Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСТОРИОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»




 

«…один только православный и великий русский царь

во всем поднебесье… управляет и направляет Христову

Церковь и утверждает Православную веру».

 

О жизни инока Филофея Псковского известно немного; год его рождения иногда относят к падению Константинополя (1453 г.) и отмечают, что прожил он около ста лет. Филофей был последовательным сторонником учения Иосифа Волоцкого о государстве и власти. В рамках православной историософии мыслитель создает учение о роли русского государства во всемирной истории.

Стержнем учения Филофея является идея перехода мирового значения Византии на Русь.

Москва всегда смотрела на Византию как на крепость Православия среди латинского и басурманского мира. И вдруг в Москву пришло известие, что Византийский император, патриарх и все епископы отступились от Православия на состоявшемся в 1439 г. во Флоренции Вселенском Соборе и признали над собой главенство папы, надеясь на военную помощь Запада в обороне от турок.

Историк Русской православной церкви А.В. Карташов так описывает это событие: «Мрачная тень затмения солнца Православия задела и Москву и потрясла ее до глубины души. Грек-изменник митрополит Исидор привез в 1441 г. акт измены веры и прочитал его с амвона Успенского Собора. На епископов русских напал трехдневный столбняк молчания. Первым опомнился великий князь Василий Васильевич, объявил Исидора еретиком и – русская церковная душа как бы воскресла от трехдневного гроба. Все поняли, что таинство мирового правопреемства на охрану чистого православия до скорой кончины века отныне незримо перешло с падшего Второго Рима на Москву… С 1453 года суд Божий над Вторым Римом стал ясен уже для всех простецов».

Филофей изложил свое учение в «Посланиях» псковскому наместнику и московским князьям. Здесь он дает собственное толкование Апокалипсиса.

Два Рима пали в ересях и соблазнах мира сего, не сумев сохранить чистоту веры. Первый Рим отпал в гордыню и ересь католицизма. Второй Рим (Константинополь) поступился чистотой веры ради политических выгод и был отдан Богом на попрание иноверцам туркам. Третий Рим – Москва, Россия – государство народа русского, которому всемогущим Промыслом Божиим определено хранить «правую веру». Россия – «последнее убежище правоверия». «Четвертому Риму не бывать», – то есть русскому царству дано стоять до конца мира.

Филофей, таким образом, объясняет и оформляет богословски великодержавное сознание русского народа. Святая Русь взяла на себя ответственность быть защитницей Православия во всем мире. Она стала в собственных глазах мировой державой. Позднее идею об универсальном, «всечеловеческом» (Ф.М. Достоевский) призвании России будут развивать славянофилы в своем учении о мессианской роли русского народа.

Всю историю человечества, по Филофею, можно разделить на три этапа по числу лиц в Троице. Первый из них – этап Ветхого Завета связан с Богом-отцом, второй – этап Нового Завета определяется откровением Бога-сына (Христа), третий этап истории должен воплотить откровения Святого Духа. Человечество движется от страха и принуждения (Ветхий Завет) к любви (Новый Завет), от рабства – к свободе. История человечества есть история мировых царств, чередующихся в порядке преемственности тех народов, которых Бог избирает своим орудием [16, с. 36].

Здесь прослеживается связь учения Филофея с идеями Илариона Киевского. Конкретный исторический материал служит основанием для познания воли Бога; богопознание связано с историей прежде всего христианских на-родов.

Исторические судьбы мира определяются торжеством и гибелью трех мировых царств: два из этих царств уже пали, так как изменили Православию. С их падением хранителем богооткровенной веры осталось русское царство. Россия – преемница Древнего Рима и Византии.

По Филофею, сущность власти божественна. Царь поставлен от «Бога» и есть «слуга Божий». Царь и «веры содержатель», и «соблюдатель всех христоименитых людей» [18, с. 79]. Царь строг ко всем, кто отступает от правды, поскольку «поставлен от Бога на всех творящих обиду и содевающих неправду». В его обязанности входит проявлять постоянную заботу о «малых сих», «утешать плачущих и вопиющих». Подданные обязаны «государю верою служити и правдою и покорением».

Филофей – сторонник гармонии власти светской и духовной. Церковь для него – главнейшее ведомство государства, поэтому царь устраивает все церковные дела. За духовными лицами остается право «говорить правду» представителям светской власти всех рангов.

Филофей традиционно для русских мыслителей средневековья не разделяет мораль и право. Всякое безнравственное деяние беззаконно, так как является нарушением правды. «Законы государства – это лишь часть правды», они должны быть основаны на Божественных заповедях и поддерживаться силой власти.

Филофей описывает образ идеального правителя, живущего «праведно» по законам и заповедям Бога. Действия правителя также должны подчиняться законам государства, несмотря на его божественное служение [18, с.79].

Следует отметить, что учение «Москва – Третий Рим» не призывало к захвату других государств с целью обращения в Православие и присоединения к Московскому государству. В нем нет даже призыва к людям иной веры с предложением перехода в «единственно правую веру». Никогда это учение не служило теоретической основой для какой-либо агрессии. Вместе с тем правительство России использовало формулу Филофея в своих официальных документах [18, с. 82].

Теме «Москва – Третий Рим» была посвящена стенная роспись Золотой палаты Кремлевского Дворца (не сохранилась до нашего времени). Образ матери Христа соотносился там с образом освобожденной от ордынского ига матери-Родины.

 

 

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕПИСКИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...