Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А.П.Чехов«Вишнёвыйсад».Идейноесодержание.Образыпьесы.




ДействиепьесыпроисходитвимениипомещицыЛюбовиАндреевныРаневской.Социальныйконфликтпьесы–этоконфликтуходящегодворянстваспришедшейемунасменубуржуазией.Другаясюжетнаялиния–социально-романтическая.МечтаАнииПетиТрофимоваразбиваетсяопрактицизмЛопахина,поволекотороговырубаетсявишневыйсад.

Дворянство,привыкшеепраздножить,тратить,ноненаживать,несумелоперестроитьсявновыхусловиях.ЛюбовьАндреевнадавноуже«спустила»всесвоесостояние,ееимениезаложеноиперезаложено,ноона,всилупривычки,неможетизменитьсвойрасточительныйобразжизни.Раневскаянепонимает,чтонаступившеевремятребуетотнеепостоянныхусилий,необходимыхдляматериальноговыживания.ЕебратГаев–этосмесьтупогосамомненияосвоейзначительностииполнейшейничтожностивовсем.Втаком-товозрастестарыйлакейФирсодеваетемуштаны.Гаевзаявляет,чтовсесвоесостояниеон«проелналеденцах».Гаевзавершаетгалерею«лишнихлюдей»врусскойклассическойлитературе.

БеспечностиинепрактичностистарыххозяеввишневогосадапротивопоставленыэнергияихозяйственнаяцелеустремленностьЛопахина.Онпрямойпотомоктех,«чьилицаглядятскаждоговишневогодеревавсаду».Лопахин–потомоккрепостных,которыеработалинаРаневских.Онликует,купивимение.Чеховясновиделхищническуюприродукапитала.Приобретательствокалечитчеловека,становясьеговторойнатурой.Тонкая,нежнаядушаЛопахинараноилипозднозагрубеет,потомучто«коммерсант»внемвсегдабудетбратьверх.Эмоцииинажива–этоабсолютнонесовместимыепонятия.ЛопахинапотрясаютслезыРаневской,онуменипонимает,чтоневсеможнокупитьипродать,нопрактицизм«мужика»побеждаетвнем.Нокакуюновуюжизньможнопостроить,загубивпрекрасныйвишневыйсадиотдавземлюподдачи?

Чеховчеткопоказалполнуюдеградациюиморальноеоскудениедворянства,разложениеегокаккласса.Распаддворянскойкультурызавершаетихэкономическоеразложение.Но,помнениюЧехова,капитализмтожевременноеявление,потомучтонесетссобойразрушение.ПетясоветуетЛопахину«неразмахиватьруками».ВэтисловаЧеховвкладываетбольшоесомнениевцелесообразностидействийЛопахина.

Героипо-разномувидятсвоебудущее.Раневскаясчитает,чтоеежизнькончена,ТрофимовиАнядажегде-торадыпродажесада,потомучтоэтодаетимшансначатьновуюжизньивыраститьсвойсад.Вишневыйсад–этосимволпрожитого,иснимуходятФирсиРаневская.СтароголакеяФирсазабывают,оностаетсявпустом,заколоченномдоме,где,вероятно,умретнеотстарости,аотголодаижажды.Фирспокорноприметсмерть,понимая,чтосвоеужепрожиливегогодысмешноцеплятьсязажизнь.ЧеховпоказалРоссиюнаперепутье,вкоторойещенеизжитодоконцапрошлое,гдеещененаступилоокончательнонастоящее,ноужепроглядываетбудущее.

ПетяТрофимов,этотпассивныймечтательиидеалист,представляетсяЧеховучеловеком,которыйуничтожитвластьисможетизменитьжизнь.Егомечтыоравенстве,братстве,справедливости,помоемумнению,всеголишьмечты.УРаневскихегозовут«облезлымбарином»нетолькоиз-завнешности,ноииз-затого,чтооностаетсяюношейвсвоихмечтах.

АняверитТрофимовуисогласнауехатьснимвМоскву.Скореевсего,онапоступитнакурсыилистанетреволюционеркой.

Пьесакончаетсявозгласом:«Здравствуй,новаяжизнь».Чеховнепоказал,какойонабудет,даонинемогпоказать,потомучтоэтобыл1904год.ТрофимовиАняполнынадежд,испытываяприливсилинеудержимоежеланиетрудитсянаблаголюдей.Петя,помнениюЧехова,долженсменитьЛопахина,потомучтоименновегоустаавторвкладываетценнуюмысльотом,что«всяРоссия–нашсад».

Чеховбылглубокоубежден,чточеловеку,чтобыбытьсвободным,нуженвесьземнойшар.Пьеса«Вишневыйсад»–этопрошлое,настоящееибудущееРоссии.ДаливысокуюоценкуЧеховумногиеписатели.ЭтойпьесойЧеховзавершилидейноеразвенчаниедворянства,начатоероманомТургенева«Отцыидети».

Засороклет,прошедшихпослеотменыкрепостногоправа,дворянствовзначительнойстепениутратилосвоиэкономическиепозиции,онопостепенносходилосареныгосподствующегокласса.

В«Вишневомсаде»Чеховвпервыедалразвернутыйбойдворянствукакклассу.Паразитизмдворянства,пустозвонство,привычкакнезаслуженнойроскоши–всеглубокоомерзительнописателю.

Сменяющийихновыйвладелецвишневогосадатоженеявляетсяположительнымгероем.Онболеежизнеспособен,обладаеткрепкойхваткой,новпогонезаприбыльюбуржуазия,несомненно,уничтожитдуховныеценности.


Авторскаяпесня(напримерепроизведенияБ. Окуджава «Нам нужна одна победа»).

Авторскаяпесня,илибардовскаямузыка–песенныйжанр,возникшийвсерединеXXвекавразныхстранах.Егоотличительнымиособенностямиявляютсясовмещениеводномлицеавторамузыки,текстаиисполнителя,гитарноесопровождение,приоритетзначимоститекстапередмузыкой.

ПредшественникомавторскойпесниможносчитатьгородскойромансипесенныеминиатюрыА.Вертинского.

Поначалуосновужанрасоставлялистуденческиеитуристскиепесни,отличавшиесяот«официальных»(распространявшихсяпогосударственнымканалам)доминирующейличностнойинтонацией,живым,неформальнымподходомктеме.Отдельныепроизведенияжанрапоявилисьещёв1930-х(сочинённыеП.КоганомиГ.Лепскимромантическиепесни,самойизвестнойизкоторыхстала«Бригантина»,атакжеранниепесниМ.Анчарова).Чащевсегоавторыпесенэтогожанраявляютсяодновременноавторамиистихов,имузыки–отсюдаиназвание.

Широкуюпопулярностьприобрелаавторскаяпеснявсередине1950-х,споявлениеммагнитофона.ВэтовремяначалисистематическисочинятьпесниБ.ОкуджаваиН.Матвеева.

Позднее,в1960-хи70-х,классикамижанрасталиВ.Высоцкий,А.Галич,В.Туриянский,в80-хи90-хкнимдобавилисьМ.ЩербаковитворческийдуэтАлексеяИващенкоиГеоргияВасильева(«Иваси»).

РядпесенА.ГаличаиЮ.Кимабылипрямопосвященысоветскимдиссидентам.

ВажноеместовтворчествемногихбардовзанималатемаВеликойОтечественнойвойны.Приэтом,вотличиеотгероическогопафосапесен«официальнойкультуры»,вавторскойпесненапервоеместовыходил«человеческийаспект»войны,причинённыеейстрадания,еёантичеловечность(«Досвидания,мальчики!»Б.Окуджавы,«Балладаовечномогне»А.Галича,«Такслучилось,мужчиныушли»В.Высоцкогоимногиедругиепесни).

«Нам нужна одна победа» («Десятый наш десантный батальон») – песня Булата Окуджавы, написанная для художественного фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» (1970). В картине её поёт сестра милосердия Рая (Нина Ургант). В финале фильма музыкальная тема повторяется в оркестровой аранжировке без слов.


Драмакакжанрлитературы.

Драмакакжанрлитературы–этоодинизосновныхжанров(видов)драмыкакродалитературынарядустрагедиейикомедией.Какикомедия,драмавоспроизводитпреимущественночастнуюжизньлюдей,однакоглавнаяеецельнеосмеяниенравов,аизображениеличностивеедраматическихотношенияхсобществом.

Приэтом,какитрагедия,драматяготеетквоссозданиюострыхпротиворечий,новместестемэтипротиворечиянестольнапряженыидопускаютвозможностьблагополучногоразрешения.

ПонятиедрамакакжанрсложилосьвовторойполовинеXVIIIв.упросветителей.ДрамаXIX-XXвв.являетсяпреимущественнопсихологической.Отдельныеразновидностидрамысмыкаютсясосмежнымижанрами,используяихсредствавыразительности,напримерприемытрагикомедии,фарса,театрамасок.

Каклитературныйжанрдрамаимеетустойчивыеподжанры:

Ø Мелодрама

Ø Психологическаядрама

Ø Мещанскаядрама(вXVIIIвеке)

Ø Драмаабсурда

Ø Символистскаядрама

Ø Экзистенциальнаядрама



БИЛЕТ№23










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...