Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Профессиональной пригодности




Основные под­структуры профес­сиональной дея­тель­ности следователя Основные факторы профес­сиональной пригодности и соответствующие им соци­ально-психологические ка­чества личности (психо­грамма) следователя Критерии профессиональ­ной пригод­ности к деятель­ности следователя
1 2 3
1. Познавательно-прогно­стическая (когнитивная) под­структура деятель­ности следователя III фактор профессиональ­ной пригодности: разносторонние общие и глубокие профессиональные знания; разви­тый интеллект, гибкое творческое мышле­ние, высокая умственная ра­ботоспособность; аналити­ческий склад ума, прогно­стические способ­ности, умение выделять главное; активное восприятие, емкая память, устойчивое внима­ние, развитое воображение, интуиция II фактор профессиональной пригодности: нервно-психическая, эмо­циональная устойчивость, высокий порог стрес­со­устойчивости, волевые ка­чества; в мотивационной сфере в качестве ведущих – познавательные потребно­сти, мотивы достижения ус­пеха в работе Негативные качества лично­сти (см. выше п. 3. 4) Прогностически благопри­ятные и неблагоприятные показатели: (см. выше п. 3, 4).
2. Коммуникатив­ная под­структура правоохранитель­ной деятельности следова­теля   IV фактор профессиональ­ной пригодности – комму­никативная компетентность следователя: способность устанавливать и поддер­живать эмоцио­нальные контакты с участниками общения; способ­ность понимать Прогностически благопри­ятные показатели: а) наличие в документах оценочных характеристик: «доброжелательный», «пользуется уважением со­служивцев», «легко устанавли­вает психологиче-

 

Продолжение таблицы 2…

1 2 3
  внутренний мир собесед­ника, его психо­логические особен­ности, мотивы поведения, психиче­с­кое состояние; доброжела­тельность, вежливость по отношению к людям, уме­ние слушать, эмпатийность; свободное владение вер­бальными, невербальными средствами обще­ния; уме­ние в конфликтных ситуа­циях проводить адекватную ситуа­ции стратегию комму­никативного поведения; способность к сотруд­ниче­ству, достижению компро­мис­сов, соглашений; разви­тый самокон­троль над эмо­циями, настроением, стени­ческий тип реагирования в психогенных ситуациях; адекватная самооценка: чув­ство юмора Негативные качества лично­сти: замкнутость (аутизм), по­вышенная сосредоточен­ность на своих пробле­мах, переживаниях (интраверти­рованность); повышенные обидчи­вость, тревожность, легко ранимое самолюбие, конфликтность, избыточ­ная агрессивность; неадекватно завышенная самооценка; эмоцио­нальная неустойчи­вость, импульсив­ность; не­достаточное владение вер­бальными и невербальными средствами общения   ский контакт с допрашивае­мыми» и т. д.; б) показатели психодиагно­стичес­ких методик: средние, выше средних значения факторов 16-ФЛО: А, С, Н, I, N, Q3; низкие значения факторов 16-ФЛО: О, Q4; в нормативном профиле лич­ности по СМИЛ ведущие 5, 4 шкалы с умеренным повы­шением 3 шкалы при 0 (ну­левой) шкале в пределах 50 Т-баллов Прогностически неблаго­приятные показатели: а) наличие в документах оценочных характеристик: «в коллективе не уживчив», «авторитетом не пользу­ется», «конфликтен», «вы­сокомерен», «груб», «с тру­дом вступает в контакт с допрашиваемыми» и т. п.; б) показатели психоди­агностических методик: низкие значения факторов 16-ФЛО: А, С. Н, I, N, Q3 в сочетании с высокими значени­ями факторов О, Q4: высокие зна­чения шкал 4, 6, 8, 9 СМИЛ в качестве веду­щих (более 70 Т-баллов) отдельно или в комплексе с другими шкалами; высокие значения шкалы 7 СМИЛ (более 70 Т-баллов) в соче­таниях с высоко располо­женными шкалами 1, 2, 8; высокие значения 0 (нуле­вой) шкалы СМИЛ (более 70 Т-баллов)  

 

 

Продолжение таблицы 2…

1 2 3
3. Организацион­но-управ­ленческая подструктура право­охранительной дея­тельности следова­теля   V фактор – организаторские способности: активность, инициативость, наход­чивость, распоряди­тельность; сме­лость, реши­тельность, настойчи­вость, целеустремленность, умение выделять главное, прогно­зировать последствия при­нимаемых решений; само­стоятельность; чувство от­вет­ственности за свои по­ступки; орга­низованность, планомерность в работе; в мотивационной сфере – доминирование социально-значимых мотивов достиже­ния успеха в работе; II фактор – нервно-психиче­ская устойчивость; IV фактор – коммуникатив­ная компетентность. Негативные качества лично­сти: отсутствие организаторских спо­собностей; психопатиче­ские черты и свойства ха­рактера, эмоциональ­ная не­устойчивость, несбалансиро­ванность про­цессов торможения и воз­буждения; пассивность, безынициативность, избыточ­ная тревож­ность, мнитель­ность; отсутствие мотива­ции достижения успеха в работе Прогностически благопри­ятные показатели: а) наличие в документах оценочных характеристик: «инициативен», «настой­чив», «хороший организа­тор», «объективно, взве­шенно подходит к принятию решений», «оперативен, со­бран в работе» и пр.; б) показатели психодиагно­стичес­ких методик: высокие значения факторов G, Q1, Q3 16-ФЛО; средние, выше средних значения шкал теста УСК Прогностически неблаго­приятные показатели: а) наличие в документах данных, ха­рактеризующих прокурорского ра­ботника малоинициативным, теряю­щимся в сложной обста­новке, нуж­дающимся в по­стоянной помощи и т. п.; б) показатели психодиагно­стичес­ких методик: низкие значения фак­торов G, Q1, Q2 16-ФЛО: низкие значе­ния шкал теста УСК: см. также п. 3
4. Воспитатель­ная под­структура правоохранитель­ной деятельности следова­теля   I фактор – социализация личности, высокий уровень правосознания; III фактор – познавательная актив­ность, развитый ин­теллект; эрудиция, творче­ское мышление, емкая па­мять;   Прогностически благопри­ятные и неблагоприятные показатели: (см. п. 1, 4)  

 

Продолжение таблицы 2…

1 2 3
  IV фактор – коммуникатив­ная компетентность, сво­бодное владение вербаль­ными, невербальными сред­ствами общения   Негативные качества лично­сти (см. п. 1)  

 

Приложение Б

Подготовка к допросу

Определение предмета допроса (изучение материалов дела с целью уточне­ния обстоя­тельств, которые известны допрашиваемому и выявления источ­ников, из которых ему из­вестны эти обстоятельства)
Собирание и изучение сведений о личности допрашиваемого
Изучение вопросов, относящихся к специальным познаниям
Определение способа вызова на допрос, выбор места и времени допроса, очередность
Техническое обеспечение допроса
Тактическое обеспечение допроса
Составление плана допроса

 

Критерии допустимости психологического воздействия
Соответствие правовым нормам
Не должно унижать честь и достоинство допрашиваемого
Не должно быть основано на прямом обмане
Не должно быть основано на физическом и психическом насилии
Не должно препятствовать допрашиваемому давать правдивые показания
Не должно дискредитировать правоохранительные органы
Не должно создавать у допрашиваемого мнение, что для него выгодно сообщить следова­телю ложные сведения
Не должно приводить к самооговору

Таблица 1 – Иерархическая структура личности

(по К.К. Платонову)

Краткое название подструк­туры К данной подструктуре от­носятся Соотношение биологиче­ского и социального
Подструктура направленно­сти Убеждения, мировоззрение, лич­ностные смыслы, инте­ресы Социальный уровень (биоло­гиче­ского почти нет)
Подструктура опыта   Умения, знания, навыки, при­вычки       Социально-биологический уро­вень (значительнее соци­альный, а не биологический)
Подструктура форм отраже­ния                 Особенности познаватель­ных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощу­щения, внима­ния); особен­ности эмо­циональных про­цессов (эмо­ции, чувства) Биосоциальный уровень (био­ло­гический компонент больше, чем социальный)  
Подструктура биологиче­ских, конституциональных свойств   Скорость протекания нерв­ных процессов, баланс про­цессов воз­буждения и тор­можения и т. п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (со­циаль­ное практически от­сутствует)  

Приложение В










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...