Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Альтернатива игре в «дрессированных собачек»
По мнению учеников, школа заставляет их играть, как это подметил Джон Холт в своей эпатажной книге «Вне свободы», в «дрессированных собачек». Учитель держит обруч и говорит: «Прыжок!» Ученик прыгает, и, если у него все получается, ему полагается награда. Потом обруч поднимается выше, и при удаче выдается еще одна награда, и так далее. Школа применяет этот метод, чтобы заставить детей учиться, и об иных методах не очень-то задумывается. В этом она лишь отражает традиционное мышление нашего общества. Использование поощрений как мотивации школьника к учебе глубоко засело в сознании не только учителей, но и всего современного взрослого населения. Ведь это население само когда-то выступало в роли собачки и прыгало через обруч. В последние годы многим школам, расположенным в разных концах США, была предоставлена полная свобода в определении учебного процессе. В результате у школьников появилось больше стимулов к учебе и к исправлению своего поведения. Словно не желая замечать этого, социологи занялись разработкой весьма сложной науки, получившей название «поведенческий инжиниринг» или «модификация поведения», которая, по сути, заставляет учителя делать то, что он делал не одну сотню лет, а именно: использовать поощрения, чтобы заставить детей учиться. Хотя правила игры в «дрессированных собачек» довольно просты, школьники относятся к ним совершенно по-разному, а иногда — неожиданно. Порой школьник решает, что ему трудно недопрыгнуть, и перестает прыгать вообще, хотя знает, что за прыжок положено поощрение. Другой школьник говорит, что он прыгает так высоко, как только может, а сам лишь имитирует прыжок. Третий обижается, что учитель слишком высоко держит обруч. Есть и такие, кто уходит с прыжков, обиженный тем, что его друзья научились прыгать значительно выше, чем он, и теперь смеются над ним. Для тех учителей и школьного руководства, которые не удовлетворены нынешним положением дел и убеждены, что метод «дрессированных собачек» не позволяет решить все проблемы обучения, предлагаемая нами концепция может оказаться эффективной альтернативой. Наш метод предоставляет учащимся больше свободы, но не допускает вседозволенности; он воспитывает ответственность, самодисциплину, благодаря ему у детей устанавливаются более демократические отношения как с учителями, так и со своими сверстниками. Единая философия для всех возрастов и типов учащихся В большинстве книг по педагогике говорится, что каждая возрастная группа учащихся требует от учителя особых методов, навыков и стратегии. Обучение в подготовительных и в старших классах должно строиться по-разному, утверждается в них. Но хотя возраст нельзя не учитывать при определении учебного материала и уровня знаний, основные отношения между учителем и учеником всегда остаются неизменными. Навыки и методы, представленные в этой книге, в равной мере полезны и могут быть использованы при преподавании учащимся любой возрастной группы, включая даже младшие курсы вузов. Учителям нет необходимости изучать отдельно методы для дошкольников, младших и старших школьников. Наша философия такова, что учащиеся в любом возрасте прежде всего являются людьми и между ними и учителями должны выстраиваться человеческие отношения. Кроме того, мы считаем, что в школах излишнее внимание уделяется различиям в учениках — цвету кожи, этнической принадлежности, уровню интеллектуального развития, способностям, социальному и экономическому статусу их семей. Всеобщая практика, предполагающая классификацию, тестирование, оценку, «навешивание ярлыков», подгонку учеников под шаблоны, не только необязательна, но и вредна. Она привносит в школу восприятие учеников, которое очень похоже на отношение врачей к своим пациентам. Слишком часто школы относятся к ученикам не как к личностям, а как к безликой массе, разделенной на неуспевающих, одаренных, неспособных к обучению, культурно недоразвитых, из бедных семей, с высоким или низким показателем интеллекта, гиперактивных, с высоким или низким потенциалом и т. п. Вред такой диагностики и разделения учеников по категориям доказан во многих исследованиях. Категоризация не только вредит самоощущению учеников, но и формирует неверные ожидания у учителей, отчего качество преподавания заметно снижается. Мы считаем, что между учениками больше сходства, чем различий. Прежде всего, они все — люди. У всех есть человеческие черты, человеческие чувства, человеческая реакция. Поэтому эффективность преподавания можно строить на основе общей теории человеческих отношений, поскольку и учителя — тоже люди. Каждому ученику нравится узнавать что-то новое, но всякий раз, когда ему это не удается, он начинает скучать. Ученики расстраиваются всякий раз, когда их ругают за плохую работу или неудачу. Они быстро перенимают друг у друга способы противостояния учителю, когда тот применяет власть. Дети не спешат расставаться с зависимостью, но и за свою независимость готовы постоять при каждом удобном случае. Они всегда готовы и рассердиться, и решиться на ответные меры. Всем нравится, когда их хвалят, и не нравится, когда их ругают за неудачу. Наши навыки и методы предполагают похожесть учеников. Вот поэтому учителя считают, что КЭП одинаково подходит и для ученика «с отставанием умственного развития», и для «одаренного», и для афроамериканца из бедной семьи, и для европеоида, чьи родители богаты. Метод активного выслушивания, который будет рассмотрен в третьей и четвертой главах, делает чудеса в отношении любых детей — ведь все дети хотят быть услышаны, поняты и приняты такими, какими они есть на самом деле. Метод «я-сообщений» в отношении непослушных учеников, которые мешают учителю или другим ученикам, значительно ослабляет их защитную реакцию, поскольку они начинают защищаться только тогда, когда на них нападают или когда стараются их унизить. Для воспитания учеников из разной культурной среды с разными системами ценностей очень полезны методы, рассмотренные в десятой главе; они позволяют эффективно решать проблемы, возникающие между учеником и учителем из-за конфликта систем ценностей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 266. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |