Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почему «принадлежность» проблемы имеет такое большое значение




Одним из самых больших камней преткновения на пути установления хороших отношений являются трудности с атрибуцией «обретаемых проблем». Очень важно, чтобы учителя могли различать проблемы, которые возникают в жизни учеников, но никак не

сказываются на их собственной жизни, и проблемы, которые самым непосредственным образом противоречат интересам учителя.

Как будет показано в последующих главах, учителя должны совершенно по-разному вести себя в тех случаях, когда проблемы возникают у учеников и когда проблемы «обретают» учителя. Именно поэтому атрибуция проблем имеет такое большое значение.

Учителя могут отделить свои собственные проблемы от проблем учеников, если зададутся вопросом: «Имеет ли поведение ученика хоть какое-нибудь конкретное и непосредственное влияние на меня? Я считаю его недопустимым, потому что оно мешает мне, оскорбляет меня или иным способом мешает достижению моих целей? Или я считаю его недопустимым, потому что привыкла к иному поведению этого ученика и его нынешнее поведение противоречит моим ожиданиям?»

Если ответ на второй вопрос положителен, то проблема принадлежит ученику. Если же положительный ответ дан на первый вопрос, то с проблемой придется разбираться учителю. В третьей главе подробно рассмотрены проблемы учащихся и показано, как учитель может содействовать решению таких проблем. А пока достаточно, чтобы вы различали эти проблемы между собой и размещали их в соответствующих областях «окна поведения».

Почему важна «беспроблемная область»

Эффективное преподавание и обучение возможны только в «беспроблемной области». Если ученица испытывает трудности (например, боится, что одноклассники считают ее глупой), то ей трудно сосредоточится на учении. Если поведение ученицы попадает в нижнюю зону «окна» (например, у нее беспрестанно звонит сотовый телефон), то учителю трудно сосредоточиться на преподавании.

Итак, мы обозначили «беспроблемную область» как область преподавания и обучения. Напомню, что основная задача КЭП — помочь учителям расширить эту область, сделать так, чтобы они могли больше времени уделять преподаванию и меньше отвлекались на две проблемные области. На рисунке показано, как может выглядеть «окно поведения» с позиции учителя, прошедшего КЭП:

Отметим, что даже при оптимальной ситуации проблемы порой возникают у обоих участников педагогического процесса. С одной стороны, у учеников могут быть проблемы, которые иногда вообще не имеют решения, а с другой, учащиеся могут вести себя так, что их поведение будет мешать учителю и противоречить его желаниям.

Спросите себя: можете ли вы значительную часть времени отдавать непосредственно преподаванию? Или вы относитесь к тем учителям, которые лишь изредка могут похвастаться тем, что «сегодня дети дали себя учить»?

В последующих главах мы постараемся объяснить и продемонстрировать приемы, которые позволят вам раздвинуть «окно преподавания» с нескольких мгновений до нескольких часов и даже дней.

Курс эффективного преподавателя предлагает модель, позволяющую повысить эффективность отношений в классе, когда время и учителей, и учеников тратится с пользой и к полному удовлетворению обеих сторон педагогического процесса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...