Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что требуется, чтобы активное выслушивание было эффективным




Чтобы активное выслушивание было эффективным, учитель должен развивать доверительные отношения с учениками. Без этого даже точное следование всем рекомендациям не приведет к успеху.

1.    Нельзя также сомневаться в том, что ученики в состоянии самостоятельно решать свои проблемы. Иногда процесс затягивается на дни, недели и даже месяцы, но это не повод опускать руки.

2.    Готовность понять и принять чувства, выражаемые учеником, как бы они ни отличались от чувств, которые, по мнению учителя, «должны» быть у ученика, — тоже обязательное условие. Ученики освобождаются от мучающих их чувств тогда, когда эти чувства проговариваются вслух, анализируются и исследуются.

3. Необходимо также понимать, что чувства преходящи. Они существуют только в определенный момент времени. Активное выслушивание помогает учащимся переходить от одного мгновенного чувства к другому мгновенному чувству; при этом чувства рассеиваются и высвобождаются.

4.    Учитель должен помогать ученикам в решении проблем, а для этого нужно много времени. В шестой главе мы предложим такие способы организации времени, чтобы учителя могли помочь учащимся, не жертвуя своими интересами.

5. Учителя обязаны оказываться рядом с учеником, попавшим в беду. Но при этом нельзя терять своего лица, нельзя смешивать свои чувства и чувства ученика. Другими словами, учитель должен сопереживать ученику, но так, чтобы чувства ученика не становились его собственными (и превращались в источник проблемы).

6.    Надо помнить, что ученики в разговоре редко могут сразу перейти к проблеме. Если же учитель испытывает дискомфорт, лучше всего признаться: «Я сегодня не в своей тарелке», — и предложить ученику поговорить позже.

7. Необходимо уважать конфиденциальность всего того, что сообщает ученик. На это стоит обратить особое внимание — слишком часто учителя сплетничают о своих учениках и широко обсуждают их проблемы с другими учителями. Ничто не сказывается на отношениях с учениками столь отрицательно.

И главное: активное выслушивание — это не трюк фокусника, к которому обращаются для того, чтобы отвлечь школьника от его проблем. Это конкретный метод, который помогает прояснить проблему и избавиться от неловкости в ее изложении. но

Я должен учить, а не выслушивать ученика!

Узнав, что такое активное выслушивание, учителя обычно задают вопросы:

•     «Это поможет мне преподавать?»

•     «Как найти время и на то, чтобы учить, и на то, чтобы выслушивать?»

•     «Где взять время на оказание ученикам психологической помощи?»

•     «Это все хорошо, но у меня в классе тридцать пять учеников — как успеть выслушать их всех?»

•     «Разве активное выслушивание поможет ученикам лучше учиться?»

•     «Активное выслушивание — не мой стиль. Не будут ли ученики пальцами у висков крутить, если я начну устанавливать обратную связь?»

Такая реакция вполне понятна. В конце концов, активное выслушивание отводит учителю новую, незнакомую роль. Большинство учителей привыкли к тому, чтобы давать уроки, проводить контрольные, рассказывать, высказывать свои суждения и выставлять оценки. Они считают, что их единственная задача — учить. Поэтому для учителей естественно думать о том, есть ли вообще смысл осваивать и применять активное выслушивание.

Но вот что говорит один из слушателей наших курсов:

Я думаю, одной из причин нашего настороженного отношения к активному выслушиванию является то, что мы не рассматриваем его как педагогический прием. Но вот какая вещь: нас учили в университете всевозможным приемам проведения бесед и дискуссий, однако только благодаря активному выслушиванию я понял, как реально пользоваться всеми этими приемами. С тех пор как я пользуюсь активным выслушиванием, дискуссии в моих классах действительно стали дискуссиями. Они доставляют удовольствие мне и детям и, главное, приносят им пользу.

Этот учитель прав: активное выслушивание — это средство, которое способствует действенности других педагогических приемов. Оно помогает прояснить вопрос, развивает любознательность и создает климат, в котором ученики свободно мыслят, дискутируют и приобретают знания.

Приведем также рассказ одной учительницы, которая удачно применила активное выслушивание в работе с пятиклассниками:

Я решила использовать активное выслушивание в своем классе. Я не очень опытная учительница, но и без моих ошибок этот класс оказался очень трудным. Это я почувствовала сразу. Я начала с того, что по очереди поговорила с пятью самыми трудными учениками. С ними я использовала «отмычку» типа: «Ты что-то в последнее время стал часто драться. Не хочешь об этом поговорить?» Этого хватало, чтобы они начинали говорить без остановки, особенно тогда, когда ощущали, что я не собираюсь их ругать за драки или читать нотации на тему, что им пора исправляться. Даже удивительно, как эти несколько минут разговора с каждым из этих детей изменили их отношение к учебе. У нас в классе несколько дней подряд не было драк. Теперь со мной хотят «поговорить» и остальные дети.

Учителя, применяющие активное выслушивание, обнаруживают, что у них высвобождается время для собственно учебного процесса. И вот почему:

1.    Активное выслушивание помогает ученикам освобождаться от излишних эмоций, что способствует полноценной учебе. Активное выслушивание всегда приводит к своего рода катарсису.

2.    Активное выслушивание помогает ученикам осознавать, что им нечего бояться собственных эмоций и что они вовсе не «плохие». Они понимают, что эмоции — это «их друзья».

3.    Активное выслушивание помогает ученикам прояснить основную проблему. Очень редко ученики сразу заговаривают о том, что их на самом деле беспокоит. Чаще они начинают с чего-нибудь второстепенного, с того, что психологи называют «презентацией проблемы». Активное выслушивание помогает перейти от презентации к сути проблемы.

4.    Активное выслушивание содействует разрешению ученических проблем. Оно облегчает беседы с учениками и соответственно помогает «выговориться», «поразмышлять вслух» и «разобраться».

5. Активное выслушивание не снимает ответственности с ученика за анализ и решение его собственных проблем. Учителя, применяющие активное выслушивание, часто бывают удивлены энергией, с которой ученики после откровенных разговоров с ними берутся за решение своих проблем и находят собственные решения.

6.    Активное выслушивание создает обстановку, в которой ученики с удовольствием прислушиваются к учителям. Ученики чувствуют, что их точка зрения, мнение, чувства и идеи будут поняты, поэтому для них намного легче прислушиваться к учительским идеям, мнениям и точкам зрения. Когда учителя говорят, что ученики их не слушают, то заранее можно сказать: такие учителя не умеют эффективно выслушивать своих учеников.

7.    Активное выслушивание содействует установлению более тесных, осмысленных отношений между учителем и учеником. Ученики, которых сумеет услышать учитель, неизменно повышают свою самооценку. Положительное ощущение того, что тебя поняли, в сочетании с более высокой самооценкой ведет к тому, что ученики с большей теплотой относятся к учителям. Учителя, умеющие слушать, лучше понимают своих учеников и могут на кое-то время поставить себя на их место. Умение выслушать, сделать несколько шагов по жизненному пути ученика — это выражение заботы, уважения и любви. Вот почему мы говорим, что преподавание — это форма любви. Когда в отношениях между учителем и учениками возникает взаимная забота, уважение и любовь, вопросов «дисциплины» становится значительно меньше. Дети стараются не донимать учителей, которых уважают и о которых заботятся. Поэтому время, которое раньше уходило на решение проблем с дисциплиной, теперь можно с пользой посвятить учебному процессу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...