Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ф.М.Достоевский.Нравственныепроблемыромана«Преступлениеинаказание».ОбразРаскольникова.




Достоевскийзатронулважныесоциальныевопросытоговремени.Авторабеспокоитбезнравственность,царящаявовсехслояхобщества,влияниеденегнаформированиенеравенствамеждулюдьми.Аэтоприводитвпоследствииквыраженномуправувластиодногонаддругим.

ОбществосыгралонемаловажнуюрольивсудьбеРодионаРаскольникова.Решитьсянаубийствоможетотнюдьнекаждый,алишьтот,ктоуверенвнеобходимостиинепогрешимостиданногозлодеяния.

Мысльотом,чтоонможетпомочьтакимже,какионсам–«униженнымиоскорбленным»,–нетолькопобуждалаегоипридавалаемусилы,ноиутверждалаегокакличность,давалапочувствоватьсвоюзначимость.НотеорииРаскольникова,покоторойодни,тоестьнеобыкновенные,имеютправонаддругими,тоестьобыкновеннымилюдьми,несужденобыловоплотитьсявреальность,таккакэтопротиворечитлогикежизни.ИменнопоэтойпричинестрадаетимучаетсяРодионРаскольников.Оносознал,чтоеготеорияпровалилась,чтоонничтожество,потомуиназываетсебяподлецом.Достоевскоговолновалоболеевсегопреступлениепротивнравственныхзаконов,нежелиюридических.РавнодушиеРаскольниковаклюдям,вражда,отсутствиелюбвииубийствочеловекаохарактеризованописателемкак«убийство»самогосебя,какуничтожениесвоихнравственныхпринципов,агрехубийствастарухипроцентщицыиЛизаветыдляДостоевскоговторичен.

Убийства,совершенныеРаскольниковым,привеликполнойопустошенностиегодуши.Достоевскийпонимает,что«спасти»Раскольниковаспособенлишьчеловек,которыйсаммногострадаличьянравственностьвышенравственностиРаскольникова.ВроманетакимпроводникомявляетсяСонечкаМармеладова.Онаединственнаясмоглазаполнитьпустоту,вкоторойжилРаскольниковпослеубийства.Вроманеонапредстаетпереднамичистой,невиннойдевушкой.Сонянеотличаласьособойкрасотойвнешне.ИдляДостоевскогоэтонеимеетникакогозначения.АвотглазаСони,кроткиеимилые,говорилимногопрекрасногооеедуше.Безропотная,беззащитнаяСонечкаМармеладовавзвалиланасвоиплечинепосильнуюработу.ГолодинищетазаставилиСонюпойтинапозорноеунижение.Видя,какстрадаетКатеринаИвановна,Сонянемоглаостатьсяравнодушной.ВсесвоиденьгиСонечкабескорыстноотдавалаотцуисвоеймачехе–КатеринеИвановне.Онаотносиласькнейкакксвоейроднойматери,любилаее,нивчемнеперечила.

ВСонеДостоевскийвоплотиллучшиечертычеловеческогохарактера.Соня–«существоприниженное»,иоттогоееневыносиможаль.Другие,болеевластные,позволялисебеиздеваться,насмехатьсяиунижатьее.

ГлубжевсехонапонимаетРаскольникова,когдаузнаетоегопреступлении.Онасострадаетемуистрадаетзанего.ЕебогатаялюбовьюдушаипониманиепомоглиРаскольникову.Казалось,онвот-вотпогибнетвомракетьмы,бедистраданий,новотпоявляетсяСоня.Сильная(посвоейвере)девушкаоказаласьспособнойпомочь,поддержатьбольше,чемктобытонибыл.КогдаРаскольниковидетпризнаватьсявсовершенномпреступлении,Сонечканадеваетсвойзеленыйплаток–символстрадания.ОнаготоваотстрадатьдажезапреступлениеРаскольникова.

ДолгийпутьстраданийпрошлаСонечкаМармеладова:отуниженийдоуважения.Непременноонадостойнасчастья.ПослезаключенияРаскольниковаСонянепредаласьстрахуразлукисним.ОнарешаетпройтидоконцавместесРаскольниковымвсеегоиспытания,лишенияивместеснимдобитьсярадостиисчастья.Вэтомизаключаетсясмысллюбви.Востроге,равнодушнаяковсему,душаРаскольниковамало-помалупривыкалакзаботе,любвииласкеСонечки.Черствоесердцепостепенно,деньотодняоткрывалосьисмягчалось.МиссиюсвоюСонявыполнила:вдушеРаскольниковазародилосьновое,неизведанноечувство–чувстволюбви.Наконецониобаобрелисчастье.ПробудившаясялюбовьвдушеРаскольниковапривелаегокраскаяниювсодеянномпреступлении,кзарождениюнравственногоначалавегодуше.

Ф.М.Достоевский,вводяобразСонечкиМармеладовой,выразилсвоеотношениекпоставленнойпроблеме:нравственностьдолжнажитьвдушекаждогочеловека,какживетонавСоне.Необходимоеесохранить,несмотрянавсебедыилишения,чегонесделалРаскольниковипоплатилсязаэто.Человек,несохранившийнравственности,неимеетправаназыватьсебячеловеком.Поэтомусправедливосказать,чтоСоняМармеладова–чистыйсветвысокойнравственнойидеи.



ТворчествоодногоизпоэтовСеребряноговека (С.А. Есенин).

Среди поэтов XX века Есенина ставят выше всех. Его стихи наполнены своеобразным трагическим мироощущением, но также в них чувствуется потрясающе тонкое видение русской природы. Жизнь поэта была коротка, но она выпала на самые бурные страницы истории страны. Он был сторонником Октябрьской революции, но потом его стали терзать сомнения относительно доли крестьян в новой стране. Есенин считал, что уходит целая эпоха, рушится крестьянский быт, который он всегда воспевал. Особенно ярко это прослеживается в произведении«Я последний поэт деревни».

Есенину тяжело найти себя в новой промышленной стране. Он с горечью отмечает, что покидает родные поля, а смерть настигнет его на улицах большого города. В последние годы жизни Сергей Александрович перестал обращаться к крестьянской теме. В его произведениях большое место отдавалось теперь любовной лирике, а также удивительному поэтическому воспеванию природы.

Особый трагизм присутствует в стихотворения 1925 г., который стал последним для гения. Есенин словно предчувствует свою близкую кончину, потому пишет «Письмо к сестре», в котором обращается к прошлой жизни, прощаясь с близкими родственниками. Он признается, что готов уйти навсегда. Но ярче всего чувство близкой смерти отражено в стихотворении с названием «До свиданья, друг мой, до свиданья…», в котором он прощается с неизвестным другом. Смерть поэта оставила шлейф неразрешимых загадок. Он стал последним поэтом ушедшей эпохи с патриархальным крестьянским укладом и благоговейным отношением к природе.

Произведение «Заметался пожар голубой…» стало образцом лирического стихотворения. В нём поэт говорит о своей любви и тех переменах, которые она принесла. Здесь он вновь соединяет в одном пространстве прошлое, будущее и настоящее и делится с читателями своими личными ощущениями, мыслями, переживаниями. Посвящается стихотворение любимой женщине поэта – Августе Миклашевской.

Если попробовать проанализировать идею стихотворения, можно прийти к выводу, что здесь Есенин больше мыслит образами, берёт крайние проявления чувства и ярко воплощает их в своих строках. Есенин оставался поэтом всегда, он не сумел бы отречься от своего «я», предназначения на земле, творчества. Однако для любовной лирики поэта характерно растворение в чувстве к женщине, поскольку он очень остро ощущает новые эмоции, стремится воплотить в полной мере свою любовь в ярких строках.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...