Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как научиться активному выслушиванию
Одним из эффективных способов предупреждения неверного истолкования коммуникативных сообщений является активное выслушивание. В отличие от пассивного выслушивания (молчания) оно предполагает интерактивное взаимодействие с учеником, в результате которого ученик получает подтверждение (обратная связь) того, что учитель его понимает. Разберем типичную ситуацию, чтобы показать, чем активное выслушивание отличается от пассивного. Один из учеников нервничает, поскольку сильно отстал по программе и думает, что у него не хватит времени, чтобы всех догнать. Он чувствует, что у него назревает проблема, и хочет ее как-то решить. Он вряд ли может показать учителю, что действительно происходит внутри него, и поэтому обращается к кодированию. Предположим, что он выбрал код: «У нас скоро проверочная работа?» Учитель, получивший это сообщение, должен произвести расшифровку, чтобы понять смысл сообщения ученика. Если код подобран правильно, то декодирование даст ответ: «Он озабочен». Неправильное декодирование может привести, например, к такому результату: «Он забыл, что проверочная будет на следующей неделе». Декодирование очень важно для коммуникационного процесса, но никогда нельзя быть уверенным в его правильности. Не менее важно и то, что ученик не знает, правильно ли вы декодировали его сообщение. Ваши мысли он прочесть не может так же, как и вы его. Поэтому необходимо проверять правильность декодирования до того, как вы отреагируете на полученное сообщение. Для этого необходимо воспользоваться обратной связью («отражением») и передать результаты вашего декодирования в ответном сообщении. Вы можете спросить практически словами ученика: «Беспокоишься, что скоро проверочная?» Услышав ваше сообщение, ученик поймет, что вы правильно поняли его. Но предположим, что ученик озабочен еще и потому, что проверочная работа будет письменной, а за письменные работы он обычно получает плохие отметки. В этом случае ваше декодирование оказалось неправильным. Обратная связь покажет вам, что вы не угадали мотивы ученика. Скорее всего, он поправит вас, и разговор пойдет примерно так: УЧЕНИК: Нет, я просто не знаю, какую проверочную вы нам устроите. Боюсь, что опять будет письменная работа. УЧИТЕЛЬ: Значит, ты волнуешься из-за письменной работы. УЧЕНИК: Ну да. У меня за все письменные работы низкие оценки. УЧИТЕЛЬ: Будет несколько вариантов проверочной. УЧЕНИК: Тогда хорошо... Спасибо! В этом случае первое сообщение учителя по обратной связи не попало в точку, поэтому ученик решил, что ему нужно либо повторить, либо перекодировать свое сообщение, чтобы в итоге его поняли. Вот несколько дополнительных примеров эффективного активного выслушивания, когда ученик посылает сообщение, из которого можно понять, что у него возникли проблемы: УЧЕНИК (со вздохом): Эми порвала мой рисунок. УЧИТЕЛЬ: Ты злишься на Эми за то, что она его порвала. УЧЕНИК: Конечно. Придется все переделывать. УЧЕНИК: Не знаю, какие занятия мне выбрать на следующее полугодие. Хочется поучиться в столярной мастерской, а мама говорит, что надо заниматься алгеброй. УЧИТЕЛЬ: Значит, ты хочешь одно, а мама от тебя хочет совсем другого. УЧЕНИК: Ага. УЧЕНИК: Робби постоянно жульничает. Я с ним больше не хочу играть. УЧИТЕЛЬ: Тебе не нравится, как относится к тебе Робби, и ты решил с ним не играть. УЧЕНИК: Да. Лучше я буду играть с Томми и Дэвидом. УЧЕНИК: Эта школа хуже моей предыдущей школы. Там все дети дружили. УЧИТЕЛЬ: Ты здесь чувствуешь себя чужим. УЧЕНИК: Вот именно. Во всех этих примерах учитель декодирует сообщение и узнает, что происходит внутри ученика. В каждом случае учитель проверяет точность своего декодирования, и проверяет его ответом ученика. Вот диалог между шестиклассником и директором школы. Заметьте, что активное выслушивание, которым владеет директор, помогает ученику изложить суть проблемы — не сложившиеся отношения между ним и учителем, причиной чего стала тревога за старшего брата: УЧЕНИК (нерешительно): Я... я думаю, мне нужно вам сказать о мистере Ларсене. ДИРЕКТОР: Похоже, ты сам еще не уверен, что хочешь этого. УЧЕНИК: Если он узнает, что я разговаривал с вами, то может с ума сойти. ДИРЕКТОР: Понятно. Боишься, что мистер Ларсен что-нибудь сделает, если узнает о нашем разговоре. УЧЕНИК: Ну да. ДИРЕКТОР: Без твоего разрешения содержания нашего разговора никто не узнает. УЧЕНИК (облегченно): Согласен. А то у меня с ним и так проблем много. Вы знаете, что он сделал? Посмотрите, он схватил меня и оторвал пуговицу (показывает на рубашку, где нет пуговицы). Мне мама такого никогда не простит! ДИРЕКТОР: Да, огорчать её не надо. УЧЕНИК: Конечно, она всегда ругается, если я порву или запачкаю одежду. Она никогда не поверит, что это мистер Ларсен порвал. Она скажет: «Разве учитель может такое сделать?» Тогда мне придется рассказать о драке со Стивом, и она опять скажет свое: «Ты ничем, кроме драк и ругани, не занимаешься». Хоть бы раз она этого не сказала. А то все: «Дерешься и ругаешься!» ДИРЕКТОР: Да, тебе это уже порядком поднадоело слушать. УЧЕНИК (кивает): Все было ничего, пока Алекс не вернулся после колледжа. Вы знаете Алекса? Он когда-то учился в нашей школе, но, по-моему, вас тогда еще не было. В общем, он вернулся, живет в моей комнате, все мои вещи покидал в коробку и поставил ее в угол шкафа. Загонял уже меня с сестрой, как будто он какой-нибудь начальник. А мама никогда не вмешивается. Говорит: «Кому-то же нужно направлять на путь истинный вас двоих, раз отца нет». Как будто я виноват в том, что отец ушел. ДИРЕКТОР: Полагаешь, что все изменилось к худшему после возвращения Алекса. У тебя не осталось своего угла и тобой постоянно командуют. УЧЕНИК: Вот именно. Но дело не только в комнате. Конечно, ему нужно где-то жить, пока он не найдет работу, но лучше уж все было бы, как раньше. ДИРЕКТОР: Все по-другому с тех пор, как Алекс вернулся. УЧЕНИК: Нет. Нет, раньше — это когда отец еще жил с нами и Алекс вел себя по-другому... Мне кажется, Алекс на что-то подсел. ДИРЕКТОР: Ты имеешь в виду наркотики? УЧЕНИК: Ну да. Иногда он такой, каким был раньше, а иногда психует и уходит надолго куда-то, а потом приходит, такой странный, как будто не в себе. ДИРЕКТОР: У тебя есть основания для таких подозрений? УЧЕНИК: Например, деньги. Я тут копил на новую видеоигру... ДИРЕКТОР: Ты думаешь, что Алекс забрал твои деньги, чтобы купить наркотики? УЧЕНИК: Денег мне не жалко, я и без игры обойдусь. ДИРЕКТОР: Понимаю, ты больше об Алексе беспокоишься. УЧЕНИК: Что мне делать? (Начинает плакать.) Он либо превратится в старика, либо умрет от передозировки, либо еще что-нибудь... ДИРЕКТОР: Ты боишься, что Алекс плохо кончит. УЧЕНИК: Да, и матери ничего не скажешь, а то она выкинет что-нибудь. Например, скажет полиции, а от этого никому лучше не будет. ДИРЕКТОР: Ты уверен, что мать ничем не может помочь. УЧЕНИК: А чем? Скажите, а у вас есть телефон того парня из центра по борьбе с наркоманией, который недавно выступал в нашем классе? ДИРЕКТОР: Хочешь, чтобы он помог тебе или сказал, как помочь Алексу? УЧЕНИК: Я потерял бумажку, которую он нам дал, — ну, там, с адресом и прочим. ДИРЕКТОР: Я дам тебе такую бумажку. (Достает ее из папки.) УЧЕНИК: Спасибо. (Вытирает глаза.) Я, наверно, пойду... Ой, а рубашка? Мистер Ларсен не рвал ее. Нет, он рвал, но не нарочно. Просто он пытался растащить нас со Стивом, когда мы дрались, а я упирался, вот рубашка и порвалась... ДИРЕКТОР: Значит, ты не обиделся на мистера Ларсена и считаешь, что это не его вина. УЧЕНИК. Конечно. Он — нормальный. Я пойду. А вы никому не скажете? ДИРЕКТОР: Без твоего разрешения — никому. УЧЕНИК: Хорошо. До свидания. Этот разговор занял не более десять минут. Хотя активное выслушивание позволяет вести разговор от начала и до конца очень непринужденно, как, например, в данном случае, учителя должны понимать, что некоторые разговоры могут закончиться безрезультатно. Вот пример разговора со старшеклассницей: УЧЕНИЦА: Вы знаете, хоть я и выпускаюсь этой весной, но с удовольствием проучилась бы еще год. УЧИТЕЛЬ: Ты же знаешь, что это невозможно. УЧЕНИЦА: Конечно, знаю, дело не в том, что очень нравится школа, просто не знаю, чем потом заняться. Хотелось бы поступить в колледж, но это так дорого, что моему отцу будет не по карману. Можно пойти на работу, но там, куда я могу устроиться, платят мало. УЧИТЕЛЬ: Да, у тебя после выпускного действительно не так много вариантов. УЧЕНИЦА: Можно еще попробовать поступить в государственный вуз. Мой друг поступает, и я могла бы жить с ним, и все расходы на квартиру, питание и прочее мы могли бы делить напополам. (Пауза.) Только есть одна проблема — мой отец убьет меня, если узнает об этом. УЧИТЕЛЬ: Боишься того, как отнесется твой отец к тому, что ты будешь жить с другом. УЧЕНИЦА: Да знаю я, как он отнесется. Приедет, оттащит меня домой, а сам позвонит в полицию. Тут еще одна проблема: ему не нравится Джеймс, это моего друга так зовут. А не нравится потому, что у него татуировки и он всерьез увлекается искусством и музыкой. А отец у меня, как вы знаете, человек простой. УЧИТЕЛЬ: Да, они разные. УЧЕНИЦА: Разные, да не очень. Если глубже копнуть, то в них очень много общего. Просто у отца есть непоколебимая уверенность в том, каким должен быть мужчина — любить футбол, пить пиво и отслужить в армии. У него настоящий мужской шовинизм, он считает, что женщина ни на что не годна, а Джеймс для него — как женщина, потому что он рисует и пишет музыку, ну и все такое. УЧИТЕЛЬ: В его глазах все это недостойно парня. УЧЕНИЦА: Вот именно. Он всегда хотел мальчика. УЧИТЕЛЬ: В смысле, был недоволен, когда родилась ты, а не мальчик. УЧЕНИЦА: Да, он хотел, чтобы родился мальчик, а не я. Моя мать при родах умерла, и, когда я была маленькая, с нами жила бабушка. Помню, как он ей говорил, что мальчика воспитывать было бы легче, потому что он знает, что делать с мальчиками. Мне кажется, именно поэтому ему не нравится Джеймс. Если бы я была мальчишкой, он учил бы меня играть в футбол и делал бы из меня такого же крутого, как он сам. Когда я стала встречаться с парнями, он думал, что все они крутые. Но у меня таких парней никогда не было. Джеймс — единственный, с которым у меня все серьезно. Однажды я гуляла с парнем из футбольной команды — ну, это для того, чтобы ублажить отца, но парень оказался таким грубым. УЧИТЕЛЬ: С ним тебе не повезло. УЧЕНИЦА: Я поняла, что не могу дружить только с теми парнями, которые приятны отцу. Лучше я буду водиться с теми, кто мне нравится. Есть еще один мальчик из «школьного правительства», я с ним как-то раз прогулялась, но второй раз он на меня, наверное, и не взглянет. УЧИТЕЛЬ: Думаешь, у тебя с ним нет никаких шансов? УЧЕНИЦА: Конечно, нет. Смотрите, как я растолстела. С тех пор как Джеймс уехал, я только и знаю, что сижу и ем. Я уже сама себе не нравлюсь, но что делать, не знаю. Погляжу на себя в зеркало, расстроюсь и пойду что-нибудь съем. Правда, глупо? УЧИТЕЛЬ: Ты своим поведением сама себя изводишь. УЧЕНИЦА: Да. Потому что я сама себя не понимаю. Такой разговор без определенной цели не позволяет добиться конкретных результатов. Однако активное выслушивание, по крайней мере, позволяет начать процесс решения проблемы, ведет к эмоциональному очищению и утверждает учеников во мнении, что учитель — это тот человек, с которым можно поговорить. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 268. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |