Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ф.А.Искандер.Любимыерассказы («Тринадцатый подвиг Геракла»).




Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» был напечатан в 1964 году.Автор не случайно именно к детям обращается с вопросами чести и бесчестия, достоинства и трусости, предательства и коварства. Столь важные вопросы человек должен решить для себя еще в детстве. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» читается весело, но речь в нем идет о серьезных вещах.

С начала рассказа прослеживается связь с Древней Грецией. Название рассказа напоминает о мифах. Мы знаем о двенадцати подвигах Геракла, и нам интересно узнать, о каком еще подвиге может пойти речь. А подвиг оказывается вовсе и не подвигом. «Геракл совершил свои подвиги как храбрец. А этот молодой человек совершил свои подвиги из трусости», – говорит учитель. Харлампий Диогенович – учитель математики. Отчество напоминает о философе Диогене. Педагог во время пауз рассказывал «что-нибудь поучительное и древнегреческое», упоминаются басни Эзопа.

По воспоминаниям главного героя, Харлампий Диогенович «властно и спокойно держал класс», не было слышно криков, он не грозил вызвать родителей. Главным оружием был смех.

В эпизоде «На контрольной работе» ученик Авдеенко, чтобы списать, сидит в неестественной позе, вытянув шею. Он выглядит смешно и нелепо. Харлампий Диогенович тут же находит для него сравнение: «Авдеенко думает, что он лебедь». Учитель хочет, чтобы в ученике проснулось чувство собственного достоинства, ведь уважающий себя человек не захочет поставить себя в смешное положение из-за лени, невнимательности или, того хуже, нечестности. Смешным не хотелось выглядеть никому, поэтому ученики старались выполнять все задания.

Герой тоже поставил себя в смешное положение на уроке, хотя делал все возможное, чтобы этот урок не состоялся. Не выучив урока, он чувствует себя в руках учителя. Весь класс уже приготовился к спектаклю и хочет только, чтобы он продолжался подольше.

Главная идея рассказа состоит в том, что наш герой понял, как смех помогает бороться с ложью и фальшей. Он «стал серьезнее относиться к домашним зада­ниям». Ученик не обижается на своего учителя, он благодарен ему за то, что тот смехом «закалял наши лукавые детские души». Важно понять, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». Возможно, обзаведись в свое время римские императоры шутами, не погиб бы Древний Рим.


Рассказкакжанрлитературы.

Рассказ–этоэпическийжанрнебольшогообъёма.Малаяформаэпическойпрозы,соотносимаясповестьюкакболееразвернутойформойповествования.Илипо«Литературномуэнциклопедическомусловарю»КожевниковаиНиколаева:«Малаяэпическаяжанроваяформахудожественнойлитературы-небольшоепообъемуизображенныхявленийжизни,аотсюдаипообъемутекста,прозаическоепроизведение».

Особенностирассказа:

Ø Небольшойобъём

Ø Ограниченноечислодействующихлиц

Ø Однасюжетнаялиния,часто–этосудьбаглавногогероя.

Ø Врассказеповествуетсяонескольких,ночащеодном,важномэпизодеизжизничеловека.

Ø Второстепенныеиэпизодическиегерои,такилииначе,раскрываютхарактерглавного,проблему,связаннуюсэтимглавнымгероем.

Ø Поколичествустраницрассказможетбытьиобъёмным,ноглавноето,чтовсёдействиеподчиненооднойпроблеме,связаносоднимгероем,однойсюжетнойлинией.

Ø Большуюрольврассказеиграютдетали.Иногдадостаточнооднойдетали,чтобыпонятьхарактергероя.

Ø Врассказеповествованиеведётсяотодноголица.Этоможетбытьрассказчик,геройилисамавтор.

Ø Рассказыимеютметкое,запоминающеесяназвание,вкоторомужесодержитсячастьответанаподнятыйвопрос.

Ø Рассказынаписаныавторамивопределённуюэпоху,поэтому,конечно,ониотражаютособенностилитературытойилиинойпоры.Известно,чтодоXIXвекарассказыбылиблизкикновеллам,вXIXвекепоявилсяврассказахподтекст,чегонемоглобытьвболеераннююэпоху.



БИЛЕТ№22










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...