Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средствопоэтическойвыразительности.Сравнение.




Сравнение–этотроп,основукоторогосоставляетуподоблениенекоторогоявленияилипредметадругомунаосновеопределенногообщегопризнака.Цель,которуюпреследуетэтосредствовыразительности,-выявитьвданномобъектеважные,новыедлясубъектавысказыванияразличныесвойства.

Выделяютвсравнении:сравниваемыйобъект(которыйназываетсяобъектомсравнения),предмет(средствосравнения),скоторымпроисходитданноесопоставление,атакжеобщийпризнак(сравнительный,по-другому–«основаниесравнения»).Однойизотличительныхчертэтоготропаявляетсяупоминаниеиотом,иодругомсравниваемомпредмете,общийпризнакжеприэтомуказываетсявовсенеобязательно.Следуетотличатьсравнениеотметафоры.

Данныйтропхарактерендляустногонародноготворчества.

Имеютсяразличныевидысравнений.Этоипостроенныеввидесравнительногооборота,которыйобразованспомощьюсоюзов.Имеютсятакжебессоюзныесравнения,которыепредставляютсобойпредложения,имеющиесоставноеименноесказуемое.Образованныеспомощьюсуществительного,употребленноговтворительномпадеже.Естьиотрицающие.

Сравнениекакприемиспользуетсяшироковхудожественнойречи.Спомощьюнеговыявляютсяпараллели,соответствия,сходствамеждулюдьми,ихжизньюиприроднымиявлениями.Сравнение,такимобразом,какбызакрепляетразличныеассоциации,которыевозникаютуписателя.Нередкоэтоттроппредставляетсобойцелыйассоциативныйряд,которыйнужендлятого,чтобыпоявилсяобраз.

Внароднойпоэзиииспользуютсяширокоустойчивыесравнения,которыепредставляютсобойсравнениясопоройнатрадицию,применяемыевопределенныхситуациях.Ониявляютсянеиндивидуальными,авзятымииззапасанародногопевцаилисказителя.Этообразнаямодель,котораялегковоспроизводитсявнеобходимойситуации.Конечно,ипоэты,которыеопираютсянафольклор,всвоемтворчествеиспользуютподобныеустойчивыесравнения.



БИЛЕТ№18

М.А.Салтыков-Щедрин.Сказкидля«детейизрядноговозраста»(напримерепроизведения «Премудрый пескарь»).

В «Сказкахдлядетейизрядноговозраста»Салтыков-Щедринпоказывает,насколькодуховноскуднойипорочнойоказываетсячеловеческаяжизнь,утратившаявысшеепредназначение.Используятакиеприемысозданиякомическогоэффекта,какаллегорию(иносказание),гиперболу(преувеличение)игротеск(сильноепреувеличение,выводящееизображаемоевсферуфантастики),писательподнимаетнетолькоконкретно-историческиепроблемыпоследнихдвухдесятилетийдевятнадцатоговека,ноиобщечеловеческие,вневременные–проблемынравственноговыбора,смыслажизни,предназначениячеловека.

Всказке«Премудрый пескарь»валлегорическихобразахпескаряищукиотражаютсятрусливый,соглашательскийхарактеррусскоголиберализмаконцаXIXвекаисамодержавие,неспособноеизменитьсвою«хищную»природу.Скрываясьвсюжизньотщук,пескарь,посути,позволялимтемсамымделатьвсё,чтоонихотят.

Центральнойвсказкестановитсяпроблемасмыслажизни:оправданналижизнь,единственнаяцелькоторой–думаосебе?Страх,появившийсяещедорожденияпескаря,былпереданемуврассказахотца,однакоеслипескарь-отецвсеже«помаленькудаполегоньку»жил,тосуществование«премудрогопескаря»ужетрудноназватьжизнью–этоскореестрах,растянутыйболеечемнастолет.Цельжизнипескаря–«надотакпрожить,чтобниктонезаметил»,апотомупервое,чтоонделает,-придумываетособуюнору,«чтобемузабратьсявнеебыломожно,аникомудругому–невлезть».Образнорыстановитсясимволическим,отражаяабсолютнуюзамкнутость,бегствоотмираибезотчетныйстрахпередним.

Итогбесцветной,бессмысленнойжизни«премудрогопескаря»-пустотаиполноеодиночество.Всесодержаниеегоблёклогосуществованияуместилосьводнитолькоотрицательныечастицы:«неженился,детейнеимел»,«нидрузейунего,ниродных»,«неест,непьет,никогоневидит,нискемхлеба-солиневодит».Единственныйглагол,неимеющийотрицательнойчастицы,-«дрожал»:«Онжилидрожал-толькоивсего».Незадолгодосмертивнезапнопробуждаетсявпескарегорькоеосознаниебессмысленностипрожитойжизни:словнокто-тоневидимыйнапомнилемуосуществованиивечныхценностей,окоторыхпескарьвсвоемдрожаниизабыл,-иемуоказалосьнечемоправдаться.


Б.Л.Пастернак.Стихиосокровенномвромане«ДокторЖиваго».

РоманБ.Л.Пастернака«ДокторЖиваго»сталмеждународнымсобытием.Пораспространенностиимировомуэхуонопередилмногиебестселлеры.Впроизведениевошлистихи,написанныеПастернакомвовремяработынадним.Невсеонисоздавалисьспециальнодляромана,новсеимелиснимвнутреннююсвязь.

СтихиявляютсясвидетельствомЮрияЖивагооеговремени.Вроманеонивыделенывотдельнуючасть.Этачасть–цельнаякнига,имеющаясобственную композицию.ОнаоткрываетсястихотворениемоГамлете,которыйсимволизируетраздумьянадхарактеромсобственнойэпохи.

Вроманвключеныстихотворения,имевшиеавтобиографическуюоснову.Так,например,некоторые стихотворениябылипосвященыАннеИвинской.ВтожевремяэтистихотворенияпередавалихарактеротношенийЮрияЖивагоиЛары:Ивинскаяслужилаоднимизпрототиповгероини.

«Зимняяночь»–названиеодногоизпервыхстихотворений,вкоторомначалосьисследованиетемы любви.Онапредставляетсягероюкак«удар». Водноименномстихотворении,написанномчерез33года,образысвета,мглы,включенывконтекстконкретнойситуации.«Свечагореланастоле»вкомнатевлюбленных,озаряякартинуихвстречи.ЭтотжеобразуПастернакастановитсяцентроммироздания.Пламя,теряющеесявметели,постепеннопритягиваетксебевсесущееназемлеинанебе.Каждоеобразноеуточнениеознаменованорефреном,заканчивающим1,3,6и8строфы.

Стихотворение«Гамлет»можносчитатьключевымдляромана.Пониманиетого,какпостроеностихотворение,возможно,дастчитателюключкпониманиювсегоромана.Самоназвание,какизаданнаявнемситуациянеизбежностипредначертанного,говоритотом,чтоэто–внутренниймонологГамлета,героятрагедииУ.Шекспира«Гамлет».Стихотворение–монологактера,играющегорольГамлета.

СтихотворениенаписаноЮриемЖиваго–центральнымгероемромана,ибылопереписаноидоработаноимзанесколькоднейдосмерти.Темсамымпроблематикастихотворениявключаетсявидейнуюструктуру«ДоктораЖиваго».

Ноесливспомнить,чтовдействительностистихотворениепринадлежитперуБ.Пастернака,тотемсамымпрояснитсяособенностьбиографизмаромана.То,какимобразом,припочтиполномотсутствиивнешнихсовпадений,соотносятсяжизненныепутиавторароманаиегоглавногогероя.


Сатиракакжанрлитературы.

Сатира–видкомического,отличающийсяотдругихвидов(юмора,иронии)резкостьюобличения.Сатираприсвоемзарожденииявляласьопределеннымлирическимжанром.Онапредставляласобойстихотворение,частозначительноепообъему,содержаниекоторогозаключаловсебенасмешкунадопределеннымилицамиилисобытиями.

Какжанр,сатиравозниклавримскойлитературе.Самоеслово«сатира»происходитотлатинскогоназваниямифическихсуществ,насмешливыхполубогов-полуживотных–сатиров.Филологическионосвязаноисословомsatura,означавшимвпростонародьиблюдомешанины,чтоуказывалонасмешениеразличныхразмеров(сатурническийстих,нарядусгреческимиразмерами)инаприсутствиесамыхразнообразныхописанийвсевозможныхфактовиявленийвотличиеотдругихлирическихжанров,которыеимелистрогоограниченнуюиопределеннуюобластьизображения.

Сатираестьпроизведениепоэтическое,лирическоестихотворениеболееилименеезначительногообъёма,вкотороммынаходимболееилименееотрицательноеилирезкоосуждающееинегодующееизображениесвойствикачествотдельныхтипическихлицилиболееилименееобширнойгруппылициявлений.

Отсатирыпоопределенноличномусодержаниюнападенийиобличенийвпроизведенииследуетотличатьпамфлетипасквиль;последнийхарактеризуетсяболеевсегоморальнойнечистотойпобужденийавторавегонападениииобличенияхпротивтогоилидругоголица,тогдакакпамфлет–иногдатолькопублицистическоевыступление,номожетбытьихудожественнойсатиройпротивопределенноголица,стоящейнавсейвысотеответственногосвободногослова.Всвязисэтимморальнымиобщественнымсодержаниемсатирынаходитсяихудожественнаяеёценностьвзависимостиотсоответствиямеждуеёлирическимподъемомивысотоюидеаласатирика,соднойстороны,имеждузначительностьюобличаемогоявления–сдругой.

Лирическаясубъективнаяокраскавотношенииктипамиявлениямобычнолишаетсатируобъективнохудожественногозначенияизачастуюпридаетеймимолетныйхарактер.



БИЛЕТ№19










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...