Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК. «СЛОВО» ( XII в. )                        




 

«…ни за море не ездил, ни у философов не учился,

но был как пчела-припадая к разным цветам,

собирает она мед в соты; так и я по многим книгам

собирал сладость слов и смысл их собрал…»

 

В науке существуют разногласия относительно личности автора и названия этого произведения: один из вариантов принято называть «Словом», а другой – «Молением» Даниила Заточника. Академик Б.А. Рыбаков выдвинул предположение, что «Слово» написано в конце XII века в Киевской Руси, а «Моление» - более поздняя переработка текста другим автором. Но социально-философская концепция обоих вариантов совпадает. Предполагается, что Даниил был «дворянином князя», его дружинником, но впал в суровую немилость и был заточен «на Беле озере», где и занялся сочинительством [3, с. 225]. В конце XIX века «Слово» Даниила Заточника было внесено в число памятников древнерусской философии. В.Г. Белинский называл это произведение образцом «практической философии и ученого красноречия». Мысли автора выражены в форме афоризмов; мудрость соотносится с красотой, и то и другое является опорой сердца.

Мудрость ценится мыслителем очень высоко: «Ибо мудрого мужа посылай – и мало ему объясняй, а глупого посылай – и сам вслед не поленись пойти. Очи мудрых желают блага, а глупого – пира в доме. Лучше слушать спор умных, нежели указания глупых. Заставь премудрого, и он еще мудрее станет.

Не сей на межах жита, ни мудрости в сердцах глупых. Ибо глупых ни сеют, ни жнут, ни в житницу не собирают, но сами себя родят. Как в дырявые меха лить, так и глупого учить; … мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь. Коли пожрет синица орла, коли поплывет камень по воде и коли начнет свинья на белку лаять, тогда и глупый уму научится» [3, с. 231].

Понятия «разум» и «мудрость» Даниил Заточник разделяет по степени совершенства. Мудрость связана с богопознанием в отличие от обычного разума. Разум неотделим от чувств и воли.

Мыслитель вольно обращается с книжным материалом, нарочито подчеркивает бытовой стиль изложения, но сквозь этот литературный прием видны начитанность и образованность автора.

Даниил Заточник – сторонник умного единодержавия; мудрость, по его мнению, дает право на самовластие. «Славно за бугром коней пасти, так и в войске хорошего князя воевать. Часто из-за беспорядка полки погибают. Видел: огромный зверь, а головы не имеет, так и многие полки без хорошего князя. Гусли ведь настраивают перстами, а тело крепится жилами; дуб силен множеством корней, так и град наш – управлением» [3, с. 229].

Мыслитель хочет видеть страну сильной, единой, управляемой мудрым и смелым князем, опирающимся на Совет думцев. «Ведь не море топит корабли, но ветры; не огонь раскаляет железо, но поддувание мехами; так и князь не сам впадает в ошибку, но советчики его вводят. С хорошими советчиками совещаясь, князь высокого стола добудет, а с дурными советчиками и меньшего лишен будет» [3, с.233]. «Никто ведь не может ни пригоршнями соль есть, ни в горе разумным быть; всякий человек хитрит и мудрит о чужой беде, а в своей не может смыслить. Злато плавится огнем, а человек напастями; пшеница, хорошо перемолотая, чистый хлеб дает, а человек в печали обретает ум зрелый. Моль, княже, одежду ест, а печаль человека; печаль человеку кости сушит» [3, с. 227].

Даниил Заточник обращается к материалам Священного Писания, летописям и произведениям народного творчества для обобщений социально-философского характера. «Не лиши хлеба мудрого нищего, не вознеси до облак глупого богатого. Ибо нищий мудрый – это золото в навозном сосуде, а богатый разодетый да глупый – это шелковая наволочка, соломой набитая»
[3, с.231]. «Хорошему господину служа, дослужишься свободы, а злому господину служа, дослужишься еще большего рабства» [3, с. 229].

 




Литература

1. Былины / Сост. В.И. Калугин. – М.: Правда, 1987. – 478 с.

2. Ильин, И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. – М.: Республика, 1993. – 431 с.

3. «Изборник» (сборник произведений литературы Древней Руси) / Сост. и общая редакция Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. – М.: Худож. лит., 1969. – 799 с.

4. Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие духа / Иоанн, митрополит. – СПб.: Царское дело, 1995. – 349 с.

5. Митрополит Иоанн (Снычев). Голос вечности / Иоанн, митрополит. – СПб.: Царское дело, 1995. – 294 с.

6. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы XI – нач. XII века / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. – М.: Худож. лит., 1978. – 464 с.

7. Памятники литературы Древней Руси: XIII век / Сост. и общ. ред.
Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. – М.: Худож. лит., 1981. – 620 с.

8. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой. – М.: Республика, 1994. – 432 с.

 


Дополнительная литература

9. Введение христианства на Руси: сборник / Под ред. А.Д. Сухова. – М.: Мысль, 1987. – 302 с.

10. Введенский, А.И. Очерки истории русской философии /А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – 592 с.

11. Громов, М.Н. Идейные течения древнерусской мысли / М.Н. Громов, В.В. Мильков. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. – 959 с.

12. Громов, М.Н. Русская философская мысль X-XII веков / М.Н. Громов, Н.С Козлов. –М.: МГУ, 1990. – 288 с.

13. Гулыга, А.В. Русская идея и ее творцы / А.В. Гулыга. – М.: Соратник, 1995. – 310 с.

14. Жизнь и житие Сергия Радонежского: Сборник /Сост. В.В. Колесова. – М.: Сов. Россия, 1991. – 368 с.

15. Замалеев, А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси XI-XVI веков / А.Ф. Замалеев. – Л.: Наука, 1987. – 247 с.

16. Замалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии: XI - нач. XX века / А.Ф Замалеев. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. – 172 с.

17. Замалеев, А.Ф., Еретики и ортодоксы: Очерки древней духовности / А.Ф. Замалеев, Е.Н. Овчинникова. – Л.: Лениздат, 1991. – 207 с.

18. Зеньковский, В.В. История русской философии: В 2-х т. Т.1. /
В.В. Зеньковский – Л.: ЭГО, 1991. – 221 с.

19. Изборник Святослава 1073 / Под ред. Л.П. Жуковской. – М.: Книга, 1983. – 266 с.

20. Исаев, И.А. История политических и правовых учений России XI -
XX вв. / И.А. Исаев, Н.М Золотухина. – М.: Юрист, 1995. – 378 с.

21. Ключевский, В.О. О русской истории: Сборник / Под ред. В.И. Буганова. – М.: Просвещение, 1993. – 576 с.

22. Кур, А.А. Из истинной истории наших предков // Библиотека журнала «Молодая гвардия». – Т.6. – М.: Молодая гвардия, 1996. – С. 307-399.

23. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. – М.: Высш.шк., 1991. – 559 с.

24. Лосский, Н.О. Характер русского народа / Н.О. Лосский. – М.: Ключ, 1990. – 96 с.

25. Платонов, О.А. Русская цивилизация: учеб. пособие / О.А. Платонов. – М.: Роман-газета, 1995. – 222 с.

26. Протоиерей Митрофан (Зноско-Боровский). Православие, римо-католичество, протестантизм и сектанство (сравнительное богословие) / Митрофан, протоиерей. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – 207 с.

27. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1987. – 782 с.

28. Федотов, Г.П. Трагедия русской святости // Федотов Г.П. Судьба и грехи в России: В 2-х т. – Т.1. – СПб.: София, 1991. – 351 с.

29. Хомяков, А.С. О старом и новом / А.С. Хомяков. – М.: Современник, 1988. – 462 с.

30. Хомяков, А.С. Сочинения: в 2-х т. – Т.1. – М.: Медиум, 1994. – 590 с.

 


Часть II. ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ МОСКОВСКОЙ РУСИ




XIV-XVI ВЕКОВ










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...