Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проверенные навыки, а не туманные абстракции




Навыки и методы, о которых рассказывается в данной книге, уже взяты на вооружение сотнями тысяч учителей как в США, так и в других странах мира в рамках программы, известной под названием Курс эффективного преподавателя, или КЭП.

Мы шаг за шагом описываем естественную последовательность развития необходимых навыков, то есть, концентрируемся не на абстрактных понятиях педагогики, а на тех практических вещах, которые учитель проговаривает и делает каждый день в классе.

Опыт КЭП заставил нас сомневаться в правильности педагогического образования многих учителей. Создавалось впечатление, что они были знакомы с теорией, но не знали, как на практике применить заученные ими в институте абстракции. Мы имеем в виду такие понятия, как «уважение потребностей учеников», «эффективность преподавания», «климат в классе», «свобода в приобретении знаний», «гуманизм образования», «учитель как творческая личность», «межличностное общение» и т. п.

В КЭП аналогичные идеи и понятия вводятся через то, что в науке называется «операционными определениями», то есть определяются как совокупность конкретных операций, которые в реальной жизни должен выполнять учитель, и того, что от учителя должен услышать ученик.

Возьмем, например, идею, которую до учителей постоянно доносили во время обучения в институте, — что «у ученика тоже есть потребности, которые нужно уважать». Однако будущий учитель так и не узнал, какие конкретно операции необходимо выполнять, чтобы продемонстрировать уважение к этим самым потребностям учеников. КЭП отвечает на этот вопрос: когда учителя освоят Метод III, у них не останется никаких сомнений в том, что именно нужно делать в данном случае. Метод III — это беспроигрышный метод разрешения конфликтов между учеником и учителем. Он состоит из шести ступеней — преодолевая их, учитель и ученики решают проблему до тех пор, пока не установится ситуация, при которой права учителя и права учащихся будут уважаться одинаково.

Метод III предлагает учителям инструмент, которым они могут пользоваться каждый день, чтобы соблюсти потребности учеников и не платить за это попранием своих собственных прав. Уважение учеников перестает быть абстрактной идеей, поскольку учитель знает, как этого можно достигнуть.

То же можно сказать и об идее «демократии в классе». КЭП демонстрирует учителям те навыки и процедуры, которые необходимы для создания настоящей демократии. Участники процесса, включая учителя, совместно принимают правила, которые в дальнейшем должны соблюдаться. КЭП также предлагает учителям альтернативы, которые делают необязательным применение власти и авторитета учителя.

Навыки, помогающие ученикам развиваться

«Рост и развитие» учеников — это цели, под которыми готовы подписаться все школы и все учителя. Однако методы преподавания, используемые большинством учителей и одобренные большинством школьных администраторов, гарантируют только то, что ученики всегда будут оставаться в зависимом положении. Вместо того чтобы повышать ответственность, многие учителя и школьные руководители занимаются диктатом и принуждением учеников всех возрастов к определенному поведению, словно им никоим образом нельзя доверять. Ученикам говорят, что они должны учить, как они должны учиться, когда им следует учиться и, конечно, как хорошо они должны учиться.

Конечно, учителя — по крайней мере, большинство из них — не стремятся к тому, чтобы ученики были безответственными и зависимыми. Просто им не хватает навыков и методов работы с ученическими коллективами, они не знают, как воспитать в учениках самодисциплину, чувство личной ответственности, самостоятельность, самоконтроль и умение оценивать себя. Такие качества возникают не вдруг, их нужно воспитывать и прививать как родителями, так и учителями.

На наших курсах мы показываем, как можно не на словах, а на практике достичь развития учеников. В третьей и четвертой главах, например, учителя могут прочитать, как пользоваться методом, который называется «активное выслушивание». С его помощью решаются проблемы, которые мешают обучению, причем ученик сам находит решение, а не ждет, когда ему подскажут или все сделают за него, как это обычно происходит, когда учитель вмешивается в решение проблем учащихся. Когда ученикам разрешено самим решать свои проблемы, в них воспитывается чувство ответственности и самостоятельности.

Приведем пример умелого использования активного выслушивания. Класс изучает войну США за независимость, и ученица получает задание сделать сообщение на эту тему.

УЧЕНИЦА: Я пришла посоветоваться с вами о том, что мне написать в своем докладе.

УЧИТЕЛЬ: Я так понимаю, что тебе трудно определиться с темой?

УЧЕНИЦА: Вы правы. Я уже много дней думаю, но тему так и не выбрала.

УЧИТЕЛЬ: Жаль, что твои усилия пока не дали результатов.

УЧЕНИЦА: А что написали те, кто уже сделал хороший доклад?

УЧИТЕЛЬ: Ты хочешь, чтобы твой доклад получился хорошим?

УЧЕНИЦА: Да... Я хочу получить отличную отметку, чтобы и в четверти у меня было «отлично».

УЧИТЕЛЬ: Наверное, тебе очень нужна отличная оценка?

УЧЕНИЦА: Конечно! Я не хочу расстраивать своих родителей. Они хотят, чтобы я училась так же, как и моя старшая сестра, а она у нас настоящий вундеркинд.

УЧИТЕЛЬ: Ты думаешь, они хотят, чтобы ты ни в чем не уступала своей сестре?

УЧЕНИЦА: Конечно! Но я не такая. У меня совсем другие интересы. Жаль, что родители не видят меня такой, какая я есть на самом деле. Я не хочу быть такой, как Ева, у которой одни занятия на уме.

УЧИТЕЛЬ: Ты чувствуешь, что не похожа на свою сестру, и хочешь, чтобы родители тоже это понимали.

УЧЕНИЦА: Если честно, я никогда им не говорила о том, как я это воспринимаю. Но теперь обязательно скажу, может, они перестанут заставлять меня быть круглой отличницей.

УЧИТЕЛЬ: Ты думаешь, им стоит сказать о своих размышлениях.

УЧЕНИЦА: Я больше так не могу. Надо с ними поговорить.

УЧИТЕЛЬ: Никто ничего не потеряет, все только выиграют.

УЧЕНИЦА: Конечно, если они перестанут на меня давить, то я меньше буду думать об оценках, а больше учиться.

УЧИТЕЛЬ: Тогда тебе и учиться легче будет.

УЧЕНИЦА: Ну да. Я тогда и доклад сделаю по теме, которая мне на самом деле интересна, и узнаю что-нибудь новое. Спасибо, что помогли мне решить мою проблему.

УЧИТЕЛЬ: Всегда пожалуйста!

Воздержавшись от того, чтобы помочь попавшей в затруднительное положение ученице (предложив ей тему или дав какой-нибудь совет), учитель довольно эффективно применил метод активного выслушивания, в результате чего ученица захотела решить другую, более серьезную проблему и даже высказала свою собственную точку зрения на ее решение.

В пятой главе мы покажем, как учитель может воспользоваться «я-сообщениями» в тех случаях, когда ученики мешают ему выполнять свои функции. «Я-сообщения» призваны возложить на ученика ответственность за все изменения в его поведении и дают ему шанс исправиться.

Взрослым давно пора отказаться от мысли, что подрастающее поколение станет ответственным без нашей помощи. Известно, какие навыки и методы помогают этого достичь. Вопрос лишь в том, чтобы родители, учителя и школьное руководство смогли эти методы освоить.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...