Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модернистскиетеченияврусскойлитературе(акмеизм,футуризм,символизм).




Акмеизм(«Адамизм»)(отгреч.άκμη–пик,максимум)–литературноетечение,противостоящеесимволизмуивозникшеевначалеXXвекавРоссии.Акмеистыпровозглашалиматериальность,предметностьтематикииобразов,точностьслова.Акмеизм–этокультконкретности,«вещественности»образа,это«искусствоточновымеренныхивзвешенныхслов».19декабря1912годавпервыепубличнооглашенапрограммаакмеизма.Произошлоэтособытиевкабаре«Бродячаясобака«вПетербурге.

Термин«акмеизм»былпредложенв1912НиколаемГумилёвымиСергеемГородецким.Акмеистыпровозгласилиосвобождениепоэзииотсимволистскихпорывовкидеальному,отмногозначностиитекучестиобразов,усложненнойметафоричности;говорилионеобходимостивозвратакматериальномумиру,предмету,точномузначениюслова.

Футуризм–одноизосновныхавангардистскихнаправлений(авангардизм–крайнеепроявлениемодернизма)вевропейскомискусственачалаXXвека,получившеенаибольшееразвитиевИталиииРоссии.

Футуристыписалиотименичеловекатолпы.Восновеэтогодвижениялежалоощущение«неизбежностикрушениястарья»(Маяковский),осознаниерождения«новогочеловечества».Художественноетворчество,помнениюфутуристов,должнобылостатьнеподражанием,апродолжениемприроды,котораячерезтворческуюволючеловекасоздает«новыймир,сегодняшний,железный...».Распадатьсяфутуризмсталв1915-1916-егоды.

Символи́зм(фр.Symbolisme)–одноизкрупнейшихнаправленийвискусстве(влитературе,музыкеиживописи),возникшеевоФранциив1870–1880-хгодахидостигшеенаибольшегоразвитиянарубежеXIXиXXвеков,преждевсеговсамойФранции,БельгиииРоссии.Символистырадикальноизменилинетолькоразличныевидыискусства,ноисамоотношениекнему.Ихэкспериментаторскийхарактер,стремлениекноваторству,космополитизмиобширныйдиапазонвлиянийсталиобразцомдлябольшинствасовременныхнаправленийискусства.Символистыиспользовалисимволику,недосказанность,намёки,таинственностьизагадочность.

«Воображение,создающееаналогииилисоответствияипередающееихобразом,вотформуласимволизма».



БИЛЕТ№20

Л.Н.Толстой.Темасемьивромане«Войнаимир».

Семья для Толстого – это почва для формирования человеческой души, и в то же время в «Войне и мире» введение семейной темы является одним из способов организации текста. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Именно поэтому в системе всех основных образов романа Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага, – это Болконские, Ростовы и Курагины.

В то же время Болконские и Ростовы – это не просто семьи, это целый жизненный уклад, основанный на русских национальных традициях. Наверное, наиболее полно эти особенности проявляются в жизни Ростовых – благородно-наивной семьи, живущей чувствами и импульсными порывами, сочетающей в себе и серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), и теплоту внутрисемейных отношений, и хлебосольство, и гостеприимство, всегда свойственное русским людям.

Доброта и беззаботность семьи Ростовых распространяются не только на ее членов; даже посторонний для них человек, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный естественностью и жизнерадостностью Наташи Ростовой, стремится изменить свою жизнь. И, наверное, самым ярким и наиболее характерным представителем ростовской породы является Наташа. В ее естественности, пылкости, наивности и некоторой поверхностности – суть семьи.

Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с представителями другой дворянской семьи в романе – с Болконскими. Но у этой породы основные качества противоположны ростовским. Все подчинено разуму, чести и долгу. Именно эти принципыи не могут понять Ростовы.

Чувство фамильного превосходства и собственно достоинства ярко выражены в Марье – ведь и она, более, чем все Болконские, склонная скрывать свои чувства, считала брак брата и Наташи неподходящим.

Но наряду с этим нельзя не отметить и роль долга перед Отечеством в жизни этой семьи – защита интересов государства для них выше личного счастья. Андрей Болконский уезжает, когда жена должна родить; старый князь в порыве патриотизма, забыв о дочери, рвется на защиту Отчизны.

И в то же время необходимо сказать, что в отношениях Болконских присутствует, пусть глубоко скрываемая, любовь естественная и искренняя, скрытая под маской холодности и высокомерия.

Прямые, гордые Болконские совсем не похожи на уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение двух этих родов, в представлении Толстого, возможно лишь между наиболее нехарактерными представителями семей (брак между Николаем Ростовым и княжной Марьей), поэтому встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского в Мытищах служит не для того, чтобы соединить и исправить их отношения, а чтобы восполнить и прояснить их. Именно в этом и кроется причина торжественности и пафосности их отношений в последние дни жизни Андрея Болконского.

Совсем не похожа на эти две семьи низкая, «подлая» порода Курагиных; их с трудом можно назвать семьей: никакой любви между ними нет, есть лишь зависть матери к своей дочери, презрение князя Василия к своим сыновьям. Их близость – круговая порука эгоистичных людей, их появление, нередко в романтическом ореоле, вызывает кризисы в семьях.

В этой «породе», в отличие от Ростовых и Болконских, нет культа ребенка, нет трепетного к нему отношения.Но эта семья интриганов-наполеонов исчезает в огне 1812 года, подобно неудачной мировой авантюре великого императора, исчезают и все интриги Элен – запутавшись в них, она умирает.

Но к концу романа появляются новые семьи, воплотившие в себе наилучшие черты обоих родов, – гордость Николая Ростова уступает место нуждам семьи и крепнущему чувству, а Наташа Ростова и Пьер Безухов создают тот домашний уют, ту атмосферу, которые они оба искали.

Николай и княжна Марья, вероятно, будут счастливы – ведь они именно те представители семей Болконских и Ростовых, которые способны найти что-то общее; «лед и пламень» – князь Андрей и Наташа, были не способны связать свои жизни, ведь даже любя, они не могли до конца понять друг друга.

Интересно добавить, что условием для соединения Николая Ростова и намного более глубокой Марьи Болконской стало отсутствие отношений между Андреем Болконским и Наташей Ростовой, поэтому эта любовная линия активизируется лишь в конце эпопеи.

Но, несмотря на всю внешнюю завершенность романа, можно отметить и такую композиционную особенность, как открытость финала – ведь не случайна последняя сцена, сцена с Николенькой, вобравшим в себя все лучшее и самое чистое, что было у Болконских, у Ростовых и Безухова. Он – будущее...










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...