Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Профессиональной пригодности
Основные подструктуры профессиональной деятельности следователя
| Основные факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества личности (психограмма) следователя
| Критерии профессиональной пригодности к деятельности следователя
| 1
| 2
| 3
| 1. Познавательно-прогностическая (когнитивная) подструктура деятельности следователя
| III фактор профессиональной пригодности:
разносторонние общие и глубокие профессиональные знания; развитый интеллект, гибкое творческое мышление, высокая умственная работоспособность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное; активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитое воображение, интуиция
II фактор профессиональной пригодности:
нервно-психическая, эмоциональная устойчивость, высокий порог стрессоустойчивости, волевые качества; в мотивационной сфере в качестве ведущих – познавательные потребности, мотивы достижения успеха в работе
Негативные качества личности (см. выше п. 3. 4)
| Прогностически благоприятные и неблагоприятные показатели: (см. выше п. 3, 4).
| 2. Коммуникативная подструктура правоохранительной деятельности следователя
| IV фактор профессиональной пригодности – коммуникативная компетентность следователя: способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения; способность понимать
| Прогностически благоприятные показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «доброжелательный», «пользуется уважением сослуживцев», «легко устанавливает психологиче-
|
Продолжение таблицы 2…
1
| 2
| 3
|
| внутренний мир собеседника, его психологические особенности, мотивы поведения, психическое состояние; доброжелательность, вежливость по отношению к людям, умение слушать, эмпатийность; свободное владение вербальными, невербальными средствами общения; умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения; способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений; развитый самоконтроль над эмоциями, настроением, стенический тип реагирования в психогенных ситуациях; адекватная самооценка: чувство юмора
Негативные качества личности:
замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интравертированность); повышенные обидчивость, тревожность, легко ранимое самолюбие, конфликтность, избыточная агрессивность; неадекватно завышенная самооценка; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; недостаточное владение вербальными и невербальными средствами общения
| ский контакт с допрашиваемыми» и т. д.;
б) показатели психодиагностических методик: средние, выше средних значения факторов 16-ФЛО: А, С, Н, I, N, Q3; низкие значения факторов 16-ФЛО: О, Q4; в нормативном профиле личности по СМИЛ ведущие 5, 4 шкалы с умеренным повышением 3 шкалы при 0 (нулевой) шкале в пределах 50 Т-баллов
Прогностически неблагоприятные показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «в коллективе не уживчив», «авторитетом не пользуется», «конфликтен», «высокомерен», «груб», «с трудом вступает в контакт с допрашиваемыми» и т. п.;
б) показатели психодиагностических методик: низкие значения факторов 16-ФЛО: А, С. Н, I, N, Q3 в сочетании с высокими значениями факторов О, Q4: высокие значения шкал 4, 6, 8, 9 СМИЛ в качестве ведущих (более 70 Т-баллов) отдельно или в комплексе с другими шкалами; высокие значения шкалы 7 СМИЛ (более 70 Т-баллов) в сочетаниях с высоко расположенными шкалами 1, 2, 8; высокие значения 0 (нулевой) шкалы СМИЛ (более 70 Т-баллов)
|
Продолжение таблицы 2…
1
| 2
| 3
| 3. Организационно-управленческая подструктура правоохранительной деятельности следователя
| V фактор – организаторские способности:
активность, инициативость, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность; чувство ответственности за свои поступки; организованность, планомерность в работе; в мотивационной сфере – доминирование социально-значимых мотивов достижения успеха в работе;
II фактор – нервно-психическая устойчивость;
IV фактор – коммуникативная компетентность.
Негативные качества личности:
отсутствие организаторских способностей; психопатические черты и свойства характера, эмоциональная неустойчивость, несбалансированность процессов торможения и возбуждения; пассивность, безынициативность, избыточная тревожность, мнительность; отсутствие мотивации достижения успеха в работе
| Прогностически благоприятные показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «инициативен», «настойчив», «хороший организатор», «объективно, взвешенно подходит к принятию решений», «оперативен, собран в работе» и пр.;
б) показатели психодиагностических методик: высокие значения факторов G, Q1, Q3 16-ФЛО; средние, выше средних значения шкал теста УСК
Прогностически неблагоприятные показатели:
а) наличие в документах данных, характеризующих прокурорского работника малоинициативным, теряющимся в сложной обстановке, нуждающимся в постоянной помощи и т. п.;
б) показатели психодиагностических методик: низкие значения факторов G, Q1, Q2 16-ФЛО: низкие значения шкал теста УСК: см. также п. 3
| 4. Воспитательная подструктура правоохранительной деятельности следователя
| I фактор – социализация личности, высокий уровень правосознания;
III фактор – познавательная активность, развитый интеллект; эрудиция, творческое мышление, емкая память;
| Прогностически благоприятные и неблагоприятные показатели: (см. п. 1, 4)
|
Продолжение таблицы 2…
1
| 2
| 3
|
| IV фактор – коммуникативная компетентность, свободное владение вербальными, невербальными средствами общения
Негативные качества личности (см. п. 1)
|
|
Приложение Б
Подготовка к допросу
Определение предмета допроса (изучение материалов дела с целью уточнения обстоятельств, которые известны допрашиваемому и выявления источников, из которых ему известны эти обстоятельства)
| Собирание и изучение сведений о личности допрашиваемого
| Изучение вопросов, относящихся к специальным познаниям
| Определение способа вызова на допрос, выбор места и времени допроса, очередность
| Техническое обеспечение допроса
| Тактическое обеспечение допроса
| Составление плана допроса
|
Критерии допустимости психологического воздействия
| Соответствие правовым нормам
| Не должно унижать честь и достоинство допрашиваемого
| Не должно быть основано на прямом обмане
| Не должно быть основано на физическом и психическом насилии
| Не должно препятствовать допрашиваемому давать правдивые показания
| Не должно дискредитировать правоохранительные органы
| Не должно создавать у допрашиваемого мнение, что для него выгодно сообщить следователю ложные сведения
| Не должно приводить к самооговору
|
Таблица 1 – Иерархическая структура личности
(по К.К. Платонову)
Краткое название
подструктуры
| К данной подструктуре
относятся
| Соотношение биологического и социального
| Подструктура направленности
| Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы
| Социальный уровень (биологического почти нет)
| Подструктура опыта
| Умения, знания, навыки, привычки
| Социально-биологический уровень (значительнее социальный, а не биологический)
| Подструктура форм отражения
| Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)
| Биосоциальный уровень (биологический компонент больше, чем социальный)
| Подструктура биологических, конституциональных свойств
| Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т. п.; половые, возрастные свойства
| Биологический уровень (социальное практически отсутствует)
| Приложение В
|