Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 3. КОГДА ПРОБЛЕМЫ У УЧЕНИКА...




Старшеклассник Кайл часто прогуливает уроки. Двенадцатилетняя Мелисса вместо чтения глядит в окно. Подготовишка Майк плачет, когда рядом с ним кто-то кричит. Четвероклассница Джейн никогда не играет на переменах, а сидит под деревом и наблюдает, как играют другие дети. Хосе непрестанно ходит по классу, постоянно задевая и толкая кого-нибудь из учеников. Даже небольшой выговор Лоретте вызвал у нее бурю негодования. Дан громогласен, убедителен, ему поручено произвести перекличку класса. Красивая Кэтти вдруг стала приходить в школу в грязной одежде, без косметики, когда-то до скрипа вымытые волосы выглядят неряшливо. Бет неожиданно отказалась от должности председателя школьного совета.

Эти и другие без счету проблемы есть, в сущности, послания, которые нам направляют дети, чтобы сообщить: у них возникли проблемы.

Что должны делать учителя, заметив эти «послания»? Игнорировать их и надеяться, что проблемы разрешатся сами собой? Признаться, что такие проблемы не решаются в классе? Попросить о переводе учеников в другую школу, где у учащихся будет меньше проблем?

Многие учителя просто не знают, что нужно делать, когда у учеников возникают проблемы. Некоторые не хотят предлагать свою помощь или давать советы, считая, что советы не входят в круг обязанностей учителя. Есть и такие, кто думает, что решение проблем учащихся противоречит задачам школьного образования, полагая, что школа должна заботиться лишь об организации учебного процесса. Многие учителя относятся к проблемам своих учеников так же, как менеджеры относятся к проблемам своих подчиненных, — проблемы, если они возникли дома, нужно дома и оставлять.

Это страусиная политика: не все проблемы можно оставить дома; а раз уж они есть, то наверняка будут мешать педагогическому процессу. Школьники при их наличии в любом случае не смогут учиться в полную силу. Одна опытная учительница вспоминает, что произошло, когда ее перевели в школу, где у учеников было множество проблем:

До того, когда меня перевели на работу в так называемую «неблагополучную» школу, я преподавала в пригородной школе, расположенной в районе, где в основном селился средний класс. Начав работать в новой школе, я быстро поняла, почему мне всегда казалось, что я не очень хорошая учительница, несмотря на то что ученики моих классов всегда хорошо успевали. Я быстро поняла, что сначала нужно справиться со страхами, неудовлетворенностью и злобой детей городского гетто. Только после этого они смогут усвоить «материал», который я им преподнесу на блюдечке. Поэтому мне пришлось забыть о плане занятий и взяться за решение детских трудностей.

Эта учительница открыла для себя очень важную вещь: учитель должен помогать ученикам не только в освоении материала учебника.

Большинство учителей, с которыми мы работали в рамках КЭП, были готовы оказывать помощь детям, но лишь немногие из них знали, как это сделать. Собственных знаний учителей для этого не хватало. На занятиях в рамках КЭП мы просили учителей вспомнить, были ли в их школьные годы ситуации, когда им было совершенно не до учебы, и почти все признавались, что такие ситуации возникали. Когда их просили ответить на вопрос, помогали ли им в таких ситуациях учителя, то они, как правило, отвечали отрицательно.

Вы сами помните ли такие случаи? Смогли ли учителя вам помочь?

О том, как себя чувствуют ученики, которым никто не может помочь, рассказывает учительница средней школы:

Я видела, что у детей есть проблемы — от детской влюбленности до наркотиков. Штатные психологи школы были перегружены. Я пыталась помочь, но оказалось, что я не знаю, как это делается. Я не могла ничего сделать, только надеялась, что все решится само собой.

Еще одна учительница говорит о тех же самых вещах, но другими словами:

Дети не ценят того, что у них есть. Они все время жалуются и ноют. Но послушаются ли они меня, если я им скажу, что это их ни к чему хорошему не приведет? Они меня даже не услышат...

В этих высказываниях сформулированы основные проблемы в организации помощи детям — незнание, как это делать, и ощущение, что ученики могут оттолкнуть учителя, желающего им помочь.

Почему учителя не могут помочь школьникам

Большинство учителей сразу замечают, когда у школьников появляются проблемы. Однако только почувствовать проблему недостаточно.

В этой главе мы сначала рассмотрим, как учителя обычно говорят с учениками, у которых возникли проблемы, а потом предложим несколько новых способов общения с ними — методов, которые успешно используются психологами-профессионалами.

Чтобы показать, как учителя обычно реагируют на проблемы подростков, мы снова воспользуемся «окном поведения». Обычно мы спрашиваем учителей: «Если ученик не слушает учителя, то чья это проблема?» Почти всегда находятся учителя, которые отвечают, что это проблема учителя, однако большинство отвечают, что это проблема ученика. Тем, кто считает, что это проблема учителя, мы хотим напомнить: если ученик не слушает учителя, это никак не мешает общему педагогическому процессу; следовательно, это не проблема учителя. Учителям очень трудно с этим согласиться, поскольку они привыкли считать, что несут ответственность за все происходящее в классе.

Даже те учителя, которые занимались по программе КЭП и должны знать, что рассеянность ученика — один из признаков возникших проблем (и это является основанием для того, чтобы это поведение разместить в верхней части «окна»), разговаривают с такими учениками совершенно неправильно.

Большинство учителей высказываются в том смысле, что терпеть рассеянность ученика недопустимо. Другими словами, учитель хочет, чтобы ученик изменил свое поведение и вел себя так, как если бы у него нет никаких проблем. На КЭП мы называем такое отношение учителя «неприятием».

Неприятие вполне приемлемо, когда поведение ученика мешает учителю, но бесполезно и даже вредно, когда у ученика возникли проблемы.

Ниже мы сначала перечислим и опишем различные категории языка неприятия, затем покажем, почему такой язык бесполезен в отношении учеников, у которых возникли проблемы, почему он мешает дальнейшему общению с такими учениками и не ведет к решению проблем, и поговорим о четырех типах языка приятия. Я уверен, что многие учителя узнают немало нового и полезного для себя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...