Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 1. УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК: СВЯЗУЮЩИЕ ЗВЕНЬЯ




КАК ПРОЧЕСТЬ ЭТУ КНИГУ С МАКСИМАЛЬНОЙ ПОЛЬЗОЙ

Учителя могут более успешно применять методику Курса эффективного преподавателя (КЭП) в своей школе, если дома ученик также находится в соответствующей обучающей среде. Поэтому желательно, чтобы родители учеников прочитали книгу «Курс эффективного родителя».

Принципы КЭП можно более полно реализовать в классе, если директор школы и ваши коллеги понимают и разделяют философию КЭП. В связи с этим очень важно ознакомить с ней и администрацию школы, и ваших коллег (в главе 11 высказываются идеи, как лучше всего распространить опыт КЭП на вашу и соседние школы).

КЭП — это самодостаточная комплексная система. Принципы КЭП лучше всего реализуются тогда, когда они хорошо поняты.

Рассказывайте вашим ученикам о КЭП — что это такое, как и почему вы вместе с ними будете пользоваться этим методом в классе. Это ослабит их нежелание осваивать новый для себя метод, сделает их вашими добровольными помощниками и увеличит интерес к учебе.

КЭП обучит вас специальным навыкам, призванным облегчить вашу работу, однако вам необходимо освоить их настолько, чтобы они вошли в привычку. Только от вас зависит, удастся ли вам создать условия для действенного использования КЭП.

ЛЮДИ И МЫСЛИ, КОТОРЫМ ОБЯЗАНА ЭТА КНИГА

Я никогда не написал бы книгу о преподавании, если бы жизнь не столкнула меня с трудными детьми и подростками. Таких детей обычно приводили ко мне их родители, которые были уверены, что мне удастся их «исправить» и сделать более послушными. По-моему, мне редко удавалось что-нибудь особенное, но моя подготовка психотерапевта позволяла установить почти с каждым из этих ребят хорошие отношения, для которых были характерны доверие, открытость и искренность, душевное тепло и забота друг о друге.

Эти отношения, одинаково обогащавшие и меня, и их, позволили мне понять, как родители порой бессознательно обижают своих детей, оскорбляя их достоинство, лишая уверенности в себе, не позволяя развиться в них творческому началу. Долгими часами слушая рассказы молодых людей, я вдруг стал лучше понимать, почему взрослые калечат тех, кого меньше всего хотят обидеть.

Родители никогда не хотят своим детям ничего плохого, и среди них редко можно встретить людей с психическими отклонениями. Чаще всего родителям не хватает знаний. Я не имею в виду образованность, поскольку многие из них являются успешными юристами, врачами, инженерами и предпринимателями. Однако их «официальное» образование не дает им даже элементарных знаний об основных принципах и умениях межличностных коммуникаций, навыках человеческого общения и конструктивных способах решения конфликтов.

Можно ли родителей научить всему этому? Я подумал, что можно, и приступил к разработке соответствующей программы обучения. Сегодня, сорок лет спустя, более миллиона родителей воспользовались моими курсами, которые получили название «Курс эффективного родителя», или КЭР. Кроме того, более 4,5 миллиона человек уже купили мою книгу о КЭР, а недавно вышло из печати ее тридцатое, юбилейное издание. Конечно, родителям необходимо помогать в воспитании детей, и многие из них не упустили возможности получить знания, необходимые именно родителю.

Нет ничего удивительного в том, что некоторые родители, окончившие КЭР и убедившиеся в том, что эта методика помогает улучшить отношения с детьми дома, захотели ознакомить с ее основой руководство школ и учителей, где учатся их дети. Ведь учителя — это те же родители. Я благодарен таким родителям, ибо их настойчивость и смелость привели к тому, что в ряде школ мой курс стали преподавать учителям.

Так появился «Курс эффективного преподавателя», в котором основное внимание уделяется отношениям между учителями и учениками. Эта книга рассказывает о принципах и навыках, которым мы успешно обучаем в рамках КЭП уже в течение тридцати пяти лет.

Я бы никогда не написал эту книгу, если бы не помощь моего соратника по фонду «Гордон трейнинг интернэшнл», который был и учителем, и консультантом, и директором фонда. Это — Ноэль Берч, который в то время был директором обучающих программ нашего фонда и по своему опыту знал, как можно улучшить атмосферу в школе с помощью навыков и философии, которым обучает КЭП. Он в качестве консультанта и соавтора участвовал вместе со мной в разработке общей структуры книги, а также в определении ее стиля и содержания. Кроме того, он привнес в проект свои чаяния о том, чтобы школа стала тем местом, где дружно уживаются и ученики, и учителя.

В заключение замечу, что во избежание неловких конструкций, в которых употребляются местоимения «он», «она», во всех главах, когда речь идет об учениках и учителях, я попеременно пользовался то мужским, то женским родом.

Д-р Томас Гордон,

основатель фонда

«Гордон трейнинг интернэшнл»,

Солана-Бич, Калифорния

ГЛАВА 1. УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК: СВЯЗУЮЩИЕ ЗВЕНЬЯ

Учить любят все. Родители учат своих детей, начальники учат своих подчиненных, тренеры учат игроков, жены — своих мужей (или наоборот), и, конечно, педагоги учат своих учеников. Эта книга расскажет о том, как сделать преподавание более эффективным, как правильно передавать ученикам свои знания и опыт, как избегать конфликтов, оставляя для преподавания больше времени.

Хотя Курс эффективного преподавателя (КЭП) — это комплексная программа для профессионалов, предлагаемые нами методы и стили помогут повысить эффективность любого обучения.

Взрослые тратят огромное количество времени на обучение молодежи. Помогать детям любого возраста осваивать новое — это прекрасно. Человек, участвующий в этом процессе — будь то родитель, учитель или руководитель молодежной организации, — получает огромное удовольствие от того, что делится с детьми знаниями и опытом и тем самым обогащает их жизнь. Как прекрасно наблюдать за тем, как ученик перенимает от учителя новое видение мира или расширяет палитру своих умений.

Однако, как всем известно, иной раз обучение молодежи может превратиться в ужасную вещь и не принести ничего, кроме разочарования. Повсеместно родители, учителя и люди, работающие с молодежью, к своему неудовлетворению, обнаруживают, что их желание привить детям доброе и вечное не вызывает встречного энтузиазма. Наоборот, тот, кто старается научить, встречается с упорным нежеланием учиться, отсутствием должной мотивации, невниманием, необъяснимым отсутствием интереса и часто даже открытой враждебностью.

Когда молодежь без всякой явной причины отказывается учиться тому, чему взрослые беззаветно и альтруистично пытаются ее научить, процесс обучения радовать не будет. Более того, он будет разочаровывать и порождать чувства профнепригодности, безнадежности, раздражения и, что более печально, недовольства ленивым и неблагодарным учеником.

Бесспорно, на результат процесса обучения влияет множество факторов. Однако в данной книге доказывается, что самым важным фактором является умение установить особые отношения между учителем и учениками.

Именно качество отношений между учителем и учеником имеет первостепенное значение, которое перевешивает все — и то, чему учитель пытается научить учеников, и то, как он это делает. Поэтому данная книга посвящена прежде всего тому, как достичь взаимопонимания между ними.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 276.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...