Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Что делать, когда нарушается дисциплина
Кто бы спорил, что иногда ученики ведут себя плохо, мешая и учителю, и другим ученикам. Для многих учителей соблюдение дисциплины в классе является серьезной проблемой. В нашей книге проблема дисциплины тоже не замалчивается. Но мы подходим к дисциплине не так, как это делает большинство учителей. Для нас оказалось откровением то, что, как выяснилось во время проведения КЭП, только некоторые учителя имеют достаточную подготовку для того, чтобы войти в класс, полный проказливых и возбужденных учеников. Вошедший в класс учитель хочет учить, а не поддерживать дисциплину. Многие молодые учителя уверены, что им никогда не придется заниматься вопросами дисциплины, поскольку они слишком уверены в себе и не верят в то, что однажды и в их классе дисциплину нужно будет устанавливать. Опытные учителя знают, что порядок наводить нужно, но считают это весьма неприятным делом. Им тоже хочется учить, а не заниматься установлением дисциплины. Как учителя они находят высшее удовлетворение в том, что их ученики учатся. Но почему множество учителей тратят изрядное количество времени на то, чтобы в классе соблюдалась дисциплина? Мы считаем, причина в том, что учителя стараются навести порядок, наказывая или угрожая. Однако это работает далеко не всегда. Репрессивные, властные методы обычно провоцируют противодействие, бунт, желание отомстить. Даже когда учителю удается изменить поведение ученика, тот вновь возвращается к прежнему поведению, стоит только учителю скрыться за дверью класса или подойти к доске. На наших курсах учителя узнают, как вместо власти использовать другие способы влияния на учеников, в том числе как проводить собрание класса, на котором устанавливаются общие для всех правила поведения. Результатом такого собрания становится более высокая мотивация учеников следовать правилам, поскольку они воспринимают эти правила как «свои». Еще одним следствием такого собрания является то, что учителям не нужно насаждать эти правила. Когда учителя приобретают навык поддержания и порядка без применения силы, они начинают совсем по-другому рассуждать о дисциплине. Традиционный силовой язык уступает место языку, в котором нет принуждения. Учителя сообщают, что им все реже приходится произносить такие слова, как «навести порядок», «руководить», «наказать», «обещать наказать», «положить конец», «власть употребить», «применить закон», «быть строже», «выговаривать», «ругать», «приказывать», «требовать» и т. п. Даже сам термин «дисциплина» постепенно исчезает из их лексикона. Вместо этих терминов учитель начинает пользоваться такими выражениями, как: разрешение проблем, разрешение конфликтов, оказание влияния, сотрудничество, взаимодействие, совместная выработка решений, коллективный договор, переговоры, удовлетворение потребностей, совместные решения. Как разрешить противоречие между авторитарностью и попустительством На то, какой должна быть школа — «строгой», с жесткой внутренней дисциплиной или свободной и демократичной, существуют полярные точки зрения. Создается впечатление, что разногласия на этот счет никогда не будут ликвидированы. Они проявляются постоянно и разделяют на лагеря и родителей, и учителей, и школьное руководство, и средства массовой информации. Члены школьного совета идут на выборы под флагом либо консервативности, либо либерализма. Руководитель школьного округа всегда позиционирует себя либо как «правый», либо как «либерал». На родительских собраниях идет оживленное обсуждение того, является ли школа слишком «строгой» или слишком «либеральной». Администраторы жалуются на родителей, которые кажутся им слишком «прогрессивными», а родители жалуются на педагогов, которые, на их взгляд, отличаются излишней консервативностью. Беспрестанно ломаются копья в беспредметных спорах о том, не ушла ли школа слишком вправо или влево от общепринятых ценностей, — особенно когда речь заходит о том, стоит «власть употребить» или дать ученикам полную свободу. Наш курс лишен такого противоречия. В нем отсутствуют оба мнения по той причине, что они являются продуктом деструктивной философии, влияющей отрицательно не только на отношения между учителем и учениками, но и вообще на любые человеческие отношения. В седьмой главе мы убедительно покажем, что обе позиции отражают принцип «все или ничего» и требуют силового решения проблем. Сторонники твердости, жесткого авторитарного правления, строгой регламентации и т. п. хотят, чтобы взрослые руководили и подчиняли себе учеников, используя ту власть и авторитет, которые у них имеются. Те же, кто отстаивает свободу для учащихся, бессознательно создают условия, при которых дети могут устроить такую жизнь учителям и школьному руководству, что тем никто не позавидует. Какая бы идея ни победила, другая сторона окажется в проигрыше. В данной книге предлагается альтернатива подходу «все или ничего». Учителя узнают, как устанавливать и соблюдать правила и порядок в классе, не прибегая к силовым методам. Они также узнают, какую цену приходится платить и за строгость, и за вседозволенность, и тогда, когда в центре внимания оказывается учитель, и тогда, когда все вращается вокруг ученика. Мы надеемся, что при разрешении конфликтов, неизбежно возникающих в классе, учителя будут пользоваться именно нашим методом. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 331. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |