Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Жанрыдревнерусскойлитературы




БИЛЕТ№1

СловоополкуИгореве»–призывкединениюрусскойземли.

Прошлооколовосьмивековсовременирожденияпоэмы«СловоополкуИгореве».Ноонаисейчасблизкарусскимлюдям.Честьпервооткрывателя«Слова...»принадлежитзнатокурусскойдревностиМусину-Пушкину.ЛюбительстариныграфМусин-Пушкинкупилводномизярославскихмонастырейрукописныйсборник,вкоторомбылонесколькопроизведений:изнихбылиизвестныпочтивсе.Исключениемявилосьодно.Находка,конечно,оченьзаинтересовалаисториков,филологов,этнографов,простокультурныхлюдейРоссии.Вокруг«Слова»началасьработа:перевод,обработка,комментарииит.д.Возниклаверсия:«Слово»неподлинник,аловкаяподделка.Спорпоэтомуповодудлилсядовольнодолго.ВнемпринялучастиеиПушкин,горячоотстаивавшийподлинность«Слова».Ондажесобиралсяделатьстихотворныйперевод.ТакиепереводыбылисделаныЖуковскимиМайковым.Ноещедоэтихсобытий,в1812году,вовремяпожараМосквы,сгорелабиблиотекаМусина-Пушкина:погибподлинник«Слова»,атакжекопия,котораябыласнятадляграфа.Осталасьлишьвтораякопия,сделаннаядляЕкатериныII.

РусьXIIв.Быласлабым,раздробленнымгосударством.Небылоединойэкономики,единойсильнойдружины.Князьявраждовалидругсдругом.Этимпользовалиськочевники,главнымобразомполовцыипеченеги,которыесовершалинабегинаРусь.В1184годунесколькокнязей,объединились,далибойполовцамидажевзяливпленполовецкогоханаКобяка.Этособытиеупомянутов«Слове».

«Слово...»состоитизвступления,трехчастейиконцовки.ВовступленииавторвспоминаетвещегопевцаБояна(здесь-поэт),которыйпрославляетвоинскиеподвигирусскихкнязей.Создатель«Слова...»стремитсярассказатьлюдямсуровуюправду.

Перваячасть«Слова...»-рассказопоходеИгоря.

Втораячасть«Слова...»переноситчитателявКиев.КиевскийкнязьСвятославгорькосетуетнасвоихмладшихдвоюродныхбратьев.Великоегорепринесихнеобдуманныйпоход.Святославобращаетсяковсемрусскимкнязьям,призываякобъединению.

Третьячасть«Слова...»рассказываетоплачеЯрославны,женыИгоря.Ярославнаобращаетсякмогучимсиламприроды,умоляяпомочькнязювернутьсянароднуюземлю.Будтоуслышавеемольбы,Игорьбежитизплена.Сознаваясвоювину,онедетвКиевккнязюСвятославу.

Концовкапоэмыотражаетжеланиеавтораувидетькнязейобъединившимисядляотпораобщемуврагу.Таковосодержание«Слова...».

Напротяжениивсейпоэмыявственнослышенголоссамогописателя.АвторнеограничиваетсяизложениемгорестногодляРусипоходаИгоря,ностремитсяосмыслить,понять,почемувдвухвековойборьбесостепьюпреждепобеждалаРусь,атеперь-половцы.ОнхочетпередатьсвоютревогузасудьбуРодины,зажечьслушателейсвоимистремлениямиисвоиминадеждами.Онпротивопоставляеткартиныбоякартинаммирноготруда.Вэтомсравнениивыраженывзглядыавтора:русскийнароддолжензаниматьсямирнымтрудом,акнязья-защищатьэтоттруд.Короткими,поразительноточнымизамечаниямиавторрисуетнампроисходящиесобытия.Оннестороннийнаблюдатель,нонепосредственныйучастникпоходаИгоря.СкакойскорбьюипечальюонпишетонесчастьяхРуси,омеждоусобныхвойнахкнязей.Сгневнымупрекомобращаетсякнимпоэт:«ЭтовыраздорамиисмутойкнамнаРусьпоганыхзавели».

«Слово»можноназватьгероическойпесней:внеммногострок,придающихмузыкальность:«О,русскаяземля,тыужозахолмом.Ищасебечести,акнязюславы…»

В«Слове»многолирическихотступлений:авторпостоянноразговариваетсчитателемотом,какначалиськняжескиеусобицы,кчемуонипривели.«Слово»написанострастно:авторобращаетсякчитателям«братья».Этаразговорнаяманераоченьподкупает,делая«Слово»живымиособенноинтересным.

Поэмазаканчиваетсяхвалебнойпесньюкнязьямидружине.Ноавторвосхваляетвесьрусскийнарод,всюроднуюземлю.

Главнаяидея«СловаополкуИгореве»втом,чтовсяРусьдолжнабытьединой,анеразделеннойнамножествомелкихкняжеств.Такаяраздробленностьнеизбежноприводитсильноегосударствокнеминуемойгибели.НапримерекнязяИгоряНовгород-Северскогопоказано,чтопоодиночкекрупноговраганепобедить.Этоможносделатьтолькообщимисилами,слившисьвоедино.

 



И.А.Бунин.Темалюбвивпрозе(напримерерассказа«Солнечныйудар»)

Русскаялитератураотличаласьнеобыкновеннойцеломудренностью.Любовьвпредставлениирусскогочеловекаирусскогописателя-чувствовпервуюочередьдуховное.

Бунинв«Солнечномударе»принципиальнопереосмысливаетэтутрадицию.Длянегочувствовнезапновозникающеемеждуслучайнымипопутчикаминапароходе,оказываетсястольжебесценным,какилюбовь.Причемименнолюбовьиестьэтопьянящее,самозабвенное,внезапновозникающеечувство,вызывающееассоциациюссолнечнымударом.

ТрактовкаБунинымтемылюбвисвязанасегопредставлениемобЭросекакмогучейстихийнойсиле-основнойформепроявлениякосмическойжизни.Онатрагедийнавсвоейоснове.Таккакпереворачиваетчеловека,резкоменяеттечениеегожизни.МногоевэтомотношениисближаетБунинасТютчевым.

ВлюбвигероиБунинаподнятынадвременем,обстановкой,обстоятельствами.Чтомызнаемогероях«Солнечногоудара»?Ниимени,нивозраста.Толькото,чтоонпоручик,чтоунего«Обычноеофицерскоелицо,сероеотзагара,сбелесыми,выгоревшимиотсолнцаусамииголубоватойбелизнойглаз».АонаотдыхалавАнапеитеперьедеткмужуитрехлетнейдочери,унеепрелестныйсмехиодетаонавлегкоехолстинковоеплатье.

Можносказать,чтовесьрассказ«Солнечныйудар»посвященописаниюпереживанияпоручика,потерявшегосвоюслучайнуювозлюбленную.Этопогружениевомрак,почти«умопомрачение»,происходитнафоненестерпимодушногосолнечногодня.Обжигающимиощущениямибуквальнопропитанывсеописания.Этасолнечностьдолжнанапоминатьчитателямопостигшемгероеврассказа«солнечномударе».Этоодновременноибезмерноесчастье,ноэтовсежеиудар,потерярассудка.Поэтомувначалеэпитет«солнечный»соседствуетсэпитетом«счастливый»,топотомврассказепоявляется«бесцельноесолнце».

Писательрисуеттострашноечувствоодиночества,отторженияотдругихлюдей,какоеиспыталпоручик,пронзенныйлюбовью.

Рассказимееткольцевуюкомпозицию.Всамомегоначалеслышенударопричалприставшегопарохода,ивконцеслышнытесамыезвуки.Междунимипролеглисутки.Ноонивпредставлениигерояиавтораотдаленыдруготдругапоменьшеймередесятьюгодами(этацифрадваждыповторяетсяврассказе),анасамомделевечностью.Теперьедетнапароходеужедругойчеловек,постигнувшийкакие-тосамыеважныевещиназемле,приобщившийсякеетайнам.



Жанрыдревнерусскойлитературы

Древнерусскаялитератураначалаформироватьсяпослепринятияхристианстваинапервыхпорахдолжнабылазнакомитьсисториейрелигиииспособствоватьеераспространению.Немаловажнойнаэтомэтапебылаидругаяеефункция–воспитыватьчитателейвдухехристианскихзаповедей.

Существуетмнение,чтолитератураДревнейРусивышлаизвизантийскойиболгарской.Этоутверждениеотчастиправомерно,таккаксистемажанровувсехэтихнародовнасамомделеимеетопределенноесходство.

Вчислопервичныхжанровдревнерусскойлитературывходилижитие,поучение,слово,повесть,летописныйрассказилисказание,погоднаязапись,церковнаялегенда.Наибольшуюизвестностьполучилипервыечетыре.

Житие–произведение,содержащеерассказожизнисвятых.Оновоспринималоськакобразецнравственности,которомуследуетподражать,истроилосьпоопределеннымканонам.Классическоежитиесодержалоисториюрождения(обычновымоленныйребенок)иблагочестивойжизни,описаниечудес,связанныхсгероем,прославлениесвятого.Однимизизвестнейшихпроизведенийэтогожанрастало«ЖитиесвятыхГлебаиБориса».

Кжанрамдревнерусскойлитературыотносятсяипоучения,содержавшиеправилаповедениячеловеканезависимоотегоположения.Ониимелимощноевоспитательноевоздействиеначитателяикасалисьразличныхсфержизни.СамоеизвестноепоучениесоставленоВладимиромМономахомиадресованоотрокам.

Древнерусскоекрасноречиевполноймерепроявилосьвтакомжанре,какслово.Ономоглоиметьразнуюнаправленность.Примерторжественногопроизведения–«СловооЗаконеиБлагодати»митрополитаИллариона,написанноевначале11векавсвязисостроительствомвКиевевоенныхукреплений.

Вершинойжеэтогожанрасталопроизведениеопоходерусскогокнязяпротивполовцев.

Существуютиобъединяющиежанрыдревнерусскойлитературы,названныетакиз-засмешенияосновныхжанровводномпроизведении.

Летописькакжанрдревнерусскойлитературыначалаформироватьсяпредположительноужевконце10века.Вначале12веканаосновеимевшихсязаписеймонахНестор,жившийвКиево-Печерскоммонастыре,составил«Повестьвременныхлет».Еесобытияохватываютбольшойпериод:отпроисхожденияславянскихплемендосовременности.

Жанрдревнерусскойлитературыповестьосновывалсянапереводахвизантийскихифольклорныхпроизведенийиявляетсясамымизученнымнасегодняшнийдень.Повестиделилисьна:

· воинские–вцентреисторическаяличностьиважнаябитва(«ПовестьобитвенарекеКалке»);

· сатирические–обобщественнозначимыхпроблемах,частоносилихарактерпародий(«ПовестьоШемякиномсуде»);

· бытовые–(«ПовестьоГоре-Злосчастии»).

Вершинойстала«ПовестьоПетреиФевронииМуромских»,которуюназываютгимномверностиилюбви.

ПопулярныбылинаРусиихожения(илихождения),повествовавшиесначалаопутешествияхпаломниковвсвятуюземлю(«ХожениеИгуменаДаниила»),апозже,всвязисразвитиемторговли,опоездкахкупцов.Этобылрассказотом,чтобылоувиденособственнымиглазами.

Созданнаяк17векусистема,включавшаяразнообразныежанрыдревнерусскойлитературы,ознаменовалапереходклитературеновоговремени.

 

 



БИЛЕТ№2










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...