Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (1677/81 – 1736)




 

«Под природой понимают самого Бога»;

«Бог – всесущее, всезначимое;

природа всемогуща и всезначима»;

«Царь ни канонам, ни законам не подвластный».

 

Ф. Прокопович родился в купеческой семье в Киеве, получил хорошее образование в польской униатской школе и римской католической коллегии. Пройдя школу католического богословия, вернулся в православие и выступил за подчинение церкви интересам государства, чем обратил на себя внимание Петра I. Прокопович – один из деятельнейших сторонников реформ Петра, активный участник «Ученой дружины», ректор Киевской духовной академии. Автор «Духовного регламента» для Синода, определявшего после упразднения патриаршества устройство церковных дел. Главные философско-богословские и политические сочинения: «Слово о власти и чести царской», «Рассуждение о безбожии», «Правда воли монаршей».

Как отмечают исследователи, Прокопович отстаивал «секуляризацию общественной мысли», являлся теоретиком системы философского деизма и принципов «естественного права», предложил ряд новейших для его времени концепций по логике и теории познания. Его подозревают в определенных симпатиях к протестантизму. Страшно жестокий, не брезговавший никакими средствами в борьбе с политическими противниками, Прокопович всегда был сторонником действующей власти, даже «бироновщины», благодаря чему сумел удержаться на высоких постах при различных правителях после смерти Петра I.

В русском обществе XVIII в. было распространено убеждение, что великие преобразования могут идти только «сверху», поэтому российские просветители того времени отстаивали идею абсолютной монархии. Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир – теоретики абсолютной монархии в России.

По мнению Ф. Прокоповича, верховная власть в государстве должна принадлежать только светскому властелину, светская власть выше церковной; он критикует «папежный» обычай возвеличивания церкви. Церковь не должна быть «государством в государстве»; христиане всегда повиновались царям, особенно это соответствует природе русского народа. Двоевластие всегда порождает смуты и раздоры. Мыслитель высоко оценивает деятельность Ивана Грозного, который «прежнюю силу российскую, раздором умертвленную, союзом воскресил и оживил».

Прокопович последовательно проводит линию на «самодержавность российского правления». Царь – владыка, повелитель, всему судья и высший авторитет. «Царь ни канонам, ни законам не подвластный» [26, с. 87]. Однако он использовал и «естественное право», пользовался трудами Гоббса и Пуфендорфа. Так, мыслитель отмечает, что как монарх, так и его подчиненные всех рангов обладают свободой воли, выбора решений и средств действий. Именно этим объясняется наличие в мире просвещенных («разумных») монархов и вельмож, правильных («праведных») и неправильных решений, умных и безумных простолюдинов. Поэтому государственные и церковные учреждения обязаны не только образовывать детей всех сословий, но также и воспитывать в их душах добро, благородство, милосердие.

Божественное начало, по Прокоповичу, – это то, что призвано гармонизировать материю, придать ей соразмерность, благозвучность, изящество. Отражение этих свойств – великая задача философии. Поскольку для Прокоповича мировоззренческие проблемы неотделимы от художественных «начал», он пишет: «Великий светоч ума человеческого – философия – либо рождена, либо вскормлена поэзией»; синонимами слова «философия» для не-
го являются «обожествленная поэзия», «божественное искусство» и т.п.
[26, с. 77].

Бог – центральное понятие в философской системе Ф. Прокоповича. «Бог – всемогущее, всезначимое; природа – всемогущее, всезначимое». Бог и природа соотносятся друг с другом таким образом, что Бог нередко отождествляется с природой, вселенной. В текстах его лекций по натурфилософии встречаются высказывания типа: «Под природой понимают самого Бога»; это близко по содержанию идеям Д. Бруно, Г. Галилея, Ф. Бэкона. Философ считает недопустимыми антропоморфные представления о Боге, когда полагают, будто Бог подобен людям, имеет голову, бороду, руки, ноги и. т.п.». В лекциях часто встречается имя Аристотеля при определении основных философских категорий, например, «причина – это то, что порождает собой бытие вещи». Отсюда – «Бог есть первая наиглавнейшая причина и ему подчинены все остальные».

Действие Бога как первопричины и «перводвигателя» не отменяет собственные «принципы» универсального движения в природе. «Без основательного понимания движения нельзя хорошо понять и всего остального из того, что исследует в природе физик, ибо все перемены, возникновение и гибель, круговорот небес, движение элементов, активность и пассивность, текучесть и изменчивость вещей происходят благодаря движению» [26, с. 80].

В теории познания Ф. Прокопович – сторонник рационализма. Логика для него – это отрасль знания, изучающая «правила мышления»; ее важнейшей задачей является выработка теории аргументации, правил доказательства. Концепция процесса познания строится у Прокоповича на основе признания познаваемости мира, подробно рассматриваются чувственное познание и «мысленные средства» постижения истины.

В целом философские взгляды Ф. Прокоповича вполне соответствуют духу просветительской мысли XVIII в.

 


ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686 – 1750) –










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...