Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 5. Методика исследования обобщения как мыслительной операции.




Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки или логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.

Шаг 1. Инструкция

Из тестового материала Вам предлагается из 5 слов, за­ключенных в скобки, выписать 2 слова, находящихся в наи­большей связи с обобщающим их словом, стоящим перед скобкой. Например, обобщающее слово «сад». Сад может су­ществовать без собаки, собора и даже без садовника, но без земли и растений — не может. Следовательно, надо подчерк­нуть слова «земля» и «растения». Продолжительность вы­полнения задания — 3 мин.

 

Тестовый материал

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать)

8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово)

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, ре­дактор)

10. Игра (карта, игроки, штраф, наказания, правила)

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты)

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст)

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели)

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк)

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, спортивная площадка)

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные)

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа)

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

Обработка результатов осуществляется с помощью клю­ча. За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл и 0 баллов за несовпавший или неполный ответ

 

Ключ

1. Сад (растения, земля)

2. Река (берег, вода)

3. Город (здание, улица)

4. Сарай (крыша, стены)

5. Куб (углы, сторона)

6. Деление (делимое, делитель)

7. Кольцо (диаметр, округлость)

8. Чтение (книга, слово)

9. Газета (бумага, редактор)

10. Игра (игроки, правила)

11. Война (сражения, солдаты)

12.Книга (бумага. текст)

13. Пение (голос, мелодия)

14. Землетрясение (колебания почвы, шум)

15. Библиотека (книги, читатели)

16. Лес (лист, дерево)

17. Спорт (состязание, спортивная площадка)

18. Больница (врач, больные)

19. Любовь (чувство, человек)

20. Патриотизм (Родина, человек).

Суммарное количество баллов переводят в нормативные баллы по следующей схеме:

 

Нормативные баллы   9   8   7   6   5   4   3   2   1  
Суммарное количество баллов 20 19 18 16-17 14-15 12-13 10-11 9

 

Задание может предъявляться на слух, в данном случае после зачитывания каждой строки со словами отводится по 10 сек. На записывание ответа. В таком варианте нормативные баллы будут иными:

 

Нормативные баллы   9   8   7   6   5   4   3   2   1  
(Суммарное количество баллов 19   18   17   14-16   12-13   10-11   8-9   6-7   5  

 

Уровень выраженности мыслительной операции обоб­щения определяется по нормативным баллам:

 

Уровень выраженности мыслительной операции обобщения

 

9-8 7-3 2-1 Высокий Средний Низкий

Шаг 3. Отчет по результатам исследования особенностей мышления

Проинтерпретируйте индивидуальные результаты иссле­дования особенностей мышления, ориентируясь на схему, предложенную в таблице ниже.

Уровни выраженности отдельных особенностей мышления

Влияние особенностей мышления










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...