшенность в наших сердцах.

Толькотеперьблагодарярастущейтревогезаглобальныепроблемы

окружающей среды мы, наконец начинаем пониматьсвою принадлежность к единой

закрытой экосистеме, которую мы называем планетой Земля. Несколько лет назад

мы слышали, как люди ссевераговорили о том,что их не касаетсявырубка

деревьев в Южной Америке. Иэтому никто не помешал.Сейчас мы вес начинаем

мыслитьшире,видя,чтовсепроисходящеев Южной Америке,кпримеру,

отражается на всей планете.

Тогда почему мы всееще слышим мнениянекоторых людей о том, что они не

интересуютсятем, что правительство икорпорации захламляютнашупланету

ядерными отходами. Эти люди еще не осознали, как мы едины на нашей маленькой

планете. Слава Богу у нас хотя быесть преданные, заботливыелюди, которые

информируют о том, что здоровье планеты - эти всеобщая задача.

Когда мне было 15, я завалил свой английскийи должен был повторять этот

годовойкурсснова.Мойотец спросилменя,какя в связис этим себя

чувствую. Я ответил, что у меня нет с этим больших проблем. Затем он спросил

меня,считаю лия, что заслуживаю самого низкого балла, Я сказал, что нет.

После этого, однатреть учеников завалила этот предмет. Мне просто довелось

быть одним изпервых. И все мы знали, что это была не наша вина, что все мы

получили плохие отметки. Мой бедный отец подпрыгивал до потолка. "Никогда не

ленисьотстаивать своюпозицию,еслисчитаешь,чтовтобойпоступили

несправедливо.Несправедливостьвсегдаведеткещебольшей

несправедливости". Он был очень золна меня неза то, что я получил низкий

балл, а за то, что я смирился с несправедливостью.

Как заметил в своей книге Харвей, маленькиежестокости ведутк большим.

Мойотецучилменякакнужно даватьсдачи,дажеесли я не могубыть

полностью уверен втом,чтояправ. Онпреподавмнебесценный урокв

отношении правил, этики и морали: мы должны зановопереоткрыть для себя все

истины, а не простопринимать их навязывание со стороны. Учителянаучились

меня опасаться. Онизнали, что я не сдаюсь и не всегда соглашаюсь со своими

отметками.Ноуроки моегоотца незакончились сокончаниемшколы.Они

продолжали служить мне долгие годы, когда я был во Вьетнаме. Однажды я нашел

в своемвертолетемаленького мальчика, который былвзят заДаНангаи. В

соответствиисвоеннымуставом,я имелвсе права, еслине обязанности,

застрелить его. Это был мойдолг,каквоенногоофицера.Яодновременно

защищал и собственность Соединенных Штатов, и свою собственную жизнь. Но как

раз,когда яприцелился и был готовнажать на курок, япосмотрел и глаза

мальчика,что жея преждевсегоувиделвних?Я увиделв них другого

человеческого существа,а не коммуниста, как меня учили думать.Яобвинял

себя в том,чтонеискал другого способа решения проблем, а позволял себе

бездумновыполнять то, что считал истинным человек более, как мне казалось,

авторитетный, чем я сам.

Черезтринедели после историис мальчикоммы стояли на якорев Гонг

Конге. Нашэскадронполучил срочное сообщение,что мыдолжнынемедленно

вернутьсяво Вьетнам.Мы должныбыли принять участиевкрупнойвоенной

операциинедалеко от границы между Северным и Южным Вьетнамом.Я больше не

вернулся на свой корабль.В этот день я принял одного из тяжелейших решений

в своей жизни. Я несколько часов гулял по улицам со звенящими мозгами и весь

дрожа. Остальные пилоты назовут меня трусом и предателем. Я понимал, что это

не самый достойный способ выразить мой отказ сражаться. Но я также знал, что

немогу болеесражаться и убивать толькопотому, что мнеприказывают это

делать. Остальные пилоты не поняли того, что для меня снова летать и убивать

было проявлением трусости.

Взглянув втот деньвглаза этогоребенка, я как будтопробудился от

спячки. И болееникогда уже не следовал общепринятым правилам, если онине

совпадали с моими убеждениями. Прежде всего я прислушивалсяксвоейэтике

прежде, чем продать дух и душув угоду одобрения друзей.И долгоеще я не

могприйти всебя, подолгустоя в тишине и глядя вокно,какбудто был

раздавлен системой.

С того дня воВьетнамев 1972 г. я честноискалальтернативу системе.

Послевойныс Ираком,икогдазавершились все парады, я стал удивляться

почемуСоединенныеШтатынеобратятсяк своимвнутренним победам: наши

бедныеибездомные,агрессияиозлобленность,кризисздравоохранения,

загрязнениеокружающейсреды,иэтотсписокнеисчерпан. Мыне можем

закидать эти проблемы бомбами и заставить их нас покинуть. Демонстрация силы

ихне решит. Надеюсь, мы, какмыслящие существа, приближаемсяк осознанию

того факта, что нашипроблемы не могут далее решаться убийством иувечьями

других.

Мыначинаемменять нашуобразовательную систему, изменяясвоимысли.

Важно, чтобымы начали осмысливатьтотфакт, чтоне существуеттупыхи

способныхлюдей. Все равны. Каксказал один ребенок, участникСпециальных

Олимпийских Игр, мы не тупые, мы просто медленнее обучаемся некоторым вещам.

И так обстоит с каждымиз нас.Мывсе быстрее водном имедленнеев

другом.Такэтот мир устроен. Каждый имеетсвой уникальный талант. Задача

обучения вдохновлять и развиватьэтот талант,покаоннерасцветет. Эти

человеческиеталанты не расцветутвсреде,подавляющейтворчество,где

запоминание фактов,цифр и формул, которыевзрослыесчитают необходимыми,

является приоритетным.Что бы ни случилось, еслибы у насбылишколы без

тестов иэкзаменов?Можемли мы,взрослые, доверить внутреннейдушевной

организацииребенка,данной Богом,отыскать все те знания, на которыеон

изначально нацелен? Можем ли мы достаточно им доверять и оставить их в покое

-или вы считаете,чтомыдолжны братьна себябожественныефункции и

контролировать процессы, происходящие в головах детей?

Какчастомы всего лишьнавязываемсобственныестрахи,убежденияи

желаниянашимдетямвоимяобразования?Мыдолжныучитьсядоверять

способности нашихдетейдуматьиспрашивать,когдаониготовы выучить

что-нибудь новое.

Убеждениевтом, что "мой ребенок прекрасно успевает" неимеет само по

себе значимости. Если мы не осознаем в ближайшее время, что живем в закрытой

системе и чтопричины нищеты,безграмотности, преступности, безысходности,

обреченности и одиночества только в том, что мы это допустили и склонны даже

увековечить такую систему, мы обречены на потерю гуманизма. Ни одному из нас

неудастся преуспевать,еслиостальныебудут принуждены житьзачертой

бедности. Имы расплачиваемсязаэтокаждыйдень!Что нужно, чтобымы

поняли, что пока хоть один ребенок терпит неудачу в школе, мы все неудачливы

в каком-то смысле?

ГДЕ МОЯ ЗАРПЛАТА?

"Американские организации и их служащие погрязли в психологии обязаловки,

упрямо утверждающей, что вы стоите столько, сколько получаете, a не столько,

сколько зарабатываете."

Юдит М. Бардвик

- Где моя зарплата?

- Где моя зарплата?

- Где моя зарплата?

- И это все, о чем в наше время думают люди?

Дэйв мерял шагами свой офис.

-Вотпожалуйста, сейчастолькополдень, аужешестеро спрашивали о

зарплате.

Дэйв выглядел подавленным.

- Они всегда говорят мне, что должны отвести детей к врачу или что-нибудь

вроде того. Они, должно быть, думают, что я тупой.

Стукв дверьпрерывает пашубеседу.Этоследующий желающийпораньше

получить зарплату.

- По крайней мере этот не проситотпуститьего после обеда; вместо себя

онприслалжену,-говоритДэйвпосле того,какнашапосетительница

просмотрела свой чек и покинула офис.

Дэйв медленно подходит к своему столу исадится в кресло, -Яне знаю,

как эти люди делают это. Они живут от зарплаты дозарплаты и большинство из

них исчерпало лимит кредитных карточек. Я знаю это потому, что они самимне

часто говорят свойбанковский счет. Всемоислужащие имеют дипломы высших

школ и степени колледжей. Как эти образованные люди могут постоянно попадать

в финансовые переделки?

Дэйв, мой старинныйдруг,пригласилменяобсудить некоторые проблемы,

возникшие в его компании. В его компьютерной компании стали ухудшаться дела,

и он уже приготовилсяуволить одну треть своего персонала, состоящего из 30

человек. Служащие были обеспокоены, они ожидали повышения зарплаты, которому

не сужденобыло сбыться. ТеперьДэйву придется сказать им, чтоони ещеи

потенциальные безработные.

-Я не могу повысить им зарплату, когда совсем нет прибыли, - сказал он.

-Но еслиянепредложуповышение,то потеряюлучшихсвоихлюдей, и

останутся лишь те, кто не сможет найти работу в другом месте. Он остановился

икакое-то времяраздумывал.- Я не могу выиграть. Еслимои люди покинул

меня, я проиграю в любом случае.

Он уставился в пол.

-Я нехочу терятьни одного. Большинство из нас вместе ужегоды, и я

считаюихчастьюсвоейсемьи.Мненеприятнослушатьобихденежных

проблемах,но фактостаетсяфактом - этакомпаниятожеимеетденежные

затруднения.

В итоге Дэйв заглядывает мне в глаза и спрашивает.

-Как тебе удается избежать проблем со служащими, еслиу тебяофисы по

всему миру? Твоя прибыль растет, не так ли?

Я покачал головой.

- Разветвои работники нехотят большеденег,еслиты делаешь больше

денег? Как часто ты повышаешь зарплату? Дэйв вздыхает и ждет моего ответа.

Я медленно начинаю;

- Во-первых, у нас нетработниковв традиционном смысле этогослова. В

противномслучаемыбыразорилисьинесмоглизаниматьсябизнесом.

Большинство людей, с которыми мы работаем, независимы.Они работают с нашей

компанией, а нена нее.Они знают,как делатьденьги,илинаходятсяв

процессе обучения, как делать деньги для себя.

Дэйв выглядел озадаченным:

-Какая разница между тем, работаешь ты за деньги илиделаешь деньги? -

спросил он, быстро уловив слабую границу, которую я провел между этими двумя

понятиями.

- Работаза деньги - всеголишьмалая часть процесса создания денег. Я

использоваланалогиюсездойнавелосипеде,чтобы объяснитьемусвою

концепцию. Работа - это как педальная часть. Это важная часть, но в процессе

ездывовлечено еще много чего. Есливсе,что ты знаешь, этокаккрутить

педали, ты обречен разбиться. К сожалению, большинство людей думает, что для

ездына велосипеде кромепедалейбольше ничего знатьнеобязательно.Они

вращаютими все усерднее и усерднее, но в лучшем случае остаются наместе.

Они не изучают как сохранять равновесие или рулить.Если им все еще удается

удержаться, так это потому, что они наверняка взяли один из тех стационарных

велосипедных тренажеров, который прочно фиксируется на своей подставке, даже

если вы вращаете педали, как сумасшедший.

Дэйвхмурится,онявносмущен.Но в немтакжеявнопрослеживается

интерес.

- Продолжай, - говорит он. - Я хочу услышать больше.

- Каждый, кто работает с нашей компанией, постоянно развивает свои умения

в создании денег, не ожидая просто зарплаты. Мы - больше, чем просто бизнес,

мы - школа. Люди, работающиес нами, учатся быть универсальными в бизнесе и

могут занять любое место в нашей организации. Мы постоянно готовим всех, кто

имеет кнам отношение, быть универсаламив бизнесе. И хотяунас строгие

правила и стратегия, мы поощряем эксперименты, прощаемошибки, корректируем

их и сообщаем об их результатах на совещаниях. Наш бизнес всегда растет. Все

мы постоянно учимся и меняемся. И это уж точно не скучное место, поверь мне.

Воточемяхотелеще сказать.Нашаорганизация неохвачена какой-то

бредовой идеей. Но если кто-то не испытываеткакую-то новую идею в действии

боясь ошибки, мы провоцируем в немтакие стремление. Я повернулся к Дэйву и

спросил:

- Что делает большинство твоих работников, чтобы заработать зарплату?

- Они усиленно работают на своих рабочих местах.

- И ты не вовлекаешь их в полный цикл бизнеса?

Дэйв смотрит на меня и спрашивает:

- Тыимеешьввиду планирование, принятиерешений, решениепроблем и

подобные веши?

- Да.

- Ну, пожалуй,что нет, - отвечает он колеблясь. - Большинство из них не

интересуется или они просто не знают достаточно.

- Итак, они просто работают и получают зарплату. Верно?

Дэйв кивает, морща брови обдумывая все, что я говорю.

- Ну, и как же ты определяешь, что работнику следует повысить зарплату? -

спрашиваю я.

- У нихрегулярное повышение зарплаты за выслугу лет или же они получают

повышение по должности, что автоматически повышает и их зарплату.

- Получается, что чем дольше они здесь работают, тем больше они получают?

- Именно так, А также у нас хорошие страховки и пенсионный план. И премии

бывают часто, хотя, впрочем, оказалось, что как бы велика она небыла,она

неделаетработниковсчастливее.Онивсегдасчитают,чтозаслуживают

большего. - Он замолкает и пожимаетплечами, подчеркивая свое недоумение. -

Нотеперь всеэто больше неимеет значенияпотому, чтомынеполучаем

прибыли и нетбольшеразницы даватьпремиюили нет.В действительности,

многие из моих служащих теперь на грани увольнения.

- Давай взглянемна все это пристальнее,- говорю я. - Ты говоришь мне,

что твои люди приходят, выполняют свои обязанности, трудятся а поте лица, не

совершают ошибки,подсчитывают зарплату. Изатемидут домой.Я ничего не

забыл?

Дэйв пытается защищаться.

-Нам нравитсявместе работать. Мы получаем удовольствие,они говорят,

что я хороший босс.

Я поднялся с кресла, подошел к демонстрационному стенду и написал:

Где моя зарплата

Я повернулся к Дэйву.

- Неужели тебе не надоели эти слова?

- Я сыт ими по горло! - подтвердил Дэйв.

Япопросил его сходить к стендуи обвестипервую букву каждого слова в

кружок.

Затем я попросил его прочесть слово, получившееся из обведенных в кружках

букв.

Дэйв несколько секунд постоял в тишине, азатем медленно прочиталслово

буква за буквой.- Заноза! Получается "заноза"- воскликнул он, удивленный

своим открытием.

- Дэйв,ты или управляешь кучкой "заноз", или онивонзились в тебя, как

занозы. Одно из двух.

Дэйв разозлился.

-Я хорошоотношусь к ним. Я забочусьо них. Здесь приятно работать. Я

просто не могу платить им больше.

Я дал ему успокоиться, прежде чем начать снова задавать вопросы.

-Почемутынеобучаешьихбизнесу?Большинствоизних

высокопрофессиональные,отлично разбирающиесявкомпьютерныхпрограммах,

люди, верно?

Дэйв соглашается, что это действительно так,

-Почему быненаделить ихбольшейответственностьюиразрешить им

принимать участие в управлении компанией.

- Как это делаешь ты, - отвечает Дэйв, все еще защищаясь.

Я киваю.

-Ну,во-первых, многиеиз моихработников не хотятзнатьбольшео

бизнесе.Онихотяттолько своюзарплату. Они хотят заниматься только той

работой,которуюумеют делать. Многиеиз них думают, что бизнесмены вроде

тебя именя -мошенники.Они считают,чтомы зарабатываем слишком много

денег и эксплуатируем их. Они не желают становиться частью этого; все,чего

они хотят,это зарплату,льгот, отпускаи достойнуюпенсию. Меньше всего

хотят больше работы и ответственности!

Напряжение росло по мере того, как он высказывал наболевшее.

- Если я научуих,как веститакой бизнес,они оставят моюкомпанию,

откроют свои и станут конкурентами. Имбольше не нужны будутния, ни моя

компания!

- Ну, вот теперь мыподошли к непосредственной сути вопроса, - говорю я,

мысленно благодаря Дэйва за разоблачение егоистинного страха.- Теперь мы

должны потрудиться. Мы должны вскрытькорень проблемы, - Знаешьли ты, что

такое объединенная со-зависимость? - спрашиваю я Дэйва.

Он встряхивает головой.

- Нет.

-Co-зависимость,- говорюя,это психологический термин,призванный

описывать человека, которого привлекают люди с дурныминаклонностями. Проще

говоря,предположим,кпримеру,чтотысо-зависимитебяпривлекают

алкоголики.Тыможешьоченьсожалетьотом,чтотвойпартнеримеет

алкогольнуюзависимость.Тыможешькритиковатьегоидажеумолять

извиниться.Ноправдасостоитвтом,что тытакже зависим от своего

партнера, как он зависим от алкоголя. Кстати, если ты действительно зависим,

ты, вероятно, начнешь терять интерес к своему партнеру как только он или она

перестанутпить.Иоченьскоротысновабудешьвысматриватьнового

алкоголика, чтобы попасться к нему на крючок.

Co-зависимые живут в этом замкнутом круге, ненавидя его, но снова и снова

возвращаясь к одной итойже модели поведения. Они верят, что жизнь -это

постоянная борьбаза выживание и, конечно, это истиннодля нихстолько же

времени, сколько такая деструктивная модель сидит в их психике.

Длябольшинствалюдейпартнерствоработник-работодательявляется

со-зависимым.Оно базируется на наклонности к выживательному принципу.Как

раз то, что они в таком партнерстве считают наиболее привлекательным, станет

со временем причинойихнеудач. В нашем случаеимеетместо наклонность к

зарплате. Нето, чтобымыненуждаемсявденьгах,мы нуждаемся. Когда

обществобылоаграрным, мы были в состоянии заплатить ренту картошкой.Но

можете ли вы представить саму вероятностьотправкипяти мешков картофеля в

уплату за коммунальные услуги или ежемесячную поставку вбанк трех свиней в

качестве уплаты за квартиру? Конечно нет.

Запоследние сто лет деньги сталитак же банальны, каквоздух, водаи

пища. Они являются синонимом выживания, и когда выживание под вопросом, люди

становятсяотчаянными.Изстраха они используютсамый легкий,быстрый и

безопасный способзарабатыванияденег.Они перестают рисковать, учиться и

развивать свой потенциал.

Несмотря на то, что деньги занимают такое важное место внашем общества,

наша образовательная система не решается прямо говорить об их важности.Как

упрямый со-зависимый, который не хочет подумать о том, что он может сделать,

чтобыосвободитьсяот сетей алкоголиков, системаобразования отказывается

рассматривать вопросы обучения денежным принципам, этике денег и тому, как в

действительности работают деньги.

Иногда мне кажется, что наше общество избегает говорить на денежные темы.

Даже,еслимы говоримоб этом или нателевиденииобсуждаются этатема,

зачастую используются стерильные возвышенные термины, не отражающие истинный

смыслэтогопонятия,Инашаобразовательнаясистемакотораянесет

ответственность за преподавание экономических навыков, продолжает навязывать

теме денег имидж коррупции и зла. Непоймите меня превратно.Деньгимогут

коррумпировать. Но складывается впечатление, что система забывает о том, что

деньги еше и часть культуры современного мира, и они могут быть эквивалентны

массе хороших вещей, не обязательно материальных, кстати сказать. Говорить о

том, что деньги- этовсегда зло икоррупция в мире,который зиждется на

денежныхпринципах,то жесамое,чтоутверждать, что свиньи икартошка

способствуют в аграрном обществе коррупции.

Нашасоциальная система предлагаетизначальноневернуюмодель успела:

если трудиться усердно и много,если выполнять все требования, не совершать

ошибок и тщательнозапоминатьвсе, чтовамговорят,товсекак-нибудь

образуется. Бог простит, если вы станете поступать по собственному разумению

илипроявитеинициативу.Наша система поощряет нашу специализацию и затем

обещает хорошую надежную работу.

Может быть столет назадэтомогло сойти захорошую идею. Носегодня

просто не существуеттакой вещи, как гарантированная работа. В нашем быстро

меняющемсямиремифонадежной работеживтолькоблагодаряшколами

непосредственносамомубизнесу,которые,естественно,осознают истинное

положениедел.Тоже самое можно сказатьиовашемсобственном пути к

успеху, по вашим собственным правилам, совпадающим, кстати, с темичему вас

учили. Этоустаревшаяидея.Какмного размы карабкалисьпослужебной

лестнице. И уже совсем были близки к вершине, как вдругобнаруживалось, что

лестница приставлена к стене, которая рушится.

Позвольте мне высказатьсяпредельно просто. Гарантированностьвозможна,

но найти ее теперь можнотолько в специфической работе. Единственный способ

обретения гарантий пролегает через наши собственные знания. Мы должны знать,

как деньги работают в нашей жизни. Мы должнызнать, как быть гибкимии как

менятьсяиприспосабливаться, когдаэто необходимо. Мы должнызнать, как

приобретать новыенавыкии быстро адаптироватьсянезависимоот того, что

случится. Если коротко, то мы должны знать,как быть во-первых, универсалом

и во-вторых, специалистом.

Когда я говорю: "Давайте научимся использовать деньги", - я не имею ввиду

умениеманипулироватьиэксплуатироватьдругихвоимянакоплениявсе

большего количестваденег.Это всего лишь ещеоднаформапривязанности,

которая непоможет стать счастливее или чувствоватьсебявбезопасности.

Приведу пример:

В середине 70х бизнес-школы начали учитьстудентов быть "жонглерами" или

так называемыми финансовыми манипуляторами. Вместо того, чтобы учить их быть

дальновидными бизнесменами, которые создавали бы новые товары иуслугидля

расширения экономики, их научилиэксплуатировать систему. Результатом этого

стало падение экономики и возникновениеу всех нас новых проблем. Некоторые

из этих "жонглеров" закончили свою карьеру в тюрьмахи оставилидоверчивых

американцев с многомиллионными долгами и убытками.

Такогородасо-зависимостьзакономерно привелакэкстремально-худшей

развязке.

Школыбизнеса все еще обучаютстудентов делать деньги изденег,таким

образомготовяфинансовыхменеджероввместосмелыхбизнесменеджеров.

Получение большихзарплат и бонусов постепенно становится более важным, чем

продвижение по службе. И это оправданно, т.к.став богаче, мы можем сделать

больше для общества.А богачемы сможемстатьтолько, если расстанемся с

со-зависимой дружбой с деньгами и честно научимся тому, как они работают.

Подумайте, каким бы мог стать нашмир, если бы мыучили людей создавать

новыетоварыи услугивместо финансовойзависимости.Почему бынасне

вдохнуть новую жизньв сферу интерпартнерства, которая однажды сделает нашу

страну великой, сферу,которая на данный момент кажется умирающей медленной

смертью?

Нашим главным союзникомв этом можетстать образовательная система. Но,

как всем известно,у нее большиезатруднения. Преподаватели знают об этом,

родителизнаютобэтоми студентызнаютоб этом. Неспособность системы

ответить нанасущныенуждыобщества и на необходимыеперемены внутри нас

неизбежноведетк краху.В каждомкрупномгороденародноеобразование

превратилось в микрогосударство анархии, где никто ни за что ответственности

не несет. Студенты понимают, что их обучают устаревшим вещам. Они знают, что

информация, необходимая для их личноговыживаниявшколе непреподается.

Большинство изних поняли,что идеяработатьвсю жизнь на однукомпанию

нелепа. Не смотря на это, имея все наши стереотипы в наших мозгах, мы упорно

настаиваем на мысли о том, что выборпрофессиинужно делать в подростковом

возрасте. Но остановитесь и подумайте хоть немного. Скольким из нас довелось

получить практику вкомпании илииндустрии, которая еще не получила своего

фактического статуса к моменту окончания нами вуза?Имы говорим сейчас не

об ограниченном круге людей, а о миллионах.

Разве удивительно,что учащиеся часто бунтуют не только против школы, но

и против общества? Онине глупые, им скучно. Они видят жизнь вокруг себяи

знают, что то, что им дает школа, не соответствует окружающей их реальности.

Поэтомуони пропускают занятия, уходятсо школы или мало еюинтересуются.

Большинство учащихся проходятэтот процесс обучениятолько для того, чтобы

получитьдиплом. Они считают, что диплом-это ключ к следующейдвери. К

сожалению, многих из них постепенно понимают, что годы, ушедшие на получение

аттестата, - пустаятрата времени, они невыигрывают нивчем.Двери, о

которых они мечтали никогда не материализуются,а если это всепроисходит,

вовсене обязательно, чтобы они открылись только от того, что у вас есть на

рукахдиплом. Инетольковысшаяшколастрадает отэтого.Статистика

показывает, чтосреди выпускников колледжей, как никогдаранеев истории,

много безработных.

Явстречалслишкоммногих,ктонепонимает, что жеслучилосьс их

жизнями. Их мечты еще даже не начиналисбываться. Их доход вовсе таковым не

является, и они понимают, что, если дела пойдут так и дальше, они подойдут к

пенсионномувозрасту сполной зависимостью отправительственныхдотаций,

едвасводяконцасконцами.Они наблюдают ничтожномалоечисло людей,

выигравшихфинансовое благополучие. Чтокасается их самих, онипродолжают

всеусерднее трудитьсяв то время,как вседальше и дальшеотстают. Что

произошло собещаниями хорошей жизни?-спрашиваютонисебя.Ведьони

следовали всемтем правилам,которымих научило общество - быть хорошими,

делатьвсе, что говорят, усердно учиться и усердно трудиться. Что жепошло

не так?Чтоже, они получат свой урок, объясняющий им что же пошло не так,

но хорошо, ведь этот урок будет ложным.

К сожалению большинствоусердных многообещающихстудентовсовременем

превращается в со-зависимость от школ и колледжей заноз. Все, что они знают,










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...