Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНАЯ ОШИБКА ОБРАЗОВАНИЯ




"Причинатого,что ятак многознаювтом, что я сделалтакмногоошибок."

Р. Вуклишстер Фулмер

Нетак давноявстретилсвоего бывшего одноклассника,скоторымневиделся с тех пор, какокончил школу. Мы выпили по бокалу пива и поговорилио своих успехахпосле окончания школы.Его звали Глэн и в нашем классеонбылпризнанныминтеллектуальным лидером. Онрассказалмне отом, что онпосещал колледж, а затемработал на правительство. Не смотря на то, что емунравилась его работа, в возрасте 42 лет он обнаружил, что застрял на среднейпозиции.Хотяоннеиспытывалстрахапотериработы,его зарплатанепревышала его прожиточный уровень, и он не видел возможностей увеличить свойдоход.

Глэнкупилнебольшой домик десятью годамираньше. Ноон заметил,чтотеперешний егодоходне позволил быему купить такой же. Оннервничал oттого, чтонеможет позволить себе купитьбольший дом, необходимыйдля ихувеличившейся семьи.

Он спрашивал,как я поживаю. Я нежелая его ничем обидеть, нерешительноповедалотом, что яфинансовозащищен,а также могуотойти отделиотправиться на отдых, если пожелаю.Он задумался ненадолго и было очевидно, что его что-то беспокоит. Наконецон сказал: "Я не понимаю. В школе тыявноне блистал успехами, насколько япомню."

Я долженбыл согласиться, чтовсе это былоправдой.Действительно,ячастотерпел неудачи. Единственными вещами,вкоторыхя преуспевал, былифутбол иланч. Большинство моих знакомыхникогдабыне подумало,чтояспособен чего-то достичь.

"Как тебе это удалось?"- спросилменямой друг."И почему я чувствуюсебя в профессиональнойифинансовойловушке, если я прекрасно успевалвшколе и сейчас усердно тружусь?"

Мне было достаточно сложно ответитьему сразу. Вместо этого, яспросил,сколько лет его детям. Он сказал, что у негоесть шестнадцатилетний сын,аего дочери 15.

"Мне быхотелось поговоритьс ними", -сказаля."Мне кажется, лучшепродемонстрироватьмойответнапримере,нежелипытатьсячто-либообъяснить".

Мыдоговорилисьвстретитьсячерез нескольконедель. В день, когдамывстретились снова, я познакомился с его семьей и спросил его детей о школе.

- Какой последний тест ты писала? - спросил я его дочь.

- Тест по истории, - начала она.

- Сколько там было вопросов?

- Около ста.

- Как же ты справилась?

- Из ста я ответила верно на 85.

- Таким образом ты не ответила на 15.

- Да.

- Почему ты ошиблась в них?

- Я не знаю.

- Ты уже знаешь, в чем были твои ошибки?

- Нет. но мне это и не интересно. Меня волнуют те, в которых я уверена.

ЯповернулсякГлэну исказал:"Вот онаразгадка.Детей интересуетоценка,а не знания. Наша системаобразования учиттому, что бытьправымважнееистинных знаний. Она приветствует правильные ответы и наказываетзаошибки"."Я не уверен, что понял", - сказал Глен, пораженно глядя на меня."Попытайсявзглянутьнаэтосдругойстороны",-сказаля."Этодействительно важно знать неправильныйответ. Это помогает полностью понятьвопрос и исправить его. Ошибки намного важнее правильных ответов.""Я должен об этом подумать", - сказал Глен. Я должен сказать,что он былнастроен скептически."Единственная причинатого, почему я счастлив в своей жизни и никогда неволнуюсьиз-за денег втом, что янаучился проигрывать." - сказал я. "Вотпочему я сумел добиться в жизни успеха."Глен уставился в пустоту. Я думал, онпытался определить, серьезенли яили по-прежнему разыгрываю шута, как я это делал в школе."Ты хорошо учился в школе, т. к. у тебя было множество правильных ответовпо тестам, и ты получал максимальные отметки, верно ведь?" - спросил я.

- Да, ты прав.

- Ты помнишь, сегодня вес эти правильные ответы?

- Нет, большинство из них не помню.

- Такимобразом, тебе надо повторять время отвремени эти ответы, чтобы

не забывать в будущем.

- Да, без сомнения.

- Также, как и твоя дочь, ты вероятно,не отыскивал причин своих ошибок,

не так ли?

- Нет, не отыскивал.

- Так чему же ты учился?

- Что ты имеешь в виду?

Позволь мне объяснить. Моя основная претензия к образовательной системе втом, что студентов не обучают тому, как добывать знания припомощиошибок.Они запрограммированы на то, что ошибки- это плохо. В истинном же процессепостижения ошибкинеобходимы. Человекредко сразуимеет правильный ответ,процесс познания всегда сопровождается испытаниями и ошибками."Когда вы обучаетесьезде на велосипеде, вы же несадитесьине едитесразу,анаоборотвынесколько раз упадете,прежде,чемсправитесьсравновесием. Я понимаю,я делюсьс тобой практикойразбитыхколенок,норазве умениене стоит боли?Умениепрекрасно ездитьрасширило мой мир. Уменяне было больше необходимости что-либо запоминать. Вы или умеете ездитьили не умеете. Такой способ обучения сопряжен с крушением, но и с развитием.В чем ещеизюминка, так это в том,чтопроцессобучениязахватывающий ихочется знатьвсебольше. Однажды, честно овладевкаким-либоумением, тыстановишься хозяином любого положения и чувствуешь себя превосходно!"Если ты отправишься сейчасвклассную аудиторию, я сомневаюсь, чтотыобнаружишьтам что-либо волнующее.Студенты чувствуютскуку, т.к. чувствозахватывающейувлеченностиисключеноизпроцессашкольногообучения.Творчествомышления,возрастающаялюбознательностьиразвивающеепервооткрывательство более несуществуют в современной системе образования.Учителя надрывают глотки, но это ничего не меняет. К тому же многие студентыстрадаютотстресса,вызванногопостояннойнеобходимостью быть вовсемправыми. Ими управляет не захватывающий процесс познания, а страх ошибиться.

Образованиестало скучным, пугающимпроцессом, умертвляющиммозгивместотого, чтобы вдохнуть в них свежие творческие силы.Помнишь литы себя сидящим в классе и боящимся дать ответ, который можетоказаться неверным и ты будешь выглядеть нелепо?"Глен покачал головой. "Я даже помню, как я пытался спрятаться, потому чтобоялся, что не знаю правильных ответов. Но я не уверен, что понимаю,почемуэто происходило". Он подумал с минуту. "Ты знаешь, что я начал понимать, такэтото,чтоянастолькобоялсяоказатьсянеправым,чтоначалслепозапоминать все, что было изречено разного рода авторитетами. Я думал, я дажеперестал задаватьсявопросами, что на самомделеозначаютизучаемые мноювещи. Я научился выдавать учителям то, что они от меня хотели.""Ксожалению мы неоставляемэтихстарыхпривычеквнашихучебныхклассах," - заметил я."Большинство из нас захватывают их с собой в свою взрослую жизнь.""Чтоже, ты считаешь,этот страх оказатьсянеправым преследует меня досихпор? Ты считаешь, что именнооннепозволяетмне достичь счастьяифинансового успеха? Иименноэтот страх держит моюсемью на позиции ниже,чем мы заслуживаем?""Совершенно верно.И твои детинаходятся вшколе впостоянномпоискеправильныхответов на вопросы потому,что имвнушают, чтотольков этомслучае они найдут обеспеченную работу и будут счастливы. Все наше общество вцелом получилопромывку мозговпо частитого, что существует толькоодинвариант правильного ответа, И все, что не правильный ответ, есть ошибочно, азначит глупо. А кто же захочет называться тупым?Современное образованиеоставляет за бортом решающий процесспостановкивопросов,ответовна которыевы не знаете. Можешьли ты вспомнить, чтобыкогда-либо учили тому,чтоважно не то,что мызнаем, ато, чегомы незнаем.Только тогда, когдавы отыскиваетечто-то, чеговы незнаете, вывыигрываетеправонаполучениезнания.Наказаниезаошибкивдействительности преграждает путькпостижению. Обучение- это собственнопроцесс делания ошибок, отыскания белых пятен и их устранение.

Наша система образованияможетобучать ездена велосипеде целым курсомлекций впятьдесятчасов,даваяписьменныетестыи наказываястудентаплохимиоценкамизападениеприегопервойжепопытке.Вседеловрегрессивномспособемышления.Онлишает студентаначатьименно с тогопункта, где и начинается истинное обучение - гдеонможет открыть, чего онне знаети где онможетначатьиспользовать собственныересурсы,чтобыотыскать, как исправить ошибки и как из них вырасти.

Когда школы насаждаютубеждение,что ошибкиэто плохо,оникрадутушкольниковнавыки,которые пригодились быимвпоисках новых знаний. Мыкрадем у них два основных навыка: падение и развитие, на которыхбазируетсяпроцессобучения. Стоит ли после этого удивляться тому, что вшколе правитстрах, скука и слепое зазубривание правил?

Еслимы изучим жизнь всемирно известныхличностей,художников, ученых,бизнесменов,музыкантов и писателей, которыесделали значительныйвклад впрогресс, мы обнаружим, что их жизнь была полнаошибок. Но ониучилисьнатехошибках,затем снова ошибались и училисьна нихснова, Томас Эдисон,например, не был исключением.Под видом умственно отсталогоего выгнали изшколы.Позже,послемножестванеудачных попытокизобрести электрическуюлампочку, его обвинили в том, что он ошибался 9,9999 раз.Его ответ был: "Янеошибался 9,9999 раз,Я успешно обнаружил, что было неправильным все эти9,9999 раз. Ииз всех этих неудачных попыток он нашел то, что сработало. Изисториимызнаемпродолжениеэтогослучая.Эдисонсталбогатымпредпринимателем,чьиизобретениясделалинашужизньнамноголегче,изобретения, которых, возможно, никогда бы не было, если бы он боялся делатьошибки и учиться на них.

Избегаяошибок, которыекак нам кажется, делают нас тупыми, мы пытаемсябыть всегда правыми, а по сутибезнадежноустареваем. Когда я окончательноуверился в том, что я изучаю больше, когда совершаю ошибки, чем,когда имеюправильныеответы,ярешилсовершенствовать процесс допущения ошибок,иделать их больше и чаще. Более я не думал о них, какоб ошибках, именуя просебя неиначе,как "обучающийопыт"илилегкиепостукиванияпо плечу,постоянно напоминая о том, что существует нечто такое, что мы упускаем и чтотребует дальнейшего исследования.

Однимизнаиболее важныхучителей,которыхякогда-либоимел,былБакминстерФуллер.Баки,какназывалиегодрузья,былоднимизобщепризнанныхгениев.Онбылархитектором,математиком,автором,дизайнером,космологом,ученым,изобретателем,философом.Онизобрелгеодезическийсвод,ввелтермин"космическийкорабльЗемля"),развилконцепциюсинергетики и был широко известен по всему миру за его творческийвклад в мировоззрение и технологию будущего. Онвовсе не блистал успехами вшколе и находил учебную программу ущербной и ограниченной.

Я имел счастье учиться с Баки и узнать его достаточно хорошо.Этобыл он,ктообучил меня легким постукиваниямпоплечуи"ударуневидимого поезда". Если по каким-либо причинам мы игнорируемпервое слабоепохлопывание, сигнализирующее о том, что что-то надо изменить н нашейжизниилирасширитьнашизнания,постукиваниестановитсявсенастойчивейинастойчивей покане наступаетудар, угрожаяокончательно насповергнуть.Некоторые людипереносилимножество попаданий под невидимыйпоезд в своейжизни, но когда они присматривались к ситуацииповнимательнее,он не моглине заметить,чтоудар следует толькопослетого,какониигнорировалипродолжительные легкие постукивания по плечу.

Мне было 32года, когда в впервыев моейжизни столкнулся с "невидимымпоездом",обнаружив недостачу денег в компаниии подняввопрос об этом насобрании. Мой партнер сказал, что займется этим делом. У меня былокакое-тосмутноепредчувствие,ноянепридалзначенияэтомумаленькому"постукиванию"-сигналу.Длительноевремяяследилзаденьгами,нонеобнаружил больше никаких пропаж. И все же меня не покидало беспокойство.

Вскореяузнал,чтопроисходило.Мойпартнер действительнозанялсянедостачей,но сделал это по-своему.Почувствовавбеспокойствобрата, онначалзаметатьследы.Вконечномитоге, удралсденьгами, икомпанияобанкротилась.

Втечение целогогодая винил своего бывшего партнера.Я называлеговсякими нехорошими именамиибыл полностьюубежденвтом,чтово всемвиноваттолькоон.Япоклялся никогдабольшенеиметь партнера. Я былабсолютно уверен в том, что больше никому не смогу доверять. Я жил и работалс такими мыслями достаточно долго, терпя разного рода неудобства. Но однаждынаменя снизошло озарение,чтодо тех пор, пока я буду обвинятьвовсеммоего прежнего партнера, или кого-нибудь еще,до тех пор я не смогу извлечьурок из происшедшего.

Я спросилсебя, что позволилосовершиться этой краже, что такое, чего янезнаю.Япросиживалв размышлениичасами.И неожиданно меня осветилоозарение и я осознал два факта:

1. Я долженбольше доверять своей интуиции. В глубине души я чувствовал,чтомойпартнер был нечестным, ноуменяникогданехваталомужествавыступить против него. Вместоэтогоя сделал лишь слабый намек и надеялся,чтовсе образуется.Сегодняяверюсвоимчувствам и своейинтуиции. Явыбираю партнеров, с которыми ячувствую себя вполне уверенно, имея в любоймомент возможность честного и открытого обсуждения любых вопросов. Доверие -зто главное, и нахождение его заслуживает длительного поиска.

2.Японял, чтодажееслибыя закончил экономическиекурсы,я быприобрел лишь книжные знания. Я знал, что я хочу быть успешнымв бизнесе, ядолжен знать больше.Янанял экономистаодной крупной фирмы,и он обучилменя не по книгам, а следуя своему благому жизненному опыту.

Этидвавыводаувеличилимоиспособности,как бизнесменаи стоили,условно говоря, миллионы долларов для меня.Без сомнения,наиболее ценныйурок,которыйя извлек из этой истории,заключается в том,чтомне больше "поездов" в жизни не надо. Отныне я будудействоватьсразу, как заслышулегкоепостукиваниепоплечу.Теперьяобращаю пристальное внимание насвои ошибки и ошибки других. И чем раньше яначинаю замечать зарождение ошибки, тем легче протекает моя жизнь.

Нопоймите меня правильно,я несвятой.Каждый раз,падая и совершаяошибку,явсеещерасстраиваюсь. Имояпервая реакция,какулюбогонормального человека- обвинить других, искатьоправданиясебе или простопроигнорироватьтотфакт,чтоошибкапроизошла.Это вероятнорефлекс,присущий человеческой психике в целом и глубокоспрятанный в ее глубинах. Яне уверен, что когда-либо смогу относиться к своим ошибкам с симпатией, но ятакже знаю, что можно полностью поменять свою реакцию на них. Мне было прощеучитьсяна своих ошибках, имея моих друзей, которые обожают потешатьсянадмоими проблемами и спрашивать: "Какой же урок ты извлек на этот раз?"

Я проделываюто же самое по отношению к ним. Явспоминаю своего друга иучителяМаршалаТурбера, которыйговорил мне, что все печальное в жизни -этовозможности чему-либо научиться. Ребенок, который только учится ходить,падая, начинает плакать.Ребенок искренноогорчается в результатекаждогопадения. Обучениеидет рядом спадением. Чего мы не проходим в школе,такэто того, что падение - неотъемлемая часть обучения и должно рассматриватьсясознакомплюс, ане минус. Нашидети уразумели, что падение (совершениеошибок) это не круто, и теперь они избегаютего любой ценой. Как результат,миллионылюдейубеждены,чтоотсутствиеошибоки"хорошаямина"-единственный способпродвижениявперед. Действительно, они могут выглядетьпрекрасно, но они никуда непродвинутся.Наша корпорациязаполнена людьмитакоготипа,людьми,которыезнают, какпрожить с минимальнымрасходомэнергии.Как выможетечему-либонаучиться,есливыбоитесь совершатьошибки? Чтовы выиграете, еслиникогда нерискуете? Вотпочемухорошие,интеллектуальные люди превращаются в цепенеющих и застойных работников.

Несколько лет назад, казалось, что наше общество получило хорошую очисткупосле неоднократногомошенничества религиозныхи политическихдеятелейибанкиров.Каждыйденьмы включаем телевизор,и нам сообщаютвсебольшеновостей о чьих-нибудьпроисках. Так как я ежедневно слежу за новостями,явсякийраз поражаюсьтому,каклюди,признанныевиновными,продолжаютнастаиватьнасобственнойправоте. Одинизнихпровозгласил дажесвойжизненный девиз: "Никогда не совершая ошибок".

Нечтоподобноепроисходитивсистемеобразованиямыкультивируемпревосходство "правильности" вовсем,становясь жесткими и самоуверенными,нотем не менее живя впостоянномстрахе,что кто-то это опровергнет.Всовременном мире быть неправым становится худшимгрехом, нежели укрывать отналогов многомиллионные доходы или нарушать конституционные законы.

БакиФуллерсказал однажды; "Ошибкатолькотогда грех,когда онанепризнана." Он убежден, чтоошибка - один из способов сказать нам Богу:"Вынезнаетевсего".Онтакже утверждает,что когдачеловечество признаетразумностьсовершения ошибок, оно станет ближе к богу или"Великому Духу",как он предпочитает его называть.

Когда мы способны признать, что ошиблись вместо того, чтобы настаивать насобственной правоте, люди больше симпатизируют нам. Возможно, одним из самыхпоучительных уроков, который мы должны усвоить, является тот факт что толькоте,кто ничего неделает, неошибается. Такимобразом, знание о том, каксовершать ошибки, может стать наиболее ценным уроком на пути к успеху.

Беседа смоим другом Гленом втот день былаценна дляменятем,чтопроходиласпользойдля него. Это давало мневозможность использоватьвнашей беседе некоторые уроки, которые я получил от моих собственных учителейв годыначала самоголюбимого всеми Баки Фуллера и других Университета ХадНок.Хотявкакой-то моментнашегоразговора яслегка забеспокоился незадремал лиГлен. Но напротив, его глаза блестели, и я заметил в них что-тотакое, чего не было в начале: вспышку гнева."Чтоже ямогу сделать,чтобы моидетипересталибоятьсяошибок? -спросил он, Я не хочу, чтобы они оказались в моем положении."Я понимал, что должен ему ответить и помочь справиться с его гневом, но ятакже хотел,чтобы онсамнашел ответна спойвопрос. Я сказалему: "Ясчитаю,чтоважно преждевсего,чтобы родители сталипримером для своихдетей".Сталимодельютого,чтобыонихотеливсвоихдетях увидеть.Поддержать их в понимании того, что единственный путь к жизненному прогрессулежитвобучении всемуновому. А это невозможнобезсовершенияошибок,промахов и падений.

Разница междупрофессиональнымигроком в гольф и любителем в количествезабитыхмячей. В спортеошибки и исправления называются практикой. Так какже детский страх перед совершением ошибок может пойти им на пользу?Или как однажды сказал мой мудрыйучитель:"Если что-тостоит сделать,это надо начать делать". Иными словами: действие, коррекция, совершенство! Яубежден,чтомыдолжныпробуждатьвнашихдетяхмаленьких Колумбов -задаваться вопросами общепринятой мудрости и рисковать,совершая ошибки - впротивном случае, они никогдане узнают, что там за пределамиизвестного икак далеко они могут идти.

Иногда я удивляюсь, как много миллионов людей, не слишком успешны в своейвзрослой жизни,ичто же произошлос их юношескими мечтами. Они следовалиправилам, преподанным им нашейсистемойобразования, ноониобманулись всвоихожиданиях. Ониусердноучились, получали хорошиеотметкии занялиприличное рабочее местопослеокончания колледжа. Но теперь оничувствуютсебязагнанными в ловушку несчастными,эмоциональными, профессиональными ифинансовыми трупами.

Если меня спросят,как создатьновый тип системыобразования, систему,которая честно подготовит людейк успешной и счастливой жизни, я скажу, чтоделать этонадо, используя систему ошибок. Я не знаю другого болееценногоурока,чем этот.Я иногдасмеясь говорюсобственнымстудентам, чтоониполучаютсвоинаучныестепени в совершении ошибок. Способностьсовершатьошибки и изучать их - это действительно наука, и я рад, что я ее преподаю.

Образование должно подчеркнуть те достоинства, которые кроются в ошибках.Ошибки -демонстрация инициативы. Они - свидетельство того, что мы искреннив получении знаний вместо бездумного заучивания книг или учительских лекций.Они - гаранты того, чтомы непопадемв ловушку ничегонеделания из боязниоказаться неправыми.Яне пойманвкапканпостылойработыиядействительнофинансовонезависим потому,что ясовершал больше ошибок, чемсовершает большинстволюдей, анепотому,что изначально имелбольшеправильныхответов, чемкто-либо еще.

Слишком много людей ведутобраз жизни, который не позволяетраскрыть ихреальный потенциал илинапуститьрезервные механизмыих деятельности. Ониоглядываются на прожитую жизнь с ее нереализованными мечтами.Спросите себя: "Какие мои мечты не реализовались из-за того, что я боялсяпадения?"И затемприготовьтесьизменитьвсе это, осознав,чтожизнь снесбывшимися надеждамивас недостойна. Высможете всеизменить и сбудутсяваши заветные желания, если вы впитаете предложенные уроки, которыереальнопомогут вашему продвижению.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...