Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия истории. Роль России в мировом развитии.




Славянофилы и западники

 

Русская философия истории разрабатывается в XIX в. как философское обоснование ответа на вопрос: какова судьба России, ее место среди других стран и народов и роль в развитии мира? Пойдет ли Россия в будущем своим особым путем, не повторяя всех этапов европейской истории, или эти этапы есть проявление общих социальных законов, обязательных для всех стран и народов?

Этот вопрос был сформулирован еще в XVIII столетии, вызвал яростную полемику в XIX, сохранил свою актуальность в ХХ, и сегодня, в начале XXI в. наша судьба во многом зависит от того, какие пути будут объявлены полезными для возрождения России, смогут ли они быть просто воспроизведением развития стран Западной Европы.

При обсуждении этой проблемы в 30-е гг. XIX в. в русском общественном сознании, в т.ч. философском, оформились два противоположных направления, названия которых сложились в ходе полемики между ними. С позиций абстрактно-всеобщего здесь нет предмета спора: новое, высшее потому является высшим, что оно удерживает положительное наследие прошлого и развивает его дальше. Но что в развитии Запада и России считать положительным наследием прошлого и что отрицать? Всегда ли новое есть более прогрессивное?

Западники полагали, что у России нет другого пути, кроме того, по которому давно уже шли западно-европейские страны. Россия отстала от Западной Европы и должна наверстывать упущенное. Никаких иных возможностей для преодоления социальной отсталости у России нет. В группу западников входили П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.А. Грановский
и др.

Славянофилы не соглашались с тем, что Россия не имеет альтернативного варианта развития, кроме того, который пройден на Западе. Более того, они утверждали, что России следует развиваться не «по-западному». Философскому обоснованию этой позиции посвящали свои работы А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин и др. На славянофилов большое влияние имела теория «Москва – Третий Рим». С именами славянофилов связано начало самостоятельной философии в России.

 


СЛАВЯНОФИЛЫ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...