Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТИХОМИРОВ (1852 - 1923)
Основные идеи: – власть – прямое следствие природы человека; – история человечества – результат борьбы религиозных идей. Л.А. Тихомиров родился в семье военного врача; детство и отрочество провел на юге России. Он принадлежит уже к следующему поколению русской консервативной мысли, чья теоретическая деятельность пришлась уже на период явного кризиса самодержавной политической системы. Парадоксальность биографии Тихомирова состоит в том, что в молодые годы он был яростным противником того, что в дальнейшем станет защищать. Поступив в 1870 г. в Московский университет, он занялся активной революционной деятельностью. С 1873 по 1878 г. по делу 193-х (хождение в народ) Тихомиров находился в заключении в Петропавловской крепости. В качестве члена исполкома «Народной воли» он принимал участие в организации покушения на Александра II. В эмиграции, куда он перебрался, опасаясь ареста, его мировоззрение довольно быстро проделало кардинальную эволюцию от идеалов левого радикализма к монархизму, что было связано с всегда присущими ему патриотическими (и даже националистическими) настроениями: даже будучи народником, Тихомиров мечтал о сильной социалистической России. После удовлетворения царем его просьбы о помиловании Тихомиров возвратился в 1889 г. в Россию, где многие годы идейно боролся с революционным движением и отстаивал охранительные позиции. Огромную роль в формировании его взглядов сыграло знакомство (хотя и недолгое) с К.Н. Леонтьевым. Участвуя в разработке проектов государственных реформ (например, выступая консультантом П.А. Столыпина), Тихомиров входил в государственные комиссии, благодаря чему получил высокий чин действительного тайного советника (2-й класс по «Табели о рангах»). Перед Первой мировой войной, отчаявшись в возможности с помощью своих работ спасти Россию от надвигающейся катастрофы, неизбежность которой он ясно сознавал, мыслитель оставил активную общественную жизнь и обосновался в Сергиевом Посаде. После Октябрьской революции Тихомиров остался в России и умер в глубокой нищете, работая школьным делопроизводителем. Центральными трудами Л.А. Тихомирова, раскрывающими его социально-философские воззрения, являются книги «Монархическая государственность» и «Религиозно-философские основы истории». Для объяснения феномена власти Тихомиров основное внимание уделяет его психологическому и этическому аспектам. Как он полагает, власть является прямым следствием психической природы человека, одновременно имеющего потребность властвовать и подчиняться. И если свобода играет роль принципа, организующего прежде всего внутреннюю жизнь отдельной личности, то власть и подчинение – начала общественные, рождающие многообразные социальные связи. Цель власти видится ему в установлении и поддержании нравственного порядка, и соответственно сама власть становится «орудием осуществления правды». Вслед за Аристотелем и Гегелем Тихомиров в факте возникновения государства устанавливает результат развития идеи государства – политической аксиомы, изначально присущей сознанию. Государство он определяет как «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью»[3, с. 31]. В традициях истории политических учений Тихомиров выделяет такие формы государства, как монархию, аристократию и демократию. Указывая на достоинства и недостатки аристократического и демократического устройства и категорически их не отрицая, он отдает предпочтение монархическому правлению как наиболее эффективно сочетающему верховную (высшие органы государственной власти) и управительную (государственный аппарат) власть. В свою очередь монархии разделяются на деспотические (произвол монарха, несоответствие его действий божественному миропорядку), абсолютные (самодостаточная власть, обходящаяся в своей деятельности без Бога и поэтому не имеющая верховного характера) и самодержавные, истинные (власть признает свое происхождение от Бога, служит ему, органично сочетает в себе верховный и управительный элементы). Самодержавная монархия, по Тихомирову, возможна при наличии трех условий: существования в народе (точнее в его миросозерцании) религиозного начала, государственной организации общества, имеющей возможность примирить конфликтующие политические силы, развитого общественного правосознания, объединяющего монархической идеей власть и подвластных. В этом случае верховная власть (монарх), воплощая в себе национальный религиозно-нравственный идеал, будет прочной, единой, сильной, внекорпоративной, способной к обширным преобразованиям и обладающей высокой степенью нравственной ответственности [3, с. 69-70]. При этом Тихомиров считал, что политическая реальность, рождающая власть и законодательство, выступает как своеобразное естественное право (право в силу законов природы), исходящее, однако, в конечном счете от Бога. Выражаясь в нравственном идеале монархического устройства, это естественное право, с одной стороны, определяет объем и пределы полномочий верховной власти, а с другой стороны – устанавливает неотъемлемые права человека и гражданина (личная свобода, неприкосновенность жилища, свобода совести, печати, собраний, союзов и т.п.) [3, с. 423, 606-607]. Рассматривая историю России, прежде всего, как историю эволюции монархической идеи в ее борьбе с аристократическими и демократическими тенденциями, Тихомиров, как и К.Н. Леонтьев, придавал огромное значение в формировании отечественной монархии культурному влиянию Византии. Но в отличие от Леонтьева Тихомиров не считал это влияние сугубо положительным. Он пишет, что заимствование Россией византийских принципов общественно-политической жизни привело к целому ряду негативных последствий, в первую очередь недоразвитию национально-политического самосознания, подавлению Церкви государством, бюрократизации общественных отношений При всей государственной ориентированности своего мировоззрения Л.А. Тихомиров считал политическую теорию и практику лишь одним из отражений религиозных идей. Согласно его твердому убеждению, всемирная история есть процесс и результат борьбы религиозных мировоззрений. Тихомиров разделяет знание эмпирическо-рациональное, дающее, по его мнению лишь представление о непосредственной причинной связи явлений и их смене и годное в основном для познания природы, и знание Откровенное, дающее представление о глубинной сути социальных процессов. В связи с тем или иным пониманием Откровения общее мировоззрение человечества складывается в двух противоположных видах. «Дуалистическое» мировоззрение, возникшее, по мнению Тихомирова, из истинного Откровения, признает существование двух категорий бытия: «Божественного», недоступного пониманию ума человеческого, и «тварного», созданного Богом, живущего по законам, Богом данным, но по своему существу совершенно различного с Богом. «Эти две категории бытия не оторваны одна от другой собственно потому, что Бог, создавший мир, постоянно блюдет над ним, воздействует на него, направляет его к некоторым своим целям… По этому мировоззрению все существующее составляет «Царство Божие» даже в тех случаях, когда тварный ум не сознает своей безусловной зависимости от Божией воли или не хочет находиться в этой зависимости» [4, с. 45]. Другое – «пантеистическое и монистическое» – принимает единство всего существующего, в котором элемент божественный если и признается, то только как особое проявление того же самого бытия, какое проявляется в виде природы материальной. Создания мира и Создателя это мировоззрение не признает. Как отмечает мыслитель, в этом случае человек может рассматриваться существом даже более высоким, «ибо божественный элемент есть лишь духовный материал, который в человеке и в ангелах концентрируется в активное сознание и волю. Конечно, при таком взгляде не может быть и речи о Царстве Божием, возникает идея некоторого Царствия Человеческого или же каких-либо других духовных существ» [4, с. 45]. «Оба этих мировоззрения, – заключает Тихомиров, – находятся в глубоком антагонизме, внося в мир духовную борьбу, которая отражается и в борьбе культурной, общественной, борьбе этических типов и даже в борьбе политической за те или иные строи гражданской жизни» [4, с. 45]. Таким образом, борьба религиозных мировоззрений (точнее, выработанных на их основе идеологий) оказывается главным источником общественного развития. Наиболее важным процессом всемирной истории 2-х последних тысячелетий, затронувшим и Россию, Тихомиров считает борьбу христианства и гностицизма (а также производных от него еретических учений). Так, формирование антиконсервативных идеологий, прежде всего либеральной, капитализма, буржуазных революций он напрямую выводит из мистических учений тайных обществ (масоны и др.). Тем самым Л.А. Тихомиров столетие назад фактически опроверг популярный ныне тезис о рационалистическом характере современной цивилизации, показав ее мистико-религиозную Литература
1. Леонтьев, К.Н. Записки отшельника / К.Н. Леонтьев. – М.: Русская книга, 1992. – 538 с. 2. Победоносцев, К.П. Сочинения / К.П. Победоносцев. – СПб.: Наука, 1996. – 510 с. 3. Тихомиров, Л.А. Монархическая государственность. – М.: Алгоритм, 1992. – 568 с. 4. Тихомиров, Л.А. Религиозно-философские основы истории. – М.: Айрис-пресс, Лагуна-Арт, 2004. – 687 с.
Дополнительная литература
5. История русской философии: учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001. – 639 с. 6. Корольков, А.А. Пророчества Константина Леонтьева / А.А. Корольков. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. – 197 с. 7. К.П. Победоносцев: Pro et contra. Личность, общественно-политическая деятельность и мировоззрение Константина Победоносцева в оценке русских мыслителей и исследователей (антология) / Под ред. Д.К. Бурлаки. – СПб.: Изд-во РХГИ, 1996. – 576 с. 8. Русский консерватизм XIX столетия: Идеология и практика / Под ред. В.Я. Гросула. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 439 с.
4. РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Многие исследователи истории философии считают, что наиболее значительные и оригинальные учения и концепции в России XIX в. создавались в рамках русской религиозной философии. Эти учения, которые создавались «свободными мыслителями», подвергались критике со стороны как материалистов-атеистов, так и официального церковного богословия. Действительно, онтология и антропология этих мыслителей в основных чертах имела огромное сходство с учениями ранее упоминавшихся гностических ересей. Однако они первыми в русской философии смогли создать философскую систему, чем подняли отечественную мысль на качественно новый уровень.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 222. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |