Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ БУЛГАКОВ (1871 – 1944)




 

Основные проблемы:

– София есть Разум, Красота, Хозяйство и Культура;

– «Мир во зле лежит, но не есть зло»;

– «София» или мудрость, есть третье бытие,

соединяющее в себе Бога и природу.

                                                                                                                                                              

С.Н. Булгаков родился в семье священника Орловской губернии. В духовной семинарии у него начался период безверия и скептицизма; юноша бросил семинарию, окончил гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет.

В начале своей жизни Булгаков был марксистом. Широта дарований философа поражает,- этим он выделяется на фоне даже прославленных имен. Юрист, политэконом, социолог, историк, литературовед, богослов - он писал свои роботы на русском, французском, немецком, английском, японском и других языках. Им создано несколько десятков томов, осно­вательных произведений. Булгаков занимался преподавательской деятельностью в Киевском и Московском университетах. Постепенно он приходит к выводу, что "марксизм совершенно игнорирует этическую проблему". Философ одним из первых заявил, что, отвергнув религию, марксизм фактически выступил в роли атеистической религии со своим концом света (миро­вая революция), земным раем (коммунизм), богоизбранным народом (про­летариат), дьяволом (капитализм) и, конечно же, со своими мессиями в виде вождей. Позднее эти идеи будет развивать в своих работах Н.А. Бердяев. Булгаков сознательно порвал с марксизмом и занялся разработкой религиозного мировоззрения, систематически обобщил идеи православ­ной религиозной философии и создал собственное богословское учение. Философская энциклопедия советских лет упоминает о нем, как о реакционере, националисте, который "вел борьбу за откол интелли­генции от революции".

Смысл бытия, сущность религии, судьбы родины - главные темы философии Булгакова. "То, что я любил и чтил больше всего в жизни своей,- некричащую благородную скромность и правду, высшую красоту и благородство целомудрия, все это мне было дано в восприятии родины [1, с. 359].

В 1918 году Булгаков принял священство, в 1922 году был выслан из России за враждебное отношение к советской власти. В Париже философ становится деканом Православного богословского института, здесь он написал свои главные богословские сочинения. С.Н. Булгаков похоронен под Парижем, на русском кладбище в Сент-Женьев-де-Буа в 1944 году.

Главные произведения: "Свет Невечерний" (1917), "Тихие думы" (1918), "Трагедия философии" (1927), "О Богочеловечестве" (1933).

На Западе С.Н. Булгаков признан ведущим теоретиком православной теологии XX века. Заслугу философа видят в том, что это единственное современное учение Православия, в котором все вероучение заново продумано и изложено с огромной систематической силой и своеобра­зием. [4, с.200]. Мыслитель одинаково отрицательно относился к философскому наукообразию позитивизма, религиозному догматизму и "западническому" православному модернизму. К последним он относил Н.А. Бердяева, который в своих работах отмечал высокую философскую культуру и новизну идей Булгакова, но считал, что этот тип православной религиозной мысли является "нетворческим модернизмом" [9, с. 168].

В марксизме Булгакова не устраивает правде всего социальная философия, которую он называет "экономическим материализмом" и связывает с идеями французского материализма ХУШ века.

Философ утверждает, что Маркс мыслил об обществе лишь "в катего­риях технически вещных и меркантильно-бухгалтерских, заимствованных из политической экономии" [1, с. 315].

Экономические отношения, по мнению Булгакова, не могут быть самоцелью общественного развития; подлинным критерием достойной жизни является ее религиозный идеал, выработанный человечеством на протяжении всей его истории [1, с. 309].

Большая часть русской интеллигенции под влиянием западноевропейс­ких социальных теорий вместо Бога верит в науку и стремится, по замечанию Ф.М.Достоевского, "устроиться без Бога навсегда и окон­чательно". Но политика антихристианской, "нигилистической" религии всегда будет аморальна. "Демократия может иметь разное лицо, и воля народная способна определяться различно... Демократия может возвыситься до великого подвига, но может и опуститься до низкого озверения и тиранического буйства"... Христос был осужден на смерть "демократическим" большинством народа Иудеи.

Булгаков считает, что религиозное учение не остается неизменным новое формулирование христианских идей будет продолжаться до конца истории.

В своих философских произведениях Булгаков рассматривает наиболее сложные вопросы религиозной онтологии, антропологии и исторического процесса. "Великим учителем" называет он классика русской философии ХIX века В.С. Соловьева. В продолжении его идей Булгаков видит свою задачу в развитии учения о Боге, мире и человеке как синтезе науки, философии и религии (концепция всеединства).

Основная работа "Свет Невечерний" начинается с анализа природы религиозного сознания. "Религия, – пишет Булгаков, – представляет собой настолько универсальный факт чело­веческой жизни, что просто его отрицать никому невозможно" [1, с. 10]. Сущностной чертой религиозного сознания является вера. "Вера имеет две стороны; субъективное устремление... вопрос человека, и объективное откровение, ощущение божественности мира, ответ Бога" [1, с. 32].

"Разум принимает за истину только то, что может быть доказано, обнаружено как необходимое звено в причинной связи. Логическая необходимость – такова основа знания. Вера есть путь знания без доказательств, вне логического достижения, вне закона причинности и его убедительности... "будь безумным, чтобы быть мудрым", говорит она человеку. Вера свободна от ига рассудочности (не хочу сказать, разума, ибо она является выражением высшей разумности), рассудок презирает, в лучшем случае игнорирует и не понимает веры. Такое поло­жение было бы нестерпимо и совершенно раскалывало и обессиливало бы наше сознание, если бы вера и рассудок имели одну и ту же задачу, один и тот же предмет. Но в действительности этого нет: то, во что можно верить, нельзя знать, – оно выходят за пределы знания, а в то, что можно знать, нельзя и не должно верить. Кто верит в таблицу умножения или Пифагорову теорему? Ее знают. И кто знает Бога, включая Его в число предметов научного знания? В Него верят и познают верой" [1, с. 28].

Философии, по мнению мыслителя, доступна не истина, а лишь истинность, то есть теоретическая причастность сверхтеоретической Истине. Философия есть искусство понятий, ей доступен лишь отблеск Истины как жизни. Истина как жизнь есть неизреченная и не разложимая ее полнота. Истина как высшая действительность, есть тем самым и Добро и Красота в неразрывном триединстве Жизни. Бог есть Истина, но нельзя, однако, сказать, что истина есть Бог (Гегель); Бог есть Добро, но неверно, что добро есть Бог (Кант); Бог есть Красота, но несправедливо, что Красота есть Бог (Шиллер, Гете). Истина как предмет теоретической спекуляции не есть уже живая истина, это лишь один ее аспект, "отвлеченный" от неразложимого единства" [1, с. 70].

"Для философии Бог есть проблема, как и все для нее есть и должно быть проблемой. В своем принципиальном проблематизме она свободна от данности Бога, от какого бы то ни было чисто религиозного опыта; она исследует, сомневается, вопро­шает… Разумеется, философия неизбежно стремится при этом к абсо­лютному, к всеединству, или к Божеству, насколько оно раскрывается в мышлении" [1, с. 70].

Булгаков подробно и глубоко исследует предмет религиозной фило­софии. Он пишет, что "мы различием: 1) внефилософское, религиозное мифо­творчество; 2) догматику, представляющую внешнюю систематизацию догматов; 3) религиозную философию как философское творчество на религиозные темы; 4) "общую" философию, которая представляет собой искание "естественного", языческого ума, но, конечно, все же опло­дотворенное какой-либо интуицией; 5) канон философии, ее поэтику и технику, куда относятся разные отрасли "научной философии" (гно­сеология, логика, феноменология, наукоучение)" [1, с. 82].

Религиозное сознание антиномично. Антиномия - неразрешимое про­тиворечие. Противоречие диалектическое отличается от противоречия логического тем, что оно проистекает не из ошибки, но из критичес­кого самосознания формальной мысли, причем диалектика считает себя тем самым в возвышающейся над этими противоречиями. Совсем иное представляет собой антиномия. Она порождается осознанной неадекватностью мышления своему предмету или своим заданиям, она обнаруживает недостаточность сил человеческого разу­ма. Проблема антиномизма в мщении наиболее подробно в религиоз­ной философии разработана П.А.Флоренским.

Булгаков утверждает» что основная антиномия в постижении Бога связана с тем, что Бог имеет непосредственное отношение к миру и человеку, но одновременно есть то, что выше мира и человека. Божество выше мира и одновременно "премирно". В христианстве существуют две основные линии в понимании Бога: 1) Бог как Абсолют совершенно свободен от мира; 2) Бог неизбежно связан с миром.

Последнее направление способно выродиться в пантеизм ("все есть Бог") и привести к материализму и атеизму; первое направление, по мнению Булгакова, приводит к субъективизму, к поискам самого себя в Боге. По этому пути пошел протестантизм, который личное своеволие отождествляет свободой; в действительности же свобода достигается именно победой над своеволием. "Протестантизм весь болен индиви­дуализмом, который точит его, как червь, и религиозно обессиливает" [1, с. 53].

Религиозная истина универсальна, вследствие этого она соборна. С другой стороны, католики подменили соборность, механически понятую как внешняя коллективность, монархическим представительством этой коллективности - папой.

Противопоставление авторитета и индивидуума характерно для про­тестантской и католической мысли; православная свобода неотделима от общинности, осуществляется в соборной жизни. Согласно Булгакову, вряд ли можно причислять к православным философам Н.А.Бердяева, утверждающего, что свобода выше Бога.

Диалектическое понимание вопроса о связи Бога и мира мыслитель разрабатывает на основе софиологии.

В рамках учения о всеединстве Соловьева София есть идеальная основа мира, выражающая связь между Абсолютом и космосом-вселенной. Для Булгакова также не идея свободы (человек превыше всего), а идея космизма, Богочеловечества и Софии является определяющей при рассмотрении всех философских проблем.

София есть грань между Богом и миром, творцом и тварью; она есть "Душа мира". "Мир тварный существует, имея своей основой мир идей, его озаряющий, иначе говоря, он – софиен, вот величай­шая, содержательнейшая и важнейшая истина о мире" [1, с. 189].

"Мировая душа, как сила единящая, связующая и организующая мир, проявляет свое действие всякий раз, когда ощущается именно связ­ность мира". [1, с. 197].

Булгаков определяет два центра в Софии: "Софию божественную" (сопринадлежащую Абсолюту) и "Софию тварную" (космически сопринадлежащую миру). Божественная София сверхвременна, она субстанция всего становящегося; мир во времени есть явление этой субстанции. Диалектика божественной и тварной Софии обусловлена их всеединством.

София как душа и сущность мира способна переживать "метафизи­ческое грехопадение", которое объясняет проблему мирового зла.

Мировое зло есть, по его мнению, "состояние мира хаокосмоса, в стадии борьбы хаотической и организующей силы… нарушение изначального единства Софии, смещение бытия со своего метафизического центра, следствием чего явилась болезнь бытия, его метафизическая децентрализованность; благодаря последней, оно ввержено в процесс становления, временности, несогласованности, противоречий, эволюции, хозяйства… мир во зле лежит, но не есть зло, оно есть его состояние, а не естество" [1, с. 234].

В работе "Философия хозяйства" Булгаков дает религиозное обос­нование взаимоотношения человека и мира как деятельности. София – «премудрость божья" проявляется в мире и человеке, делая их при­частными Богу; "Человеческое творчество в знании, в хозяйстве, в культуре, в искусстве софийно".

Учение Булгакова о Софии как сущности Бога вызвало острую крити­ку философа в церковных кругах. Официальное православное богословие отвергло этот "софианский соблазн" и "система Булгакова" была под­вергнута осуждению. Лишь на похоронах отца Сергия митрополит Евлогий сказал: "Дорогой Отец Сергий! Вы были истинным христианским мудрецом, вы были учителем Церкви в возвышенном смысле этого слова" [5, с. 296].

Учение Булгакова об идеях, наделенных телесностью, дало осно­вание назвать его идеализм конкретным. Телесность есть условие красоты, "…красота есть безгрешная, святая чувственность, ощутимость идей. Красоту нельзя ограничить каким-либо одним чувством, например, зрением. Все наши чувства имеют свою способность ощущать красоту: не только зрение, но и слух, я обоняние, я вкус, и осязание" [1, с. 220].

"София открывается в мире как красота, которая есть ощутимая серийность мира. Поэтому искусство прямее и непосредственнее, нежели философия, знает Софию" [1, с.199]. "Красота есть внутрен­ний закон мира, сила мирообразующая, космоургическая; она держат мир, связывает его в его статике и динамике, и она в полноту времен окончательной победой своей "спасет мир" [1, с. 212]. Красота есть замысел Божий о мире.

Бог творит мир, а "мир есть становящийся Бог", "мир содержится в Боге, и в мире действует Бог... Бог есть только в мире и для мира" [1, с. 170].

"Человек есть одновременно тварь и не-тварь", "абсолютное в относительном, а относительное в абсолютном" [1, с. 242].

Человек – это микрокосм: в нем можно найти все элементы мира. Человеческая духовность берет свое начало в Боге; философ пытается обосновать нетварность человеческого духа, в котором Бог проявил собственную сущность. "Человек – это сверхтварный элемент в мире, являющийся носителем духа, исходящего от Бога, и личность, хотя и сотворенная, тем не менее пребывающая в образе Божием" [1, с. 242]. "Личность есть каждому присущая и неведомая тайна, неисследуемая бездна, неизмеримая глубина" [1, с. 245].

Человек, как творение Бога, несет в себе некий отсвет абсолютного, выражающегося, прежде всего, в стремлении к абсолютному творчеству. Человек стремится сполна реализовать заложенные в нем творческие возможности. Мыслитель указывает на творческий характер, как самого возникновения человека, так и его существования в мире. Человечес­кая история – проблемы времени, хозяйства, искусства, власти, конца истории. Субъектом исторического процесса является цельное человечество. В процессе вечности времени человечество постепенно преодолевает всякое зло в себе. Только такой человек заслуживает Царства Божиего. Вечного ада нет. Недопустимо ограниченный грех человеческий наказывать вечными мучениями. Действия Бога не под­чиняются "исправительно-уголовному кодексу теологии".

"Цель истории ведет за историю, к "жизни будущего века", а цель мира ведет за мир, к "новой земле и новому небу"... все теперешнее есть только муки рождения. Человек и вся тварь воскрес­нет во Христе и в Нем осознает свою природу" [1, с. 351].










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...