Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ МЕРЕЖКОВСКИЙ (1866 – 1940)




 

Основные проблемы:

– «Бог – совершенная любовь,

следовательно, совершенная свобода;

– атеизм есть религиозная предпосылка социализма;

– «Хама грядущего победит лишь грядущий Христос».

 

Д.С. Мережковский родился в семье высокопоставленного придворного служащего в Петербурге. С юности начал заниматься лите­ратурной деятельностью; совсем молодым человеком встретился однажды с Ф.М. Достоевским, на квартиру которого его привез отец, чтобы показать знаменитому писателю стихи сына. После окончания гимназии в 1884 году Мережковский поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Во всех своих произведениях, художественных, публицистических, фило­софских, Мережковский выражал религиозные взгляды.

Первой книгой Мережковского, получившей известность, было произве­дение "Л.Толстой и Достоевский", в котором исследуется религиозно-философская проблематика двух величайших русских писателей. Полное собрание сочинений писателя состоит из 24 томов. Мировую известность получили работы: "Христос и Антихрист" (1905), "Рождение богов" (1925), "Тайна трех" (1925), "Тайна Запада. Атлан­тида и Европа" (1931) и многие другие.

После революции 1917 г. Мережковский как противник большевизма подвергся гонениям и вынужден был уже навсегда покинуть нашу страну.

Мережковского принято считать одним из главных теоретиков "ново­го религиозного сознания", возникшего в России в начале XX века. По многим философским вопросам писателю была близка позиция Вл. Соловьева и его последователей; он также выступает с критикой официального богословия, "исторического" христианства. По мнению сторонников "нового религиозного сознания", духовенство мало связано с реальной жизнью народа и общества в целом; тем самым наносит религии вред, создает предпосылки распространения атеизма и позитивизма.

"Дубовый, бессмысленный позитивизм" (выражение Розанова) вызывает отвращение у Мережковского. Он с презрением повторяет слова Розанова о знакомом позитивисте: "Из всего духовного ему нравилась больше всего основательная дубовая, кожаная мебель".

Позицию официальной церкви к "земной канители" Мережковский образно иллюстрирует следующим примером. "Известно, что св. Николаю отмечается в году два праздника, а Касьяну один раз в три года. Народная легенда по этому поводу рассказывает, что однажды св. Николай и св. Касьян в светлых праздничных ризах торопились к престолу Господню. Впереди шел Касьян. И вот, встречается ему на дороге мужик. Телега у него в грязи завязла. "Помоги!"- кричит мужик Касьяну. А тот в ответ: "Не могу, боюсь запачкать светлые ризы, да и тороплюсь. Опоздаю еще". И прошел мимо. Потом св. Николай идет. "Помоги!" - кричит мужик. Остановился Святой, ухватился за телегу, перепачкался в грязи и дегте, ризы порвал, но вытащил. Увидел Господь грязные ризы св. Николая и чистые св. Касьяна и решил лишить Касьяна ежегодного праздника, а св. Николаю угоднику дал целых два в году". [1, с. 259]. Мережковский считает, что религиозные деятели идут по пути Касьяна и по степени влияния на народ будут побеждены социалистами и атеистами.

После революции 1917 года писатель перестал относиться отрицательно к русской Церкви. Православное духовенство стало страдающей стороной и понесло самые большие жертвы среди других религиозных конфессий России.

"Религия народа, – пишет философ, – не случайность, это признает всякий, как бы он сам лично на религию не смотрел... Религия – часть крови и плоти народной; она делает его таким или другим, подводит или отводит от культуры, бросает его в культуру, разго­рается или гаснет сама от прикосновения культуры... Если история готовит нам в будущем народы безрелигиозные, если культура вытеснит религию, то можно ли будет в действительном смысле слова назвать безрелигиозными эти народы? Культура не вытеснит, а лишь заменит собою религию, займет ее место, то есть сама станет религией. Таково вечное свойство человеческой души, человеческого существа. В душе есть место для Бога, как в теле – место для пищи" [1, с. 86].

Позитивизм философ рассматривает как историческую форму материализма и атеизма, угрожающего человечеству бездуховностью и застоем. Атеизм для него является особой негативной формой религиозности. Эти идеи мыслитель находит у героев Достоевского. "Я верую, что Бога нет",- говорит один на "бесов" в одноименном романе. "Нет Бога" становится новым и, может быть, еще более реальным Богом. Безрелигиозная культура всегда будет больна бездуховностью, поэтому возрождение России произойдет, когда победит "новое религиозное сознание", религия православной культуры [1, с. 86].

От культа "бесплотного духа" и культа "бездуховного тела" человек должен прийти к культу "духовной плоти". По Мережковскому, необхо­димо внести в христианство новое откровение и новые догматы. "У Толстого он открывает религиозное созерцание плоти, а у Достоевского – религиозное созерцание духа. Толстой является пророком плоти, Достоевский – духа... Идеал Мережковского - не бестелесная святость, но святая плоть, царство божие, в которой осуществляется мистическое единство тела и духа. В христианстве и, в особенности в Евангелии Мережковский открывает три тайны, которые он связывает с проблемой святом плоти: воплощение сына Бога, приятие его тела и крови в церковном причастии и воскресение тела Христова" [4, с. 432].

Учение Мережковского о "трех Заветах" оказало влияние на многих религиозных мыслителей в России. "Первый Завет – религия Бога в мире; второй Завет Сына - религия Бога в человеке – Богочеловека; третий – религия Бога в человечестве – Богочеловечества".

"Отец воплощается в Космосе; Сын – в Логосе! Дух – в соединения Логоса с Космосом, в едином соборном вселенском Существе – Богочеловечестве".

Ход истории, по взглядам писателя, определяется всемирной борь­бой Христа и Антихриста; в нашей стране эта борьба конкретизирует­ся как борьба духовной России и грядущего "Хама". Кто этот "Хам" и какие силы за ним стоят?

В антисоветской литературе неоднократно подчеркивалось, что "Хам" для Мережковского - это социалистическая революция. Это неверное истолкование не сходило со страниц марксистской критики мировоззрения писателя. В действительности "Хамство" ("Хам") – чрезвычайно многозначный термин, избранный Мережковским, чтобы охватить негативные стороны духовной жизни современной цивилизации. Произведение "Грядущий Хам" (1906) начинается с цитаты Герцена о том, что "мещанство – окончательная форма западной цивилизации". "Трудно заподозрить Герцена, – пишет Мережковский, – в нелюбви к Европе. Ведь это именно один из тех русских людей, у которых, по выражению Достоевского, "две родины: наша Русь и Европа" [1, с. 13].

В подтверждение своих мыслей о неминуемой победе мещанства в Европе Герцен ссылается на представителя европейской культуры философа-позитивиста и экономиста Милля. "Мещанство, – говорит Герцен – это та самодержавная толпа сплоченной посредственности Милля, которая всем владеет, – толпа без невежества, но и без обра­зования... Он вовсе не преувеличивал, говоря о стертости личностей, о постоянном мельчании жизни, о постоянном исключении из нее обще­человеческих интересов, о сведении ее на интересы торговой конторы и мещанского благосостояния" [1, с. 14].

Экономический тоталитаризм западных социальных отношений ("день­ги – это все") ведет к бездуховности и воцарению мещанства. Достигшее своих пределов мещанство, по терминологии Мережковского, и есть "хамство".

"Никакой общей идеи, никакой общей святыни. Над "христианскими государствами», этими старыми готическими лавочками, все еще возвы­шается кое-где полусгнивший деревянный протестантский или ржавый медный католический крест, но никто уже не обращает на них внима­ния. Религия современной Европы – не христианство, а мещанство. От благоразумного сытого мещанства до безумного голодного зверства один шаг. Не только человек человеку, но и народ народу – волк. От взаимного пожирания удерживает только взаимный страх, узда слишком слабая для рассвирепевших зверей. Не сегодня, так завтра они бросятся друг на друга и начнется небывалая бойня" [1, с. 29-30].

Мережковский как бы предвидит страшные войны XX века, вызванные переделом собственности в власти. Социалистическую идею философ считает утопией. "За большинством, теперь господствующим, – пишет он, – (то есть за большинством капиталистического мещанства), стоит еще большее большинство кандидатов на него (то есть про­летариата), для которых нравы, понятия, образ жизни мещанства – единственная цель стремлений; их хватит на десять перемен [1, с. 19]. Только религия, впитавшая в себя высшие духовные ценности человечества, способна спасти мир от гибели путем отказа от страшных "достижений" технической цивилизации. "Не против Христа, а со Христом - к свободе. Христос освободил мир - и никто кроме Христа. Со Христом - против рабства, мещанства и хамства. Хама грядущего победит лишь Грядущий Христос" [1, с. 45].

По мнению Мережковского, Христос открыл людям, что Бог - не власть, а любовь, не внешняя сила власти, а внутренняя сила любви. Любящий не желает рабства любимому. Между любящим и любимым нет иной власти, кроме власти любви; но власть любви уже не власть, а свобода". "Совершенная любовь – совершенная свобода. Бог - совершенная лю­бовь и, следовательно, совершенная свобода" [1, с. 26].

Мережковский выступает против бердяевской абсолютизации свободы. "Я научу вас истине, а истина сделает вас свободными", – обещает Христос. Надо полюбить, чтобы быть свободным. Не свобода прежде любви, а любовь прежде свободы" [1, c. 99].

Идеи Мережковского оказали большое влияние на деятелей культуры и искусства, особенно на поэтов-символистов. Русский символизм качала XX в. призывал к духовной действительности, которая глубже рассу­дочных и рациональных построений. А. Блок, А. Белый, В.Иванов, 3.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт и другие поэты испытали влияние философских идей символизма. Символизм принимал учение Вл.Соловьева о Софии как связи духов­ного начала и видимого мира. София воплотилась для А. Блока, напри­мер, в образе Прекрасной Дамы, которой были посвящены тома его стихов.

 

Литература

 

1. Мережковский, Д.И. Больная Россия. – Л.:ЛГУ, 1991. – 272 с.

2. Розанов, В.В. В темных религиозных лучах. – М.: Респ., 1994. – 476 с.

3. Розанов, В.В. Религия. Философия. Культура. – М.:Респ., 1992. – 399 с.

4. Розанов, В.В. 0 себе и жизни своей. – М.: Моск. раб., 1990. – 876 с.

Дополнительная литература

 

5. Дефье, О.В. Духовное всеединство Дмитрия Мережковского // Педагогика. – 2002. – № 2. – С. 52-57.

5. Евлампиев, И.И. История русской метафизики в XIX – ХХ веках: русская философия в поисках абсолюта: В 2-х ч.– СПб.: Алетейя, 2000.–Ч.2.– 411 с.

6. Кувакин, В.А. Религиозная философия в России. – М.: Мысль,1980. – 309 с.

8. Николюкин, А.Н. Розанов. – М.: Молодая гвардия, 2001. – 511 с.

7. Лосский, Н.О. История русской философии. – М.:Высш.шк., 1991. – 559 с.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...