Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КАК БОГАТЫЕ ЛЮДИ МОГУТ БЫТЬ БЕДНЫМИ




Лучше хлеб со счастливым сердцем, чем богатство с неприязнью.

Аменемон (XI век)

"За деньги не купишь счастья".

Мама опять читала мне лекцию. Казалось, чем старше я становился, тем чаще

она ихчитала. Я стоял молча, зная, чтобудет дальше. "Жизнь - это больше,

чем деньги... да я в твоем возрасте была слишком занята своими делами, чтобы

думать о таких вещах... нехорошо так увлекаться деньгами".

Я перестал ееслушать.Все,что я слышал,этотолько: "бла-бла-бла".

Когда она вздохнула, я понял, что ее запас слов подходит к концу это значит,

чтоскоробудетзавершениелекции.Еепоследнююфразуможнобыло

предугадать: "Ты же знаешь, сынок, я ругаю тебя для твоего же блага".

Затемона замолкала,а я обещал сделатьвсе,что она хотела, чтобыя

сделал. Хотяв этот момент я скрещивал пальцы и говорил сам себе: "Она сама

не понимает, о чем говорит!"

Эта лекция была так мне знакома. Мой брат и сестра никогда не выслушивали

подобного, ноонии не чувствовали того, чтоя в отношении денег. Я любил

деньги. Все, что было с ними связано, волновало меня. Мой брат любил машины.

Егокличка была"взломщик"потому, что он больше интересовалсяразборкой

вещей назапчасти, чемих ремонтом исборкой. Моясестраинтересовалась

искусством и спиритизмом. Моя мамагордилась ее хобби. Но когда я предложил

деньги в качестве своего хобби, онаподумала, что я жадный.В то время как

родителиподдерживалиинтерес кхоббимоихбрата исестры,мама часто

демонстрироваласвоюозабоченностьмоимпревращением салчногодядюшку

Дональда Дака Скруджа МакДака.

Ее упреки оставались незамеченными.К тому времени,как мне исполнилось

девять лет,у менябыламояпервая работаза 10центов в час. И я стал

изготавливатьсвои собственные деньги избумагии металла, покаотецне

объяснил мне, что это называется фальшивомонетчик ичто это противозаконно.

Мнепришлосьпрекратитьэтимзаниматься,хотяяужевэтомизрядно

поднаторел. В десять лет я вступил в сельскийклуб иначал играть в гольф.

Отец находил это забавным, хотя он никогда не принадлежал ксельскому клубу

иудивлялся,какмальчикумоего возраста удалосьстать членом клуба? (Я

договорился!)

Я рос, росло очарование денег для меня - как и горячность маминых лекций.

"Деньги не заменят тебе любовь", - говорила она.

Отстаивая свою позицию, я указалей на то, что как много богатых людей в

нашемгороде имеют молодых красивых жен или подруг. Она дала мне пощечину в

тот день.

Несмотрянаусилия моей матери изменитьменя, я провел большую часть

первыхтридцати четырехлетмоейжизни,преследуя своюпервую любовь -

деньги. Тогда я однаждыспросилсебя: "Что есть вжизни еще, кроме денег,

красивых игрушек, быстрых машин, вина, женщин и песен?"

В этот момент мой жизни я начал понимать и оценивать взгляды своей матери

наденьги.Длянас они ассоциировалисьс жадными, злыми,аморальнымии

ничего не стоящими людьми. Ведьэтот мир полон ими. Я был одним из нихвот

уженесколько лет. У меняне былоникакой симпатии к людям,которые были

бедны,и я делал все, чтобы избегать их.Но когда я думал, что у меня есть

все, о чем могут толькомечтатьдругие люди, мне начинало казаться, чтоя

запутался в жизни.

Мои родители трудились прежде всего на благо своего ума и души.Моя мать

быларегистрационной медсестрой, котораяработала в таком месте из любви к

людям. Мойотецбылучителем иработал во имя той же цели. Двагодаон

работал в Корпусе Мира президентаКеннеди.Моя матьбыла в ужасе от того,

какуюявыбрал длясебяпрофессию.Яне мог понять,почемуонабыла

несчастлива из-за этого. Мне нравилось управлять кораблями и летать по всему

миру. По мере своего взросления я стал замечать явную разницу между тем, что

моиродители делалиитем, что делаюя.Разницаэта,котораяибыла

источникомудовольствиямоих родителей,заключаласьвтом,чтопомимо

доставляемого им удовольствияих работаприносилареальнуюпользу другим

людям.Яже делал все,чтоя делал, толькоради одногочеловека,себя

самого.Работапочастипревращенияэтогомиравлучшееместобыла

разновидностью того богатства, которое былоу нихи которого не имел я. Со

всеми своимидолларами яжил вособогосортанищете.У ДэвидаСузухи,

великого канадца японского происхождения есть рассказ,прекрасно отражающий

моюмысль.Онзаписалего,наблюдаязажизньюфруктовыхмушек.Я

перефразировал рассказ из его книги "Метаморфозы".

Онначал с параллели между человеческимижизнямиижизнямифруктовых

мушек. После рождения люди и мушки начинаютвзаимодействовать сокружающей

ихсредой.Онирастут, обучаютсяи становятсяболееподвижными. Мушка,

вернееееличинка,проходитсериюметаморфоз.Детскийопыттакже

подразделяетсяна нескольковажныэтапов взросления. Дети учатсяходить,

потом говорить, затем наступает пубертатный период и т.д.

Личинка жепереходитв стадию,называемую куколкой. В бабочку гусеница

превращается,свивая кокон, ипоявляясьизнего некоторое время спустя в

качестве бабочки. Изкуколки плодоваямушка выкачивает все, чтоейнужно

(каквзрослыйчеловекаккумулируетвсебеопыт,информацию изнание)

проходит черезряд метаморфоз и затемлетаетпопланете, реализовывая ту

миссию, которая ейбыла генетически предназначена.Тут уже параллели между

человеком и плодовой мушки заканчиваются.

Дэвид Сузукиговорит,что разницамежду человеком и плодовоймушкой в

том, что"многиелюдиостаютсяличинками, становясь все больше, богаче и

полновластнее без эволюционирования в сторону мудрости, чувствительности или

милосердия".

Прежде,чемвсепотерять, я делалвсевозможное, чтобыстатьочень

большой,очень богатой личинкой.Пока мой кокон не разрушили, яненачал

эволюционировать.В32годаобраз моих мыслейкардинальноизменился. Я

обнаружил,что имеюглубокуюпотребностьвозвращатьвместо того,чтобы

собирать и брать.Я началпоискибогатства другого рода. Деньги перестали

бытьмоим основным мотиватором.С помощью моих дорогих друзей и учителей я

началвидетьвещитакими,какиминевиделих никогдараньше. Я начал

испытыватьудовольствие от богатства тогоредкого сорта,котороголишены

очень многие богатые мужчины и женщины.

Впервыевсвоейжизни ястал оценивать состояниебедного человека, я

обнаружил,чтобедность любогорода существенно влияетнасамоуважение.

Многиедумают о бедности, как о чем-тоиспытываемом только бездомнымиили

людьми,живущимив гетто.Но есть много разныхформ бедности. В конечном

итоге ее можноопределитькакнужда. Еслисемье, например, нужен большой

дом, иона не имеет знаний,чтобы приобрести его, это можетсоставлять их

бедность.Но есличеловекчувствует себя несостоявшимсяэмоционально или

духовно и не знает что делать, чтобы изменить это положение, этотоже будет

формой бедности.

Моясобственная бедность была именно такого рода. Разобраться с деньгами

было проще, чем с собственной самореализацией. Даже если бы у меня появились

все деньги,которых бы я захотел, я бы все еще оставался бедным потому, что

не знал какбытьсчастливым. Япомню, как я был шокирован своим открытием

того,чтобедностьнеограничиваетсяденьгами,чтовсематериальные

богатства мира не излечат той боли, которую я чувствую.

Я обнаружил две категории бедности в тот период: эмоциональную бедность и

профессиональную бедность. Человеческая жажда нематериальной природы пугающе

огромна. Есть люди, которые страдают от отношений, не зная, как выбраться из

них, есть супружеские пары, чей брак умер давным-давно, но которые цепляются

за остатки слабой памятиосчастье, И есть одинокие люди, которые вмире,

населенном более, чем пятью миллиардами людей, не могут найти того человека,

с которым можно делить любовь и заботу.

Никакая категория людей не застрахована от эмоциональной бедности.Самое

худшее,чтоможетбыть,-этофинансовобогатыйчеловек,который

эмоционально является банкротом.

Другаякатегория"нужды"- этопрофессиональная бедность.Япоражен

количествомлюдей, которымлибонадоела ихработа,либоониее просто

ненавидят. Как может человек вставать изо дня в день, чтобы пойти на работу,

которую она или он считает пустойи неблагодарной? Если мы должны проводить

часы бодрствованиянаработе, почему бы ненайти способиспользовать их,

делая что-то питающее наши умы или наши души? Когда мыначинаем смотреть на

перерыв,как навысшую точкусвоего дня, это значит,чтовирусраспада

совершает свою работу.

Растущее число людей выражает желание осуществить что-то значимое в своей

жизни. Они хотят делать вклад, анепростоработать, чтобы выжить. Многие

заканчивают жизнь, чувствуя, что их жизни имеют мало или никакого значения в

то время,как другие считают,что повышение зарплатыявляется достаточной

компенсациейзапустоту, которую они чувствуют всвоей работе.Имеются и

такие, которым все равно,какую нищенскую зарплату они приносят домой.Они

считают,чтовносят важныйвклад в общество. Это чувствовклада является

причиной того,почему многиеучителя остаютсявпрофессии, дающей меньше

денег, чем остальные!

Безчувства собственной значимости и личногоудовлетворениямы живем в

бедности, где мало илинет настоящего счастья независимо от того, сколько у

нас долларов в банке. И будь то бедность, корень которой кроется в ничтожных

взаимоотношенияхили недающейсамореализации работе, она не исчезнетпо

волшебствутолько потому,чтовыувеличиваем количестводенег насвоих

банковских счетах.

Должны ли мы выбирать между счастьеми деньгами? Как раз наоборот, нет в

мире ниодной такой причины, по которой мыбы несмоглииметьито,и

другое.Один из моих величайшихучителей,Р.Бакминстер Фуллер, пробудил

меня тем фактом, что бедностьне имеет никакого отношенияк деньгам, ине

деньги создают богатство.Фуллер говорил, что богатство втом, что человек

знает,и чембольшеонзнает, тембогачеонсебя чувствует.Всвоем

сегодняшнемположениинаша образовательнаясистема преуменьшает потенциал

личностного познания наказанием засовершение ошибок. В итоге она порождает

людей, которые не знают радости от владения ни деньгами, ни знаниями.

Мояматьбылаправа. Ияоченьсожалею,что онаумерланеувидя

метаморфозы своего сына - янадеюсь,несколькими стадиями выше личиночного

состояния.

15. КОГДА 1+1 НЕ ВСЕГДА ОЗНАЧАЕТ 2

Каждый человек полностью удовлетворяется лишьотысканием правды, либо он

не задает вопросов.

Чарльз Сандэрс Пирс (1951 г.)

Почему так много людей и организаций панически боятся перемен? Почему они

бегутотнеизвестного? Почему они избегаютновыхпопыток в то время, как

видят, чтостарыйспособбольшене работает?Почемулюдицепляются за

однозначныеответынатакиевопросы,какправильно/неправильноили

хорошо/плохо, дажеесли понятно,чтоответов может бытьсколькоугодно;

которыйже из них совпадаетс их личной выгодой? Или экстраполируя в более

личных терминах,почемунаши первичныереакции так часто идутв канвес

общепринятымишаблонами,анеявляютсясвежимсугубоиндивидуальным

взглядом?

Ответы на все эти вопросы начинаются снашихшкол. Независимо оттого,

является лиэто результатом традиции илипривычки,нас учили верить в то,

чтокаждый вопрос имеет единственный правильный ответ. Когда вы быливо II

классе ивасспрашивали, сколькобудет1+1,выбезсомненияназывали

неправильные ответы,пока наконец не выдавали единственноправильный -2.

Если бы вы сказали6, ваши шансыуслышать в ответ-ты неправ, были бы

достаточновысоки. Учительницу мог устроить единственный ответ - 2 и только

2.

Хорошо, новы могли бы спросить, как2 может быть неправильным ответом?

Конечно не может, по крайней мере в математической системе, предлагаемой для

обучения вбольшинствешкол. Носуществуетмножестводругихсистем,в

которыхответ могбы бытьслегка иным. Так,еслибыимелись в виду две

команды (1+1) по три человека в каждой, то правильный ответ равнялся бы 6.

Хотянесколькошкол сейчасиспользуют более прогрессивные системыдля

обученияматематике, принциподногоправильного ответа все еще продолжает

оставаться правилом в слишком многих случаях.

Насне учат и альтернативным ответам, но нас учат думать, что существует

единственный набор правильных ответов, который, если мы стараемся и получаем

хорошие оценки, будет нам призом в день выпуска. Идти дальше по жизни с этим

искажением правды значит значительноограничивать процесс нашегомышления,

существенно затруднять процесс принятия новых идей и путаться вопределении

различий, которые являются неотъемлемой частью нашей жизни.

Невозможно не удивиться, какэтого удалосьизбежать Кристофору Колумбу,

если он обучалсявтакого же типа школе,как и мывсе.На примере своих

студентов я могунаблюдать такиеприсущиенекоторымиз них явления,как

"невнимательность", "мечтательность" или попросту "дисциплинарная проблема".

Егоутверждение, что Земля круглая, учителявосприняли каквызов,аего

одноклассники смеялись нал ним и называли тупым за одно такое предположение.

Нашаупрямаяприверженностьсуществованиюединственногоправильного

ответа фильтрует и отвергает информацию, которая в точности не соответствует

тому, чемунас учили. Отвержение идей, не соответствующих канонамсистемы,

убиваетсегодняшнихпотенциальныхКолумбов.Онаподавляетнезависимое

мышлениеи внутреннеетворчество.Чтозапарадокспозволяетсебе наша

система образования, с однойстороны оценивая Кристофора Колумба как героя,

ас другой, наказывая студентов за такой же сорт оригинальных идей, который

был у него.

Образовательнаясистемасосвоейманиейправильныхответовучит

однозначности. Те,ктоэту однозначность принимает и правильнозаучивает,

достойныхорошихотметокинаград. Еслимы задаемвопросы системеили

пытаемсянайтиответысамостоятельно,нас наказывают илиставятплохие

отметки.Какне стыднопользоватьсясвоиминеразвившимися мозгами вто

время, как у системы, на все есть жесткий и однозначный ответ.

Многиеправительства,бизнесисемьивозглавляютсялюдьми,которые

продолжают тяготетьк однозначному мышлению - людьми, которые верят, что их

собственнаяточка зрения -единственно возможная.История нашегобизнеса

пестрит примерами узкомыслящих индивидов,которыеприрослик однозначному

образумыслей, ивитогеобанкротились илиограничили возможности своей

компании потому, что были неспособны увидеть альтернативы.

На рубеже XX века такое мировоззрение нашло своеотражение в неожиданном

заявлении,сделанном наоснованииситуации, возникшейвголовномофисе

американскогобюропатентов.Оногласило:"Запасвероятныхоткрытий

исчерпан,большенеосталосьновыхидей."Вэтовремяте, ктобыли

ответственнызарегистрациюзаявокнановыепатенты,какимногие

производители, будучизавалены грудаминовых идейпоизготовлениюновых

товаров, свидетельствовали о том,что человечество полностью исчерпало свой

творческийпотенциал. Человечествонаконец-тоимело всеответы и никаких

вопросов.Этозаявлениевыплылосоднявеличайшеговистории

технологическогобума,когдаЦентральныйПатентныйОфисАмерикибыл

буквально затоплен заявками нановые изобретения.На тот момент, казалось,

проблемы были решены.Тогда люди на какое-то время действительно поверили в

то, что ответы на все вопросы уже найдены.

КонечнозакрытиеПатентногоОфисавнашидни,когдатехнологии

совершенствуютсясоскоростью,которойраньшеневозможнобылодаже

представить,кажетсяабсурдом.Итемнеменееоднозначностьмышления

продолжает преследовать наше общество.

"Это сумасшедшая идея!"

"Это никогда не будет работать"

"Это будет работать у него, но не у меня".

Этовсезаявления,характерныедлялюдей,ослепленныходнозначным

восприятием, цепляющимся запривычные правила и зацикленных наодной точке

зрения.Хотя, даже являясьприверженцемединственной точкизрения, можно

все-такипопытаться открыть своевосприятие длядругих мнений.Возможно,

выбираяединственный способмышления, все же оставить место длявпускания

других возможностей.

Одной из причин хаоса,творящегося в нашей системе образования, является

схлопнутое, архаичноевосприятие, оказывающееся взаимодействовать сновыми

идеями, новымстилеминовым образомжизни.Хужевсего то,чтозакон

заставляетдетейпосещатьшколуинасаждаетоднозначностьиузость

восприятия.Частодетямоставляют только одинвыбор(посутиникакого

выбора) - подчиниться. Отсутствие подчинения может принести котторжению от

общества своих болеесговорчивых товарищей и от мира взрослых, несущих свои

знанияэтимдетям.Неумолимостьвзрослыхделаетневозможнымразвитие

взаимногоуважения,итакимобразомутверждаетсяобществовнутреннего

соперничества мира молодых и мира взрослых.

Есть замечательное высказывание ВэйниДайера: "Мы это увидим, когда мы в

это поверим". Это фраза описывает роль нашей системы убеждений в нашей жизни

что мысклонны видетьту реальность, представлениео которой есть в нашем

мозгу. Еслимы верим, что каждый вопрос имеет только один правильный ответ,

мы будем способны видеть только один простейший ответ и будем судить о людях

иосебе толькос этойединственнойпозиции. Каждый, ктоотвергает все

множество вариантов ради одного, простейшего, очень напоминает идиота.

В 1700 году и немного позднее многие моряки китобойных судов рассказывали

об аборигенах островов Южного моря, которые раньше не видели ни белых людей,

ни трехпалубных китобойных судов. Хотя корабельные вахтенные утверждали, что

их корабли, и, соответственно, белыеморяки неоднократно появлялись в водах

Южного моря вблизи островов.Вконцеконцов было обнаружено, чтоместное

население было совершенно слепо к этим огромным кораблям, хотя они плавали у

них под самым носом.Местные обнаружили присутствие незваных гостейтолько

тогда, когда корабль спустил на воду лодки, которые были привычны восприятию

аборигенов. До того момента, пока лодкине коснулисьводы,они невидели

ничего - большие корабли бросали якоря н заливе прямо у них под носом, но не

принадлежали к реальности, которую они могли бы узнать.

Вы можетесказать, что несложнодопустить такое в случае с примитивными

людьми, ноконечно в наше времятакоепроизойти никак не может. Наоборот,

каждыйденьсферабизнесаимежличностныхотношенийдегенерируетв

безнадежныйконфликтврезультате ограниченнойсистемы нашихубеждений,

которая не позволяет нам увидеть очевидные альтернативы.

Печальная истина заключается в том, что такую разновидность слепоты можно

было бы предотвратить, обучая нас первых школьных дней тому, что практически

каждая разновидность представлений - всего лишь творческая попытка осмыслить

абсолютную правду, которую невозможно постигнуть доконца. Без сомнения, мы

должны обучать фундаментальным законам, но вместе стем мы ни в коем случае

не должны забывать отом, что все наши фундаментальные истины - только лишь

один из множества вероятных взглядов на существующий порядок вещей.

Мы должны преподавать тот принцип, что величайший потенциал человеческого

существа кроется в системе убеждений, имеющейся вне его, а в его собственных

мыслях- позитивныхинегативных.Достаточнооднажды,дажебеззвучно,

сказать: "Я никогда не буду богатым", чтобы создать фильтр, такой же мощный,

как тот, что непозволил островитянам Южного морянеувидетьперед собой

высоченныхкораблей.Результатомстановитсяслепота,разногорода

ограничения, остающиесянеизменными дотехпор, пока непоменяется образ

мыслей.

Когда ребенканазвали тупым, ионне знает какотогнать эту мысль, ее

мощь обретаетсобственную жизньв судьбе ребенка дотех пор,покаон не

находит способа ееизменить. Эта негативнаямысль можетослепитьребенка

перед лицом собственного потенциала.Или еще того хуже,этот ребенок, став

взрослым,передастэто убеждениесвоим детям.Мы, человеческие существа,

имеем ужасную привычку перекладывать на других то, что не любим делать сами.

Как жемы можем разрушить однозначный стиль мышления? Не так давно наука

начала мыслить втерминахпарадигм. Этоозначает, что время от времени мы

держим в голове ту или иную умозрительную модель реальности, которая состоит

издопущений,чтонашеобществоилисообщность,вкотороймы живем,

признаетсянамидопустимой.Мытак долговоспринимаем внутреннюю модель

реальностикак должное, что в большинстве случаев забываем,чтоэто всего

лишь жизненный способ нашего восприятия. Правило, которое говорит, что 1+1=2

относится коднойпарадигме,ноона конечнонеединственная.Еслимы

научимся добиваться изменениясвоеговосприятия,мыузнаем какналадить

собственные жизни, а для этого надо будет осознать, что мы ограничиваем себя

рамками одной парадигмы - не важно насколько реальной икак долго она нам

кажется, стараясь вытеснить собой все другие.

Обычно слово "парадигма" употребляется там, гдеречь идет об обществев

целом в значенииобщности или культуры, но оно также применимо по отношению

ксобственнымубеждениям. Яговорю,чтоделать деньгилегко,этомоя

парадигма. Человеку, чья парадигма предполагает достижениебогатства лишь в

результате голойудачи или факта рождения подопределенной звездой, я могу

показаться лжецом.

Обучая людей в рамках одной парадигмы,надо быть готовыми к тому, что им

придется эмоционально, физически и профессионально за это расплачиваться. Не

имея возможности узнать о существовании феномена парадигм, большинство людей

обречено на заключение своего восприятия в узкие рамки единственно возможной

реальности. Я постоянно наблюдаю это на своих занятиях. Я читаю это в глазах

моихстудентов. Даженесмотря нато,что онипришлиучиться,я вижу

стальные ворота,охраняющиеихличныепарадигмы.Дотех пор, пока я не

коснусьчего-то, что покажется вызовом их собственным убеждениям, ворота их

восприятия остаются открытыми. В моментпроговаривания какого-то чуждого их

парадигме опыта, воротазахлопываются. Их взгляд становится стеклянным, и у

них появляются признаки косоглазия, скептицизма и недоверия.

Дляадекватногообслуживаниянашегообществасистемаобразования

нуждаетсявразрушении ее постулата о том, что ее парадигма -единственно

возможнаяиединственноистинная.Существуетнеопределенноеколичество

возможных парадигм, которые или уже существуют или создаются прямо сейчас. И

вбольшинстве случаеврешениесегодняшних проблем-будь то личныеили

мирового масштабапроблемы-являетсяследствием техпарадигм,которые

существовалиранееилипоявляются по ходудела.Концепция существования

неограниченного количествапарадигм должнастать базовым знанием, которому

бы общество начинало обучаться со школы.

Наша образовательная система ненавидит болееоткрытый способ восприятия.

Хотя невызывает сомнения тот факт, что методы обучения, ориентированные на

однозначный ответ,могут жестоко покалечитьдетскуюспособность обретения

успехав дальнейшем.Мое убеждение состоитв том,что цельюобразования

должно быть расширения человеческих убеждений, а не их сужение.

Еслибы образовательная системасумела увидеть свою ограниченность быть

может мир стал бысвидетелемпоявлениицелого флота Кристоферов Колумбов,

идущих назавоевание неизвестного без страха казаться нелепыми общепринятой

системеубеждений.Можетбыть пришловремяпересмотреть образовательные

приоритеты.Возможноли,чтобы запоминание даты высадки лодок Колумбана

новом континенте было более важным, чем осознание дани уважения мечтателю по

имениКолумб, бросившему вызовсовременникамубеждениемв том, что Земля

круглая и решившемуся плыть кее "краю", чтобы доказать свою правоту? Разве

подобная смелостьне достойнабольшего внимания, чем важностьзапоминания

даты.

В нашем изменчивом мире мы нуждаемся в большем количестве Колумбов, новых

людейв бизнесе, правительстве иобразовании, не ограниченныхединственно

существующей моделью. Где новые идеи? Где новые проводники и лидеры? Гдете

люди отчаянного мужества, способные повестивсех вперед сквозь бесчисленный

хаос нашего времени? Где наши Колумбы?

Ониживутсреди нас, но наши школы систематически подавляют способности

юных исследователей, создавая вместо этогомирлюдей,боящихсясовершать

ошибки и не имеющих мужества или веры для следования новому пути, пусть даже

не совпадающему с их собственным.

Пришло время пристально взглянутьне только на наш образ мыслей, но и на

наши дела. Это времякаждому из нас задает вопрос: "Ты на корабле сновыми

Колумбами или на безопасном берегу, цепляясь за прошлое, выкрикиваешь угрозы

страшного суда и критикуешь молодых исследователей?"

ЭТО НЕ УЧИТЕЛЯ

"И с удовольствием будут учиться, и с удовольствием обучать..."

Джефри Кусер (1387)

"Мы нуждаемся в лучших учителях" - вопят возмущенные родители.

"Еслибывыбылилучшимиродителями,нашидетибылибылучшими

учениками", - с той же злостью и возмущением отвечают учителя.

Стех пор, как ябыл ребенком, отношения родитель - учительпретерпели

достаточные изменения. Когда я учился в школе,ученикибыли единственными,

кого обвиняли втом, что их дела не слишком хороши. Сейчас учителя обвиняют

родителей,родители -учителей.Атеидругиесообщаобрушиваются на

политиков. Налогоплательщики уже давно сыты всем этим по горло. Наша система

образованиявположениихаоса,где каждыйпереводит стрелкина кого-то

другого. Кажется, каждый упрекает кого-то еще.

Множество решений предлагается различнымилюдьми иорганизациями, чтобы

улучшить системуобразования. Многие из нихвы слышали - поднять зарплату,

уменьшитьколичествоучениковвклассе,поднятьуровеньобразования

учителей.Все эти меры разумны,но самипо себе ничего не решают, являясь

лишь фрагментамисовокупной системы реконструкции. Мое любимоепредложение

заключается о том, чтобы держать детей подольше в школе. И, о, озарение!

Давайте ученикампобольшенеработающих принципов.Давайте импобольше

скучать.Сильнееих унижайте.Давайте импобольше всехтехпрепаратов,

которые разрушают творческие способности и независимое мышление.

Эти комичныепредложения проистекаютиз убеждениявтом, что проблемы

могутбытьлегкорешены спомощьюпростыхсредств безпеределкивсей

системы. Печально то, что эти предложения рассматриваются как серьезные. Мой

друг недавно прочитал статью на эту тему. Исследователи утверждают, чтораз

японские учащиеся ходят в школу большедней в году, чем американские, и раз

оценкипотестамуяпонцеввыше,значитможносделатьвывод,что

американскиеучащиесяне так хорошоучатся, потомучто неходят в школу

столько дней, сколько ходят японские.

Именнотакойограниченный,недалекийвзгляддержитнашусистему

образованиявсредних веках. Западники видят только то, что хотятвидеть.

Эта же статья такжепоказала,чтов других странах учащиеся ходят в школу

почтистолькожедней,сколько японские,инамногобольшедней,чем

американские, и тем не менее их оценки по тестам самые низкие в мире.Слепо

смотретьивидеть толькоодну частьсистемы- опасный и неудачныйпуть

решения проблемы.

Подобная картина была в мире бизнеса, когда Япония начала доминировать на

мировых рынках.Американские бизнесменыпоняли, что японцы пользуются тем,

чтоназывают"кругамикачества".Американцыначалиприменять"круги

качества"-и экспериментзавершилсяполным провалом.Они не знали, что

"круги качества" были последней ступенью большой системы, которая включает в

себя историю японского народа.

Пока мы будем продолжать невежественно спотыкаться и выбирать именно один

простойответ,в товремя как широкий спектр социальныхиэкономических

проблемнашегообществатребуетсолидныхкомплексныхусилийдляих

разрешения, нашеобщество будет страдать. Когда мы прекратим поиски простых

однозначных решений и начнем изучать систему в целом?

Эточудовищнонелепо,обвинятькакой-либоодинаспектсистемы

образования, будь то учителя, недостатокденегили ограниченное количество

образовательныхчасов. Каждый из этих аспектов -не более,чемкрошечный

фрагмент монстрски сложной структуры.Внешниефакторы такжевлияют на то,

что происходит в школе. Вы толькопосмотрите на конкурирующие с сегодняшней

школой услуги: телевидение,видео, Нинтендо.Неудивительно,что в школе

детям скучно!

Прочтитеспорныекниги ДжозефаУилтонаПирса"Магический ребенок"и

"Возмужаниемагическогоребенка". Вам откроетсядругая перспектива на то,

какое влияние на школу оказываетокружающая действительность. Пирспишет о

томнасколько пагубно западный стильжизнив действительностивлияетна

ребенка, как он разрушителен для детского интеллекта да и во время рождения,

с этой практикой рожать лежавместопозиции на корточках, как биологически

обусловлено.Пирспредполагаетзначительноенегативноепрограммирование

детского подсознания. Не говоря уже о матерях,употребляющих наркотики, чьи

еще неродившиеся дети впитывают их за 45 секунд. Может быть этим объясняется

такоеогромноеколичестволюдейснаркотическойзависимостьювнашем

обществе.Слишкомпоспешноеобрезаниепуповинывызываеткислородное

голоданиеиразрушениемозга.Отбираниеноворожденногоуматерии

отправлениев инкубаторспособствуют потере способности налаживать хороший

эмоциональный контакт с людьми и препятствует способности обучаться.

Независимооттого,согласныливысточкойзренияПирса,он

подчеркивает,что процессобразованияначинаетсязадолгодотого,как

ребенокпопадаетвшколу.И это еще один фрагментсовокупностипричин,

который долженучитываться прежде, чем возникнет желание обвинитьвовсем

учителей или какой-то другой отдельно взятый аспект.

Успешныесистемыпроизводят успешныерезультаты. Нашаобразовательная

система не является одной из них.Взападном миредаже не рассматривается

системообразующийпринцип.Большинствосистемсоздаютсяввакууме.

Эффективность законченнойсистемызависит отеевзаимодействия с другими

системами в рамках общества в целом.

Я слышукаклюдитребуютот профессиональныхпреподавателей изменить

систему.Но разве этонепохоже на просьбу к рыбам вокеане очистить его

воды. Они гак глубоко погружены в него, буквально или образно говоря, что не

видят - они всего лишь часть большей системы. Так же, как рыба не знает, как

вода входит в большую систему, так и же, к кому мы обращаемся за решения, не

в состоянии увидеть всю картину целиком.

Многие из нас устали слушать о японских высокотехнологичных, качественных

товарахпо умеренным ценам. Но все же давайте не будемзабывать,что было

время,не так давно,когда"сделанов Японии" означало низкокачественные

товары. Человек,ответственныйза перемену, был американцемпоимениУ.

ЭдвардДеминг.Очень просто, все,чтосделали японцы - это изменили свои

системы бизнеса, производства и психологию.

Демингговорит, что94%всехпроваловвбизнесе являютсяпровалами

системы.Только 6% из этих провалов происходятне по вине системы. Так что

даже, еслибы всехнаших учителей заменили иих заменамплатилибольшую

зарплатуидалималенькие классы, ничего бынеизменилось,потомучто

системавсе еще оставалась прежней. Япония, говорит Деминг, преуспеваетне

потому, чтоее люди лучше, но потому, что имеет больше хороших, эффективных

систем.Темвременемв провалах мыобвиняемилиучителей,или размеры

класса, тогда как это видимые части системы. Остальные 90% скрыты.

Мы сейчаспереживаемтрудные времена потому, что не видим, с чемимеем

дело. Может быть это уже позади нас, и мы не можем это увидеть. Вместо того,

чтобы заниматься изменением системы, сверху предлагаются упрощенныепризывы

или выделяются деньги на проблему, надеясь, что она исчезнет. Одно изтаких

заявлений администрации Буша гласит, что к 2000 году Соединенные Штаты будут

нанедосягаемой высотевматематике идругих наукахпотому,что на эти

предметы выделялосьбольше денег. Никто в этомне сомневался, ибо это было

то,что хотело слышатьбольшинстволюдей.Онивременнообольщались,и

конечно ничего не вышло. Вэтом всегдашняя цель девизов - обольщения вместо

актуальных и конструктивных путей решения проблем.

Учителястановятсякозламиотпущениядляродителей,политикови

администрации, которой прощеизобрестиновые лозунги и подбросить побольше

денегна решение проблемы, чемпопытаться разобраться в системе, и втом,

что и как вней можно изменить. Наше общество не начнет эволюционировать до

техпор, пока мы не изменим угол нашего зрения. Только после того,какмы

начнем пожинать плоды эмоциональных, профессиональныхи финансовых успехов,

каждый из нас станет способен творить новую реальность.

Давайтепроснемсяипрекратимделатьизучителейвсеобщихкозлов

отпущения!










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...