Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как разрешать конфликты, возникающие в ходе обучения, с помощью метода III
Учителя быстро понимают, что метод III — самый простой способ разрешения конфликтов, вызванных плохим поведением учеников. Однако между учителем и учениками случаются и другие конфликты. Почти каждый взрослый может вспомнить бесчисленные конфликты со своими учителями из-за оценок, домашних заданий, выбора темы для доклада, выбора места в классе, аккуратности выполнения письменных работ и многого, многого другого. Именно в обучении роль учителя представляется особенно авторитарной. Объясняется это тем, что определение целей является прерогативой учителя и редко подлежит обсуждению с учащимися. На курсах КЭП мы стремимся к тому, чтобы учителя могли применять метод III и когда конфликты непосредственно связаны с обучением. Существует множество ситуаций, в которых учителя могут эффективно использовать метод III. Приведем пример из практики преподавателя труда, занимавшегося по программе КЭП: В день контрольной ко мне подошел ученик, занимающийся по программе деревообработки, у которого всегда было что-нибудь не так, и спросил: «Мне нужно писать сегодня контрольную? А то меня вчера не было, и я пропустил повтор материала и демонстрацию работы токарного станка. Домашнее задание я не сделал, поэтому все равно ничего не знаю». Я сказал ему, чтобы он сделал домашнее задание, пока остальные будут писать контрольную, а в конце, когда у меня появится свободное время, я с ним поговорю. УЧЕНИК: Может быть, я все-таки напишу контрольную, только разрешите мне пользоваться учебником? ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Значит, ты считаешь, что тебе будет лучше, если ты будешь пользоваться учебником. УЧЕНИК: Да, с учебником у меня все получится. Помните, вы нам давали такую контрольную — с учебником? ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Ты думаешь, что раз тебя вчера не было, когда другие повторяли материал, то и контрольная сегодня по отношению к тебе — несправедливость. Поэтому ты хочешь пользоваться учебником, чтобы как-то уравнять себя с другими. УЧЕНИК: Конечно!.. Может, вообще лучше забудем про контрольную и вы сразу мне поставите зачет? (Смеется.) ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: У нас с тобой точно проблема. Нам необходимо решение, которое удовлетворит нас обоих. Я хочу быть абсолютно уверен в том, что ученик понял материал, включая технику безопасности. Я боюсь, что ты просто спишешь из учебника перечень требований, не особенно в этом разобравшись. УЧЕНИК: В общем, вы правы. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Давай я запишу, в чем реально состоит твоя проблема. УЧЕНИК: Что вы имеете в виду? Зачем вам это нужно? ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Вместо того чтобы я говорил тебе, что нужно делать, лучше мы вместе подумаем, как решить твою проблему. УЧЕНИК: Хорошо. Я сыграю в вашу игру. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Хорошо так хорошо. Ты пропустил урок и не видел, как работают на этом станке, потому что был болен. Из-за этого, а еще потому, что ты никогда не работал на станке, ты считаешь, что оказался в невыгодном положении и контрольную писать не должен. УЧЕНИК: Правильно. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Теперь давай рассмотрим возможные альтернативы. У тебя есть какие-нибудь идеи? УЧЕНИК: Нет. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Вспомни, что ты уже говорил. Что нужно забыть про контрольную и просто поставить тебе зачет. УЧЕНИК: Стоит ли об этом говорить? Вы же так никогда не сделаете. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Давай и об этом подумаем. И о другом тоже. Глядишь, и появится решение, которое нас с тобой устроит. УЧЕНИК: Но это же глупо! Зачем это нужно? ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Давай сначала послушаем все твои предложения, а то я могу начать с варианта, который тебе не понравится. Хорошо? УЧЕНИК: Хорошо. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: У тебя есть какие-нибудь идеи? УЧЕНИК: Нет. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А что, если я дам тебе старую контрольную, похожую на ту, которую другие дети уже писали? Ты можешь сделать ее дома, а потом придешь и выполнишь еще одну контрольную. УЧЕНИК: А вы ее зачтете? ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Нет, оценку я тебе выставлять не буду, но ты сможешь повторить основной материал. УЧЕНИК: Да... Не знаю, будет ли от этого толк. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Или может быть, ты почитаешь главу, а потом напишешь контрольную. УЧЕНИК: Вот это, пожалуй, лучше. Или я посмотрю видео. Это тоже мне поможет. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Может быть, ты придешь после уроков и посмотришь демонстрацию? УЧЕНИК: Я не против. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Еще идеи есть? УЧЕНИК: Других нет. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Хорошо. Давай посмотрим список, который я составил, пока мы разговаривали. 1. Контрольная с использованием учебника. 2. Выставить «четверку» и забыть о контрольной. 3. Старая контрольная для подготовки к контрольной без учебника. 4. Перечитать главу. 5. Посмотреть видео. 6. Демонстрация после уроков. УЧЕНИК: Мне нравятся варианты один, три и пять. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Давай рассмотрим их по порядку, хорошо? Номер один не подходит мне, к тому же ты не прошел инструктаж по технике безопасности. Как ты относишься к номеру два? УЧЕНИК: Это я пошутил. Так, конечно, будет нечестно. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Номер три меня устраивает, а тебя? УЧЕНИК: А что? Вполне подходит. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Хорошо. Тогда оставим этот вариант. УЧЕНИК: Номер четыре тоже не подходит. Я не думаю, что он поможет. Больше всего мне нравится вариант пять. Вариант шесть тоже ничего, но я вспомнил, что не смогу прийти после уроков. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А что, если мы объединим номера 5 и 6? Ты придешь в пятницу, во время уроков, и посмотришь видео. Потом я покажу тебе, как работать на станке, а остальные будут в это время выполнять задание. УЧЕНИК: А вы сможете так сделать? ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Конечно, если ты считаешь, что это поможет. Я расскажу тебе только самое главное, пока другие работают. УЧЕНИК: А когда я смогу написать контрольную? ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Как насчет понедельника? УЧЕНИК: Я согласен. Здорово! Позднее преподаватель сделал запись в своем журнале: К большому моему удивлению, это решение сработало. На следующий день он пришел посмотреть видео, и я ему показал, как работать на станке, объяснив основные вопросы техники безопасности. Он сказал мне, что повторит главу учебника, прежде чем писать контрольную в понедельник. Контрольную он написал легко и получил «четверку». Помимо успешного разрешения конфликта, такой опыт совместной работы, вероятнее всего, позволит улучшить отношения между учителем и учеником. Ученик отныне будет считать, что учитель достаточно гибок и открыт для новых идей, но в то же время тверд в своих убеждениях. Представление учителя об ученике как о хроническом брюзге и ворчуне изменится почти наверняка — ведь учитель увидел, что ученик может подходить ответственно к своим обещаниям. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 287. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |