Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБУЧАЯ ЛЮДЕЙ БЫТЬ БЕЗДУМНЫМИ ПОПУГАЯМИ




В школе я учил множествоскучных вещей.Но я также очень быстропонял,

что из-затого,чтоучителя,говорящиемневсеэти беспокойные вещи и

ставящие мне оценки, обыкновенные живые люди, я должен давать им желательные

для них ответы независимо от того, что я в действительности думаю. Даже если

ястану отвечатьто,что онизахотят услышать, это неостановит процесс

моего мышления.

Р. Бакминстер Фуллер.

Вероятносамымпростымиважным урокомуниверсала является признание

существенной разницымеждузаучиваниемипроцессомистинногомышления.

Конечнонашидипломатыистепени быливыданы намза заслугив области

заучивания.

Чтобыпрояснитьэтотвопрос,позвольтемнерассказать вамисторию,

которая своеобразным образом иллюстрирует мою точку зрения.

Прежде,чемотправитьсявоВьетнамвкачествевоенногопилота,я

предпринял некоторый тренинг вКалифорнии. Имея заплечами летную школу, я

чувствовал себя довольно уверенно. Кроме всего прочегоу менябыли хорошие

оценкиполетной практикеи академическим предметам. Я еле дождалсяэтой

поездки, так мне не терпелось продемонстрировать то, что я умел.

Послетого,какябылпредставленлейтенантуДжонсону,моему

руководителю,с помощью которого ядолженбылизпростыхпилотовбыть

переведен в военно-морские, он меня спросил, знаю лия процедуру готовности

по тревоге.

"Конечноя еезнаю",- ответил я: "Я настолькоее вызубрил,что могу

процитировать все слово в слово, даже если вы меня поднимите среди ночи".

Лейтенант не был слишком впечатлен моим ответом, ноон сказал: "Хорошо",

- и затем предложил мне тест. Я нашел это странным. Разве он не знает, что я

выучилвесь курсв летной школе. Ясдал все тесты. Язнаю, как правильно

летать. Я даже провел несколько сот часов в вертолете-тренажере. Разве он не

знает, что я крутой пилот? Я только хочу стрелять.

Спустядолгиепол-часа я сдалегомаленькийтестнаготовностьпо

тревоге. "Вы,без сомнения,очень хорошо всевыучили",- сказалон."А

теперь мы можем приступить к практическим стрельбам из ружей и пушек".

Я усмехнулся.

Скоро ялетал низко над землей, стреляя как маньяк. Видя, как я веселюсь

по поводу собственных успехов, лейтенант Джонсон подстрелил мой двигатель. Я

в изумлении уставилсяна него, но он продолжал наблюдать за впереди летящим

вертолетом какни в чем небывало. Междутем мы бесконтрольно планировали

надпустыней. Япохолодел.Мое восприятие было пустым ичистым, как лист

бумаги. Мне нужнобылострелять,номы парилинепосредственно над самым

песком.

"Я сделал тебя", - твердо сказал лейтенант, летя в ста футахот земли. В

тишине он подлетел к открытому пространству и садил вертолет.

-Вамненуженвьетнамец, чтобыбытьубитым.Ваша некомпетентность

сделает это за него, - сухо сказал он.

Я не смеялся

-Практически каждый может заучить материал,ноесли вампрежде,чем

сделать, нужно думать какое-то время, нельзясчитать, что выэто знаете, -

сказал он.

- Но я...

- Школазакончилась -сказал он:пришло времядействительно научиться

летать. В данный момент вы не более, чем идиот с лицензией пилота.

Урок был совершенно ясен.

Я осознал разницу между истиннымзнанием и заучиванием,когда лейтенант

Джонсонвтот день подстрелил мойдвигатель. Позжеон тренировалменя и

моегодруга,лейтенантаТэдаГрина,ещеодногоединственногопилота,

допущенного к обучениюпо программе боевой готовности по тревоге. Мы довели

наше мастерство довыживательного уровня.Это стоило большогонапряжения.

Неудачизаставляли меня и Тэда достигатьуровня совершенства. И вот в один

прекрасный день мы успокоились. Боеваяготовность по тревогестала для нас

такой же рутиной, как иобычные полеты. Тэдчутьли не зевал,когдамне

удавалосьподбить его двигатель. Мынаучились летать без двигателятак же

хорошо,какисним.Страхтрансформировалсявкомпетентность,а

компетентность переросла вполную уверенность,не имеющую, кстати,ничего

общего с эго.

Год спустя мы с Тэдом летели над Южно-Китайским морем. Наш вертолет летел

над темными водами моря приблизительно в 25 милях от вьетнамского берега.

- Когда я утром начиналпредполетную подготовку, - заметил Тэд, - у меня

былотяжелоепредчувствиепо поводу нашего назначения. Яподтвердил, что

тоже нервничал. Хотя ни один из нас не мог точно сказать почему.

Вскоре Тэд, яиещетри членанашего экипажа неслись нанашем боевом

"Хью",отпуская шуточки и наблюдая как нашавианосец пропадает из видупо

мере удаления от него.Через несколько минут смех стих, имы в полной мере

вкушали полетную рутину, как это часто происходило с нами прежде.

Менее чем пол-часа спустя, нашдвигательзаглох.Мылетели достаточно

низко, и таким образоммогли подать толькообычныйсигнал тревоги прежде,

чем упасть н океан. Следующее, что я помнил, было мое плавание в воде океана

и уносящий нас самолет-спасатель.

Вспоминая происшедшие с нами события с моментаотключения двигателя в то

утро, язнаютолько, что мы отреагировали быстро и инстинктивно. Иу меня

нет ни капли сомнения в том, что если бы мы задумались хоть на мгновение, мы

никогда бы неспаслись. Уроки лейтенанта Джонсонавтот деньспасли пять

жизней.

Добиваясь реального образования

Во-первых, и преждевсего любая образовательнаясистема любого общества

должна справляться с задачей обучения базовым навыкам, помогающим выживать в

этомобществе,неважноидетлиречьофизическом,эмоциональномили

финансовомвыживании.Безусловно,еслибыцельобразованиябылаэтим

достигнута, это было бы слишком просто. Кроме того, обучаясь, каждый студент

долженосвоитьбазовыенавыкиобучения:какэффективно обучаться,как

соответствоватьнуждамобщества.Что-либодополнительноеконечнобудет

только напользу,ноесли система образованияне обучает базовым навыкам

жизни, мы едва ли можем признать ее удовлетворяющей нашим потребностям.

Еслимы успешныне только в нашейличной жизни,но икак общество, в

которомнаслаждаютсядетиидети нашихдетей, значитмыдолжныбудем

признатьтот факт, что нас хорошо натренировали в годы учебы. В большинстве

случаев наша естественная потребностьв обучении мертва или но крайней мере

временногодремлет. Это может свидетельствоватьтолько об одном, что такие

знания слишком малополезны, а возможно, что и бесполезны вовсе.

Системаобразованияредкоподдерживаетирасширяетнашиврожденные

способностикобучению.Всамоепоследнеевремяэтиспособности

игнорировались, и что еще хуже выслеживались, уничтожая чувство собственного

достоинства. Какбы выкэтомунеотносились, увас воруютврожденное

чувство потребности в знаниях, оставляя вас искалеченными и отправляя такими

в этот мир в поисках успеха.

Как же нам вернуть то, что мы потеряли? И как же нам увериться в том, что

наши детинебудут воспитываться системой, которая не способнанетолько

обучитьнеобходимому,но иполностьюподавляетразвивающуюсяличность?

Начинайте изменения с понимания.

Существует 3 разновидности обучения:

1.Ментальноеобучение:запоминаниефактовидат,наподобиеввода

информации в компьютер.

2. Физическоезапоминание: опыт, основанныйнатактильныхощущениях с

привлечением всех органов чувств и с задействованием всей нервной системы.

3.Эмоциональноеиподсознательноеобучениечерез различные чувства:

радость, страх, печаль, любовь, сочувствие, экзальтацию.

Для полноценного обучения должны быть задействованы все три типа в равной

степени.

Посмотрите повнимательнее наш учебныйпроцесс, вспоминая как выучились

ездить на велосипеде. Вы можете разделить его на 4 стадии:

Четыре стадии обучения

1. Неосознанная некомпетентность: волнуясьо том, какже все-такинадо

правильно кататься,но абсолютнонеимеяпредварительногоопыта, выне

знаете, что именно вам надо изучать.

2. Осознаннаянекомпетентность:вы садитесьнавелосипеди начинаете

крушить рядом, но быстро падаете,убеждаясь в том, чтоделатьвы этого не

умеете.

3.Осознаннаякомпетентность: черезпаденияи ошибки вы корректируете

снос умение. Вы обследуете, часто на подсознательном уровне,что вы сделали

такого,чтопривелокпадению,ипутемподбораразличныхдвижений

становитесь наконец умелым велосипедистом.

4.Неосознаннаякомпетентность: Выбольшене думаете отом,чтовы

делаете.Выдержитенеобходимыевамзнаниявнутри,и опираясьна них

автоматически, вы едете.

Сознательноилиподсознательновытемнеменееосознаетепроцесс

обучения. Этозависит от того,накакой стадииобучениявынаходитесь.

Допустим, вынаблюдаете за детьми, которые только учатся ходить. Вначале вы

наблюдаете волнение,связанноесоткрытиемсамойвозможности; затемвы

видите попыткиипадения;дети совершают ошибкиичувствуютэто; затем

следуеткоррекция и чувство самоутверждения; инаконец вы видите восторг и

радость налицеребенка,которыйнаучился передвигатьсясамостоятельно.

Независимоот того,чему человекобучается,он в любомслучаепроходит

четыревышеизложенныестадии.Продолжительностьобучениязависитот

обучающегосяи предмета обучения. Мы учимся такдо школы. Имы любим это.

Этоволнующе. Это делает наслюбопытными,и мы хотим знать больше. Каждый

раз, когда мы изучаемчто-нибудьновое,мы чувствуем подъем,этоособое

чувство, поднимающеесяиз глубин подсознательного и основанное наощущении

способности принять вызови преодолеть его. Как это происходит с маленькими

детьми,большинство изнасчувствуетналичиевнутрисебя потенциалаи

испытывает удовольствие отвозможностиегоосвободить.Нозатемчто-то

происходит. Школа кладет конец нашему удовольствию.

Около восьми лет назад наша образовательная система сократила способности

физическогоиэмоционального обучения и сфокусировала своедрагоценнейшее

внимание исключительнонаментальном обучении,основанном на выучивании и

запоминании фактов. Мы переходили из класса в класс только послевыучивания

определенных фактов, которые были избраны нашими "экспертами" по обучению.

Если темойдляизучениястановилась, кпримеру,ездана велосипеде,

студентам не разрешалось даже прикоснуться к велосипеду до тех пор, покане

будут изучены все факты, касающиеся этого предмета.Послетестирования,-

наборанеобходимогоколичества правильныхответов-студентпризнается

годным и переводитсяв следующий класс. Слишкоммного неверных ответов,и

студент не допускается к следующему шагу в мир прогресса.Те, кто не смогли

запомнить, никогда уже не смогут ездить. Неважно, что все эти людимогли бы

бытьнепревзойденнымивфизическом илиэмоциональномобучении.Горькая

ирония заключаетсявтом, чтокакраз они-тоимогли статьолимпиками

велоспорта.

Представьтесебе, что бы случилось,еслибы езду на велосипедевыбы

изучалиследующим образом. Здесь дано несколькопростыхвопросов из плана

воображаемого урока с комментариями их предназначения.

1. Когда был изобретен первый велосипед.

Настоящий ответ: В 1790 году французом по имени М.Дэ Сиврав был изобретен

велосипед фэрэ,двухколеснаяконструкция на деревяннойраме, напоминающем

коня. Изобретательсидел нанемверхом и ехал засчеттолчков ногамио

землю.В1860г. шотландецКиркпатрикМакмилан сконструировал механизм,

управляемый велосипедным рулем ипередвигающийсязасчет системы рычагов,

приводящихся в движение ногами ездока.

Настоящий ответ студента: А какая разница. Я только хочу сесть и поехать.

Но если я завалю тест, ониникогдане позволят мнена него сесть. Сколько

ещелет я буду иметь с этимвсем дело?... Интересно, у коговечеринка в

этот выходной.

2.Велосипеднаярамаизготовленаиз: а)резины; б) зубной пасты;в)

стали; г) алюминия.

Мыслительный процесс студента: втом журнале из библиотеки, чтоя читал

на прошлойнеделе, была статья обэкспериментальных моделях, изготовленных

изсплаватитанаи карбоновой фибры. Такиене будутвыпускатьсяраньше

следующегогода, но в любомслучае, это не можетбытьответомнатест.

Некоторые,самыедешевыевелосипедысделаныизстали.Самыедорогие,

сверхлегкие - изалюминия. Интересно, скольколет моему учителю? Еслиему

больше45 лет,он наверноезнает только о стальной раме. Я думаю, ему 50,

так что я напишу сталь.

3.Напишитесобственныйрассказ, составленныйиз250слововашей

увлекательной поездкена велосипеде. Ваша работа будет оцениватьсяс точки

зрения творчества, оригинальности и употребления родственных глаголов.

Мыслительный процесс студента: Как, интересно, я узнаю радость от езды на

велосипеде, если они не позволяют мне это делать? И что, к чертям такое, эти

родственные глаголы?

Эта модель вопросов должна была дать вам некоторое представлениеотом,

почему ментальное обучение не можетнаучитьчеловека ездить на велосипеде.

Как вообще только ментальное обучение может датькакое-либо представление о

предмете,тогдакакэмоциональноеифизическоеобучают,чтоснами

случается,когдамы садимся на велосипед иначинаемуправлять им. Отсюда

ясно, что неважно, сколько информации о велосипеде человек запомнил, все это

в лучшем случаепригодится ему для ответов втелевикторине на велосипедную

тему.

Чтобы лучше это понять, давайте еще раз обратимся к нашей схеме. Мы видим

здесь, что каждый из необходимых компонентов процесса обучения - ментальный,

физическийиэмоциональный-играетважнуюрольвистинномпроцессе

познания.Онисвязанысчетырьмястадиямиобучения:(1)неосознанная

некомпетентность;(2)осознаннаянекомпетентность;(3)осознанная

компетентность; (4) неосознанная компетентность.

Эточудесное умозрительноепутешествие по горам и долинам, ошибкам и их

исправлениям,оканчивающееся тем, что знание становится нашей частичкой.И

которое показывает,что процесспознанияпереплетается в конечном счете с

чувствомвеселья,проистекающегоизчувствазавершенностииотыскания

собственной компетентности.

Обращаясь ко второй ступени обучения, мы видим развертывание естественной

кривой, напоминающей траекторию полета птицы, впервыевылетевшей из гнезда.

Прежде,чем научиться летать,она впервые обретает чувство высоты. Но если

птицы боится падения, она никогда не покинет своего гнезда.

Слишкомчастообучение,ориентированноетольконаментальность,в

особенностиу тех, кому не слишком хорошо оно дается, сеет зерна сомнений в

собственных способностях. Эти сомнения столь грандиозны, что они не позволят

покинутьгнездо,испытатьсобственныекрыльяинаучитьсялетать.Эти

сомнениямогутполностьюотвратитьнасотобразованияиразвитияи

превратить в людей, слишком преуменьшающих роль обучения и личностного роста

в любых егоразновидностях с личностью, важная ее часть умирает. Внутренний

проводник,ведомыйсветом духа, покидает нас, имы становимся заложниками

собственнойжизни,протекающейвавтоматическомрежимевместо ощущения

неповторимости каждого нового мгновения бытия.

ВоВьетнаме, где у каждого были свои клички,такихлюдей, которыееще

дышали, но уже не имели внутреннего проводника, называли людьми Корпуса. Они

былипилотами-автоматами, просто проводящими времяв ожиданиивозвращения

домой и надежде, чтоихнеубьют.Хотяони ужебыли наполовину мертвы.

Остальные из нас знали, что они мертвы, и знали также, что только чудо может

их спасти. Естественно,никто нехотел летать с ними.Очень многие из них

возвращались домой в инвалидных колясках.

Сегодня я повсюду в мире наблюдаю людейКорпуса.Оничасто работают на

крупные "корпорации". Они сидят в своих гнездах, размышляя, где бы раздобыть

мало-мальскую защищенность,живут от зарплатыдо зарплаты,находя слишком

мало удовольствияв своей работе,вхолостую прокручивая свое время, ожидая

дня, когда можно будет уйти на пенсию и надеясь, что в течение этого времени

не случится никакого несчастья.

Этикорпорационныелюдинеспятпо ночам, думая освоих несбывшихся

надеждах. Вконечномитогеони находятдля себякакую-нибудьотдушину,

пьянство,переедание,курение-чтобызаглушитьвнутреннюю боль. Самое

печальное,что они не только непонимают, как из такой ситуации выбраться,

но часто даже не осознают, чтос ними вдействительностипроисходит, и уж

конечноонинепонимают,кактудапопали.Многиесчитаютпричиной

собственную неполноценность. Другие обвиняют босса или экономику.Некоторые

осознают, что озлобленность и крушение надежд, которыесконцентрировались с

годами - результаттех семян, неудач, которые были посажены в их головы еще

в детстве.

Обучение только попринципу запоминания оставляет людям один или два, но

все реальнотупиковых,пути.Если они достигали успеховвзапоминании и

хорошо сдавалитесты, они покидают школу, будучи уверенными в том,что они

образованыи толковы, не обращаявниманияна тотфакт,чтоиххорошие

отметки поощряли лишь их способность запоминать. И болеетого,они никогда

не покидали своегогнезда, зная,чтонаграды можно ждать тольков случае

недопущения ошибок. Даже, если так, тоя уверен, что где-тов глубине души

тихийголос шепчетим, что такоймеханический стильжизни неможет быть

правильным. Чего-то им не хватает.

И тем не менее, вопреки всему, они делают все возможное,чтобы доказать,

что уних все правильные ответы. Они печально идут по жизни, тотально теряя

способностьиспытыватьвесельеот полета, когдаошибкабыласовершена,

исправлена иобретеннавык летать. Никогдаизстраха неотваживаясьна

ошибки, онине знают мира запределамисвоего гнезда.Иониникогда не

открывали в себе силу своихсобственныхвнутренних способностей, которые в

процессе обучения становятся инструментами взаимодействия с миром.

Люди с убеждениямитакого сорта никогда не достигаютв жизни прогресса.

Боясь ошибок,онинаходятся в постоянномпоиске такихусловий, где им не

потребуется рисковать. Часто, чтобы заполнить внутреннюю пустоту,они ходят

напостылуюработудесяткилет,страдаяотнереализованныхжеланий,

смехотворнойзарплатыискуки.Онизнают, что-нибудь магическоедолжно

случиться в их жизни, и вот тогда все наконец начнется.

Другая дорогачастоизбирается людьми,которыене слишком хорошовсе

заучивалив школе, и считалисьне слишкомспособными. Школаподавилаих

уверенностьвсебе слишкомрано. Ониповерилив ярлыки, которые наних

надели. Они сами считают себятупыми и неспособными далеко пойти. Этилюди

ненавидятсовершатьошибки,потомучто каждаяизнихподтверждаетих

"тупость". Многие сдаются, не зная,чтоспособность запоминатьне ведет к

успеху. Эта группа даже не помышляет о том, чтобы покинуть гнездо,ведь они

никогда этого не делали. Некоторые на этой дороге чувствуют,что им повезло

иметь работу любого рода,хотяони так женесчастныкак и их "способные"

двойники. Единственная надежда, которая может позволить имосуществить свои

мечты, заключается в лотерее или другой азартной игре.

Еслимысранних лет живем, неиспытывая чувства радости от обучения,

основнаяцель посещенияшколы суживается дополучения оценок лучше, чем у

других в классеили дипломов, которые доказывают, что мыобразованны. Наша

система образования убедиламногих изнасв том, что школа - единственное

место, где ребенокможет учиться. Может ли диплом быть подтверждением наших

знаний? Только не присуществующей в большинстве школ системе! Еслиувас

есть хоть какие-то сомнения по поводу разницымежду запоминанием и знанием,

простопосмотритевокругсебянавсетоколичестволюдейсвысшими

степенями, которые абсолютно некомпетентны.

Среди всех возможныхметодов обучения,заучивание-самый монотонный,

пассивный и скучный. Многие, кто уже опытен вприобретениинавыков четырех

ступеней,оченьравнодушныкзаучиванию,находятакойспособ обучения

тяжелой, болезненной процедурой, приносящейслишком малопользы в жизни. В

светеэтого небудет сюрпризом длянас тот факт, чтомногие молодые люди

бросают школу, прогуливают ееили остаются в ней только из-за сопутствующих

факторов: вечеринок, спорта и секса.

Как трагично слышать от студентов, и плохих, ихороших о том, что учение

- болезненный, скучный и ненужный процесс. И что еще хуже, это чувство часто

неменяется у многих в течениежизни, крадяу всех нас реальный потенциал

человеческих достижений.

Возможноли что величайшим успехомнашей системыобразованияявляется

чувство ненависти к процессуобучения? Если это так, тонам не надо больше

задаваться вопросом, почему в мире столько неудачников. Как сталавозможной

ситуация, прикоторой мыс доверием открывали дверь вмирзнаний,а это

дверь больно ударяла по нашим способностям к успеху и на долгое время лишала

насэтихспособностей.Толькотогда,когдамыпризнаемэтостранное

противоречие, мы сможем начать его менять.

Наша небезопасность собственного положения, которая накапливалась годами,

порождаетчувствонеудовлетворенияиещебольшую ненадежность.Система

откликаетсянанашизапросы,предлагаявсяческиепалиативытакиекак

медстраховки, большая ежемесячная оплата и оплаченные отпуска. Это порождает

анемичных роботовсразбитымисердцамиипотеряннойиндивидуальностью,

ставшими таковыми в результате обучения в нашей системе образования.

Кроме того,нашаобразовательная системаобучаетнасзависимостиот

внешнихисточников,а не от собственных сил. Почему людичувствуют себя в

ловушке, когда достигаюттридцатипятилетнего возраста?Некоторыеназывают

это кризисомсреднеговозраста.Нокризиссреднеговозраставовсене

природный процесс. Это сопутствующий продукт нашей образовательнойсистемы,

когдапоистечение20летпосле окончанияшколы мыобнаруживаем,что

пересталиразвиваться,менятьсяиживо реагироватьналюбыежизненные

проявления ужеочень давно. Этот кризис наступает тогда, когда мы больше не

можем отрицать свою принадлежность к людям Корпуса.

Кризис среднего возраста наступает на нас тогда,когда мызамечаем, что

мирвокруг нас стремительно меняется, а мы прочно заизвестковались. Если мы

работаем,поднимаясьвверхпокорпоративнойлестнице,вдругначинаем

замечать обгоняющих нас молодых претендентов. Мы чувствуемсебя обманутыми,

в то время, как должны были бы помнить, что вне времени только знания. Чтобы

избежать кризиса среднего возраста, мы должны уметьвылетать из гнезда и не

боятьсярисковать,т.к.должныиметьопытпредварительныхполетов,

доказывающийнашувыживательнуюспособность.Этотребуетпересмотра

постулатов привитого нам образования и освоения навыковистинного обучения,

данных нам от рождения.

Над системой победителей и проигравших

Каковы жеспособы изменения существующей системы,которые позволилибы

начатьвыздоравливать нашим природнымспособностям? Прежде всего мы должны

немедленно изменить атмосферу в классе.

Большинство образовательных систем требует враждебной атмосферы в классе:

ученикипротивучителя. Япомню, как нам,детям, находящимся в классе, в

первый день было сказано, что нам нечего ожидатьвысшего балла от учителей,

которыесчиталисьстрогими.Ячасто чувствовал, чтовдействительности

учителя и не хотели, чтобы мы учились. Может быть они хотели промотивировать

нас работать усердно, но существуют лучшие способы этого добиться. Например,

работая в группах дети друг друга подбадривают, кооперируются и соревнуются.

Процессом обучения начинает управлять творческое возбуждение, а не страх.

Проблема в том, чтообучаяв группах, учитель не можетбыть участником

команды,покасуществуетоценочная система.Хотятестированиепризнано

вредным, оно продолжает быть востребованным на местах, так как администрация

имеетнесложныйспособрейтинговатьсвоихучителей,ародителимогут

устроитьлетямпромывкумозгов,определяяихусердие поихотметкам.

Печальная истиназаключается втом, что оценочная деятельностьсовершенно

бесполезна.Всистемах,гдеобучаютметодоммеханическогозаучивания,

отметка - это единственное, чем можно измерять насколько хорошо выучен урок.

Много лет подряд я слышу многочисленные истории об учителях, которые сыты

погорло оценочным преподаванием и которыепытаютсяэто изменить. Недавно

мойдруг рассказал мнео молодойшкольнойучительнице,которая вконце

первогосеместрапоставилакаждомусвоему ученику высшийбалл, Вконце

недели она была вызвана на срочное собрание, гдедолжна былаприлюдно дать

свои объяснения. Ее подвергли публичному порицанию и заставили признать, что

онаявляетсячастьюсистемы, в которой оценочная деятельностьуместнаи

востребована.

Одинизчленовпедсоветаособенно активно настаивална необходимости

существования принципа победителей ипроигравших не тольков школе, но и в

обществе и,если она не собирается соглашаться сэтой"правдой", ей лучше

поискать другуюработу.Она спорила,что это -арбитражнаясистема,не

имеющая ничего общего с истинным обучением, и что она вносит дух нездорового

соревнованиявпроцессобучения,ичтоэтостановитсябазойдля

эмоциональных потрясении детей, выражающихся впоследствиив потере и своего

потенциала и уверенностив себе. Хотя администрацияотнеслась толерантно к

такой учительской"эксцентричности",ееконтрактне былвозобновленна

следующий год, и она была вынуждена искать работу.

Образование -это внутренний процесс. Он зависит от комплексногоопыта:

четырехстадийобучения,через которыепроходиткаждый ученик.Сэтой

позиции со стороныучителятребуетсясамоетеплое участиедетям. Вместо

обученияпутемзаучиванияитестированияучительдолженподдерживать

студентов в их попытке рисковать, пробоватьсобственные варианты, небоясь

совершить ошибки, инструктировать и тренировать.

Когда быя ни думал о проблеме обученияи о том,как нам реанимировать

нашу способность обучаться ссамого детства,я всегда вспоминаю лейтенанта

Джонсона, человека, который обучал меняпроцедуре срочной боевой готовности

передмоей поездкойво Вьетнам.В противоположность школьной атмосферея

чувствовал, что он на моей стороне. Я чувствовал,чтоонхочетнастолько

усовершенствовать мой навык, чтобы быть сомной водной команде,обучаясь

вместе. Для него мой успех был делом жизни и смерти, и кроме того, я уверен,

чтоон хотел, чтобы я не просто выжил,нопревзошелсамого себявэтом

умении.

Нашасистемаобразованиязначительновыигралабыоттакогорода

преподавания.Лейтенант Джонсон обучал нас по сути дела постоянно сталкивая

с самыми сложными ситуациями, заставляя проходить черезсвои многочисленные

ошибки. Как будто бы говоря:"Здеськак раз то место, где удобно совершать

ошибкииотыскивать что вы знаете,а чего незнаете". Зная, чеговыне

знаете изная, что увасестьспособностьобучаться, выможетебыстро

произвести необходимую коррекцию. В день окончания вы полны уверенности, что

вынетолькополучилихорошиеоценкиипорадовалиучителей,нои

действительно овладели знаниямии реально почувствовали, что онимогут для

вас сделать. Вы не только покинули гнездо, вы летите!

Основной урок, который мы должны выучить, заключается втом, что, чем на

большее количество ошибок ученики отважатся в классе, тем больше они узнают.

Необходимопоощрятьдетское мужествоидавать эмоциональную поддержку на

сложных этапах обучения. Дайте им почувствовать, что этото же самое, что и

покинуть гнездо.Объясните, чтоэто нормально - испытывать страх, открывая

новую территорию для исследований. Иболеетого,научите ихнаслаждаться

собственнымипобедами. Позвольтеимполностьюпогрузитьсяввосторг от

собственного умения и способностей.

Нашасистемаобразования должна обучатьважнымжизненнымпринципам и

умениям покидать родноегнездо, чтобы выжить, именновыжитьи чувствовать

себя комфортно, снова иснова делая это. Мы должны, как мойдруг Тэд в дни

наших тренировочных полетов, быть полностью уверенными в том, что даже, если

мотор потеряет силу, мы имеем сил достаточно, чтобы справиться с ситуацией и

нетолько выжить,но и преуспеть. Когда мы,наконец, почувствуем комфорт,

покидая безопасноеместо, ничто болеенебудет стоятьмежду нами и нашим

успехом, финансовым, эмоциональным или профессиональным.

Пока яи Тэд не разбились на вертолете ине оказались в кишащих акулами

водахКитайскогоморя,мы не постигливо всейглубине уроков лейтенанта

Джонсона.Безмолвно я благодарилего. Яблагодарил его не только за науку

выживаниявкатастрофе,но и зачувствосвободыотстатусаидиотас

дипломом.

Ксожалению, многиеправительственные,культурныеи бизнес-учреждения

полнылюдьми,которыевызубриливсе ответы ипонятиянеимеют как это

летать. Изменить этонетак-то легко, но этоизменения начнутся снашего

осознанияпроблемы.Вооруженные этимосознанием, мы можемизменитьсвою

собственнуюситуацию, если захотим, задумываясь о новойсистеме обучения и

позволяя таким образом ей влиятьна нас уже сейчас. Те изнас, у кого есть

дети, могут поддержатьи вдохновить их, если они участвуютвестественном

захватывающемпроцессе постижения.И мы можем поделиться своими знаниями с

учителями и администрацией, предлагая внедрить их в систему.

БЫТЬ ПРАВЫМ, ОШИБАЯСЬ

Допущениенесколькихошибоквраннемвозрастеприноситогромную

практическую пользу.

Томас Генри Хаксли (1870)

Начался учебныйгод. Учащиеся и учитель все еще примериваются к тесту по

математике по окончании восьмого года обучения.

Я даюсложный тест инеимею жалости, -начинает нашучительмистер

Барбер: - Или вы знаете ответы, или вы проваливаетесь.

Янемогу совладатьсрастущим во мнестрахом.Я оглядываю классную

комнату, видя некоторых своихтоварищей сидящимис закатившимися зрачками,

которые символизируютфразу"только не это". Я растерянно сижу.Настолько

же, насколько я любил изучать математику, яненавиделтуболь и давление,

которые сопутствовали процессуее изучения. Курс без учительскихугроз был

достаточно сложным. Почему бы учителю не мотивировать нас чем-то интересным,

забавным вместо того, чтобы внушать страх?

Несмотряна все эти методы, мы все сдали и прошли в высшую школу. Что мы

в тотгод учили яне помню точно,но ко времениокончания высшей школы я

прошелкалькуляцию,простую,тригонометриюи сферическуютригонометрию.

Сколько математики из всего этого курса я используюсегодня? Ничего. Мог ли

я решитьсвои сегодняшние проблемы,обладая всеми этими знаниями и получив

все эти правильные ответы? Нет, я должен признать, что не могу.

Сегодняя использую не слишком многоиз того,что выучил послепятого

класса. Нонельзя, конечно,сказать,что школа не оставила намнесвоей

временной отметки. Я покидал школувнекоторыми устойчивыми поведенческими

особенностями, которые, естественно,меня всюду сопровождали. В моем мозгу,

словно намогильной плите,отпечаталосьубеждениев том,что,совершая

ошибки или падая, я выгляжу нелепо перед своими товарищами и учителем. Школа

основательнопромыламнемозги почаститого,что,если человек хочет

добитьсяуспеха вжизни,он всегда долженне ошибаться. Школа учила меня

избегатьэтого (совершения ошибок) любойценой.И уж, если это произошло,

надо попытаться незаметно их скрыть.

Именно там многиелюди остаются и по сей день - запрещают себе совершать

ошибки иблокируют собственный прогресс.Симптомами этой болезниявляются

скука,неудачинеудовлетворенность, хотя большинствоизнас не понимает,

почему чувствуетэто. После того, как в нас вбивали втечение стольких лет

прямопротивоположное, оченьтрудно вообразить,что быть"правильным"и

счастливым очень трудно.

В 1981 г.у меня была возможность послушать доктора Бакминстера Фуллера.

Хотя я не прослушал полный курс, его первый урок надолго запал в мою память.

Он говорилнам, что людям даны правая нога илевая нога... вовсе не правая

ногаи неправаянога.Мы продвигаемся пожизни,условно говоря, сначала

правой, потом левой ногой. С каждым новым шагом мы все больше корректируем к

своему предназначению. Большинство людейтем неменее все же пытается идти

путем прямым и узким, избегая ошибок и нигде не оказываясь. А чтоплохого в

прямом иузком пути? Пожалуй ничего, за исключением того, что он простоне

существуетвреальноммире.Дажефизикамнеудалосьотыскатьничего

абсолютно прямого. Открыты только кривые. Прямыелиниисуществуют только в

человеческом мозгу.

В "АбелинПарадокс"ДжерриХарвейописывает парадокспарадоксов.Он

объясняетпарадоксальностьуниверсальныхпринциповтаких,какнапример

тождество единства и множества, что "вверх"несуществовало бы без"вниз"

или "мужчина" -без"женщины", а"правильный" - без "неправильный". Люди,

которые всегда вовсем были правильными, вдруг резко меняются. А те кто шел

наосознанный риск,желая узнать, чтоже такое "неправильно", заканчивают

обычно знанием того, что есть "правильно".

Впроцессестановления бизнесменом янаучился бытьочень осторожным с

людьми, которые имеют все правильные ответы. В то же время я обнаружилсвою

страстнуюпотребностьбыть правым.Вероятно,я долженбылвыучить, что

человек, который стоит на своей правой ноге слишком долго, закончит тем, что

окажется на неправой или чего хуже с ногой во рту.

Позволитьсебе бытьнеправым,совершатьошибки,неслишкомпросто.

Подумайте о том,как вы себя чувствуете,когда слышите слова: "Ты неправ".

Есливынапоминаетеменя,вы становитесьобидчивыми,пытаясьдоказать

собственную правоту. В моих собственныхстраданиях, так же,каки в опыте

другихлюдей, я сталкиваюсь с поразительным осознанием того, как дорого нам

приходитсяплатитьза нашиошибки.Нашиусилияпо части доказательства

собственной правоты приводят порой к экстремальным последствиям, разрушенным

бракам, бизнесу, дружбе.

Финальное открытиетого, чтонеправильный ответ может оказаться для нас

самой прельстительнойприманкой в поискеправильного, становитсяистинный

освобождением.Ночтобыбытьспособныминаслаждатьсявсемимыслимыми

пользами нашего озарения, мыдолжныпережитьи передумать наши ошибки,а

вовсе не наказывать себя за них, как это делает наша система образования.

Нашстрахпередсовершениемошибокнастолькоимплантированвнаши

поведенческие реакции, чтопорой ослепляет нас и не дает возможности на них

поучиться. Здесь представлено4наиболее распространенных идеструктивных

навыка,которымимы овладели,общаясьсосвоимиошибками.Это ключи -

реакции, которые тормозят процесс обучения.

1. Претензия на то, что ошибка не была совершена.

Последним президентом США, который принял на себя всюответственность за

инцидент в заливе Пигс, был президентДжон Кеннеди. Стех пор слышим такие

классические заявлениятипа "Я не мошенник" (Никсон во время Уотергейта), и

"Я не помню" (Рейган во время слушаниядела Иран-контрас). Стремлениеэтих

людей избежать какой-либоответственности все еще являетсяживым предметом

разговора - в основном шуток, если не чего-то большего.

Былонеоднократнодоказаномногочисленнымипримерами,чтообщество

проявляетпониманиеисочувствиектем. кто совершаетошибкиизатем

признает ответственностьза свои действия. Это кажется странным в мире, где

нас учатизбегать ошибок. Темне менее, кажется, каждый из наспродолжает

отвечать на мудрость, которая еще лежит где-тоглубоко внас,как говорит

поэт: "Ошибаться - гуманно, прощаться - благородно". Возможно, есть что-то в

акте прощения, что заставляет нас вспомнить, как нам следует учиться.

Комедийныйактер РичардПрайорпосле совершения"ошибки"химического

опыта иполучениясильныхожоговлица иверхнейчастителапродолжал

выступатьпо национальному телевидению, объясняя, какпринимать лекарства.

ЕвангелистДжиммиСуопарт,выступающийпотелевидению,признался,что

посещалженщин вкварталахскрасными лампами.В результатеих карьеры

продолжались, иобэтих"неправильностях"забыли.Янемогусказать,

действительно ли они научилисьна своих ошибках,но по крайней мере они не

притворялись, что не отвечают за свои поступки.

2. Обвинить что-то или когото другого за свою ошибку.

Сразу же после своего провала вбизнесе в 1979 г. я обвинилдвухсвоих

партнероввпропаже денег. Ябылоченьупрям, отказываясь посмотреть на

роль,которую личносыграл в этомпровале.Япродолжалупорствоватьи

отрицать свою вину втечение двух лет. Я был зол, обижени банкрот. Только

успокоившись, я понял, что все произошедшее было однимизлучших событий в

моей жизни. Я не говорю, что хотел бы снова все потерять, но я благодарен за

этот ценный урок.Если бы яне потерял своиденьги в 1979, яуверен, что

потерял бы их позже из-за своего невежества. Естьпоговорка - глупеци его

деньги расстаются быстро. Моя ошибка позволиламнепонять, каким глупцом я

был и как избежать подобных ошибок.

Язнаюмногих,которыене преуспеваютпотому,чтосознательноили

подсознательно все еще обвиняют других за то, что сними произошло. Я слышу

немалоисторий- ужасов о деньгахилилюбви икаккто-то "подействовал

плохо"на них. Проблемавтом, чтоисточникошибки залег очень глубоко,

ожидаясвоегочаса, чтобы сноваподняться на поверхность. Примеромэтого

являютсялюди,которые разводятся и потом женятся на "другом, но таком же"

человекеснова и снова,потому что не научились, не понялиурока прошлого

брака.Онипродолжаютобвинятьбывшегосупругазасвоинеудавшиеся

отношения. Если бы я продолжал обвинятьсвоих партнеровв том, чего сам не

знал, я бы совершал ту же ошибку снова и снова с разными партнерами, пока не

получилбы последний урок,сдался или умерразочарованный, разрушенныйи

отчаявшийся.

Американское общество - это общество обвинителей иответчиков, атермин

"жертва" сталнеотъемлемойчастьюкаждодневнойбеседы. Судыпереполнены

заявлениями"жертв",желающихкомпенсации.Никтонеотбираетправа

удовлетворять своих претензии, требуя судебного разбирательства, но мы также

знаем, что практика таких претензий дошла до своего экстрима. Доктора боятся

отправлять пациентов вдругиеклиники к другим специалистам из страха быть

осужденными за преступную небрежность. Этот простой фактор свидетельствует о

постояннорастущихценахна медицинскоеобслуживание ипадении размеров

страховок.

СамаяпоследняяценалюбойпроизводимойвСевернойАмерикемашины

эквивалентнасуммеее страховки.Разные разновидности страховок- это по

сути сокрытая стоимость каждой производимой машины.

Мыдолжны учитьсяотыскивать корнисвоихпроблем, а не обвинять в них

кого-то другого.

3. Умствованиявместо обучения "Нучто ж, хорошо, мне действительно это

не нужно".

Мир полон людей, у которых всегда наготове отличнейшее объяснение, почему

в ихжизнь непришел успех. Незадолго до того, как потерять свой бизнес, у

менябыла тщательно обоснованнаяпричинамоего провала, и причина эта, по

моему мнению, заключалась в том, что у меня не было системы. Провозглашением

такой причиныя только продемонстрировалсвою тупость изамедлилпроцесс

осознания истинной причины моею краха.

Одноизсамыхшироко распространенныхсегодня утверждений -это: "О,

деньгименянеинтересуют". Япостоянно слышу этоот людей,которые не

достиглифинансовогоблагополучия.Действительнолиденьгинеимеют

значения? Давайтечутьизменим вопрос:являетсяли ошибкойто,чтовы

ставитесебя исвою семью в положениенехватки денег?Нехватка денег, по

меньшей мере, должна интерпретироваться как "легкий стук поплечу",сигнал

изменить что-то в нашей жизни.

4. Наказание себя.

Возможно,самаяразрушительнаяреакция извсех-этоэмоциональное

страдание, которое люди вызывают у себя как наказание за совершение ошибки.

Когда спрашиваешь, кто их за это сильнее порицает, они указывают на самих

себя. Они часто делают это с явным чувством гордости и уничтожения. И тем не

мене,наказание-одинизсамыхдеструктивныхаспектовчеловеческого

поведения, которыйтолькосуществует, будь то самонаказание или наказание,

совершаемое третьим лицом.Одна из причин того почемулюди не преуспевают,

заключается в том, что они сознательно или подсознательно наказывают себя за

что-тосовершенноеимивпрошлом.Онинемогутпозволитьсебебыть

преуспевающим, потому чтогде-то в глубине души не чувствуют, что заслужили

успех.Онинаказываютсебя,отказывая себеввозможностинаслаждаться

благополучной жизнью.

Действительно,преуспевающиелюдиучатсябратьнасебявсю

ответственностьза своидействия: они извиняются иделаютвсе возможное,

чтобыисправить свои ошибки. Они признают своюошибку,ищутвней урок,

делают необходимые исправления, поправки и затемдвижутся дальше к большому

успеху.

Не преуспевающие людивыпячивают эмоциональнуюболь самообвинения ине

могут получить ценные уроки, данныеим через ихошибки. Непризнание ошибок

характеризуетограниченных,недалеких,самодовольныхлюдей,которые

отодвигаютсвоюспособностьбытьсчастливымиинайтифинансовое

благополучие.

Всегда правые

Вместес отрицанием того, чтомысделалиошибку, существуют проблемы,

связанные с необходимостью быть всегда правыми.

1. Неспособность заглянуть в будущее.

Человек,которомунужнобытьправым,частодержитсязаустаревшую

информацию,которая, возможно, была верной впрошлом, но болеетаковой не

является. Многие путаютфакты справдой. Впротивовес успешномуполету в

более тяжелом, чем воздух, летательном аппаратебратьевОрвилля и Вильбура

Райт "фактом" былото, что люди не летаюти никогдане полетят. Этобыло

"фактом" в то время, не "правдой". За день до того, как РоджерБаннистер за

4 мин преодолел дистанцию в милю спортивные физиологи выдвинули дюжину самых

убедительных причин, подтверждающих, что такой подвиг вне человеческих сил.

Большинство изтого, что мы называемобщечеловеческим знанием не более,

чеминформациянаобщедоговорнойоснове.Другимисловамиконсенсусная

реальность,чтоозначаетзнания,которыебольшинстволюдейпризнают

истинными.Историяпестрит примерамивеликих идей и изобретений,которые

казались нелепымипотомутолько,чтообществобыло непреклоннов своем

нежеланиивыйтизарамкитрадиционногодлясвоеговременимышления.

Бизнес-парадигма,несмотряначеткопроступающиееечертыналице

зарождающегося общества, была разрушена и не придержана новой реальностью до

срока.Сегоднягрядутперемены,которыесовершенноневозможнобыло

вообразить вера, представляяявную угрозу высказываниям типа: "что работало

вчера, будет работать и завтра".

Чтобынаучитьсяучитьсяна ошибках,мыдолжнынаучиться никогдане

говорить: "Это сумасшедшая идея.Это никогдане будет работать" независимо

оттого, насколько она кажется сумасшедшей. Мы должны научиться устранять

влияниедоговорной реальности достаточно, чтобы оставаться всегда открытыми

новымидеям и новым возможностям. Равнодушные "мыслители" неуслышат новых

идей до тех пор, пока эти идеи не попадут в ранг признанных "верными".

2. Не набирающие новые знания.

Люди, которые во всем "правы", редко изучают что-нибудь новое потому, что

онислишком занятытем,чтовсегда правы.Толькоесли онидобровольно

сдадутся,дляних оживутновые знания. Богатство толькоувеличивается от

того,чтолюдипонимают процессобучения на собственных ошибках. И кроме

всего прочего, слишком малая часть знаний не устареет завтра или в следующем

годуили вследующей декаде.Фактыменяются - и нашевосприятие обязано

меняться.

3. Больше конфликтов.

Япомню в детстве яходил в нашу семейнуюцерковь.Однажды яспросил

учителя воскресной школы, какая разница между нашейцерковью и католической

церковью.Онасказала: "Ортодоксальнаяпридерживается правильногоучения

Христа,а католическая-неправильного".Мнебыло всегодесять лет, но

что-то в этомзаявлениипоказалось мне нелепым. Что это могло быть? Во имя

того, чтобы доказатьсвою правоту, людипричиняют друг другу боль,горе и

устраивают кровопролития.

Вспомните самыйпопулярныйдевизнашейполитики в годы Холодной войны

междуСоединенными Штатами и Россией. Он провозглашал;"Лучше мертвый, чем

красный", и это таки было,когда множество раз мы вплотную приближались к

возможности ядерного уничтожения друг друга.

То, начем упорнонастаиваетбольшинство, поройбывает всеголишь их

точкой зрения, мнением. Каждый из нас имеет свое собственное скрытое кредо -

убеждениевтом,чтотолькотакправильно,апротивоположноемнение

ошибочно.Мыдолжнынаучитьсямыслитьширеидопускатьвозможность

неопределенного количества ответов на каждый вопрос.

Такие изменения могутначаться с нашей образовательной системы, позволив

распрощатьсяс верой вто,чтостудентыдолжныотстаиватьсвойидеал

правоты.Потребность быть правым и пренебрежение к истинному понимаюведет

как кмежличностным конфликтам, так и к национальным. Если не отказаться от

парадигмы"правильное- неправильноемышление" проблемаперенаселенности

планеты очень скоро перерастет в проблему вымирания через глобальную войну.

Как бывший морской офицер и личность,становление которой происходилов

борьбе, я заметил, что стало больше покояв моей жизнистех пор,какя

признал,что у других людейтоже могутбытьправильныеответы. Я сильно

уменьшилупотребления слов "прав" и "неправ" в своем лексиконе, так же, как

и слов "хорошо"и плохо".Вместоэтого я стараюсь понять различныеточки

зрения ипризнать,что люди отличаются друг отдруга. Я научилсятрудным

путем, что противоречие мнений не означает, что кто-то прав и кто-то неправ.

В нашихшколахтемне менее,боюсь, мы по-прежнемуучим нашихдетей

мыслить узко. Мы сеем семена войны, не мира.

4. Замороженный доход.

Практически вовсехразновидностях бизнеса людям платятза то, что они

знают.Люди,которыевсегдаивовсем должныбыть правы, какмыуже

убедились, склонны к застою,намертво прирастая к тому,чтоони уже знают

вместо того,чтобы идтинариск ипознавать новое. Стого момента,как

перестаютобновлятьсяих знания,ихдоход замирает. Вхудшем случаеих

увольняютиз компании,потому, чтоприходитвремяновых технологий, или

компания переходитк производству другой продукции. В таких случаяхстарые

знания уже не могутболееудовлетворятьновым требованиям. Каждыйгод мы

наблюдаем сотни тысяч таких людей, которым предлагается достаточно рано уйти

на отдых, так как знания больше не могут служить компании.

5. Не устремляясь в будущее.

Человек,которыйпридерживаетсястарыхидей,обнаруживает,чтоэта

тропинкасужается.Частопроблемыисамооправданияувеличиваются,а

возможности уменьшаются.Мир меняется, но человек цепляется зa прошлоеили

ожидает, когда вернутся добрые старые времена.

6. Прогрессирующая внутренняя слепота.

Сдетства живя на Гавайях, я любил нырять в океан за рыбой и лобстерами.

Ячастовиделдругихныряльщиков,возвращающихсядомойсосьминогом,

пойманным на той же территории, Я никогда не видел ни одного.

Однажды я попросил сезонногоныряльщика взять меня ссобойи показать,

где живут осьминоги.Вскоре он указалмне на грудумертвыхкораллов.Он

показал на отверстиев них, Я уставилсяна негои смотрел так долго,как

толькопозволяло дыхание,но ничего не видел. Затемя бросил свое копье в

этоотверстие.В туже секундуоттуда выпрыгнулвзбешенныйосьминоги

растворился прямо передмоим носом. Я понял, что осьминоги тут были всегда,

прямо передо мной, но я их не замечал.

Тоже самоепроисходитс бизнесоми инвестициями.Я нахожу забавным,

когдакто-нибудь говорит мнеотом, что все возможности ужеразобраны, и

вокруг ничего для него не осталось. С годами я стал замечать, что чем больше

рискую,ошибаюсь и исправляю свои ошибки, тем острее становится мойнюх. Я

должен сказать, что те, ктобоитсясовершать ошибки, зачастую невидяти

возможностей, даже если те пляшут у них перед носом. Люди, которые не видят,

называюттех,ктовидит,"акулами",потомучтопоследниеспособны

воспользоватьсядажетем шансом,который остается невидимымдлядругих.

Существенная проблематех,кто всегдадолженбыть прав,втом, чтоон

прекращает искать в новом месте.

7. Неспособность использовать преимущества своей неудачи.

Слишкоммноголюдей становилсятакими зацикленными,правильными,что

просто растрачивают свою жизнь. Это типичная схема жизни неудачников.Страх

совершитьошибкубуквальнопарализуетих,Прогрессжедостигается

следованием по пути"обеиминогами",как говорил Бакки Фуллер. Мы находим

новыепутии движемся вперед, делая новый шаг,осматриваемся, куда он нас

приведет, потом делаем еще один шаг, с помощью которого мы можем и исправить

курс,если нужно, идвигатьсядальшепосвоему пути.Прогресс - всегда

отклик на то,что вы или кто-то еще научилсяделать самостоятельно. Смогли

бы мы когда-либо создатьсверхзвуковой 747, если бы братья Райт не рискнули

своими финансами ирепутацией,не построилибыинеполетели насвоем

несовершенном, "тяжелее воздуха"аппарате.Что неупоминается в книгах по

истории - так это сколькораз онинесмогли поднятьв небо свою машину и

количествоих падений.Из-за всех этих бесконечных серий "ошибок", которые

онисовершали, онисталипредметомшуток журналистов.Только их желание

пойтинариск двигало ихкуспехуи помогло имв конце концов получить

почетное место в книгах по истории.

8.

Я часто встречаюлюдей,у которых огромный потенциал, нонет денег или

профессиональногоуспеха.Этилюдиперенасыщенызависимостьюи

разочарованием. Оно исходитиз того, чтоони слишком жесткис собой.Они

знают, чтоу них есть то, чтонеобходимо для успеха, но неразрешают себе

сделать неизбежные ошибки и пройтичерез кривуюобучения, которая ведетк

удовлетворению собой.

"У вашего сына большой потенциал", - было написано в моей зачетной карте,

которуюяпринесдомой.Япомню,какходилнашкольныесобранияс

родителями, иучитель каждыйраз говорил одно и то же: "УРоберта большой

потенциал, но он не проявляет себя".

Теперь я понимаю разочарование мое и учителей. Как они могли ожидать, что

я использую свойпотенциал, когда всегда наказывалименя за ошибки? Яжил

вес эти годы, осознавая, чтоесть вещи, которыемне хочется делать, а есть

то,что я делатьобязан. "Я обязан не совершатьошибки" - вот, что было в

моем мозгу, ина чувства я надевал бронежилет. И пока я егоне выбросил, я

не начал расти и учиться.

9. Безнадежно отстающие в гонке.

Люди,боящиеся совершать ошибки,слишком медлительны,мир стремительно

несетсявперед,аониотстают.Этонеозначает, чтомыдолжныбыть

безрассудными. Но однажды освободившисьот страха совершенияошибок, у нас

появляютсяшансыучаствовать в гонке. Проситьчеловека,боящегосясвоих

ошибокуспеватьвногусо временем, тожесамое, чтоводителяВольво

поместить на скоростнуютрассу Индианаполис50для участия вавтогонках.

Машина имеети мощность, искорость достаточнуюдля победы,новодитель

привык к спокойномутемпу. Онне может оставить в прошлом свои привычки, и

егоосторожныйвзгляднажизньдостаточнодолог,чтобы испытатьвесь

потенциал своей машины. Так что, это водитель, а не машина пропускает шанс.

Удачливые автогонщики автоматическикорректируют автомобиль, мгновенно и

слегказаметно,и толькотак можносработать набольшихскоростях. Они

знают, что случится, если они не распознают ошибку, а начнут последовательно

анализировать остановку; они закончат гонку в яме - или чего хуже на стене.

Нравитсянам это илинет,но скоростнаягонка- этофактически наша

современнаяжизнь. Независимо от того,осознаем мы это илинет,человек,

боящийсяошибок,постоянносдерживаетгонку. Иэтосдерживаниетолько

усугубляет его стресси в действительности увеличивает его шансы ошибиться.

Неспособныйосмыслитьили хотябыобнаружитьошибку,оннеможет все

поправить и неизбежно приходит к краху.

Основное требуемое изменение.

Самымдолговременнымследствиемнеадекватностинашейобразовательной

системыявляетсяатрофиянормальногофункционированияв реальноммире.

Слишком многие из наспокидают школуснедостаточной уверенностью в своих

силах и всяким отсутствием в умах и сердцах осознания положительнойстороны

ошибок.

Мынеможемболеетерпетьтакуюобразовательнуюсистему,которая

наказываетзачестные ошибкиине имеетметодикираскрытияпотенциала

личности. Мы должныизбавиться отдревнего чудища,котороеобуславливает

деградацию нашего общества, заменяяприроднуютягу к знаниям у наших детей

больюиразочарованием.Истинноезнаниеитак содержитв себе элемент

разочарования безо всякой системы, которая его бы еще усугубляла.

Мыдолжны отыскатьспособобщения черезлюбовь идобротутак, чтобы

система"правильно"/"неправильно"служилабысвоейистиннойцели:

фильтровать системы по отбраковке тех,кто им несоответствует.Мы должны

найтивозможностьсоздания нового познавательного процесса, гдебы ошибки

поощрялисьисчитались быбесценнымисточников мудрости, каковымиони в

действительностииявляются. Вэтом случае мы добилисьбы успеха по двум

аспектам:во-первых,враскрытиипотенциалачеловеческихресурсови

во-вторыхпри внесениисчастья вчеловеческиежизни. Мыдолжнысделать

следующийшагв нашейэволюции так,чтобы наконецувидетьту громадную

пользу для человечества,которую мывсе без сомнения получим, когда каждый

из насраскроет свой максимальный потенциал и поможет остальнымсделать то

жесамое.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...