Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Терпимые и нетерпимые учителя: важнейшее отличие
За время учебы в школе вы наверняка сталкивались хотя бы с одним учителем, которому не нравилось ваше поведение. Некоторые учителя устанавливают «высокую планку» для учащихся (и для других людей, как правило, тоже), редко довольны естественным поведением учеников в классе, и у них есть незыблемые представления о том, что можно и что нельзя. Школьники считают таких учителей излишне строгими, не любят их начальственный тон и стараются их по возможности избегать. «Окно», через которое такие учителя видят своих учеников, очень похоже на то, что изображено на рисунке: А на следующем рисунке показано «окно» для более терпимых учителей. Такой учитель существенно расширяет область допустимого поведения, старается меньше осуждать и проявляет больше гибкости. Он толерантен и поэтому редко навязывает свое понимание того, что можно и что нельзя. Такие учителя обычно терпимы к проявлениям любых человеческих качеств. Люди стремятся общаться с теми, кто проявляет терпимость, и избегают тех, кто осуждает других. Постоянное выставление оценок создает дискомфорт и нервозность. Один калифорнийский старшеклассник сказал: Ненавижу одну предметницу. Чувствую себя на ее уроках, как насекомое под микроскопом. Постоянно боюсь сделать что-нибудь не так, когда речь идет даже о самых простых вещах. Боюсь, что на меня опять будут кричать. Вряд ли такой учитель может быть чем-то доволен. Ей ничем не угодишь. Учителя, готовые ругать и осуждать ученика, обычно считают, что их подход помогает учащимся лучше себя вести, совершать меньше проступков и не давать себе воли. Они полагают, что учащиеся недостаточно мотивированы, чтобы хорошо трудиться, и совершенно неспособны к исправлению. Поэтому они верят, что любое изменение в поведении ученика возможно лишь при воздействии со стороны. На самом деле справедливо как раз обратное. Порицание, выставление плохой оценки и другие методы, которыми учитель пытается указать на недостатки, мешают ученику измениться и никак не способствуют его исправлению. Помните, как вы относились к учителю, которому очень не нравилось ваше поведение или ваша работа? Разве вы реагировали не так, как только что цитировавшийся школьник из Калифорнии, который «цепенел» при виде учителя? Вам казалось, что такое отношение делает вас свободным или повышает вашу работоспособность? Одни школьники относятся к таким учителям с особой настороженностью, стараясь избегать всяческих рисков. Другие бунтуют, стараясь вести себя так, чтобы еще больше разозлить учителя и вызвать его ответные действия. Призывы к порядку мало способствуют процессу преподавания. Как ни странно, учителя, отличающиеся особой нетерпимостью, мешают учебному процессу, сокращая время реальной учебы. «Блуждающая» линия в «окне» меняющегося поведения Даже самый терпимый учитель однажды становится нетерпимым, и то поведение учеников, которое раньше казалось ему вполне приемлемым, вдруг превращается в неприемлемое. Время от времени меняется все, в том числе и наша способность воспринимать других людей. Причин для этого достаточно много. На нижеследующем рисунке показано восприятие учеников одной и той же учительницей в разное время дня — утром, когда она еще не устала, и днем, когда она уже устала и ее все раздражает. Чтобы отразить эти изменения, воспользуемся смещением разделительной линии вверх и вниз — верхняя часть рисунка отражает относительно приемлемую ситуацию, а нижняя линия — относительно неприемлемую. Три фактора заставляют двигать разделительную линию вверх или вниз: 1) изменения в учителе, 2) разное отношение учителя к разным ученикам, 3) изменения в ситуации или в среде. Кое-что мы должны рассмотреть более подробно. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 344. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |