Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как лучше всего организовать самостоятельное обсуждение в классе
В течение учебного года происходит множество разноплановых событий, из-за которых ученики не всегда могут сконцентрироваться на учебе. Это и необычная погода, и приближающиеся праздники, и важное школьное мероприятие, и арест соседа-наркомана, и снайпер-маньяк, и угроза войны. Все это нарушает эмоциональную устойчивость учеников, и им становится трудно работать. Взрослые могут, конечно, проигнорировать детские чувства и сделать вид, что ничего особенного не происходит, но ни к чему хорошему это не приведет. Учителя, привыкшие внимательно относиться к ученикам, обычно помогают им справиться со своими чувствами. Например, можно организовать диспут на волнующую тему, чтобы ученики высказали свои ощущения. И здесь опять не обойтись без метода активного выслушивания. Учителя, часто организующие диспуты, знают, что любой диспут способен успокоить учеников. Кроме того, возможность высказаться, поучаствовать в дискуссии способствует интеллектуальному росту. Лучше всего будет, если ученики сами определят тему диспута. Но начинать следует учителю с простого вводного вопроса: «О чем вы сегодня хотите поговорить?» Впрочем, учитель может быть и конкретен: «В школе в последнее время участились драки. Что вы по этому поводу думаете?» После этого учителю стоит ограничить свое участие активным выслушиванием. Один учитель, слушатель наших курсов, поделился своим опытом организации диспутов: Начинался урок чистописания с участием некоторых родителей. Я писал на доске и периодически оборачивался к классу. Я видел, как Виктор несколько раз толкнул Майка. Когда я захотел их рассадить, Виктор разгорячился, потерял самообладание, и мне пришлось выставить его из класса, чтобы он остыл. Но не прошло и несколько минут, как директор школы привел Виктора в класс, и он занял свое обычное место за партой. Кулаки его были крепко сжаты. Я спросил, может ли он продолжать работу, он ответил отрицательно, и я оставил его в покое. Сначала я решил дождаться ухода родителей, но потом понял, что для меня важнее помочь Виктору, чем показать родителям образцовый урок. Я попросил учеников поставить стулья в кружок. Виктор к нам не присоединился. Тогда я предложил оставить место для его стула, чтобы он смог присоединиться к нам в любой момент. Кто-то предложил начать, и я стал говорить о том, что очень смущен тем, что Виктор стал толкать Майка, да еще в присутствии родителей. Я также сказал, что мне не понравилась излишняя злость Виктора, и спросил Майка, как тот себя чувствует. Многие в классе разделяли мое мнение — только шестеро из двадцати трех учеников не сказали ничего. Майк отмолчался, но на его лице было подобие улыбки. Тогда встал Роберт и сказал, что Виктора во всем винить нельзя, поскольку Майк его дразнил на перемене. УЧИТЕЛЬ (обращаясь к Роберту): Майк сделал что-то, что расстроило Виктора? РОБЕРТ: Да. Он подошел к столу Виктора и взял его печенье. (В этот момент Виктор присоединился к ребятам, сидевшим кружком.) МАЙК: Я этого не делал. НЕСКОЛЬКО ДЕТЕЙ: Делал! Делал! ВИКТОР: Он это сделал. Ян дал мне немного печенья, а Майк подошел и съел его. УЧИТЕЛЬ: Майк подошел к твоему столу и съел печенье без твоего разрешения? ВИКТОР: Да. УЧИТЕЛЬ: Майк, Виктор говорит, что ты забрал печенье, которым его угостил Ян. МАЙК: Я думал, что Ян разрешил мне его взять. ЯН: Я угостил Виктора печеньем, но его взял Майк, поэтому я дал Виктору еще. Майк и это забрал. АЛЕКС: Он всегда так делает. Он подходит и исподтишка толкает тебя или ставит подножку, а потом ведет себя как ни в чем не бывало. РЭЙ: Он еще и ругается. УЧИТЕЛЬ: Значит, сегодня Майк вел себя как всегда. КЛАСС: Да! УЧИТЕЛЬ: Майк совершает поступки, которые вас раздражают. АЛЕКС: Конечно, а когда мы пытаемся ему ответить, то мы же оказываемся и виноваты. УЧИТЕЛЬ: Майк, класс считает, что ты часто ведешь себя так, как им не нравится. МАЙК молчит. УЧИТЕЛЬ: Похоже, у многих возникают неприятности из-за того, что им не нравится твое поведение. МАЙК: У них проблемы не из-за меня. Я им просто не нравлюсь. УЧИТЕЛЬ: Ты считаешь, что никому в классе не нравишься. МАЙК: Может, кому-то и нравлюсь. УЧИТЕЛЬ: Значит, кому-то в классе ты нравишься, а кому-то — нет. МАЙК: Да. Они со мной не играют на перемене. УЧИТЕЛЬ: Значит, ты хочешь играть с ними во время перемены. МАЙК: Я люблю играть в футбол и баскетбол, но Алекс и Виктор говорят, что я не буду играть. УЧИТЕЛЬ: Когда ты просишься в игру, Алекс и Виктор тебя не пускают. МАЙК: Они говорят, что я не умею играть. АЛЕКС: Мы ему никогда не запрещали, просто у нас уже есть команда. УЧИТЕЛЬ: Значит, у вас кто-то решает, сколько будет человек в команде во время перемены. ДЭВИД: Они говорят, что новички им не нужны. ДЖЕЙСОН: Это Том и Курт так говорят. КАЛЬВИН: Да. Они устанавливают правила, которые им нравятся, и не соблюдают правила, которые им не по душе. Говорят, что они о таких правилах никогда не слышали. УЧИТЕЛЬ: Том и Курт сейчас в девятом кабинете? НЕСКОЛЬКО ГОЛОСОВ: Да! УЧИТЕЛЬ: Похоже, у нас несколько проблем. Давайте вернемся к проблеме, которая возникла между Майком и Виктором. Скоро обед, а после обеда мы обсудим, что нужно сделать, чтобы на перемене все смогли поиграть. Кажется, кроме Майка, есть и другие, кто хочет играть на перемене. Виктор и Майк, вы хотите что-нибудь добавить к тому, что между вами произошло? ВИКТОР: Пусть он ничего моего не берет. УЧИТЕЛЬ: Ты злишься, когда Майк у тебя берет что-нибудь без спроса. ВИКТОР: Да я ему тогда в зубы дам! УЧИТЕЛЬ: Ты разозлился настолько, что готов ему в зубы дать. ВИКТОР: Да. УЧИТЕЛЬ: Злиться, конечно, можно, но поскольку школьные правила запрещают драки, то тебе придется найти иной выход для злости. Ты можешь поступить как-нибудь по-другому, не вступая в драку с Майком? ВИКТОР: Родители говорят, что я должен драться, а школа говорит, что драться нельзя. УЧИТЕЛЬ: Ты хочешь сказать, что не знаешь, как поступать. ВИКТОР: Наверное, в школе драться нельзя, потому что у меня могут быть проблемы. БЕТ: Учителю можно пожаловаться. ЛИНДА: Он может сам поделиться с Майком завтраком, тогда Майку и брать ничего не нужно будет. КОННОР: Он может просто сказать, чтобы к нему никто не приставал. ВИКТОР: Я ему свой завтрак могу отдать, но пусть он сначала попросит, а не задирается. УЧИТЕЛЬ: Майк, Виктор готов поделиться с тобой завтраком, только не задирайся, а попроси. МАЙК: Не в завтраке дело. Хотелось бы на следующей перемене сыграть в баскетбол. УЧИТЕЛЬ: Тебе хочется сыграть с Виктором и другими. Если хочешь с ними подружиться, то не стоит задираться. МАЙК: Хорошо. Мне очень хочется сыграть в команде. В ходе этого диспута произошло очень много важных вещей: Виктор стал не таким злым, Майк и весь класс поняли, что стоит сообща обсуждать проблемы, классу было полезно узнать, что чувствует Майк, и т. д. Учитель мудро (и смело — на виду у родителей) собрал классное собрание — бесспорно, с верой в то, что ученикам удастся разрешить возникшую проблему. И учительское доверие было вознаграждено. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 291. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |