Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

М.М.Зощенко.Юморисатиравтворчествеписателя(напримерепроизведения«Рабочий костюм»).




Близка по основному смыслу к булгаковской сатира Зо­щенко. Правда, в отличие от Булгакова, Зощенко публиковал свои сатирические произведения, поэтому на поверхности у него — борьба с «отдельными недостатками», главным образом в сфере быта и культуры. Но по существу мы наблюдаем в рассказах Зощенко то же неприятие бесцеремонности, бескультурья, хамства и наглости победившего класса. Иногда это касается действительно только лишь бытовой культуры — что уж там говорить о построении социализма, когда в элементарной бане элементарного порядка навести не могут! Иногда же Зощенко идет глубже, показывая упоение бескультурного и вчера еще бесправного человека своим положением победителя.

Так происходит, например, в рассказе «Рабочий костюм», в котором страшное возмущение Васи Конопатова вызывает то обстоятельство, что его не пускают в ресторан якобы за «рабочий костюм». Очень болезненно реагирует на это герой: «Личность оскорбили… Рабочийкостюмчик не по вкусу? Я, может, сейчас сяду и поеду в Малый Совнарком жаловаться на ваши действия». Дело же оказывается много проще, и начальник милиции это Васе объясняет: «Пьяныху нас правило – в ресторан не допущать. А тыдаже на лестнице наблевал». После этого Вася успокоился. Если не за рабочий костюмчик и «идеология не нарушена», то все в порядке. И идет Вася домой довольный и спокойный, в сознании своей классовой правоты.

Основным средством создания комического эффекта у Зощенко служила сказовая манера повествования, стилизованная под простонародную речь. Повествование ведется от лица такого же обывателя, как и те, кто является героями рассказа. И этот повествователь сочувствует своим героям, возмущается вместе с ними, отчего комический эффект усиливается, и мы ясно видим под маской малокультурного повествователя грустную усмешку самого автора. Такая манера используется Зощенко в его лучших рассказах – «Мещане», «Гости», «Аристократка», «Слабая тара» и др.

То, что сходило Зощенко с рук в 20-е, вызвало недовольство в 50-е, когда писателя, как известно, фактически отлучили от литературы и заклеймили постановлением на самом высшем уровне.



Композицияхудожественногопроизведения.

Композицияхудожественноготекста–это«взаимнаясоотнесенностьирасположениеединицизображаемогоихудожественно-речевыхсредств».Единицыизображаемогоздесьозначают:тема,проблема,идея,персонажи,всестороныизображаемоговнешнегоивнутреннегомира.Художественно-речевыесредства–этовсяобразнаясистемаязыканауровнеего4-хпластов.

Композицияобъединяетвсекомпонентыиподчиняетихидее,замыслупроизведения.Причемэтасвязьнастолькотесная,чтоневозможновынутьилипереставитьместаминиодногокомпонентаизкомпозиции.

Видыкомпозиционнойорганизациипроизведения:

1. Сюжетныйвид-тоестьфабульный.

2. Несюжетныйвид–бесфабульный.

Внешняякомпозиция(архитектоника):главы,части,разделы,параграфы,книги,тома,ихрасположениеможетбытьразличнымвзависимостиотспособовсозданиясюжета,выбранныхавтором.

Вставныеэпизоды–эточастиповествования,непосредственнонесвязанныестечениесюжета,события,которыелишьассоциативносвязаныивспоминаютсявсвязисдействующимисобытиямипроизведения.

Лирическиеотступления–бываютлирическими,философскими,публицистическими,выражаютмыслиичувстваписателянапрямую,впрямомавторскомслове,отражаютавторскуюпозицию,отношениеписателякперсонажам,каким-тоэлементамтемы,проблемы,идеипроизведения.

Художественноеопережение-изображениесцен,которыеопережаютдальнейшийходсобытий.

Художественноеобрамление–сцены,которыминачинаетсяизаканчиваетсяхудожественноепроизведение,чащевсегоэтооднаитажесцена,даннаявразвитии,исоздающаякольцевуюкомпозицию.

Посвящение–короткоеописаниеилилирическоепроизведение,имеющееопределенноеадресата,которомуадресуетсяипосвящаетсяпроизведение.

Эпиграф–афоризмилицитатаиздругогоизвестногопроизведенияилифольклора,расположенныепередвсемтекстомилипередегоотдельнымичастями.

Заголовок–названиепроизведения,вкотороевсегдасодержитсятема,проблемаилиидеяпроизведения,оченькраткаяформулировка,обладающаяглубокойвыразительностью,образностьюилисимволичностью.



БИЛЕТ№21

Ф.И.Тютчев.Лирикапоэта.

ВыдающийсярусскийлирикФедорИвановичТютчевбылвовсехотношенияхпротивоположностьюсвоемусовременникуипочтировесникуПушкину.ЕслиПушкинаназывают«солнцемрусскойпоэзии»,тоТютчев–«ночной»поэт.

Главное втворчествеТютчева–неизображение,аосмыслениеприроды.Другаяглавнаятемалирикипоэта–жизньчеловеческойдуши,напряженностьлюбовногочувства.

Жизньчеловеческойдушиповторяетивоспроизводитсостояниеприроды–главнаямысльстихотворенийфилософско-антропологическогоцикла.Вжизничеловекаиобществатежебури,ночь,закат,тотжерок(обэтомстихотворение«Цицерон»).Отсюдаостроеощущениеконечностибытия(«Дваголоса»).Выразитьжевсеэтоитемболеебытьпонятымиуслышаннымлюдьминевозможно,издесьТютчевследуетраспространеннойромантическойидеепринципиальнойнепонятноститолпепрозренийпоэта.

Стольжекатастрофичнаигибельнадлячеловекалюбовь(«О,какубийственномылюбим...»,«Предопределение»,«Последняялюбовь»).

ПериодытворческойактивностиТютчеваприходятсянарубеж20–30-хгодов,когдареволюционноедвижениеивЕвропе,ивРоссиипошлонаспадиутвердиласьниколаевскаяреакция,инаконец40-хгодов,когдапоЕвропевновьпрокатиласьволнабуржуазныхреволюций.

Природа у Тютчева чаще всего катастрофична и восприятие ее трагедийно. Таковы, например, стихотворения «Бессонница», «Видение». Ночью у бодрствующего поэта открывается внутреннее пророческое зрение и за покоем дневной природы он прозревает стихию хаоса, чреватого катастрофами и катаклизмами. Он слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (для него вообще жизнь человека на земле есть призрак, сон) и оплакивает приближение всеобщего последнего часа. В то же время поэт признает, что голос хаоса, слышимый ночью, хотя и непонятен человеку, тем не менее, глубоко родственен настроению его смятенной души.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...