Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средства содействия коммуникациям




1.    Пассивное выслушивание (молчание). Пассивное выслушивание (молчание) поощряет учеников на дальнейший разговор, но не отвечает их желанию вести двухстороннюю беседу.

Тишина не мешает ученику говорить, однако ученик не знает, внимательно ли его слушает учитель. У него нет подтверждения, что учитель правильно его понимает.

Молчание может символизировать определенную степень приятия, но ученик может предположить, что учитель что-то оценивает, пока молчит. Молчание не говорит о симпатии и человеческом тепле.

2.    Подтверждающие ответы.

Подтверждающие ответы несколько предпочтительней молчания, поскольку демонстрируют ученикам, что учитель отвечает им вниманием. Такие ответы означают, что учитель, как минимум, внимательно слушает.

Они содействуют дальнейшему разговору с учеником, но только в незначительной степени.

3.    «Отмычки», приглашения к разговору.

«Отмычки» очень эффективны, поскольку показывают ученикам, что учитель хочет их выслушать.

Они особенно эффективны в начале беседы, когда ученик указывает или намекает на наличие проблемы. Они могут помочь ученику преодолеть начальную неловкость в разговоре.

«Отмычки» неэффективны при демонстрации приятия ученика. Приглашения к разговору помогают начать разговор, но неспособны содействовать его продолжению. Если их использовать слишком часто, то они будут восприниматься как дежурный повтор.

4.    Активное выслушивание (обратная связь). Активное выслушивание помогает ученикам ощутить, что их идеи и эмоции уважаются, понимаются и принимаются. Оно способствует продолжению разговора, снижает накал эмоций и ведет к катарсису. Оно помогает ученикам воспринимать свои эмоции как естественное проявление чувств и не относиться к ним враждебно.

Активное выслушивание содействует выявлению глубинных проблем. С него начинается процесс решения проблемы, но ответственность за решение проблемы всегда несет ученик.

Оно настраивает учеников на выслушивание учителя. Благодаря активному выслушиванию между учеником и учителем устанавливаются отношения, способствующие пониманию, взаимному уважению и взаимной заботе.

Активное выслушивание несет в себе риск механического применения, когда учитель говорит неискренне или пытается навязать свою волю. Это происходит, когда прием используется без должного проявления уважения, сочувствия и доверия к ученику.

ГЛАВА №4. МЕТОДАКТИВНОГОВЫСЛУШИВАНИЯ

Активное выслушивание весьма эффективно, когда необходимо установить с учениками более открытые отношения. Оно способствует проведению классных дискуссий по конкретным вопросам, помогает зависимым, несамостоятельным ученикам, дает возможность классу успокоиться после неприятных событий в школе или за ее пределами. Благодаря этому методу лучше проходят родительские собрания или собрания учителя с учениками и родителями.

По мере освоения метода активного выслушивания учителя могут экспериментировать с ним в различных ситуациях, возникающих в школе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...