Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)




Согласно учебному плану направления 40.04.01«Юриспруденция» освоение дисциплины «Кадровая политика в системе государственной гражданской и муниципальной службы» осуществляется в процессе аудиторной (лекции, практические занятия) и самостоятельной работы студентов, итоговое оценивание которой осуществляется в форме зачета. Основной целью самостоятельной работы студентов является дальнейшее развитие компетенций, предусмотренных ФГОС ВО.

Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов предусматривает использование индивидуальных, парных, групповых и фронтальных форм обучения. Самостоятельная внеаудиторная работа включает подготовку к аудиторным занятиям, а также подготовку к предметным олимпиадам, конкурсам, проектам, выступлениям на студенческих научно-практических конференциях. Самостоятельная работа при подготовке к предметным, конкурсам, проектам, выступлениям на студенческих научно-практических конференциях включает задания повышенной степени сложности (проблемные задания, задания продуктивного и интерактивного типов, тестирования, тренинги). Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа предусматривает выполнение текущих, промежуточных, рубежных и итоговых контрольных работ. Организация обучения (особенно на заочном отделении) осуществляется с помощью рабочей тетради студента и портфолио достижений студента.

Работа над теоретическим материалом (учебники, учебные пособия, научная литература, периодическая печать, законодательные акты, интернет–ресурсы). Умение применять полученные знания и практические навыки через подготовку к групповым дискуссиям, которые предусмотрены для студентов всех форм обучения. Этой же цели служит подготовка докладов с последующим выступлением на практическом занятии.

График самостоятельной работы магистрантов очной формы обучения определяется в начале каждого семестра и включает следующие виды заданий:

– изучение теоретического материала по учебникам, учебным пособиям, законодательным актам;

– подготовка к семинарским занятиям;

– работа над докладом, обзорами законодательства и научной периодики;

– выполнение творческих заданий научно–исследовательского характера для последующего участия в научных студенческих конференциях;

– решение практических задач и ситуаций;

– подготовка к участию в деловых играх;

– подготовка к выполнению заданий для практической работы с применением справочных систем «Консультант +», «Гарант».

Студенты заочной формы обучения выполняют следующие виды самостоятельной работы:

– изучение теоретического материала по учебникам, учебным пособиям, законодательным актам;

– подготовка к практическим занятиям;

– написание контрольной работы.

– подготовка к экзамену.

Примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки к экзамену:

1. Концепция кадровой политики в системе государственной гражданской и муниципальной службы.

2. Принципы кадровой политики в системе государственной гражданской и муниципальной службы.

3. Функции кадровой политики в системе государственной гражданской и муниципальной службы.

4. Структура кадровой политики в системе государственной гражданской и муниципальной службы.

5. Способы замещения государственных должностей гражданской службы (назначение, избрание, конкурс).

6. Задачи, функции и структура органов по управлению государственной гражданской службой.

7. Система законодательства о кадровой политике в системе государственной гражданской и муниципальной службы.

8. Методы кадровой политики в системе государственной гражданской и муниципальной службы.

9. Процедура оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего, ее этапы.

10. Документационное обеспечение кадровой политики в системе государственной гражданской и муниципальной службы.

11. Кадровый мониторинг.

12. Порядок поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу.

13. Организация проведения аттестации.

14. Цель, задачи, принципы аттестации.

15. Структура и полномочия кадровых служб в управлении персоналом государственной гражданской и муниципальной службы.

16. Организация личного труда государственных гражданских и муниципальных служащих.

17. Особенности работы с резервом кадров.

18. Должностные регламенты.

19. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировки государственных гражданских и муниципальных служащих.

20. Способы прекращения государственной гражданской службы.

21. Реформа государственной гражданской службы.

22. Понятие аттестации.

23. Назначение. Избрание (выборы).

24. Конкурс.

25. Квалификационный экзамен.

26. Планирование карьерного роста государственного гражданского и муниципального служащего.

27. Непрерывное образование государственного гражданского служащего.

28. Льготы, предоставляемые государственным гражданским служащим.

29. Классификация полномочий кадровых служб.

30. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе.

31. Коррупция и коррупционные риски в профессиональной служебной деятельности.

32. Ротация государственных гражданских служащих.

Семинар.

Семинар (практическое занятие, лабораторный практикум) ставит перед собой цель углубленного обсуждения сложной темы учебной программы, а так же выступает способом проверки знаний полученных студентами при самостоятельном изучении темы и путем развития у него ораторских способностей в ходе обсуждения вопросов семинара. В процессе подготовки к семинару студент черпает и обобщает знания из материала учебников, монографий, нормативных актов, научных статей и т.д., рекомендуемых кафедрой для подготовки к семинару.

Практические занятия (лабораторные практикумы) проводятся с иcпользованием активных и интерактивных форм обучения:

1. Мозговой штурм. В ходе занятия перед группой ставится проблема, решение которой возможно за счет повышения творческой активности студентов. Первым является предварительный этап, в ходе которого производится деление группы на подгруппы, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы. Далее наступает основной этап - генерация идей, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правило: главное – максимальное количество идей. Любые предложения принимаются и одобряются. Вводится полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Высказанные предложения не комментируются. Магистранты высказываются по очереди, точно и кратко. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Можно комбинировать и улучшать любые идеи. Можно развивать предыдущие идеи. Все идеи фиксируются наглядно (доска, флипчарт и т.п.). Итоговый этап - обсуждение, классификация, группировка, отбор и оценка идей. На этом этапе из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Методы анализа и оценки идей могут быть разными. Обсуждение и оценивание идей может быть проведено в малых группах, с использованием различных форм дискуссии и приемов обсуждения проблем. В ходе занятия с использованием данного метода у магистрантов вырабатывается способность к обобщению, анализу и восприятию информации. Способность логически верно, аргументированно и юридически грамотно строить устную речь.

2. Дискуссия. Практическое занятие в форме дискуссии представляет собой коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Преподаватель заранее озвучивает тему дискуссии и вопросы, на которые будет необходимо ответить. В ходе дискуссии магистранты вырабатывают принципы и подходы к решению поставленной проблемы (вопроса), доказательства, обоснования своей позиции, максимально используя свой личный опыт. В ходе занятия с использованием данного метода у магистрантов вырабатывается способность к обобщению, анализу и восприятию информации. Способность к постановке цели и выбору путей ее достижения. Способность логически верно, аргументированно и юридически грамотно строить устную речь.

3. Метод кейсов (кейс-стади). Преподаватель готовит кейс (на бумаге или электронном носителе). В кейсе cодержится описание жизненной ситуации, а также набор фактических материалов, документов, связанных с ней. Магистранты работают в малых группах (по 3-5 человек). На основании представленных документов и описания они должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути вопроса, выявить ключевые проблемы, предложить возможные основные и альтернативные решения, выбрать оптимальный вариант из имеющихся и аргументировать его. На следующей стадии каждая группа представляет свои результаты анализа и вариант решения, затем проходит общая дискуссия, подведение итогов дискуссии и выбор лучшего решения. В ходе занятия с использованием данного метода происходит установление межпредметных связей, у магистрантов формируется аналитическое и системное мышление, навыки оценки альтернатив; навыки презентации результатов проведенного анализа; навыки оценки последствий, связанных с принятием решений. В ходе занятия с использованием данного метода у магистрантов вырабатывается способность к обобщению, анализу и восприятию информации. Способность к постановке цели и выбору путей ее достижения. Способность логически верно, аргументированно и юридически грамотно строить устную речь.

4. Деловая игра с элементами ролевой игры. В ходе занятия происходит имитация принятия решений в различных ситуациях, осуществляемая по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме по заранее обозначенной проблеме и на основании представленных документов. Затем происходит имитация (воспроизведение) реальной ситуации (судебного процесса), в которой магистранты действуют в соответствии с обозначенной ролью. В ходе занятия с использованием данного метода у магистрантов вырабатывается способность к обобщению, анализу и восприятию информации. Способность к постановке цели и выбору путей ее достижения. Способность логически верно, аргументированно и юридически грамотно строить устную речь.

В процессе организации и проведения интерактивных форм практических занятий вырабатываются следующие компетенции:

– компетентное использование в практической деятельности приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ по вопросам кадровой политики, в управлении кадровым потенциалом органов государственной и муниципальной власти (поступление на службу, перемещение, ротация, формирование карьеры, оценка профессиональной служебной деятельности, резерв кадров, прекращение службы);

– способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению государственными и муниципальными служащими;

– способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих;

– способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты, регулирующие государственную и муниципальную службу, включая основы кадровой работы;

– способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов об управлении кадровым потенциалом органов государственной и муниципальной власти, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере кадровой политики и кадровой работы;

– способность принимать оптимальные управленческие решения в сфере кадровой политики и кадровой работы органов государственной власти и местного самоуправления;

– способность разрабатывать нормативные правовые акты, направленные на управление кадровым потенциалом органов государственной и муниципальной власти, его оценку;

– способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в области реализации кадровой политики, реализовывать нормы материального и процессуального права для объективного и законного замещения должностей государственной и муниципальной службы, перемещения и увольнения служащих, проведения кадровых процедур, урегулирования конфликта интересов.

Оценка работы студента на семинарских занятияхосуществляется по следующим критериям:

Отлично- активное участие в обсуждении проблем каждого семинара, самостоятельность ответов, свободное владение материалом, полные и аргументированные ответы на вопросы семинара, участие в дискуссиях, твѐрдое знание лекционного материала, обязательной и рекомендованной дополнительной литературы, регулярная посещаемость занятий.

Хорошо- недостаточно полное раскрытие некоторых вопросов темы, незначительные ошибки в формулировке категорий и понятий, меньшая активность на семинарах, неполное знание дополнительной литературы, хорошая посещаемость.

Удовлетворительно- ответы отражают в целом понимание темы, знание содержания основных категорий и понятий, знакомство с лекционным материалом и рекомендованной основной литературой, недостаточная активность на занятиях, оставляющая желать лучшего посещаемость.

Неудовлетворительно- пассивность на семинарах, частая неготовность при ответах на вопросы, плохая посещаемость, отсутствие качеств, указанных выше для получения более высоких оценок.

 

Опрос.

Опрос – это средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. Для повышения объективности оценки опрос может проводиться группой преподавателей/экспертов. Критерии оценки результатов опроса зависят от того, каковы цели поставлены перед ним и, соответственно, бывают разных видов:

– индивидуальный опрос (проводит преподаватель);

 – групповой опрос (проводит группа экспертов);

– опрос, ориентированный на оценку знаний;

 – ситуационный опрос, построенный по принципу решения ситуаций.

Научный обзор

Научный обзор относится к одному из видов творческого задания. Творческое задание– это частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Творческое задание может заключаться, например, в том, чтобы снять фильм, разработать макет, модель, организовать мероприятие, подготовить кейс по заданной теме и т.д.

Оценивание творческих заданий особенно затруднено. Поскольку любое творческое задание имеет в своей основе сформированную систему знаний, то оценка может складываться из двух частей: оценка базовой системы знаний и оценка творческого замысла и его воплощения. К критериям оценки творческого задания относятся два основных критерия:

Критерий оценки базовой системы знаний:

– степень понимания студентом учебного материала;

– теоретическая обоснованность решений, лежащих в основе замысла и воплощенных в результате;

– научность подхода к решению задачи/задания;

– владение терминологией;

– демонстрация интеграции компетенций (заложенных на этапе задания как результата обучения).

Критерий оценки творческой части могут быть:

– оригинальность замысла;

– уровень новизны: комбинация ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы /преобразование известных способов при решении новой проблемы/новая идея;

– характер представления результатов (наглядность, оформление, донесение до слушателей и др.)

Научный доклад

Доклад– подготовленное студентом самостоятельно публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной проблемы.

Количество и вес критериев оценки доклада зависят от того, является ли доклад единственным объектом оценивания или он представляет собой только его часть. Доклад как единственное средство оценивания эффективен, прежде всего, тогда, когда студент представляет результаты своей собственной учебно/научно-исследовательской деятельности, и важным является именно содержание и владение представленной информацией.

При оценке доклада может быть использована любая совокупность из следующих критериев:

– соответствие выступления теме, поставленным целям и задачам;

– проблемность / актуальность;

– новизна / оригинальность полученных результатов;

– глубина / полнота рассмотрения темы;

– доказательная база / аргументированность / убедительность / обоснованность выводов;

– логичность / структурированность / целостность выступления;

– речевая культура;

– используются ссылки на информационные ресурсы (сайты, литература);

– наглядность / презентабельность (если требуется);

– самостоятельность суждений / владение материалом / компетентность.

Если доклад сводится к краткому сообщению (10 – 15 минут), то может сопровождаться презентацией (10-15 слайдов) и не может дать полного представления о проведенной работе, то необходимо оценивать ответы на вопросы.

В итоге выполнения задания магистрант должен представить результаты в виде грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Структура научного доклада включает в себя:

введение (актуальность вопроса, степень его научной и практической разработанности, определяются цель изначимость данного теоретического вопроса для науки и практики, объект и предмет научного обзора, задачи научного обзора);

основная часть включает в себя теоретическую и практическую части без деления на главы и параграфы. В теоретической части на основе изучения научных источников оте­чественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы к ее решению, излагается соб­ственная позиция автора. Практическая часть носит аналитический характер. В ней магистрантом дается анализ изучаемой проблемы на примере деятельности конкретных органов государственной власти и законодательства субъектов РФ по выбору;

заключение (основные выводы и предложения);

список использованных источников и литературы.

Доклад, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как не надлежаще выполненный. Наличие в решении грубой юридической ошибки (использование норм, утративших юридическую силу, норм, не имеющих отношения к вопросам, указанным в тематике доклада) является основанием для признания доклада не зачтенным.

Работа должна быть выполнена в установленный срок. Должны быть использованы действующие нормативные правовые акты, судебная практика, научные и учебные издания.

Тестирование

Тест– это система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. 

 

Мозговой штурм

Характеристика ОС.Мозговой штурм – это форма проблемного семинара. В основе этой методики лежит свободное высказывание самых разных идей, могущих способствовать разрешению проблемы, причем нетрадиционных пу­тей решения проблемы.

Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями.При проведении семинара в форме «мозгового штурма» участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес магистрантов. Общим требовани­ем, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для моз­гового штурма – возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед магистрантами как учебная задача.

Данная форма семинарского занятия позволяет:

обеспечивать творческое усвоение магистрантами учебного материала, что формируетспособность организовывать и проводить педагогические исследования, использовать инновационные формы обучения кадровым технологиям в системе государственной гражданской и муниципальной службы;способность принимать оптимальные управленческие решения в сфере кадровой политики и кадровой работы органов государственной власти и местного самоуправления;

осуществлять связь теоретических знаний с практической деятельностью, что формирует следующие компетенции:

– способность выявлять, пресекать правонарушения и преступления в процессе осуществления кадровой работы; способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению государственными и муниципальными служащими; способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих; способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты, регулирующие государственную и муниципальную службу, включая основы кадровой работы;

– формировать способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи, что развиваетготовность к выполнению должностных обязанностей в рамках законности организации и проведения кадровых процедур в органах государственной и муниципальной власти, способность формировать эффективно действующий кадровый потенциал органов власти и обеспечивать соблюдение законодательства о государственной и муниципальной службе;

– активизировать учебно-познавательную деятельность магистрантов, что формируетспособность управлять самостоятельной работой обучающихся, способность эффективно осуществлять правовое воспитание государственных и муниципальных служащих;

развивать альтернативное мышление и формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Это формирует способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов об управлении кадровым потенциалом органов государственной и муниципальной власти, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере кадровой политики и кадровой работы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...