Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как с помощью активного выслушивания преодолевать нежелание учиться




Все учителя сталкиваются с нежеланием учеников изучать то, что им преподает учитель. Это нежелание приобретает различные формы — от безразличия до открытого неповиновения. К сожалению, большинство учителей неспособны воспринимать такое нежелание как проявление трудностей, с которыми столкнулись ученики. Вместо того чтобы прислушаться к ученикам, они применяют меры, не способствующие установлению хороших отношений с детьми. Вот несколько реальных примеров из школьной жизни.

Учительница начальной школы просит учеников нарисовать мячи.

МЭТТ: Я не умею рисовать мячи.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Мячи рисовать очень легко. У тебя хорошо получится (разубеждение, поддержка).

МЭТТ: Мне рисовать все равно трудно, и не такие уж они у меня хорошие.

Урок рисования в первом классе. МАРАЙЯ (обращаясь к учительнице): У меня плохо получился рисунок. Можно я его не буду сдавать? Вам он все равно не понравится.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Сдай немедленно, Марайя (приказ, указание)!

Первый учебный день. Второклассница Анна смотрит в окно.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Чем ты занята, Анна?

АННА: Ничем... Нам целый день сидеть в классе?

УЧИТЕЛЬНИЦА: Конечно, целый день. В прошлом году ты ведь целые дни занималась. Почему тебе пришло в голову, что мы не должны заниматься целый день (рассуждение, попытка узнать, задавание вопросов)?

На уроке английского старшеклассники читают заданный материал. Кори положила голову на стол и сидит с закрытыми глазами.

УЧИТЕЛЬНИЦА: В чем дело, Кори? Тебе скучно (интерпретация)?

КОРИ: Нет. Я спать хочу.

УЧИТЕЛЬНИЦА (смеется): Может быть, тебе здесь кроватку поставить, а нам колыбельную спеть (все смеются, кроме Кори) (сарказм)?

Четвероклассница Джессика целый урок делает задание, которое другие дети выполнили за несколько минут. Подходит время перемены, а она все еще трудится.

ДЖЕССИКА: Я не успею.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Джессика, ты на перемену не пойдешь, но это задание сделаешь. Поэтому не тяни время (угроза, предложение).

Нежелание учиться чаще всего свидетельствует, что ученик столкнулся с какой-то проблемой и она мешает ему. В такие моменты не стоит наказывать ученика за наличие проблемы — ему и без того непросто.

Вот как мог развиваться один из упомянутых выше эпизодов, если бы учительница сочувственно выслушала и правильно поняла ученицу:

Первый учебный день. Второклассница Анна смотрит в окно.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Чем ты занята, Анна?

АННА: Ничем... Нам целый день сидеть в классе?

УЧИТЕЛЬНИЦА: Чувствую, что тебе хочется еще погулять, а не сидеть здесь, в классе.

АННА: Угу. Здесь даже заняться нечем. Знай целый день сиди, да уроки делай, да читай.

УЧИТЕЛЬНИЦА: А тебе хочется поиграть, как ты играла все лето.

АННА: Да. Хочется играть, плавать и лазить по деревьям.

УЧИТЕЛЬНИЦА: То-то весело было. Конечно, все это бросить и вернуться в школу нелегко.

АННА: Конечно, нелегко. Но скоро снова лето.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Ты уже мечтаешь о лете.

АННА: Мечтаю. Когда наступит лето, я снова смогу делать все, что захочу.

На этот раз учительница услышала в вопросе Анны относительно «целого дня в школе» определенный код, расшифровала его и узнала, что у девочки возникла проблема. Мы называем вопросы, подобные тому, что задала Анна, «уникально кодированными» — ведь дети на первый взгляд спрашивают об очевидном, их вопрос кажется странным, неуместным, иногда из ряда вон выходящим.

Вот вопросы, которые, как правило, являются закодированными сообщениями, говорящими о наличии проблем:

•     «У нас будет контрольная по этой теме?»

«Нам нужно переодеваться на физкультуру?»

•     «А математика важнее других наук?»

•     «Почему в этой школе английский учат четыре года?»

•     «А не пора ли уже перемене начаться?»

•     «Почему мальчишкам всегда нужно выпендриваться? >

•     «Разве нужно столько заниматься математикой, чтобы стать инженером?»

•     «Разве у вас были угри?»

•     «Зачем это нужно учить?»

•     «Интересно, что чувствуешь, когда умираешь?»

Иногда такие вопросы формулируются как утверждения. Например: «Уверена, что и у тебя в моем возрасте были прыщи», «Наверное, это страшно — умереть» и т. д.

Но независимо от формулировок эти высказывания требуют внимательного отношения к ребенку. Метод активного выслушивания поможет узнать, что за ними кроется.

Понимание вербальных и невербальных сообщений, посылаемых учениками, улучшит обстановку в классе, позволит обогатить процесс обучения и сделает преподавание более продуктивным.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...