Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почему язык приятия столь эффективен




Двенадцать реакций, препятствующих общению, считаются частью языка неприятия, поскольку сообщают человеку, находящемуся в проблемной ситуации, что он обязан измениться. Они также могут сообщать, что само наличие проблемы недопустимо, и обвинить человека в ее возникновении. Некоторые типы реакций говорят собеседнику о том, что его проблема вас совершенно не волнует. Таким образом, ясно, что язык неприятия не делает человеческое общение крепче.

Но есть ли альтернатива перечисленным двенадцати реакциям? Да — есть!

Прежде всего надо принимать другого человека таким, какой он есть. Это важный фактор установления отношений. Когда человек ощущает, что он приятен другому человеку, то у него появляется стимул изменить себя в лучшую сторону, реализовать свой потенциал.

Это та плодородная почва, которая позволяет крохотному семени превратиться в цветок. Но почва только позволяет семени стать цветком. Она высвобождает способность семени к росту, однако сама эта способность содержится в семени. Ребенок, как семечко цветка, содержит в себе всю способность к развитию.

Приятие взрослых оказывает положительное влияние на детей и подростков. Но многие родители и учителя думают, что если ребенка принимать таким, какой он есть, то он таким и останется. Поэтому лучшим способом воспитания они считают указания на недостатки ребенка и соответственно пользуются в основном языком неприятия. По их мнению, именно такой язык лучше всего поможет подростку. Но вот что говорит об этом тринадцатилетняя девочка:

Они мне часто говорят, какая я плохая, говорят, что у меня глупые мысли и что мне нельзя верить. В общем, я часто делаю то, что им не нравится. Но если они считают, что я плохая и глупая, то зачем делать мне замечания? Я ведь все равно буду делать то, что хочу.

Эта девочка, в сущности, высказала старую истину: «Если ребенку долго говорить, какой он плохой, то в конце концов он плохим и станет». Подростки часто становятся такими, какими их видят взрослые.

Язык приятия позволяет ребенку раскрыться, позволяет ему поделиться своими переживаниями и проблемами. Приятие одного человека другим способствует росту личности и благотворным изменениям. И наоборот, неприятие человека заставляет его замыкаться в себе, чувствовать себя неполноценным, ощущать постоянный дискомфорт. Профессиональные психотерапевты своими успехами обязаны прежде всего тому, что со всеми и всегда используют язык приятия, искренность которого чувствует собеседник.

Задача программы КЭП среди прочего и в том, чтобы учителя освоили приемы профессиональных психологов и перестали использовать язык неприятия в общении с учениками.

Принять другого человека таким, какой он есть, — это, по сути, продемонстрировать ему свои любовь и уважение. Психология как наука еще только начинает осознавать огромное значение ощущения себя любимым. Но уже очевидно, что это ощущение способствует развитию сознания и тела, и, возможно, это самое главное средство для лечения психологических и физических травм.

Приятие как раз и способствует созданию такого ощущения. При этом не надо думать о приятии как о статическом состоянии сознания, внутреннем отношении или чувстве. Конечно, приятие возникает изнутри, но в действенную силу оно превращается лишь в случае активной демонстрации. Человек не будет уверен в том, что его принимают, до тех пор, пока ему многократно это не продемонстрируют.

Хотелось бы повторить: слова могут лечить и подвигнуть человека на конструктивные изменения. Но это должны быть правильные слова. От того, как учителя разговаривают со своими учениками, зависит, будут они влиять на них конструктивно или деструктивно. Эффективный учитель, как и эффективный психолог, должен знать, как передается приятие, и стремиться к приобретению соответствующих навыков.

На занятиях КЭП учителя иногда спрашивают: «Можно ли, не будучи профессиональным психологом, овладеть такими знаниями?» Много лет назад мы бы ответили отрицательно. Но сейчас ответ будет положительным — сегодня мы знаем, что не научное понимание людей делает человека хорошим психологом. Главное — овладеть правильной методикой общения с людьми, которую психологи называют «терапевтической беседой». В результате ее применения люди чувствуют себя лучше, с охотой рассказывают о себе, четче выражают свои чувства, обретают ощущение собственной значимости и самоуважения, лучше развиваются, и у них исчезают страхи перед жизненными проблемами.

Лишь немногие учителя — прирожденные педагоги — обладают интуитивным умением вести терапевтическую беседу. Большинству их коллег для начала необходимо забыть о деструктивных способах, воздвигающих барьеры между людьми, и лишь потом осваивать правильную методику общения с учениками.

Более конструктивные способы оказания помощи учащимся, у которых возникают проблемы

Учителям и другим людям труднее всего понять и принять то, что человек может помочь другому человеку, лишь научившись правильно слушать. Молчание, как это ни покажется удивительным, способно на многое. Психологи проводят много времени, просто слушая собеседника. Они знают, что выслушивание — это один из самых эффективных инструментов психотерапии. Оно приглашает человека, обремененного проблемами, к разговору, способствует катарсису и высвобождению чувств и эмоций; оно сохраняет инициативу за пациентом и заставляет его глубже анализировать свои чувства; оно говорит пациенту о вашей готовности оказать помощь и сообщает ему, что вы принимает его таким, какой он есть, со всеми его заботами.

К сожалению, многие учителя и родители (а значит, и большинство людей вообще) не знают этого и считают, что дело психолога — что-нибудь сказать обремененному проблемами пациенту, поговорить с ним, дать совет, привести примеры, предупредить, пособолезновать, позволить все увидеть другими глазами, подсказать решение, задать вопросы, дать свою оценку и суждение.

Часто учителя удивляются, когда узнают, что один из лучших способов реально помочь ребенку — это просто оказаться рядом и ничего не говорить или говорить очень мало.

В оставшейся части этой главы вы прочтете о четырех способах выслушивания, которые позволяют оказывать ученикам эффективную помощь.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...