Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие фонетико-фонематических процессов




ОКТЯБРЬ. 1 неделя

Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя Выполняемые движения
Туча небо кроет, Солнце не блестит, Взмахи руками над головой.
Ветер в поле воет, Изображают рупор.
Дождик моросит. Взмахи руками перед собой.
Воды зашумели Топают ногами на месте.
Быстрого ручья,  
Птички улетели Изображают улетающих птичек.
В теплые края. (А. Плещеев)  

2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя Выполняемые движения
Кто там топает по крыше? Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.
— Топ-топ-топ. Удары по столу ладонями.
Чьи шаги всю ночь я слышу? Далее — такие же движения по тексту.
— Топ-топ-топ.  
Я теперь усну едва ли...  
— Топ-топ-топ.  
Может, кошек подковали?  
— Топ-топ-топ. (Ж. Давитьянц)  

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений Выполняемые движения
Упражнения для челюсти Спокойное открывание и закрывание рта. Удержать рот открытым под счет до пяти.
Упражнения для губ «Улыбка» — «Трубочка».
Упражнения для языка «Лопаточка» (удержание языка под счет до десяти). «Иголочка».

 

Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Поймай звук». Дети хлопают на звук У.

2. Выделить начальный звук в словах: утка, уши, удав, Уля, улей и т.д.

3. Учить давать характеристику звука У, с опорой на различные виды контроля: звук У — гласный (воздух выходит свободно, не встречая преграды, получается песенка), обозначаем его красным квадратиком.

Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Один — много». Дерево — деревья. Лист — листья. Трава — травы. И т.д.

2. Игра «Скажи наоборот». Тепло — холодно, пасмурный день — солнечный день, длин­ный день — короткий день, сухой — мокрый, ранняя осень — поздняя осень, листья вырастают — листья опадают, прилетают — улетают. И т.д.

3. Игра «Подбери признак». Небо осенью (какое?). Солнце, погода, деревья, трава.

6. Развитие связной речи (предварительная работа)

Чтение с последующим обсуждением: М. Волошин «Осенью», А. Плещеев «Осень на­ступила...» (выучить наизусть), М. Пришвин «Листопад», «Осинкам холодно». Деко­ративное рисование «Орнамент из осенних цветов». Экскурсии по осеннему городу, в рощу, с родителями в лес: рассматривание цветов, деревьев, листьев, грибов.

 


 

ОКТЯБРЬ. 2 неделя

1. Развитие общей моторики

 

2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя Выполняемые движения
Огород у нас в порядке — Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород, Поливали огород. Действия по тексту.
В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту. «Сажают».
Лето все она толстела, Показывают руками круг перед собой.
Разрасталась вширь и ввысь. Руки в стороны, а затем вверх.
А теперь ей тесно белой, Руки разведены в стороны.
Говорит — посторонись! (Е. Стюарт.) Отталкивающие движения руками.

 

Инструкция воспитателя Выполняемые движения
Купите лук, зеленый лук, Петрушку и морковку! Купите нашу девочку, Шалунью и плутовку! Загибают по одному пальчику на обеих руках, на­чиная с мизинца.
Не нужен нам зеленый лук, Петрушка и морковка, Нужна нам только девочка, Шалунья и плутовка. (Шотландская песенка) Разгибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

3. Развитие артикуляционной моторики

 

Вид упражнений Выполняемые движения
Упражнения для челюсти Спокойное открывание и закрывание рта.
Упражнения для губ «Улыбка» — «Трубочка».
Упражнения для языка «Лопаточка» (удержание языка под счет до десяти). «Иголочка». «Лопаточка» — «Иголочка».

4. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Выдели звук». Первый звук в словах Аня, акула, арбуз, акробат и т.д., дать ему характеристику: гласный, обозначаем красным цветом. Закрепить: почему гласный (воздух выходит свободно, не встречает преграды, получается песенка).

2. Игра «Поймай звук». Произносить ряд звуков, дети должны хлопнуть на звук А.

3. Определить место звука в словах: Аня, акула, арбуз, акробат и т.д. Закрепить ответ: звук находится в начале слова.

5. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Большой — маленький». Огурец — огурчик, помидор, горох, свекла, морковь и т.д.

2. Составить описательный рассказ об овощах по плану: Что это? Где растет? Какой име­ет внешний вид (цвет, форма, размер)? Какой вкус? Что из него готовят?

6. Развитие связной речи (предварительная работа)

Рассматривание овощей и картины «Натюрморт». Аппликация «Корзина с овощами». Лепка овощей из пластилина. Чтение: русская народная сказка «Вершки и корешки», Ю. Тувим «Овощи». Игра «Угадай на вкус» (натуральные овощи).

ОКТЯБРЬ. 3 неделя

Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя Выполняемые движения
В саду фруктовом яблоня Машут руками над головой.
Посажена была. «Сажают» яблоню.
Она цветами белыми Руки подняты вверх, ладони изображают нераспус­тившийся цветок.
Весною расцвела. «Цветок» распускает лепестки.
Следил наш старый дедушка, Известный садовод, Изображают старого дедушку с палочкой.
Чтоб наливала яблоня Машут руками над головой.
Румяный сладкий плод. Пощипывают щеки.

 

 

Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя Выполняемые движения
Мы делили апельсин. Изображают апельсин — пальчики в кулаке.
Много нас, Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами.
А он — один. Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного.
Эта долька — для ежа! Эта долька — для чижа! Эта долька — для утят! Эта долька — для котят! Эта долька — для бобра! А для волка — кожура! Загибают по одному пальчику на обеих руках, начи­ная с мизинца.
Он сердит на нас — беда! Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.
Разбегайтесь, кто куда... (И. Демьянов) Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.

 

 

Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений Выполняемые движения
Упражнения для челюсти Спокойное открывание и закрывание рта.
Упражнения для губ Поцелуй губами. (Губы вытянуты вперед трубочкой.)
Упражнения для языка «Лопаточка» (удержание языка под счет до семи).

 

Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Выдели звук». Выделять начальные звуки в словах: утка, апельсин, ананас, утро, улитка, Аня и т.д. Давать им характеристику: эти звуки гласные (потому что воздух выходит свободно и не встречает преграду), обозначаем их красным цветом.

2. Обозначение места звуков в схеме.

Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Назови сок, варенье». Сок из яблока — яблочный, варенье из яблок — яблочное. Груша, апельсин, виноград, персик, абрикос.

2. Составить описательный рассказ о фруктах по плану: Что это? Где растет? Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)? Какой вкус? Что из него готовят?

3. Игра «Один — много». Апельсин — апельсины. И т.д.

Развитие связной речи (предварительная работа)

1. Чтение художественных текстов: Л. Толстой «Косточка», Я. Тайц «По ягоды», Е. Пермяк «Смородинка», загадки о фруктах.

2. Лепка «Фрукты на блюде».

3. Аппликация «Ваза с фруктами».

 

 

ОКТЯБРЬ. 4 неделя

Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя Выполняемые движения
Огород у нас в порядке — Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород, Поливали огород. Действия по тексту.
В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту. «Сажают».
Лето все она толстела, Показывают руками круг перед собой.
Разрасталась вширь и ввысь. Руки в стороны, а затем вверх.
А теперь ей тесно белой, Руки разведены в стороны.
Говорит — посторонись! (Е. Стюарт) Отталкивающие движения руками.

2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя Выполняемые движения
В огороде за забором Изображают округлый огород с поднятыми пальцами - забором
Поспевают помидоры. Руки спиральными движениями поднимают вверх
Держатся за колышки, Совершеют хватательные движения
Греются на солнышке. (Т. Смирнова) Раскрытые ладони поднимаются вверх

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений Выполняемые движения
Упражнения для челюсти Спокойное открывание и закрывание рта. «Расчесывание» нижней и верхней губ зубами.
Упражнения для губ Многократное произнесение звука П.
Упражнения для языка «Маляр» («красить» нёбо кончиком языка.)

 

4. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Выдели звук». Выделять конечный звук в словах: микроскоп, потоп, суп, зуб, тулуп. Учить давать ему характеристику: звук П — согласный (воздух встречает пре­граду — губы), обозначаем его синим цветом.

2. Обозначение места звука в схеме: закрасим последний квадратик синим цветом, пото­му что звук П находится в конце слова.

3. Звуковой анализ слогов АП, УП.

5. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «1, 3, 5, 7». Согласование числительных с существительными: один помидор, три помидора, пять помидоров, семь помидоров и т.д.

2. Игра «Нет чего?» Арбузы, а нет... (Арбузов.) И т.д.


НОЯБРЬ. 1 неделя

Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя Выполняемые движения
Мы в лесок пойдем, Мы грибок найдем. Маршируют.
В шапочке нарядной, Светло-шоколадной. Изображают шапочку.
Ты не прячь, грибок, Закрывают лицо руками.
Под листок свой бок! (О. Высотская) РуКи на поясе.

2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя Выполняемые движения
Мы шли-шли-шли, Шагают пальчиками по столу.
Землянику нашли. Изображают землянику.
Раз, два, три, четыре, пять, «Пальчики здороваются».
Мы идем искать опять. Шагают пальчиками по столу.

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений Выполняемые движения
Упражнения для челюсти Спокойное открывание и закрывание рта. «Расчесывание» нижней и верхней губы зубами.
Упражнения для губ «Пошлепать» язык губами: пя-пя-пя-пя.
Упражнения для языка Покусать язык: дя-дя-дя-дя. «Болтушка» — движения вперед-назад языком.

 

Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Выдели звук». Выделять начальный звук в словах: окунь, окна, обруч, осень с дальнейшей характеристикой.

2. Звуковой анализ слога ОП.

3. Игра «Слушай, повторяй». Ап - оп - уп; уп - ап - оп. И т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...