Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как учителю разглядеть изменения в самом себе




Как мы уже отмечали, люди по-разному реагируют на других людей в зависимости от настроения, состояния своего здоровья, времени суток и т. д. Причем это часто никак не связано с поведением других людей, которое остается неизменным. Левое «окно» на рисунке показывает, как учитель относился к ученику утром, когда был еще свеж и готов к работе. Справа — «окно» того же учителя и его восприятие ученика, когда до конца рабочего дня осталось всего полчаса и учитель уже устал, голоден и озабочен, например, тем, что ему еще предстоит присутствовать на заседании, которое неизвестно сколько продлится. В результате в «окне» большая часть поведения ученика попадает в зону неприемлемого. Один учитель, работающий в большом городе, сказал:

Пока я еду в школу, пробираясь через утренние пробки, боясь опоздать или попасть в ДТП, я становлюсь как учитель совершенно бесполезным. Мне нужно, как минимум, полчаса, чтобы прийти в себя и забыть о дороге.

Для такого учителя разделительная линия будет утром пролегать высоко — из-за переживаний, которые его поджидали на дороге в школу.

Воспитательница детского сада, озабоченная проблемами своего сына, признавалась:

Мой сын прогуливает школу, и у него уже были нелады с законом. Иногда я за него так расстраиваюсь, что начинаю рычать на учеников. Иногда мне удается забыть о своих проблемах и заниматься с детьми, но, когда мои переживания вновь возвращаются, я снова готова все выместить на учениках. Бедные дети! Они ведь не делают ничего плохого.

Дело в том, что все учителя — живые люди, а не бесчувственные и безошибочные роботы, которым чужды проблемы и переживания. Поэтому они реагирует на все по-разному в зависимости от времени и дня недели. Быть человеком — это еще и быть непоследовательным, переменчивым и непредсказуемым.

Как объяснить разное отношение к отдельным ученикам

На нижеследующем рисунке показано «окно» восприятия учителем двух разных учеников.

В обоих случаях речь идет о том, что ученик разговаривал с соседом во время контрольной. Однако в отношении Лайзы такое поведение кажется совершенно неприемлемым, а в отношении Джека — нет. Учитель может воспринимать такое поведение с совершенно разных точек зрения в зависимости от конкретной ситуации. Например, Лайза только что получила замечание за разговоры и все равно продолжает разговаривать. В то время как Джеку никто замечаний не делал. Разное отношение учителя к ученикам может иметь и множество других причин. Например, у учителя может быть личная приязнь или неприязнь. Люди отличаются друг от друга, и это касается и учеников, и учителей. Невозможно всех воспринимать одинаково.

Помните, как в подростковом возрасте вы выбирали себе в друзья одних и не хотели дружить с другими? Почему ваше знакомство с одним человеком может перерасти в дружбу, а с другим — закончиться ничем? В случае с Лайзой и Джеком учитель может быть расположен к мальчикам и не очень любить девочек. Может быть, и так, что Джек — честный парень, а Лайза предпочитает всегда ловчить. Или Лайза, лидер класса, постоянно стремится раздвинуть границы своего влияния, тогда как Джек — увалень, от которого не ждешь никакого подвоха.

Независимо от причин к каждому ученику подход будет разный. Учителя всегда будут одним ученикам разрешать больше, чем другим.

Как относиться к влиянию среды или ситуации

Третьим фактором, от которого зависит восприятие учителем ученика, является среда или ситуация, в которой проявляется поведение учащегося. Как говорится, «всему свое время и место». Когда поведение ученика приходится не ко времени и не к месту, оно, скорее всего, всегда будет неприемлемым, хотя в другой раз или в другом месте к нему не было бы никаких претензий. Большинство учителей нормально относятся к перепалкам или толчкам, если это происходит на спортивной площадке, но допустить такое поведение в классе они не могут.

Вернемся еще раз к перечисленным ранее мифам о «хорошем учителе». Теперь вы видите, что многие из этих мифов лишают вас реальных человеческих качеств. Если вы верите, что хороший учитель должен быть объективным, спокойным, невозмутимым, толерантным и последовательным, то вам придется согласиться с тем, что из вас учителя не получилось. Другими словами, вы всегда будете недовольны собой.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...