Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1 Психология следственной деятельности




УДК 343.14: 159.9 (078)

ББК 67.99(2)8

Г85

Рецензенты:

    кафедра предварительного расследования Краснодарского университета МВД РФ;

    кафедра криминалистики и специальных дисциплин факультета права и юридической защиты культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств

Грицаев С. И.

   Г85 Использование психологических знаний в расследовании преступлений: учеб. пособие / С. И. Грицаев, Д. А. Влезько, Д. В. Шевель. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – 200 с.

 

В процессе предварительного следствия и дознания следователи и дознаватели используют специальные психологические знания при производстве следственных действий, назначают судебно-психологи­ческую экспертизу, получают консультации специалистов в области психологии. В настоящем учебном пособии рассмотрены формы использования специальных психологических знаний в расследовании, тактико-психологические особенности производства отдельных следственных действий, проблемы назначения и производства судебно-психологической экспертизы, а также подвергнуты анализу нетрадиционные способы получения криминалистически значимой информации.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030900.62 «Юриспруденция» по квалификации бакалавр, а также может быть использовано работниками правоохранительных органов.  

Печатается по решению совета юридического факультета

ФГБОУ ВПО «КубГАУ» от 27 ноября 2013 г. Протокол № 4.

        

УДК 343.14: 159.9 (078)

ББК 67.99(2)8

 

ã Грицаев С. И., Влезько Д. А.,
Шевель Д. В., 2013

ã ФГБОУ ВПО «Кубанский
государственный аграрный
университет», 2013




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...............4

Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.5

Глава 2 ПСИХОЛОГИЯ ОСМОТРА МЕСТА     

ПРОИСШЕСТВИЯ....................................................................11

2.1Психологические аспекты осмотра места происшествия……….11

2.2 Составление поисково-психологического портрета

подозреваемого по результатам осмотра места происшествия……………26

Глава 3 ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА……………….........................33

3.1 Психологические основы и этапы формирования показаний

свидетелей, потерпевших, подозреваемых (обвиняемых)…………………33

3.2 Психология допроса свидетелей и потерпевших……...................44

3.3 Психология допроса подозреваемых и обвиняемых……….........61

3.4 Психология допроса несовершеннолетних....................................83

Глава 4 ПСИХОЛОГИЯ ОБЫСКА……………………………….110

4.1 Психология обыскиваемого……………………………………...110

4.2 Психологические особенности поисковой деятельности

следователя…………………………………………………………………..113

Глава 5 СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА…121

Глава 6 НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ………...133

6.1 Применение полиграфа…………………………………………...133

6.2 Использование хронобиологии в расследовании

преступлений………………………………………………………………...141

6.3 Криминалистическое применение гипноза……………………..147

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………158

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..162

Введение

 

В настоящее время трудно представить качественное рассле­дование или судебное разбирательство без использования специ­альных психологических знаний. В уголовном судопроизводстве накоплен немалый опыт привлечения психологов в качестве спе­циалистов, экспертов, консультантов.  

Развитие психологической науки, информационных техноло­гий, изменения в уголовном и процессуальном законодательстве, увеличение количества преступлений требуют качественного по­вышения знаний и умений сле­дователя. Дело в том, что сотруд­ники правоохранительных органов, сталкиваясь с фактами тяж­ких преступлений, обычно делают все, что могут и умеют, реали­зуя на практике то, чему их обучали. Но в итоге оказывается, что их профессиональные знания и умения, как и технические воз­можности соответствующих учреждений, явно недоста­точны. Поэтому необходимо уделять внимание повышению про­фес­сио­нального мастерства следователя, основы которого должны фор­мироваться в ходе обучения в юридическом вузе.

В учебном пособии в доступной форме изложены психологи­ческие особенности следственной деятельности, психология от­дельных следственных действий, вопросы назначения и произ­водства судебно-психологической экспертизы, использование не­традиционных способов получения криминалистически значимой информации при расследовании преступлений.

Издание предназначено для студентов юридических факуль­тетов, преподавателей криминалистики и юридической психоло­гии, а также может быть полезно практическим работникам пра­воохранительных органов.

 

Глава 1 Психология следственной деятельности

 

Сложность расследования обусловливается недостаточностью в ряде случаев исходной информации на его начальном этапе, по­исковым характером следственной деятельности, практической оперативностью, где результаты предыдущего действия предо­пределяют выбор другого действия, преодолением противодейст­вия заинтересованных лиц, повышенной психической напряжен­ностью следователя, вызванной эмоциональными нагрузками, а также умственными затратами в ходе принятия решений, иногда в предельно короткие сроки.

Очевидным является факт, что многие выпускники юридиче­ских вузов, поступающие на работу в следственные органы, в пси­хологическом отношении оказываются далеко не всегда профес­сионально пригодны. Несоответствие их индивидуально-психоло­гических качеств специфическим требованиям труда в следствен­ных органах способствует возникновению у многих из них со­стояния психического перенапряжения, различных невротических, психосоматических расстройств и даже заболеваний. В конечном итоге это приводит к неудовлетворенности своим служебным по­ложением, избранной профессией, в результате чего часть из них уходит в другие структуры либо вообще меняет профиль работы.1

Юридическая деятельность вообще и следственная деятель­ность в частности имеют следующие социально-психологические особенности:

1) процессуальная регламентация средств и сроков;

2) высокая формализованность социально-ролевой функции следователя;

3) в ряде случаев – недостаточность исходной информации в начальной стадии расследования;

4) практическая оперативность: результаты одного действия определяют выбор последующего действия и часто влияют на так­тику его проведения;

5) преодоление возможного противодействия заинтересован­ных лиц;

6) наличие властно-распорядительных полномочий;

7) широкая социальная коммуникативность;

8) повышенная социальная ответственность за принимаемые решения.

Перечисленные основные особые условия следственной дея­тельности делают ее сложной, многообразной и очень ответствен­ной, особенно в психологическом плане. Практиче­ское осуществ­ление такой деятельности в силу ее особенно­стей, характера не­возможно иначе, как в упомянутых особых условиях. Они форми­руют психологическую структуру следственной деятельности, со­держащую ее стороны, компоненты: познавательный, коммуника­тивный, организационный, удостоверительный, социальный и т. д.В каждой из этих сторон и реализуются соответствующие лично­стные качества, обеспечивающие ус­пешность деятельности.

Наличие такой психологической структуры предъявляет кличности, избравшей профессию юриста, соответствующие требо­вания и вместе с тем формирует определенные психологические свойства, необходимые для осуществления юридиче­ской деятель­ности. Поэтому студенты юридического факуль­тета обязаны осоз­нанно совершенствовать свои психические качества, вырабаты­вать профессиональные навыки и умения.

По результатам исследования, проведенного отделом право­вой психологии НИИ проблем укрепления законности и правопо­рядка Генеральной прокуратуры РФ, были сформулированы пять основных факторов профессиональной пригодности прокурорско-следственных работников.2

1-й фактор – высокий уровень социальной (профессиональ­ной) адаптации следователя:

– высокий уровень правосознания;

– честность, гражданское мужество, совестливость;

– принципиальность (непримиримость) в борьбе с наруше­ниями пра­вопорядка;

– обязательность, добросовестность, исполнительность, дис­циплини­рованность.

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отно­шение к делу, недисциплинирован­ность, склонность к алкого­лизму.

2-й фактор – нервно-психическая (эмоциональная) устойчи­вость личности следователя:

– устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмо­циями и поведением, работоспособность в критических, вызы­вающих фрустрацию ситуациях;

– развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравнове­шенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на долж­ном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, спо­собность адекватно реагировать на раз­личные события.

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряжен­ность; избыточная агрессивность, импульсивность по­ступков; невроти­ческие симптомы, быстрая истощаемость нерв­ных процессов; психопа­тические свойства характера.

3-й фактор – высокий уровень интеллектуального разви­тия, познавательная (когнитивная) активность следователя:

– развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;

– гибкое, творческое мышление, умственная работоспособ­ность, со­образительность;

­– аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное;

– активность, подвижность психических познавательных про­цессов (восприятия, емкой памяти, продуктивного мышления, внимания);

– развитое воображение, интуиция, способность к абстрагиро­ванию, рефлексии.

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкая умственная работоспособность, сниженные по­знавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память.

4-й фактор – коммуникативная компетентность юриста:

– способность устанавливать эмоциональные контакты с раз­личными участниками общения, поддерживать с ними (в необхо­димых пределах) доверительные отношения;

– проницательность, способность понимать внутренний мир собесед­ника, его психологические особенности, потребности, мо­тивы поведе­ния, состояние психики;

­– доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоцио­нально отзывать­ся на переживания собеседника);

­– свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средст­вами общения;

– умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от об­стоятельств стиль общения;

– способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, согла­шений;

­– развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экс­тремаль­ных ситуациях;

– адекватная самооценка;

– чувство юмора.

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: замкнутость (ау­тизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, пережива­ниях (интравертированность); легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессив­ность; эмоциональная неустойчи­вость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

5-й фактор – организаторские способности:

– активность, инициативность, находчивость, распорядитель­ность;

­– смелость, решительность, настойчивость, целеустремлен­ность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений;

– самостоятельность;

– чувство ответственности за свои действия и поступки;

­– организованность, собранность, аккуратность в работе.

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: психопатические свойства характера, повышенная агрессивность, не­сбалансированность процессов торможения и возбуждения, эмоцио­нальная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная само­оценка, властолюбие, пренебрежительное отно­шение к людям.

Использование данных этого исследования с целью анализа рассмотренных сочетаний качеств личности позволяет прогнози­ровать, как тот или иной кандидат сможет успешно осуществлять выбранную им деятельность; позволит оценить его способности (как профессиональные, так и личностные) при приеме на работу и при определении рабочей нагрузки.

Психологическое описание сложной иерархической струк­туры профессиональной деятельности, в которой все ее стороны, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи и зависимости, называется профессиограммой. В ней описываются профессионально необходимые психологиче­ские качества личности, возможности компенсации и совершенст­вования этих качеств.

Следует особо обратить внимание на одно важное для обу­чающихся обстоятельство. Многие специалисты, изучавшие труд юридических работников, отмечают, что профессиональная при­годностьдля работы в правоохранительных органах зависит как от высокого уровня общего развития личности, так и от конкрет­ных специальных способностей.

Отмечается необходимость приближения учебного процесса к потребностям практики3. Мы поддерживаем данную точку зрения и считаем, что необходимо принять следующие меры:

– перейти от семинарских занятий к практическим;

– использовать в процессе занятий материалы практической деятельности правоохранительных органов;

– осуществлять в процессе занятий анализ уголовных дел;

– привлекать к занятиям практических работников;

– проводить со студентами работу на основе фабул задач, составленных по реальным следственным ситуациям.

Думается, что благодаря этим мероприятиям удастся повы­сить уровень подготовки квалифицированных специалистов в учебных заведениях.

Необходимо также уделять внимание повышению профессио­нального мастерства следователя, поскольку одной из его служеб­ных обязанностей является повышение квалификации.

Научно-технический прогресс, развитие информационных технологий, изменения в уголовном и процессуальном законода­тельстве, изменение преступности требуют качественного повы­шения знаний и умений следователя. В настоящее время сущест­вуют следующие способы повышения квалификации: научно-практические конференции, учеба в специальных учебных цен­трах и в учебных учреждениях высшего и послевузовского обра­зования, индивидуальные занятия с последующим принятием за­четов. Комплексное решение проблем в указанных направлениях приведет к повышению профессионального уровня работников следственных подразделений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...