Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Язык неприятия: двенадцать барьеров на пути общения




Возможные выражения неприятия, которыми учитель может отреагировать на поведение ученика, подразделяются на двенадцать категорий. Их объединяет то, что все они не способствуют общению; делают невозможной беседу, замедляют, приостанавливают или полностью прекращают двухсторонний обмен, который необходим, чтобы содействовать решению проблем школьника, мешающих учебному процессу.

Предположим, школьнику что-то помешало выполнить домашнее задание. Тем или иным способом он пытается показать, что у него возникла проблема. Ниже приведены пять примеров того, как обычно учителя реагируют на такую ситуацию. Мы объединили эти пять типов учительских ответов, во многом схожих между собой:

1.    Приказ: «Хватит жаловаться, задание должно быть выполнено!»

2.    Предупреждение, угроза: «Давай работай, если хочешь получить хорошие оценки за этот год!»

3.    Морализация, мольба, просьба: «Раз ты пришел в школу, ты должен учиться. Все свои проблемы оставь дома».

4.    Совет, предложение: «Тебе следует выработать правильный распорядок дня. Тогда ты будешь все успевать».

5.    Поучение, назидание, убеждение, приведение примеров: «Давай разберемся в твоих делах. До конца учебы осталось так мало времени, а ты еще не освоил и половины программы».

Рассмотрим еще три типа учительской реакции, в которых содержится суждение, оценка или назидание. Многие учителя уверены, что временами полезно указывать на недостатки, неумение или глупое поведение ученика:

6.    Осуждение, критика, несогласие, обвинение: «Ты просто ленишься!»

7.    Высмеивание, придумывание прозвищ, уподобление: «Ты ведешь себя как четвероклассник!»

8.    Интерпретирование, анализ, диагноз: «Ты просто не хочешь делать это задание!»

Еще два типа выражения неприятия связаны, как ни странно, с попытками учителей облегчить положение ученика — сделать так, чтобы он не замечал проблемы, или просто убедить его, что проблемы вовсе не существует:

9.    Похвала, согласие с учеником, поощрение оценкой: «Ты все знаешь. Уверен, что ты в конце концов выполнишь это задание».

10. Стремление подбодрить, войти в положение, утешить, поддержать: «Ты не первый оказываешься в таком положении. Мне тоже в свое время не нравились трудные задания. Но если начать его делать, оно уже таким трудным не покажется».

Чаще всего, однако, учителя выражают свое неприятие одиннадцатой категорией, которая больше всего мешает установлению правильных отношений с учениками, поскольку заставляет их занимать глухую оборону:

11. Задавание вопросов, выяснение, допрос, перекрестный допрос: «Тебе это задание показалось трудным?», «Сколько времени ты потратил на это задание?», «Почему ты до сих пор не попросил помощи?», «Сколько часов ты делал это задание?»

Двенадцатая категория включает обращения, которыми пользуется учитель, чтобы отвлечь ученика от предмета обсуждения или вообще не обсуждать данную проблему:

12. Уход от темы, попытка отвлечь ученика, сарказм, высмеивание, смена темы: «Забудь. Давай лучше поговорим о чем-нибудь более приятном», «Сейчас не время», «Давай вернемся к теме нашего урока», «Похоже, ты сегодня утром встал не с той ноги».

Из многих тысяч учителей, с которыми мы общались в рамках КЭП, поразительно большой процент (от 90 до 95%), когда сталкивались с учеником, у которого возникали проблемы, говорили, сами того не подозревая, на языке неприятия, пользуясь одной из указанных выше двенадцати категорий.

Родители, общаясь со своими детьми, также часто пользуются этими двенадцатью категориями. Объяснить их единодушие с учителями нетрудно, поскольку лишь немногие родители получили специальное образование и знают, как общаться с подрастающим поколением. Большинство же разговаривает с детьми так, как с ними, когда они сами были маленькими, разговаривали их родители и учителя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...