Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕВ ПЛАТОНОВИЧ КАРСАВИН (1882 – 1952)




 

Основные проблемы:

– философия должна стать жизнью;

– единство в мире есть Всеединство, т.е. Абсолют;

– совесть – голос Божий в человеке;

– «есть справедливое убийство и справедливая война».

                                                   

Л.П. Карсавин родился в Санкт-Петербурге в семье артиста балета. Сестра философа, всемирно известная балерина Тамара Карсавина пишет в своих воспоминаниях, что уже в гимназии в нем был виден будущий ученый. Мать Л.П. Карсавина была племянницей А.С. Хомякова. После окончания с золотой медалью гимназии Карсавин поступает на историко-филологический факультет Петербургс­кого университета.

Первые труды исследователя посвящены религиозной жизни средне­вековой Европы. Карсавина интересует не изобилие фактического материала, в структуре мышления и психология людей средневековой эпохи; эти исследования во многих аспектах предвосхитили направле­ния будущей культурологии и привели автора к проблематике философии.

Карсавин обращается к философии истории, к вечным вопросам русской культуры о Боге, мире и судьбах России.

Главные философские произведения Карсавина: "Философия истории" (1923), "О началах" (1925), "О личности" (1929).

После революции Карсавин стал профессором Богословского инсти­тута и в 1922 году вместе с большой группой религиозных философов был выслан из России. В 1928 году Карсавин соглашается на предложе­ние занять кафедру в Каунасском университете в Литве, здесь он остается до своего ареста в 1949 году. В тридцатые годы ученый создает на литовском языке капитальный курс истории европейской культуры; высокая образованность и знание многих европейских языков, выдающийся ум философа неизменно вызывали восхищение научной общественности. Умер Л.П. Карсавин в приполярном воркутинском лагере.

В классической философии всеединства Вл. Соловьева и его последователей Карсавина не устраивает недооценка динамики реальности, ее постоянного развития и изменения. По мнению философа, принцип всеединства характеризует действительность в ее статическом аспекте как некое пребывание. Карсавин же, как историк, видит реальность в виде процесса, универсальной изменчивости.

В работе "Философия истории" он подробно и глубоко анализирует категории изменения, развития, причинности [2, с. 17-34]. История человечества, по мнению Карсавина, есть богочеловеческий процесс, конечной цель» и результатом которого должно стать единение человека и Бога (Абсолюта). Как и
Вл. Соловьев, философ утверждает, что человек в своем развитии восходит от природного к духовному, от звере-человека к Богочеловеку. Залогом возможности в реальности единения человека и Бога служит Христос, первый Богочеловек; он является ориентиром нашего духовного развития. Карсавин различает четыре значения всеединства: "1) Божество как абсолютное совершенное всеединство; 2) усовершенствованное или обожествленное (абсолютизированное) тварное всеединство, отличное от Бога тем, что, когда оно есть, Бога нет, а оно само есть ставшее Богом "ничто"! 3) завершенное или стяженное тварное всеединство, стремящееся к своему усовершенствованию как идеалу или абсолютному заданию, а через него к слиянию с Богом – к становлению Богом и гибе­ли в Боге; 4) незавершенное тварное всеединство, т.е. относительное многоединство, всеединство, становящееся совершенным через свое завершение, или момент всеединства в его ограниченности" [2, с. 55]. "Для философа "единство в мире" есть Всеединство, то есть Абсолют – "Абсолютное Бытие есть абсолютное совершенное Всеединство. 0но – все, что только существует,- и во всяческом, в каждом бытии. Оно все, ибо всяческое не что иное, как Его момент"
[10, с. 150]. Абсолютное немыслимо без мира. "Оно совершеннейшее единство возможности – становления – действительности, и в целостности своей и в каждой из своих моментов" [2, с. 76].

"В этом нет и тени пантеизма, ибо, поскольку мир существует, мир не Бог, а иное, и в качественной самобытности своей, ничто, поскольку же он – Бог, он – производное, созидаемое из ничего и приемлемое Богом. В этом нет и умаления Бога, которое присуще всем видам дуализма. – Абсолютность выше нашего разумения, выше нашего понятия об абсолютном, полагающем в необходимом противостоянии относительному" [2, с. 77]. Все, что обнаруживается в мире, есть проявление божественного.

Карсавин разработал цельную новую систему религиозной философии, а не просто дал одно из толкований теории всеединства. Согласно этой системе, принципу всеединства подчиняется исторический процесс в целом и жизнь отдельной личности. Христианское учение о человеке получает здесь новое онтологическое обоснование.

По определению философа, личность есть "конкретно-духовная, телесно-духовная определенная сущность, единственная в своем роде, незаменимая и многосторонняя" [12, с. 385].

Личность есть единство и множественность, она является "всецело духовной и всецело телесной". В своей простой телесности, то есть в своей множественности, она есть данность, необходимость, а в своей духовности она преодолевает необходимость и становится само­определением, то есть свободной.

"В человеке объединяется духовность и животность, обособленный мир духа и обособленный мир тела; начало образующее и начало обра­зуемое. В телесности человека заключено не только все животное в нем самом, но и все животное царство вообще, как в царстве животности (а через него в человеке) - все материальное, вечное. Человек и есть космос; каждый из нас - малый мир, микрокосмос. И только в человеческом духе, не как отображение, а как сама действительность, может быть образован и объединен вселенской Любовью весь животно-материальный мир" [3, с. 135].

"Человеку вменяется в грех, если он остается только животным и возносит своей животности на высоту человечества, если он совершает животные поступки; ибо человек может и должен все свое животное совершенствовать в человеческое. Коли он не делает этого, он не хочет этого делать. И тогда он попадает в рабство создаваемой им самим необходимости, "не знает куда идет", ибо "во тьме ходит", и не видит никаких выходов, кроме греховных. Но он совершает еще больший грех, когда начинает свою вину сваливать на Бога, т.е. считать греховную необходимость абсолютною и даже для Бога необходимостью" [3, с. 424].

Карсавин рассматривает зло как неполноту проявления божествен­ного. "Существует только добро. Зла нет, оно не есть в самом точном и абсолютном значении слова... конкретное зло, предстоящее нам в жизни, если существует оно, может быть только недостаточным добром..." [3, с. 260] .

"Дело в том, чтобы мы сами в себе самих осознали двойственность нашу, наше собственное колебание между добром и злом, внутри нас самих и в нашем зле прорастающее царство Божие... Нельзя, ссылаясь на неодолимую необходимость грешного мира, себя ею оправдывать и утверждать, что ты ни мог поступить иначе. Ведь все равно совесть тебя не оправдывает и не признает хитроумных оправданий твоего грешного разума, а совесть – голос Божий в человеке" [3, с. 423].

По мнению философа, одним из величайших заблуждений является учение о непротивлении злу силою, обнаруживающее полное непонимание того, что такое совершенное и несовершенное бытие. "Это учение противоречит христианской истине, – пишет Карсавин, – прежде всего тем, что оно проповедует бездействие, христианство же призывает к действенной любви и считает бездействие великий грехом, не позволяя отказываться от выполнения предлежащих нам жизненных задач" [3, с. 444]. Не противящийся злу, оставаясь жить в обществе и пользуясь его благами, конечно, соучаствует и в войнах и в борьбе с преступностью, но наиболее безопасным и удобным для себя образом - сваливая опасность и неудобства на других. Только самопожертвование есть "самое истинное и самое лучшее средство победы над злым миром" [3, с. 444].                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

"Голос Божий может сказать тебе: «Омочи по локоть руки твои в крови братьев твоих, разрушай и убивай, ибо такова воля Моя, все возвращающая ко Мне! Есть правое убийство, и есть святая война. Но смотри: не прими за Голос Божий голоса Лукавого, ибо Антихрист весьма похож на Христа и многих соблазняет видом своим, то гневным, выдавая за Божью распрю свое злоумышление, то кротким, стремясь притупить Божий меч!" [3, с. 56].

"Философия истории" Карсавина – исключительно основательная работа. В ней Карсавин формулирует основные принципы исторического бытия и рассматривает вопрос о "месте и роли исторического в мире, как в целом, так и по отношению к абсолютному бытию". Он считает, что "высочайшая цель исторического мышления состоит в том, чтобы осмыслить весь космос, все сотворенное всеединство как единый развивающийся субъект" [12, с. 390]. Карсавин отвергает в историческом исследовании концепцию механической причинности. Надо "расстаться с механическим истолкова­нием общества и его развития, надо понять человечество как всеединое, всепространственное и всевременное существо" [3, с. 341].

"Благо и счастье всех не где-то в одном из моментов времени, а во всех моментах и в каждом; и достижимо оно не через движение в дурную бесконечность, не через пренебрежение настоящим и прошлым, а через созидание самого настоящего и в нем будущего" [3, с. 342].



Литература

 

1. Булгаков, С.Н. Свет невечерний / С.Н. Булгаков.- М.: Республика, 1991.- 415 с.

2. Карсавин, Л.П. Философия истории / Л.П. Карсавин. - СПб.: АО

Комплект,1993.- 351 с.

3. Карсавин, Л.П. Малые сочинения / Л.П. Карсавин. - СПб.: АО Алетейя, 

1994.- 532 с.

4. Трубецкой, С.Н. Сочинения / С.Н. Трубецкой.- М.: Мысль,1994.- 816 с.

5. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой.- М.: Республика, 1994.- 

432 с.

6. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины: В 2 х т. / П.А. Флорен-ский. – Т.1. – M.: Правда, 1990. – 490 с.; Т.2. – М.: Правда,1990. – 840 с.

7. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли: В 2-х т.-Т.2 / П.А. Флоренский.-

М.:Правда,1990.- 440 с.

    

Дополнительная литература

 

8. Акулинин, В.Н. Философия всеединства / В.Н. Акулинин. - Новосибирск: 

Наука,1990. – 158 с.

9. Н. Бердяев о русской философии / Сост. Б.В. Емельянов и А.И. Новиков. –

Свердловск: Изд-воУГУ, 1991.- 240 с.

10. Евлампиев, И.И. История русской метафизики в XIX – ХХ веках:

      русская философия в поисках абсолюта: В 2-х ч./ И.И. Евлампиев. –

    СПб.: Алетейя, 2000. – Ч.2. – 411 с.

11. 3еньковский, В.В. История русской философии. – Л.:ЭГ0, 1991.-Т.2.– 270с.

12. Лосский, Н.О. История русской философии. – М.:Высш.шк., 1991.– 559 с.

13. Мелих Ю.Б. Персонализм Л.П. Карсавина и европейская философия. –

     М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 271 с.  

14. Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федоров / Сост. и отв. ред.
    А.Ф. Замалеев. – СПб.: Наука, 1992. – 464 с.

  

15. Порус, В.Н. Неизбывная актуальность предостережений С.Н. Булгакова // 

    Философские науки. – 2005. – № 5. – С. 42-66.

16. Русские философы, конец XIX – сер. ХХ в. / Сост. А.Л. Доброхотов. –

    М.: Книжная палата, 1993. – 239 с.

17. Самсин А.И. Философия хозяйства С.Н. Булгакова: постулаты и уроки // 

     Свободная мысль XXI. – 2005. – № 8. – С. 170 – 178.

18. Севериков Н.М. П.А. Флоренский: анализ научной мысли и религии //         

    Философские науки. – 2003. – №2. – С. 46-57.

19. Фараджев, К.В. Русская религиозная философия. – М.: Весь мир, 2002. –

      206 с.

20. Хоружий, С.С. Миросозерцание Флоренского. – Томск: Водолей, 1999. –

     159 с.   

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...