Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КЕМ ТЫ ХОЧЕШЬ СТАТЬ, КОГДА ВЫРАСТЕШЬ?




"Я не люблюработать - никтоне любит -но мненравится то, что можнонайти в работе шанс найти себя.Твоя собственная реальность - длятебя, недля других - то, чего никакой другой человек никогда не узнает".

Джозеф Конрад (1902 г.)

Нескольколет назад я был на вечеринке, состоящейиз 25человек. Околодевятичасовкнамспустилсядесятилетнийсын хозяина,чтобы пожелатьспокойной ночи.После нескольких вопросов о хобби и о школеодин из гостейспросил мальчика: "Так кем ты хочешь быть, когда вырастешь?"Мальчикзасмеялсяисказал:"ЯхочубытькакТомКрузистатьвоенно-морскимпилотом".Гостьсказал:"Это хорошо?"Нодругой человексказал:"Оу, Билли, тынеможешьэтогохотеть. Разветы не хочешь бытьдоктором,кактвой дядяТэд? Тызнаешь докторамного зарабатывают.Вотпочему у дяди Тэда большой дом и множество машин."Но ребенок знал свой собственный ответ. "Я хочу быть военным пилотом.""Тыуверен?Этиужасноопаснаяработа,ионанеслишкомхорошооплачивается.Еслиты будешь получатьвшколе хорошие отметки иусерднотрудиться, ты сможешь стать доктором и быть богатым."Мальчик смутился."Хорошо, -сказалон: "Я подумаюо том, чтобы статьдоктором." Затем он убежал спать.Я стал вспоминать, о чем я мечтал, когда был маленьким, и мне показалось,чтотакже, каки Билливсе мои мечтыо будущей профессии базировались начистой фантазии. Наши мечтыважны, гораздо более важны,чем большинство изнас можетпредставить. Они нашамотивировочная база в процессе обученияиразвития. Выбор мы делаем,исходя из условий оплаты обретаемого статуса иличьей-либорекомендации.Напол-путикпрофессии,скажем,докторамыстискиваем зубы иупираемсядо конца. Нас больше не интересует обучение настолько,насколькоинтересует, когдаоно наконец окончится,имы начнемпожинатьплодысвоих усилий.Еслиже мыимеем мужествоследовать своиммечтам, они поддерживают и мотивируют нас даже в самые тяжелые времена.

Но я прежде всегодолженотметить,что мечты могут меняться. БудетлиБилливсегдахотетьстать пилотом? Может быть водинпрекрасный день онзахочет стать докторомточно так же,каксейчасхочет быть пилотом. Ведьдействительнонашимечты меняются. И чемуже намобучать Билов и Барбар?

Чему мы должны учить Билли, чтобы он мог в жизни быть и доктором, и пилотом,и, возможно, постичь несколько других профессий в зависимости оттого,каксложитсяего судьба?Давайте на примере моей собственной истории проследимответы на эти вопросы.

Я думаю, я во многом напоминалБилли, когдасам был в еговозрасте,Ячиталкниги опутешественниках,которыеплавалипо морям надеревянныхкораблях из порта в порт по всему миру и возвратившись, рассказывали историио своих удивительных приключениях. Я читал Джозефа Конрада, Германа Мэлвиллаи Риарда Генри Дана. Я мечтал об этих далеких экзотическихостровах Востокаи тихоокеанского бассейна.

Когда в15 летмояклассная руководительницаспросила меня,кем бы яхотел статьпосле окончания школы.Я,естественно, ответил, что хочу бытьморяком. Онаспросила:"Нехотелосьлибымне сделатьболее достойныйвыбор".

Яполучил сообщение. Онанастоятельно советовала мне отнестиськ этомувопросу по возможности мудро. Но я настаивал насвое решении и говорил, чтоя действительнохочу быть моряком. Яответил,что хотел быотправиться впутешествиев далекие порты, сплаватьна деревянных корабляхнаТаити. Яхотел встретитьпрекрасныхдевиц,гребущихв своих каноэ, одетых воднитолько цветы и кричащих: "Эй,моряк!" Яговорил,что это мечта всеймоейжизни. Реально это или нет, но это было как раз то. что я хотел делать послеокончания школы."Нучто же",-сказалаона,глядяна меня с отвращением. "У тебя неслишком высокое призвание, не так ли, молодой человек?""Да. не слишком, - ответил я решительно и со смехом. - Но это должно бытьочень забавным."Не следующийвопросудивил меня."Хорошо, -сказалаона.-Если тыдействительно хочешь стать моряком, почему бы не стать лучшим моряком?"Онаподкинула мне книгу "Самоучитель, как стать достойными моряками".

Казалось,навстречу мне распахнулся целый мир. Впервыев своей жизниуменяпоявилась причина, чтобыучиться.Хотя моя советчица не предупредиламеня обо всех ожидающих меня на этом пути трудностях. (Например, чтобы статьморским офицером, нужно иметь рекомендации конгрeсса для поступления в самуювысшую военно-морскую школув США). Она также и не отказала мне в моральнойподдержке. Ив 1964году я получилдве рекомендации, одну вКоммерческуюМорскую Академию в Кингс Пойнте в Нью-Йорке, а другую в Американскую МорскуюАкадемию в Аннаполисе, Мэриленд. Я выбрал Кингс Пойнт.

Какбытонибыло,после окончания учебы в22-летнемвозрасте, моядетскаямечта сбылась. Яплавал натанкерена Таити и встречалкрасивыхаборигенок. Но дажене смотря нето, что мнеплатилиогромные деньги и яделал вещи,о которыхвсегда мечтал, мне былоскучно на работе.Проблемабыла втом, чтоединственной профессией, которой я владел и к которой меняготовили,былIIIкорабельныйпомощник.Сам тогонепонимая,ясталспециалистом, призваннымвыполнятьтолько простуюмеханическуюработу. Ядолжен был приобрести другуюпрофессию, еслихотел получатьте же деньги,что я уже зарабатывал.

В результате я решил последовать следующей своей детской фантазии и статьпилотом самолета.Когда явыучился,ябылотправленво Вьетнам военнымлетчиком.Мне нравилось летать,я получал ничтожную оплатуивряд ли мненравились бои больше, чем кому-либо из летчиков. Но когда я вернулся в1973году,я вновь обнаружил,что приобрел очень специфическиенавыки, которыеоставляли мнетолько два выбора: ямог управлятькораблемили летатьнасамолете. Ни один из них меня более не интересовал.

И тогдаястал приходитьквыводу, чтошколапо сутиуменьшает нашпотенциалкуспеху,поскольку направляетпо заранеенамеченномуплану:получение узкой специализации. Вэтойстранеприобретенная такимобразомпрофессия направляет тебя прямиком в карьерную ловушку,воруяваши мечты иваш великий потенциал.

Существуютмиллионылюдейввозрастеот28 до45лет, которыенеудовлетворены тем, что ониделают. Они утратиличувствопривлекательностисвоейпрофессииилимаксимальновнейреализовавшись,исчерпаливсевозможности.Этанеудовлетворенность являетсяпричинойтого,чтостольмногиеменяютпрофессию всреднемвозрасте. Проблемавтом,что меняяпрофессию,мытеряем своей высокийстатус. Это какначинать все сначала,даже, если мы имеем некоторый опыт, применимый в новой профессии.Процесс обучения предполагает, что среднийчеловек в течение жизни можетсменить по крайнеймере пять профессий.Почему же при такомположении делпаше общество требует от детей столь раннего выбора? Частично это происходитоттого,чтонашасистемаобразованияпо-прежнемунацеленанануждыаграрногогосударства.Иразрабатываласьонаисходяиз40-летнейпродолжительностижизни, предполагая отсутствие необходимостиприобретениядругой профессии при таких условиях. Кроме того, в аграрном обществе широкийвыбор профессий вовсе и не требуется. Да и знать много не обязательно, чтобыпрожить.

Сегодня, длявыпускниковшкол, которые в потенциале могут работать и 60лет,идеяспециализациипредставляетсянелепой.КаксказалБакминстерФуллер,слишком узкая специализацияведетквымиранию.Мынуждаемсявсистеме образования, которая бы обучала основным принципам, которые могли быприменимык любой специальности. Это позволилобылюдямпереключатьсясодной профессии на другую безо всякого ущерба.

В1973году,когдаяпокинулфлот,более нежелиприобретатьинуюпрофессию,мне хотелось обобщить свои навыки, поднявих выше планкиузкойспециализации.Мне быхотелось успешносочетатьв своемарсеналетакиенавыки, как морское дело, экономику, маркетинг, финансы, производство с тем,чтобы статьболееподготовленным кудобному случаю поменятьпрофессиювбудущем. Я не хотел сужать мой будущий профессиональный потенциал, как это уменя уже произошло в прошлом.Я обнаружил одну характерную черту, присущую любой профессии. Нечто иное,как узкая специализация является решающим фактором, определяющим ваш успех впрофессии. Некоторыепреимущества, которые вы получаете приобретаются ценойограничениянашего выбора. Если я,к примеру, дантист ихочу зарабатыватьбольше денег, у меня единственный путь - специализация ортодонта.

Одним из рычагов, управляющим развитием нашего общества, является бизнес.Пока япризнавалсясебев том, что вопределенных кругах понятиебизнесимеетдурнуюрепутацию, я всебольшеи большепризнавалего бесспорнуюуниверсальность. Вконцеконцовлюбой дом-это тот жебизнес.Деньгиприходят иденьги уходят.Церковь или благотворительность-этобизнес.Правительство - этобольшойбизнес.Всамомделе янемогудуматьочем-либо, не признавая,чтоэто своего рода бизнес. Нравитсявамэто илинет,носовременныймирзиждетсянаденьгах,производстве,продажах,маркетинге, финансах и экономике.

Итак в1973 годуяпринялрешение стать дилетантомбизнеса. Яначалподыскивать работуне спозиции размеровоплаты, а с позициитого, что ядолжен узнать для ее получения. Когда я покинул Морской Корпус, я решил, чтохочузнатьсамый сложныйдляменя аспектв бизнесе-продажи,будучизастенчивым человеком и с трудом терпящим отказ.

Я отыскалнесколько компаний,имеющие хорошие образовательные программыпо продажам. В конце концов я выбрал мультинациональную корпорацию,котораятакже продаваластартовый пакет как отдельный продукт. Ядолжен упомянуть,чтона тот моментсвоей жизни явоспринималбизнесменов ничтожнейшими излюдей.Я воспитывался вакадемическихкругах именяучили,что те, ктозанимаются продажаминеэтичные, аморальные, навсе способные ради доллара,люди. Вмоемвоображении рисовался человек, одетый в патентованные кожаныетуфли,полиэстровыйкостюм,продающий подержанныемашины.Уменябылопредостаточно предрассудков, чтобы избегать таких людей.

Первый урок,который явыучил,заключался втом, что вряд ли отыщетсячто-товсовременном мире, чтоне вовлеченовсистему продаж. Учитель вклассепродаетидеи,курс обучения изнания. Министр продает религию илиБога.Иматьпостояннопытаетсяпродать своемуребенку модель хорошегоповедения. Подобным жеобразом менеджерыбольших компаний продаютто, чтонеобходимо тем, кто к ним нанимается.

И вот что я понял:чем более компетентен человекв вопросах продаж, темлегче будет его жизнь.

Недавно знакомыйпочтальонпожаловался,что онмалозарабатывает. Онзнал, что я обучал бизнесменов,и спросилу меня,что ему предпринять,япредложил емупойти в торговлю, ноон сказал: "Яненавижу торговцев. Я небуду одним из них". Яему заметил, что сейчас онпродает свое время, чтобыразнести почту. Его ответ был: "Да, да, но это неодно и тоже. Торговцы -мошенники.""Железобетонные принципы"держалиего и его семьюнанизкомуровне дохода.

Я не знаю, откуда взялась мнение о том, что люди, занимающиеся торговлей,плохи. Возможно, что от того, что образ потрепанного, агрессивногопродавцаподержанных автомобилейпорой муссируетсясредствами массовойинформации.

Придерживаясь этого стереотипа, мы существенно ограничиваемосмысление тогофакта, что практическикаждый день нуждаемся в помощи продавцавсякий раз,когда приобретаем товар или услугу.

Важнымздесьпредставляетсятотфакт,чтопрофессиональнаяработаторговца какбыневзначайсобирает навыкикоторыемогут бытьприменимыпрактически во всех проявленияхкарьеры. Я знаю врачей,юристов, учителей,руководителейбольшихкорпораций,дажепсихотерапевтов,министровираввинов,которые утверждают,чтораннийопыт в торговлебыл, возможно,самойстоящей школой жизни. Годы работы продавцами научили их, как общатьсяслюдьми,какраспределитьихэнергиюивремя, какубеждатьбыстро,эффективно и с улыбкой.

Не поймитеменя неправильно.Я неговорю, что наша система образованиядолжна поощрять каждого идти в бизнес илиторговлю.Я говорю только о том,что если в вашей жизни важно уметь общаться с людьми, важно уметь обращатьсясденьгами,важно статьфинансовонезависимым, то существует способ, какэтомунаучиться,нацелив наэто вниманиеиэнергию.Человеческий ум-зеркало,в котором отразятся все необходимые способности исвойства,лишьтолькопоместитьв егофокусе необходимуюустановкунарасширениеегоспособностей, а не на сужение.

Образование тогосорта, которыйяимеюв виду,откроетбезграничныевозможности вместоих сужения.Независимо оттого детимы иливзрослые,глобальноеобразование поможет намразвиться ввыбранном нами направлениииливлюбоймоментнашейжизни.В мире,претерпевающемтакие быстрыеизменения,специализациястановитсяопасной.Какмыможемдостойноподготовитьсяк будущему,если мы не можемегодаже представить? Мывсенуждаемсявтом, чтобыпривыкнутькмысли отом, что образование - этопроцесс длиною в жизнь и он вовсе не заканчивается с окончанием школы.В моей собственной жизни горы работы с продажами дали мне неоценимый опыти были одновременно самым крутым жизненным вызовом,с которым мнепришлосьстолкнуться.Я начинал,какбольшинствоиз нас со страхом, боясь продаж,потому что думал, что никогда не смогу научиться тому,что в этой профессиичто-тослучается. Чужойотказпреследует вас. Яначинал с самойсложнойпозициив торговле: ходил от двери к двери.Я посещалвсепроходившиевгороде семинары. Два годая чувствовалсебя слепымидиотом,слишком малозарабатывающим и страдающим, пока наконец яненаучился. Потомвсепошлозначительно легче. Затем последовал успех,настоящий успех.Этобыло так,как будто я научился ездить навелосипеде. Когда наконец-то я стал хозяиномположения, мир распахнулся передо мной. Неважно, куда и приходил, меня всюдуценили, практически каждая компании нуждалась вхорошемторговом агенте. Ястал обнаруживать, чтомойдоход сталнапрямуюзависеть от моего умения,показывать мою способность продаватьмой товар.Впервыев своейжизнияпочувствовал себясвободным,потомучтофактическивлюбомместемогзарабатывать деньгивобмен на мое умение. Я не стануописывать, что дастчеловеку ощущение свободы.

Сегодня я владелец компании по образованию. Когда люди спрашивают,что яделаю,яотвечаю,что яучитель. Вдействительности,я думаюосебе,во-первых, како человеке, умеющеморганизоватьчто угодно. Я могутакжеответить,что яученый, бизнесмен, поэт,администратор, лектор, менеджер,писатель, издатель... список может продолжаться ипродолжаться, потомучтоэто все есть во мне, благодаря моему универсальному образованию.Глобальные перспективы универсализма.

Мыв СоединенныхШтатахвнимательноследим за подходомуниверсальнойпрофессиональностивдругихстранах.Несколькострантакжекакмы,культивируют специализацию. И я должензаметить, что в этом кроются причинынашихмногихсовременныхэкономических проблем.Когда японскиекомпанииобучают людей на должности исполнителей, они не фокусируют внимание натом,какое у них предыдущее образование. К примеру, вЯпонии я встретил молодогопреуспевающегосотрудникакрупнойяпонскойкомпании.Егообразование -французскийязык-небизнес. Это меня удивило,и я решилузнать о немпобольше.Онсказал,что через десятьлет,возможно, будетпрезидентомкомпании.

Молодойчеловек заметил, что его компания сначалаищет людей, у которыхесть социальноеположениеи ктобыстроможет обучиться.Затемкомпанияобучает человека в течение десяти лет каждому аспекту бизнеса.По окончаниионимеетопытпрактическивовсехоперацияхкомпании.Этоистиннаяуниверсализация,кардинальноотличающаясяоттоготипаспециализации,которуюмысегоднянаходимвамериканскихкомпаниях.ВбольшинствеамериканскихкомпанийменеджеровнабираютпоМБАпрограммамсредивыпускников университетов с небольшимилиполностью отсутствующимопытом.

Редко когда новичок отличается компетентностью. В большинстве случаев навыкиуниверсалов невозможно даже сразу распознать.

Итак,чтоженаши колледжииуниверситетымогут предложитьсегоднячеловеку, который хочетстать универсалом?Когда-то давноученыестепенибылипризваныобслуживатьэтунишу.Носегодняэтонеработает.Вбольшинстве университетов либеральнаяпрограмма обучения представляет собойнечтонезначительнобольшее,чемграндиозныйбанкет,накоторомнеопределившиеся еще студенты могут попробовать разнообразные возможности. И вочень многих случаях этапрограмма предполагает академическую подоплеку, необеспечивающую практических навыков.

Становясь универсалом.Выпочувствовалисебявловушкеспециализации?Вынезнаете,какраспрощатьсясосвоей теперешнейработойи подыскатьчто-тоновоебезизлишних затрат?

Мой совет - начинайте интересоватьсяработой, накоторой можете многомунаучиться,а не много заработать. Соотнесите годы вашей жизни,затраченныенаприобретениенавыков,вкоторыхнеспециализируетесьсналичием иколичеством этихнавыков.Специалистыдолжныпотрудитьсяровно столько,сколько потребуется, чтобы стать специалистом-универсалом.

Сегодня, если вы уже состоявшаяся личность, вы должны создать собственнуюпрограммууниверсальногообучения. Новозможно увасэтополучитсянераньше, чем выосознаете свои истинныепотребности и сферу, вкоторойвысможете приобрести необходимые для ихудовлетворения знания.Мирзаполненвсяческими возможностями,начиная со свободных лекций в колледжах и местныхсервисных клубов и заканчивая работами, способными предоставить широкое поледеятельности,способствующееприобретениюи расширениюинтересующихваснавыков.

Следуяэтимпутем, мыможемпослужитьпримероммладшемупоколению,помогая изменить существующий порядок вещей в школах. Надеюсь, что эта книгапоможет вам в этом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...