Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 1 Психология следственной деятельностиСтр 1 из 19Следующая ⇒
УДК 343.14: 159.9 (078) ББК 67.99(2)8 Г85 Рецензенты: кафедра предварительного расследования Краснодарского университета МВД РФ; кафедра криминалистики и специальных дисциплин факультета права и юридической защиты культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств Грицаев С. И. Г85 Использование психологических знаний в расследовании преступлений: учеб. пособие / С. И. Грицаев, Д. А. Влезько, Д. В. Шевель. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – 200 с.
В процессе предварительного следствия и дознания следователи и дознаватели используют специальные психологические знания при производстве следственных действий, назначают судебно-психологическую экспертизу, получают консультации специалистов в области психологии. В настоящем учебном пособии рассмотрены формы использования специальных психологических знаний в расследовании, тактико-психологические особенности производства отдельных следственных действий, проблемы назначения и производства судебно-психологической экспертизы, а также подвергнуты анализу нетрадиционные способы получения криминалистически значимой информации. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030900.62 «Юриспруденция» по квалификации бакалавр, а также может быть использовано работниками правоохранительных органов. Печатается по решению совета юридического факультета ФГБОУ ВПО «КубГАУ» от 27 ноября 2013 г. Протокол № 4.
УДК 343.14: 159.9 (078) ББК 67.99(2)8
ã Грицаев С. И., Влезько Д. А., ã ФГБОУ ВПО «Кубанский ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...............4 Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.5 Глава 2 ПСИХОЛОГИЯ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ....................................................................11 2.1Психологические аспекты осмотра места происшествия……….11 2.2 Составление поисково-психологического портрета подозреваемого по результатам осмотра места происшествия……………26 Глава 3 ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА……………….........................33 3.1 Психологические основы и этапы формирования показаний свидетелей, потерпевших, подозреваемых (обвиняемых)…………………33 3.2 Психология допроса свидетелей и потерпевших……...................44 3.3 Психология допроса подозреваемых и обвиняемых……….........61 3.4 Психология допроса несовершеннолетних....................................83 Глава 4 ПСИХОЛОГИЯ ОБЫСКА……………………………….110 4.1 Психология обыскиваемого……………………………………...110 4.2 Психологические особенности поисковой деятельности следователя…………………………………………………………………..113 Глава 5 СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА…121 Глава 6 НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ………...133 6.1 Применение полиграфа…………………………………………...133 6.2 Использование хронобиологии в расследовании преступлений………………………………………………………………...141 6.3 Криминалистическое применение гипноза……………………..147 СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………158 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..162 Введение
В настоящее время трудно представить качественное расследование или судебное разбирательство без использования специальных психологических знаний. В уголовном судопроизводстве накоплен немалый опыт привлечения психологов в качестве специалистов, экспертов, консультантов. Развитие психологической науки, информационных технологий, изменения в уголовном и процессуальном законодательстве, увеличение количества преступлений требуют качественного повышения знаний и умений следователя. Дело в том, что сотрудники правоохранительных органов, сталкиваясь с фактами тяжких преступлений, обычно делают все, что могут и умеют, реализуя на практике то, чему их обучали. Но в итоге оказывается, что их профессиональные знания и умения, как и технические возможности соответствующих учреждений, явно недостаточны. Поэтому необходимо уделять внимание повышению профессионального мастерства следователя, основы которого должны формироваться в ходе обучения в юридическом вузе. В учебном пособии в доступной форме изложены психологические особенности следственной деятельности, психология отдельных следственных действий, вопросы назначения и производства судебно-психологической экспертизы, использование нетрадиционных способов получения криминалистически значимой информации при расследовании преступлений. Издание предназначено для студентов юридических факультетов, преподавателей криминалистики и юридической психологии, а также может быть полезно практическим работникам правоохранительных органов.
Глава 1 Психология следственной деятельности
Сложность расследования обусловливается недостаточностью в ряде случаев исходной информации на его начальном этапе, поисковым характером следственной деятельности, практической оперативностью, где результаты предыдущего действия предопределяют выбор другого действия, преодолением противодействия заинтересованных лиц, повышенной психической напряженностью следователя, вызванной эмоциональными нагрузками, а также умственными затратами в ходе принятия решений, иногда в предельно короткие сроки. Очевидным является факт, что многие выпускники юридических вузов, поступающие на работу в следственные органы, в психологическом отношении оказываются далеко не всегда профессионально пригодны. Несоответствие их индивидуально-психологических качеств специфическим требованиям труда в следственных органах способствует возникновению у многих из них состояния психического перенапряжения, различных невротических, психосоматических расстройств и даже заболеваний. В конечном итоге это приводит к неудовлетворенности своим служебным положением, избранной профессией, в результате чего часть из них уходит в другие структуры либо вообще меняет профиль работы.1 Юридическая деятельность вообще и следственная деятельность в частности имеют следующие социально-психологические особенности: 1) процессуальная регламентация средств и сроков; 2) высокая формализованность социально-ролевой функции следователя; 3) в ряде случаев – недостаточность исходной информации в начальной стадии расследования; 4) практическая оперативность: результаты одного действия определяют выбор последующего действия и часто влияют на тактику его проведения; 5) преодоление возможного противодействия заинтересованных лиц; 6) наличие властно-распорядительных полномочий; 7) широкая социальная коммуникативность; 8) повышенная социальная ответственность за принимаемые решения. Перечисленные основные особые условия следственной деятельности делают ее сложной, многообразной и очень ответственной, особенно в психологическом плане. Практическое осуществление такой деятельности в силу ее особенностей, характера невозможно иначе, как в упомянутых особых условиях. Они формируют психологическую структуру следственной деятельности, содержащую ее стороны, компоненты: познавательный, коммуникативный, организационный, удостоверительный, социальный и т. д.В каждой из этих сторон и реализуются соответствующие личностные качества, обеспечивающие успешность деятельности. Наличие такой психологической структуры предъявляет кличности, избравшей профессию юриста, соответствующие требования и вместе с тем формирует определенные психологические свойства, необходимые для осуществления юридической деятельности. Поэтому студенты юридического факультета обязаны осознанно совершенствовать свои психические качества, вырабатывать профессиональные навыки и умения. По результатам исследования, проведенного отделом правовой психологии НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ, были сформулированы пять основных факторов профессиональной пригодности прокурорско-следственных работников.2 1-й фактор – высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации следователя: – высокий уровень правосознания; – честность, гражданское мужество, совестливость; – принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушениями правопорядка; – обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность. Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму. 2-й фактор – нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности следователя: – устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях; – развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события. Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов; психопатические свойства характера. 3-й фактор – высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность следователя: – развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; – гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность; – аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное; – активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкой памяти, продуктивного мышления, внимания); – развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии. Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память. 4-й фактор – коммуникативная компетентность юриста: – способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними (в необходимых пределах) доверительные отношения; – проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики; – доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника); – свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения; – умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения; – способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений; – развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях; – адекватная самооценка; – чувство юмора. Отрицательно оцениваются следующие качества личности: замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интравертированность); легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения. 5-й фактор – организаторские способности: – активность, инициативность, находчивость, распорядительность; – смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; – самостоятельность; – чувство ответственности за свои действия и поступки; – организованность, собранность, аккуратность в работе. Отрицательно оцениваются следующие качества личности: психопатические свойства характера, повышенная агрессивность, несбалансированность процессов торможения и возбуждения, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям. Использование данных этого исследования с целью анализа рассмотренных сочетаний качеств личности позволяет прогнозировать, как тот или иной кандидат сможет успешно осуществлять выбранную им деятельность; позволит оценить его способности (как профессиональные, так и личностные) при приеме на работу и при определении рабочей нагрузки. Психологическое описание сложной иерархической структуры профессиональной деятельности, в которой все ее стороны, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи и зависимости, называется профессиограммой. В ней описываются профессионально необходимые психологические качества личности, возможности компенсации и совершенствования этих качеств. Следует особо обратить внимание на одно важное для обучающихся обстоятельство. Многие специалисты, изучавшие труд юридических работников, отмечают, что профессиональная пригодностьдля работы в правоохранительных органах зависит как от высокого уровня общего развития личности, так и от конкретных специальных способностей. Отмечается необходимость приближения учебного процесса к потребностям практики3. Мы поддерживаем данную точку зрения и считаем, что необходимо принять следующие меры: – перейти от семинарских занятий к практическим; – использовать в процессе занятий материалы практической деятельности правоохранительных органов; – осуществлять в процессе занятий анализ уголовных дел; – привлекать к занятиям практических работников; – проводить со студентами работу на основе фабул задач, составленных по реальным следственным ситуациям. Думается, что благодаря этим мероприятиям удастся повысить уровень подготовки квалифицированных специалистов в учебных заведениях. Необходимо также уделять внимание повышению профессионального мастерства следователя, поскольку одной из его служебных обязанностей является повышение квалификации. Научно-технический прогресс, развитие информационных технологий, изменения в уголовном и процессуальном законодательстве, изменение преступности требуют качественного повышения знаний и умений следователя. В настоящее время существуют следующие способы повышения квалификации: научно-практические конференции, учеба в специальных учебных центрах и в учебных учреждениях высшего и послевузовского образования, индивидуальные занятия с последующим принятием зачетов. Комплексное решение проблем в указанных направлениях приведет к повышению профессионального уровня работников следственных подразделений.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |