Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ ( XII в. )                        




 

«Вера должна быть осмыслена».    

«Чувства – опора души,

ум – ее руководитель».

 

Климент Смолятич был вторым русским по происхождению митрополитом, избранным Собором «всей Русской земли» без санкции константинопольского патриарха.

Климент являлся высокообразованным человеком своего времени; в летописи о нем говорится: «Был книжник и философ так, как в Русской земле не было…». Он был автором многих слов и поучений, но сохранилось в первоначальном виде лишь его «Послание пресвитеру Фоме» в котором он объясняет свое увлечение философией «от Гомера, и от Аристотеля, и от Платона». Фома усматривал в этом увлечении отступление от установлении церкви [15, с. 141].

Климент Смолятич считает, что ошибочно сводить философию только «к делам». Тезис киево-печерских монахов «Пусть будет вашей философией дело» ведет к недооценке «высокого любомудрия». Ум дан человеку для того, чтобы «разуметь», как все образуется и содержатся в мире по воле Бога. Познание мира есть одновременно постижение славы и величия Творца. Вера должна быть осмыслена с позиций философии. Мыслитель выступает против рационализма схоластики католицизма, но против и византийской эмпиризации веры.

Откровение Бога недопустимо сводить к логическому философствованию, но смертным доступно разумное толкование божественных истин. Познание мира – ступени к Богу. Душа умна («словестна»), но все, чем она обладает, доставляют ей чувства. Чувства – опора души, ум – ее руководитель. В «твари» скрыта мудрость Бога, к познанию которой устремляется человеческая душа, обретая свое земное бытие в разуме.

Климент Смолятич показывает блестящее знание патристики по аллегорическому толкованию Священного Писания. Разумение божественных заповедей в форме притч доступно всем смертным. Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ (например, притча о блудном сыне).

 

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ ( XII в. )                        

 

«Не хлебом единым жив человек, 

но и глаголом, исходящим из уст Божих».

«Вера без разума слепа».

 

Став епископом города Турова ( Гомельская область), Кирилл Туровский прославился как писатель и проведник Древней Руси. Наиболее известна его «Притча о слепце и хромце», в которой философские идеи выражены в форме афоризмов и аллегории.

Исследователи отмечают в сочинениях К. Туровского диалектическую взаимосвязь веры и разума, Божьего промысла и свободы воли [9, с. 228].

Как и для многих православных мыслителей, категория «познание» для К. Туровского означает не столько логическое мышление, сколько чувственно- нравственное отношение к субъекту. «Помыслы сердца» и «помыслы чувств» ставятся выше «помыслов разума». Бог немыслим мыслью и недостижим никаким умом, но вера без разума слепа. Бог одарил человека словом и разумом. «Не хлебом единым жив человек, но и глаголом, исходящим из уст Божиих».

Тело подчинено душе, а душа зависит от тела, которое склонно к грехам. Грех означает своеволие, то есть сознательное зло – употребление свободой воли. Свобода воли понимается как свобода выбора между добром и злом. К добру человека ведет Бог. Зло есть следствие козней дьявола, но человек может впасть в грех и «своим умом». Будучи творением Бога, человек действует «как хочет».

Главные добродетели, по мнению К. Туровского, – любовь, послушание, покорность, милость к падшим и нищим. Неразумно заботиться о теле в такой же степени, как и о душе; с другой стороны, истязание плоти в постах до физического изнурения не ведет к спасению души. Чтобы добиться вечной жизни, человек должен жить, избегая зла и совершая добро. Путь к спасению души ведет через добрые дела.

Толкование Библии давало мыслителю простор для философских обобщений (чтение Библии «с разумом»).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...