Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды психологического влияния




Вид влияния Определение Средства влияния
1 2 3
1. Убеждение   Сознательное, аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, на­мерения или решения           Предъявление адресату яс­ных, четко сформулирован­ных аргументов в приемле­мом для него темпе и в по­нятных для него терминах (метод развертывания аргу­ментации). Открытое при­знание как сильных, так и сла­бых сторон предлагае­мого ре­шения, дающее ад­ресату понять, что инициа­тор влияния сам видит ог­раничения этого решения (метод двусторонней аргу­ментации). Получение со­гласия на каждом шаге до­казательства (метод положительных ответов Сократа)
2. Самопродвижение     Открытое предъявление свидетельств своей компе­тентности и квалификации для того, чтобы быть оце­ненным по достоинству и благодаря этому получить преимущества при отборе кандидатов, назначении на должность и др. Реальная демонстрация своих возможностей.  Предъявление сертифика­тов, дипломов, официаль­ных отзывов, патентов, пе­чатных работ и др. Раскры­тие своих личных целей, формулирование своих запросов и условий
3. Внушение   Сознательное, неаргументированное воздействие на че­ловека или группу людей, имеющее своей целью изме­нение их состояния, отно­шения к чему-либо и пред­расположенности к опреде­ленным действиям         Личный магнетизм, личный авторитет. Уверенность вербального и невербального поведения. Отчетливая, размереннаяречь. Исполь­зование условий и обста­новки, усиливающих сугге­стивное воздействие (приглушенное осве­щение, ритмические звуки, риту­альные прикосновения и др.). Вы­бор наиболее внушаемых партнеров
  Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяс­нения) перенимают это со­стояние или отношение. Пе­редаваться и усваиваться со­стояние может как непроиз­вольным, так и произвольным      Высокая энергетика собственного поведения. Арти­стизм в исполнении дейст­вий. Интригующее вовлече­ние партнеров в выполнение действий. Постепенное на­ращивание интенсивности действий. Индивидуализи­рованный взгляд в глаза. Прикосновение и телесный кон­такт

Продолжение таблицы 1…

1 2 3
5. Пробуждение импульса к подражанию   Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно прояв­ляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть как непроизвольно, так и произ­вольно Публичная известность. Демонстрация высоких образ­цов мастерства. Явление примера доблести, милосер­дия, служения идее. Нова­торство. Личный магнетизм. «Модное» поведение и оформление внешности. Призыв к подражанию
6. Формирование благосклонности   Развитие у адресата положительного отношения к себе               Проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности. Высказывание благоприятных суждений об адресате. Под­ражание адресату. Оказание ему услуги
7. Просьба   Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия                                      Ясные и вежливые формулировки. Проявление ува­жения к праву адресата от­казать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его соб­ст­венным целям
8. Принуждение                  Требование выполнять распоряжения инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми уг­розами. Субъективно при­нуждение переживается: инициатором – как собственное давление, адресатом – как давление на него со стороны инициатора или обстоятельств  Объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без ка­ких-либо объяснений или обоснований. Наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений. За­пугивание возможными последствиями. Угроза на­казанием, в наиболее грубых формах – физической рас­правой
9. Деструктивная критика   Высказывание пренебрежительных или оскорбитель­ных суждений о личности человека и/или грубое аг­рессивное осуждение, по­ношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики состоит в том, что она не позволяет человеку «сохра­нить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возник­шими отрицательными эмо­циями, отнимает у него веру в себя Принижение личности партнера по общению (на­пример, по формуле: «Да что тебе объяснять, все равно ты не поймешь»). Высмеивание того, что кри­тикуемый не в состоянии изменить: внешности, соци­ального и национального происхождения, скорости реакций, тембра голоса и др. Высказывание справедли­вых критических замечаний адреса­ту, который нахо­дится в состоя­нии ошелом­лености и подав­ленности неудачей

Продолжение таблицы 1…

1 2 3
10. Игнорирование        Умышленное невнимание, рассеянность по отноше­нию к партнеру, его выска­зываниям и действиям. Чаще всего воспринима­ется как признак пренебре­жения и неуважения, однако в некоторых случаях игнорирование выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловко­сти, допущенной партнером                      Демонстративное пропуска­ние слов партнера «мимо ушей». Невербальное пове­дение, указывающее на то, что присутствие партнера не замечается. Невыполнение обещаний или опоздание с отсутствием попыток что-либо объяснить. Молчание и отсутствующий взгляд в ответ на вопрос, упрек или любое другое высказывание партнера. Внезапная смена темы разговора
11. Манипуляция   Скрытое от адресата побуждение его к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию реше­ний и выполнению дейст­вий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. При этом для манипуля­тора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне и призна­вал себя ответственным за них   Нарушение личного пространства, выражающееся в слишком тесном прибли­жении или даже касании. Резкое ускорение или, на­оборот, замедление темпа беседы. Поддразнивающие высказывания вроде: «Тебя что, так легко расстроить (задеть, обмануть, заставить подчиниться)?», подзадори­вающие высказывания (например: «Вряд ли ты сможешь это сделать» или «Эта вещь слишком доро­гая, чтобы ты смог ее ку­пить»). «Невинный» обман, введение в заблуждение. Замаскированные под малозна­чи­тельные и случайные выска­зывания оговор и клевета, ко­торые могут быть при­няты за таковые якобы лишь по недо­разумению. Преуве­личенная демонстрация своей слабости, неопытно­сти, неосведомленности, «глупости» для того, чтобы пробудить у ад­ресата стрем­ление помочь, сде­лать за манипулятора его рабо­ту, передать ему ценную или даже секретную информа­цию, научить его делать что-либо и т. п. «Невинный» шантаж (например, «друже­ские» намеки на ошибки, промахи и нарушения,

Продолжение таблицы 1…

1 2 3
    допу­щенные адресатом в прошлом; шутливое упоми­нание «старых грехов» или личных тайн адре­сата)

Примечание –данные виды психологического влияния используются в ходе допроса с учетом ограничений, установленных УПК РФ; они также могут быть использованы следователями при проведении организационно-подготовительных действий

 

Приложение Ж

Таблица 1 – Психологические приемы допроса

Психологические приемы допроса в бесконфликтной ситуации Психологические приемы допроса в конфликтной си­туации
Установление психо­логиче­ского кон­такта, уст­ранение эмоционального и смысло­вого барьера, прояв­ление сопе­реживания и по­нимания психического со­стояния допрашиваемого. Постановка личностно зна­чимых во­просов, вовле­каю­щих в беседу, снятие эмо­циональной напряжен­ности, форми­рование мыс­литель­ной задачи. Раскрытие граждан­ской значимости добросове­стной позиции в ситуации не­решительности допраши­вае­мого. Оказание мнемической по­мощи: возбуждение ассо­циаций по каузальности (причинно-следственных), временной и пространст­венной смежнос­ти, сходству и контрасту Установление психологического кон­такта, устране­ние эмо­ционального и смыслового барьера, проявление со­пе­режи­вания и понимания психического состояния доп­ра­шивае­мого. Предъявление доказательств по воз­растающей сте­пени их значимости («последо­ва­тельность»). Внезапная постановка ключевых вопросов или предъ­явле­ние решающих доказательств («внезапность»). Повторный детализирующий допрос по одним и тем же об­стоятельствам («повторный допрос»). Стимулирование положительных качеств личности доп­рашиваемого. Постановка косвенных вопросов («косвенный до­прос»). Создание преувеличенного представ­ления об осве­домлен­ности следователя. Развертывание лжи («допущение легенды»). Пресечение лжи. Использование «слабых мест» личности допрашивае­мого. Инерция. Форсированный или замедленный темп допроса. Метод «ассоциативных реакций». Метод группового допроса  

 

Приложение З










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...