Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задание 6. Методика исследования объема внимания
Для выполнения исследования группа делится на пары, каждую из которых составляют участник исследования и экспериментатор. Функция последнего заключается в хронометрировании и наблюдении за поведением испытуемого. После выполнения задания участником исследования роли меняются. Время выполнения задания 2 мин. Шаг 1. Инструкция Перед Вами тестовая таблица, в которой представлены 25 произвольно расположенных цифр. Вам необходимо записать их в возрастающем порядке в аналогичной рабочей таблице. Постарайтесь работать быстро, поскольку время ограничено. Тестовая таблица Рабочая таблица
Шаг 2. Обработка и анализ результатов После завершения выполнения задания результат сверяется по проверочной таблице. Если Вы за определенное время правильно расставили 18 и более цифр, то следует считать, что у Вас хороший, достаточный для успешного выполнения деятельности объем внимания. 15—17 цифр — с объемом внимания у Вас благополучно; 12—14 цифр — объем внимания средний, есть смысл заняться его тренировкой; 11 и менее цифр — Вам нужно серьезным образом заняться тренировкой объема внимания. Проверочная таблица
Задание 7. Методика исследования избирательности внимания Шаг 1. Инструкция Перед Вами тестовый материал с напечатанными в нем построчно буквами. Постарайтесь обнаружить в нем слова и подчеркнуть их, например: ПЮКЛБЮСРАДОСТЬУФРНКП. Работать следует быстро, поскольку время выполнения задания фиксируется. Тестовый материал БСОЛНЦЕТРШОЦРАЙОНЗГУЦНОВОСТЬХЭЬГЧАФАКТУЕКЭКЗАМЕНТРОЧ ЯГШГЦПРОКУРОРГЦРЕТАБЕСТЕОРИЯЕНТЕДЖЗБЬАМХОККЕЙЫХТРОНЦЫ ФЩУЙГЗХТЕЛЕВИЗОРБОДЦЖШЗХЮЭЛГШЬБПАМЯТЬШОГХЕЮЖИНДРОШ ХЭНЗВОСПРИЯТИЕИЕЦУКЕВДШИЗХЬВАФЫАПРОДЦБЛЮБОВЬАБФЫРПЛО ЕСЛЖСПЕКТАКЛЬЯЧСИМТЬБАЮЖЮЕРАДОСТЬВУФЦНЭЖЦЛКРИНАРОДШ ЛДЖЬХЭГНЕОКУЫФЙШРЕПОРТАЖЗЖДОРЛАФЫВЮЭФБЬДЬКОНКУРСЗЖ ЙФЯЧЫЦУВСКАПФЛИЧНОСТЬЭХЖЭЬСЮДШНГЛЬЩЖЭПРПЛАВАНИЕДТЛ ЭЗБЬТРЛШРЖНПРКЫВКОМЕДИЯЪШЛДКЦУЙФОТЧАЯНИЕЗФРЯЧАТЛДЖЭ ХТЬФТАСЕНЛАБОРАТОРИЯГШДШНРУЦГРГШЩТЛОСНОВАНИЕЗШРЭМЪТД ИТАОНРИКГВМСТРПСИХИАТРИЯБПЛМЕТЧЬЙФЯОНТЗАЦЭЬАНТЗАХТЛИО Шаг 2. Обработка и анализ результатов Показателями уровня выраженности избирательности внимания в данном исследовании являются: время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов:
1. Солнце 2. Район 3. Новость 4. Факт 5. Экзамен 6. Прокурор 7. Теория 8. Хоккей 9. Трон 10. Телевизор 11. Память 12. Восприятие 13. Любовь 14. Спектакль 15. Радость 16. Народ 17. Репортаж 18. Конкурс 19. Личность 20. Плавание 21.Комедия 22.Отчаяние 23.Лаборатория 24.Основание 25.Психиатрия Результаты оцениваются при помощи таблицы. Баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.
Баллы дают возможность количественно установить уровень выраженности избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину низкой избирательности внимания. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др. Очень высокий уровень избирательности внимания — это свидетельство феноменальной психической активности человека. В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью. & Веккер Л.М. Психические процессы: В 3т. — Т3. — Л., 1981. (Внимание и психологическое время: 271—285). Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. (Внимание и сознательный контроль: 151 —183). Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. — Т.3. — М., 1983. (Овладение вниманием: 205—239). Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990. (Внимание: 5—30). Развитие творческой активности школьников. — М., 1991. (Развитие внимания: 79—104). Суворов Н.Ф., Таиров О.П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. — Л., 1985. (Общие принципы функционирования систем избирательного внимания: 249—261.) Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. III. — М., 1970. (Уровни бодрствования и внимание: 97—146). Хрестоматия по вниманию.— М., 1976. (Сознание и внимание (В. Вундт): 3—25. Внимание (Э. Б. Титченер): 26—46. Внимание (У. Джемс): 50—65. Психология внимания (Т. Рибо): 66—102. Внимание (Н. Н. Ланге): 107—144. О теории и воспитании внимания (Н. Ф. Добрынин): 243—259. Установка у человека (Д. Н Узнадзе): 260—270). Чистякова М. И. Психогимнастика. — М., 1990. (Методические рекомендации для развития памяти, внимания, эмоциональной экспрессии и моторики у детей 4—7 лет: 45—51).
6. Тема "Память" (2 часа) Вопросы для обсуждения 1. Общее представление о памяти. Значение памяти в жизни человека. Развернутое определение памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. 2. Виды памяти и их особенности. Основания для классификации видов памяти. Разновидности памяти. Кратковременная память человека. Долговременная память человека. Взаимосвязь и взаимодействие кратковременной и долговременной памяти. 3. Индивидуальные различия памяти у людей. Количественные индивидуальные особенности памяти. Качественные характеристики индивидуальной памяти. Связь памяти с личностью человека. Нарушения памяти (амнезии). Память и мотивация (объяснение забывания). 4. Теории и законы памяти. Ассоциативная теория памяти. Гештальттеория памяти. Смысловая теория памяти. Психоаналитическая теория памяти. Деятельностная теория памяти. Информационно-кибернетическая теория памяти. Законы памяти и факты из ее исследований. Явление реминисценции. 5. Формирование и развитие речи. Основные линии развития памяти человека в фило- и онтогенезе. Теория филогенетического развития памяти П.П.Блонского. Культурно-историческая теория развития памяти Л.С.Выготского. Развитие непосредственного и опосредствованного запоминания у детей по А.Н. Леонтьеву. Факторы, влияющие на развитие памяти. Практические выводы и рекомендации по улучшению памяти. ? 1. Виды памяти у человека. 2. Индивидуальные особенности и нарушения памяти. 3. Теории памяти в психологии. 4. Факторы, определяющие развитие памяти у человека. G 1. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека. 2. Индивидуальные особенности памяти и способности человека. 3. Сравнительный анализ основных механизмов памяти по ее психологическим теориям. 4. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека. 1. Что такое память? 2. Какую роль играет память в жизни человека?' 3. Какие процессы выделяются в памяти? 4. Какие функции выполняет каждый процесс? 5. Перечислите основные критерии классификации памяти. 6. Чем отличается произвольная память от непроизвольной? 7. Назовите основные виды памяти в зависимости от длительности хранения информации 8. Охарактеризуйте двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. 9. Назовите основные закономерности памяти и охарактеризуйте их 10. Приведите примеры приемов запоминания и воспроизведения. Задание 1. Спроектируйте психологические воздействия или жизненные ситуации, ориентированные на актуализацию следующих видов памяти: а) кратковременной, долговременной, оперативной; б) двигательной, эмоциональной, образной (зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной, осязательной, словесно-логической; в) произвольной и непроизвольной; г) натуральной и культурной; д) предметной и психологической. Задание 2. Определите, какие особенности или закономерности памяти детей взяты за основу при разработке следующих психолого-педагогических рекомендаций. 1. Для того чтобы ученик лучше запоминал написание словарных слов, учитель должен чаще давать их ему под запись. 2. При наличии еще и хорошего музыкального слуха у ребенка родители могут смело отдавать его в музыкальную студию. 3. Для лучшего запоминания правил, стихов и т. п. такому ребенку целесообразно использовать прием проговаривания вслух. 4. Родителям и учителям следует пояснять этому мальчику, что простым «зазубриванием» невозможно добиться хороших результатов в учебе, поскольку со временем усложняется учебный материал. 5. Эту ученицу учитель может без опасения попросить пересказать текст только что прочитанного изложения, поскольку она способна легко справиться с этим заданием. 6. Чтобы облегчить запоминание нового материала таким учащимся, учителю физики следует больше записывать по ходу объяснения формулы, делать схематические рисунки или использовать готовые плакаты, соответствующие изучаемой теме. 7. Обеспечить победу в конкурсе на отгадывание приготовленного блюда с закрытыми глазами он сможет без сомнения, поэтому учителю нужно обязательно включить его в команду от класса для участия в празднике «Сладкоежка». 8. Чтобы школьница поняла, что заучивание правил и текстов параграфов не поможет ей стать отличницей, учителя должны после того, как она ответит, задавать ей дополнительный вопросы, просить привести примеры, пересказать текст еще раз своими словами. 9. Родители могут не беспокоиться по поводу того, что их сын не выучит письмо Онегина к Татьяне, если мальчик твердо решил ответить завтра на уроке литературы на «пять». 10. Для лучшего усвоения детьми правил пожарной безопасности преподавателю ОБЖ целесообразно сводить их в музей пожарной охраны. 11. Чтобы детям было проще запомнить басню «Стрекоза и муравей», учителю можно дать им задание приготовить по ее сюжету книжку-малышку. 12. Для того чтобы дети лучше запомнили пройденный материал, нужно в конце урока повторить все пройденные правила. 13. Этого подростка учитель физкультуры может попросить провести за себя разминку с классом, которая состоит из комплекса упражнений, разученных на предыдущих уроках. 14. Для лучшего запоминания стихотворений этому ученику следует повторять их через каждые 15—20 минут до полного заучивания. 15. Чтобы дети лучше справились с пересказом сказки «Два Мороза», учителю следует на уроке организовать работу над текстом: разбить его на смысловые части, озаглавить каждую из них и т. д. 16. Чтобы летние каникулы надолго запомнились городским детям, родителям неплохо бы устроить семейную поездку на рыбалку или в лес за грибами и ягодами. 17. Для того чтобы ученики прочно усвоили правило склонения имен существительных, учитель может сказать, что они обязательно пригодятся им как при изучении других именных частей речи, так и вообще в дальнейшей жизни. 18. Для того чтобы дети хорошо запомнили ряд чисел после однократного прочтения, необходимо, чтобы количество чисел не превышало 7. Задание 3. Определите объем оперативной памяти с помощью методики 10 слов. Для выполнения задания разделитесь на пары (экспериментатор и испытуемый) и подготовьте списки из 10 слов. Слова должны быть недлинными (в переделах 8 знаков) и не связанными по смыслу или ассоциативно. Спокойно и размеренно прочтите список слов своему соседу и попросите его сразу же воспроизвести их в любой последовательности. Вы в это время должны отмечать их по списку. Количество правильно воспроизведенных слов является показателем объема памяти. После выполнения процедуры поменяйтесь ролями и проделайте то же самое. Определите, соответствует ли объем вашей памяти установленным нормативам. Задание 4. На экспериментальном материале проработайте некоторые закономерности процесса запоминания. Для выполнения задания разделитесь на пары: экспериментатор и испытуемый. Экспериментатор готовит список не связанных по смыслу или ассоциативно слов (всего 15) и размеренно зачитывает их испытуемому, после чего просит сразу же воспроизвести те из них, которые ему удалось запомнить, и отмечает их в списке. Затем процедура повторяется необходимое количество раз до полного заучивания всех слов. По итогам эксперимента составьте таблицу, в которой будет отражена динамика и последовательность запоминания.
Сделайте необходимые выводы по динамике и последовательности запоминания. Установите, обнаруживается ли «эффект края». После окончания процедуры постарайтесь установить приемы воспроизведения материала. Задание 5. На основе экспериментального исследования установите влияние на запоминание специальных приемов. Для выполнения задания, как в предшествующем случае, разделитесь на пары. Экспериментатор готовит список из 15 слов и зачитывает их испытуемому. Последний же для лучшего запоминания придумывает с каждым произнесенным словом предложения. Желательно, чтобы из них сложился связный рассказ. После зачитывания всех слов испытуемый должен воспроизвести их, а экспериментатор — зафиксировать в протоколе. Для получения окончательных выводов сравните полученные данные с результатами первого воспроизведения в предшествующем задании. Задание 6. Используя закономерности работы памяти, подготовьте психолого-педагогические рекомендации для эффективного запоминания учебного материала. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 376. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |