Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мифы, ожидания и ролевые игры




Проблема начинает проясняться, если попытаться понять, каково общее представление об идеальном учителе. Мы считаем, что в его основе лежат несколько распространенных мифов.

Миф 1. Хороший учитель спокоен, невозмутим, никогда не показывает своего раздражения. Он никогда не выходит из себя и не проявляет своих эмоций.

Миф 2. Хороший учитель всегда беспристрастен и справедлив. Для него все дети равны, независимо от цвета кожи, способностей или пола. Хороший учитель не может быть ни расистом, ни сексистом.

Миф 3. Хороший учитель может и должен скрывать свои настоящие чувства отучеников.

Миф 4. Хороший учитель одинаково относится ко всем. У него не может быть любимчиков.

Миф 5. Хороший учитель создает интересную, стимулирующую среду обучения, которая раскрепощает детей, но обеспечивает тишину и порядок.

Миф 6. Хороший учитель тот, кто может быть последовательным. Он не меняет своего взгляда, не предвзят, ничего не забывает, не проявляет своего настроения и не делает ошибок.

Миф 7. Хороший учитель знает ответы на все вопросы. Он мудрее, чем его ученики.

Миф 8. Хорошие учителя поддерживают друг друга. Они выступают «единым фронтом» перед учениками, независимо от собственного мнения, ценностей или убеждений.

Другими словами, хорошие учителя должны быть лучше, понятливее, грамотнее и совершеннее обычных людей. Для тех, кто верит этим мифам, преподавание означает необходимость возвыситься над человеческими слабостями и в равной мере быть честным, последовательным, заботливым, сострадательным и к тому ж отличным организатором. Одним словом, учитель — средоточие добродетелей.

Все эти мифы лишают учителя человеческих качеств. А это, в свою очередь, возможно лишь в сложных ролевых играх с достаточной долей самообмана. Тем не менее на удивление большое количество учителей где-то в подсознании в принципе согласны с представлением о «хорошем учителе», включающим многие, если не все из перечисленных мифов плюс многое другое. Такие учителя постоянно сравнивают себя с таким идеалом и... проигрывают. В данной книге мы стремились к тому, чтобы идеал учителя не только выглядел более реальным, но и позволил учителям стать обычными людьми.

Учительница с двадцатипятилетним стажем вспоминала, чего ей стоило отказаться от роли «хорошего учителя»:

В течение почти всей своей преподавательской карьеры я примеряла на себя роль суперучителя, не находя в этом ничего предосудительного. Мне хотелось, чтобы я показывала все, на что я способна. Время от времени мне становилось не по себе, и я хотела бросить эту роль и быть просто человеком. Когда наконец это произошло, отношения между мной и учениками поменялись. Мы стали ближе друг к другу, более искренни, наши отношения стали проще. Поначалу я испугалась, потому что меня всегда учили «соблюдать дистанцию» с учениками. Мне говорили, что «начни фамильярничать, и тебя будут презирать», что я «потеряю контроль над ситуацией», если ученики поймут, какая я на самом деле. Однако, несмотря на весь испуг от потери роли, я вдруг поняла, что именно теперь я могу учить, а школьники — учиться. А ведь я многие годы металась между собой настоящей и собой в роли учителя.

Эта учительница подняла еще одну тему — недостаток откровенных отношений с учениками, которых она тоже избегала из-за боязни, что ее перестанут уважать и она не сможет поддерживать дисциплину. Она попыталась найти решение этой дилеммы, освоив сразу две роли — доктора Джекила и Хайда, из которых один должен был преподавать, а второй — наводить порядок. Такая ситуация встречается довольно часто. Учителя рассказывали нам, как они попадали в аналогичную ловушку, пытаясь примерять одну роль, пригодную для обучения, а вторую — для наведения порядка. С одной стороны, им не нравилась такая ситуация, а с другой, они не знали, как поступать в таких случаях.

Мы дадим модель и расскажем о комплексе навыков, которые помогут не попадать в эту ловушку и позволят вести себя очень естественно в любой ситуации. Вы научитесь поддерживать хорошую дисциплину в классе, не переставая при этом учить, не осваивая никаких ролей и не теряя себя ни в своих глазах, ни в глазах своих учеников.

Школьники легко обучаются лишь тогда, когда у них хорошие отношения с учителем и им не нужно тратить время на то, чтобы защищаться от «классного террориста». С другой стороны, при хороших отношениях с учениками, у учителя нет необходимости переходить от одной роли к другой, демонстрировать твердость или становиться чудовищно добродетельным — в этом случае даже самые прекрасные педагогические меры становятся ненужными.

Какие отношения между учителем и учеником считать хорошими?

Хорошие отношения между учителем и учеником предполагают: 1) открытость или прозрачность, когда любой может быть честным и откровенным; 2) взаимное уважение; 3) коллективизм (а не зависимость); 4) условия для развития индивидуальности и творческого начала; 5) взаимное удовлетворение от общения, в котором никому не приходится поступаться своими интересами.

Многие учителя реагируют на этот список так: «Звучит заманчиво, но могу ли я позволить такие отношения в классе?» Мы отвечаем уверенным «да». Поскольку люди никогда не достигают совершенства в том, что им приходится делать, то и учитель может постоянно совершенствовать свои отношения с классом, позволяя себе проявлять к ученикам все больше уважения и открытости. Только так можно превратить школу в гуманную организацию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...