Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 6. Методика исследования объема внимания




Для выполнения исследования группа делится на пары, каждую из которых составляют участник исследования и эк­спериментатор. Функция последнего заключается в хроно­метрировании и наблюдении за поведением испытуемого. После выполнения задания участником исследования роли меняются. Время выполнения задания 2 мин.

Шаг 1. Инструкция

Перед Вами тестовая таблица, в которой представлены 25 произвольно расположенных цифр. Вам необходимо запи­сать их в возрастающем порядке в аналогичной рабочей таб­лице. Постарайтесь работать быстро, поскольку время огра­ничено.

Тестовая таблица                                                                   Рабочая таблица

16 38 98 29 54                    
80 92 46 56 35                    
43 21 8 40 2                    
65 84 99 7 77                    
13 67 60 34 18                    

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

После завершения выполнения задания результат сверя­ется по проверочной таблице. Если Вы за определенное вре­мя правильно расставили 18 и более цифр, то следует счи­тать, что у Вас хороший, достаточный для успешного выпол­нения деятельности объем внимания. 15—17 цифр — с объемом внимания у Вас благополучно; 12—14 цифр — объ­ем внимания средний, есть смысл заняться его тренировкой; 11 и менее цифр — Вам нужно серьезным образом заняться тренировкой объема внимания.

Проверочная таблица

2   7   8   13   16  
18   21   29   34   35  
38   40   43   46   54  
56   60   65   67   77  
80   84   92   98   99  

Задание 7. Методика исследования избирательности внимания

Шаг 1. Инструкция

Перед Вами тестовый материал с напечатанными в нем построчно буквами. Постарайтесь обнаружить в нем слова и подчеркнуть их, например:

ПЮКЛБЮСРАДОСТЬУФРНКП.

Работать следует быстро, поскольку время выполнения задания фиксируется.

Тестовый материал

БСОЛНЦЕТРШОЦРАЙОНЗГУЦНОВОСТЬХЭЬГЧАФАКТУЕКЭКЗАМЕНТРОЧ ЯГШГЦПРОКУРОРГЦРЕТАБЕСТЕОРИЯЕНТЕДЖЗБЬАМХОККЕЙЫХТРОНЦЫ ФЩУЙГЗХТЕЛЕВИЗОРБОДЦЖШЗХЮЭЛГШЬБПАМЯТЬШОГХЕЮЖИНДРОШ ХЭНЗВОСПРИЯТИЕИЕЦУКЕВДШИЗХЬВАФЫАПРОДЦБЛЮБОВЬАБФЫРПЛО ЕСЛЖСПЕКТАКЛЬЯЧСИМТЬБАЮЖЮЕРАДОСТЬВУФЦНЭЖЦЛКРИНАРОДШ ЛДЖЬХЭГНЕОКУЫФЙШРЕПОРТАЖЗЖДОРЛАФЫВЮЭФБЬДЬКОНКУРСЗЖ ЙФЯЧЫЦУВСКАПФЛИЧНОСТЬЭХЖЭЬСЮДШНГЛЬЩЖЭПРПЛАВАНИЕДТЛ ЭЗБЬТРЛШРЖНПРКЫВКОМЕДИЯЪШЛДКЦУЙФОТЧАЯНИЕЗФРЯЧАТЛДЖЭ ХТЬФТАСЕНЛАБОРАТОРИЯГШДШНРУЦГРГШЩТЛОСНОВАНИЕЗШРЭМЪТД ИТАОНРИКГВМСТРПСИХИАТРИЯБПЛМЕТЧЬЙФЯОНТЗАЦЭЬАНТЗАХТЛИО

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

Показателями уровня выраженности избирательности внимания в данном исследовании являются: время выпол­нения задания и количество ошибок и пропусков при отыс­кании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов:

 

1. Солнце      2. Район            3. Новость        4. Факт             5. Экзамен

6. Прокурор     7. Теория          8. Хоккей        9. Трон               10. Телевизор

11. Память        12. Восприятие     13. Любовь        14. Спектакль       15. Радость

16. Народ       17. Репортаж       18. Конкурс        19. Личность       20. Плавание

21.Комедия        22.Отчаяние          23.Лаборатория         24.Основание       25.Психиатрия­   

Результаты оцениваются при помощи таблицы. Баллы на­числяют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.

Время, секунды Балл Уровень выражен- ности избиратель- ности внимания Время, секунды Балл Уровень выражен- ности избиратель- ности внимания Время, секунды Балл Уровень выражен- ности избиратель- ности внимания
250 и более   0 Низкий   180 - 189   7 Средний   110 - 119   14 Высокий  
240 - 249   1 — » —   170 - 179   8 — »—   100 - 109   15 — » —  
230 - 239   2 — »—   160 - 169   9 — »—   90 - 99   16 — » —  
220 - 229   3 — » —   150 - 159   10 — » —   80 - 89   17 -»-  
210 - 219   4 — » —   140 - 149   11 — » —   70 - 79   18 — »—  
200 - 209   5 — »—   130 - 139   12 — » —   60 - 69   19 — » —  
190 - 199 6 — » — 120 - 129 13 -»- Менее 60 20 Очень высокий

 

Баллы дают возможность количественно устано­вить уровень выраженности избирательности внимания. В слу­чае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину низкой избира­тельности внимания. Ею могут быть: состояние сильного эмо­ционального переживания, внешние помехи, приведшие к фру­страции испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.

Очень высокий уровень избирательности внимания — это свидетельство феноменальной психической активности человека.

В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью.

&

Веккер Л.М. Психические процессы: В 3т. — Т3. — Л., 1981. (Внимание и психологическое время: 271—285).

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. (Внимание и сознательный контроль: 151 —183).

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. — Т.3. — М., 1983. (Овладение вниманием: 205—239).

Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990. (Внимание: 5—30).

Развитие творческой активности школьников. — М., 1991. (Развитие внимания: 79—104).

Суворов Н.Ф., Таиров О.П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. — Л., 1985. (Общие принципы функционирования систем избирательного внимания: 249—261.)

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. III. — М., 1970. (Уровни бодрствования и внимание: 97—146).

Хрестоматия по вниманию.— М., 1976. (Сознание и внимание (В. Вундт): 3—25. Внимание (Э. Б. Титченер): 26—46. Внимание (У. Джемс): 50—65. Психоло­гия внимания (Т. Рибо): 66—102. Внимание (Н. Н. Ланге): 107—144. О теории и воспитании внимания (Н. Ф. Добрынин): 243—259. Установка у человека (Д. Н Уз­надзе): 260—270).

Чистякова М. И. Психогимнастика. — М., 1990. (Методические рекомен­дации для развития памяти, внимания, эмоциональной экспрессии и моторики у де­тей 4—7 лет: 45—51).

 

6. Тема "Память" (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Общее представление о памяти.

Значение памяти в жизни человека. Развернутое определение памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.

2. Виды памяти и их особенности.

Основания для классификации видов памяти. Разновидности памяти. Кратковременная память человека. Долговременная память человека. Взаимосвязь и взаимодействие кратковременной и долговременной памяти.

3. Индивидуальные различия памяти у людей.

Количественные индивидуальные особенности памяти. Качественные характеристики индивидуальной памяти. Связь памяти с личностью человека. Нарушения памяти (амнезии). Память и мотивация (объяснение забывания).

4. Теории и законы памяти.

Ассоциативная теория памяти. Гештальттеория памяти. Смысловая теория памяти. Психоаналитическая теория памяти. Деятельностная теория памяти. Информационно-кибернетическая теория памяти. Законы памяти и факты из ее исследований. Явление реминисценции.

5. Формирование и развитие речи.

Основные линии развития памяти человека в фило- и онтогенезе. Теория филогенетического развития памяти П.П.Блонского. Культурно-историческая теория развития памяти Л.С.Выготского. Развитие непосредственного и опосредствованного запоминания у детей по А.Н. Леонтьеву. Факторы, влияющие на развитие памяти. Практические выводы и рекомендации по улучшению памяти.

?

1. Виды памяти у человека.

2. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

3. Теории памяти в психологии.

4. Факторы, определяющие развитие памяти у человека.

G

1. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

2. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.

3. Сравнительный анализ основных механизмов   памяти по ее психологическим теориям.

4. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

1. Что такое память?

2. Какую роль играет память в жизни человека?'

3. Какие процессы выделяются в памяти?

4. Какие функции выполняет каждый процесс?

5. Перечислите основные критерии классификации памяти.

6. Чем отличается произвольная память от непроизвольной?

7. Назовите основные виды памяти в зависимости от длите­льности хранения информации

8. Охарактеризуйте двигательную, эмоциональную, образ­ную и словесно-логическую память.

9. Назовите основные закономерности памяти и охарактери­зуйте их

10. Приведите примеры приемов запоминания и воспроизве­дения.

Задание 1. Спроектируйте психологические воздействия или жиз­ненные ситуации, ориентированные на актуализацию следующих видов памяти:

а) кратковременной, долговременной, оперативной;

б) двигательной, эмоциональной, образной (зритель­ной, слуховой, вкусовой, обонятельной, осязательной, словесно-логической;

в) произвольной и непроизвольной;

г) натуральной и культурной;

д) предметной и психологической.

Задание 2. Определите, какие особенности или закономерности памяти детей взяты за основу при разработке следующих психолого-педагогических рекомендаций.

1. Для того чтобы ученик лучше запоминал напи­сание словарных слов, учитель должен чаще давать их ему под запись.

2. При наличии еще и хорошего музыкального слуха у ребенка родители могут смело отдавать его в музыкальную студию.

3. Для лучшего запоминания правил, стихов и т. п. та­кому ребенку целесообразно использовать прием проговаривания вслух.

4. Родителям и учителям следует пояснять этому маль­чику, что простым «зазубриванием» невозможно добиться хороших результатов в учебе, поскольку со временем усложняется учебный материал.

5. Эту ученицу учитель может без опасения попросить пересказать текст только что прочитанного изложения, поскольку она способна легко справиться с этим задани­ем.

6. Чтобы облегчить запоминание нового материала та­ким учащимся, учителю физики следует больше записы­вать по ходу объяснения формулы, делать схематические рисунки или использовать готовые плакаты, соответству­ющие изучаемой теме.

7. Обеспечить победу в конкурсе на отгадывание при­готовленного блюда с закрытыми глазами он сможет без сомнения, поэтому учителю нужно обязательно включить его в команду от класса для участия в празднике «Сладко­ежка».

8. Чтобы школьница поняла, что заучивание правил и текстов параграфов не поможет ей стать отличницей, учи­теля должны после того, как она ответит, задавать ей до­полнительный вопросы, просить привести примеры, пе­ресказать текст еще раз своими словами.

9. Родители могут не беспокоиться по поводу того, что их сын не выучит письмо Онегина к Татьяне, если маль­чик твердо решил ответить завтра на уроке литературы на «пять».

10. Для лучшего усвоения детьми правил пожарной бе­зопасности преподавателю ОБЖ целесообразно сводить их в музей пожарной охраны.

11. Чтобы детям было проще запомнить басню «Стреко­за и муравей», учителю можно дать им задание пригото­вить по ее сюжету книжку-малышку.

12. Для того чтобы дети лучше запомнили пройденный материал, нужно в конце урока повторить все пройденные правила.

13. Этого подростка учитель физкультуры может попро­сить провести за себя разминку с классом, которая состоит из комплекса упражнений, разученных на предыдущих уро­ках.

14. Для лучшего запоминания стихотворений этому уче­нику следует повторять их через каждые 15—20 минут до полного заучивания.

15. Чтобы дети лучше справились с пересказом сказки «Два Мороза», учителю следует на уроке организовать ра­боту над текстом: разбить его на смысловые части, озагла­вить каждую из них и т. д.

16. Чтобы летние каникулы надолго запомнились го­родским детям, родителям неплохо бы устроить семейную поездку на рыбалку или в лес за грибами и ягодами.

17. Для того чтобы ученики прочно усвоили правило склонения имен существительных, учитель может ска­зать, что они обязательно пригодятся им как при изуче­нии других именных частей речи, так и вообще в дальней­шей жизни.

18. Для того чтобы дети хорошо запомнили ряд чисел после однократного прочтения, необходимо, чтобы коли­чество чисел не превышало 7.

Задание 3. Определите объем оперативной памяти с помощью ме­тодики 10 слов. Для выполнения задания разделитесь на пары (экспериментатор и испытуемый) и подготовьте спи­ски из 10 слов. Слова должны быть недлинными (в переде­лах 8 знаков) и не связанными по смыслу или ассоциатив­но. Спокойно и размеренно прочтите список слов своему соседу и попросите его сразу же воспроизвести их в любой последовательности. Вы в это время должны отмечать их по списку. Количество правильно воспроизведенных слов является показателем объема памяти. После выполнения процедуры поменяйтесь ролями и проделайте то же самое. Определите, соответствует ли объем вашей памяти уста­новленным нормативам.

Задание 4. На экспериментальном материале проработайте неко­торые закономерности процесса запоминания. Для вы­полнения задания разделитесь на пары: экспериментатор и испытуемый. Экспериментатор готовит список не свя­занных по смыслу или ассоциативно слов (всего 15) и раз­меренно зачитывает их испытуемому, после чего просит сразу же воспроизвести те из них, которые ему удалось за­помнить, и отмечает их в списке. Затем процедура повто­ряется необходимое количество раз до полного заучива­ния всех слов. По итогам эксперимента составьте таблицу, в которой будет отражена динамика и последовательность запоминания.

 

Слова

 

Номер воспроизведений

Количество упоминаний

 

 

1 2 3 4 5
1              
2              
3              
4              
5              
6              
7              
9              
10              
11              
12              
13              
14              
15              

Всего:

                       

Сделайте необходимые выводы по динамике и после­довательности запоминания. Установите, обнаруживается ли «эффект края». После окончания процедуры постарай­тесь установить приемы воспроизведения материала.

Задание 5. На основе экспериментального исследования установи­те влияние на запоминание специальных приемов. Для вы­полнения задания, как в предшествующем случае, раздели­тесь на пары. Экспериментатор готовит список из 15 слов и зачитывает их испытуемому. Последний же для лучшего запоминания придумывает с каждым произнесенным словом предложения. Желательно, чтобы из них сложился связный рассказ. После зачитывания всех слов испытуемый должен воспроизвести их, а экспериментатор — зафиксировать в протоколе. Для получения окончательных выводов срав­ните полученные данные с результатами первого воспро­изведения в предшествующем задании.

Задание 6. Используя закономерности работы памяти, подготовь­те психолого-педагогические рекомендации для эффек­тивного запоминания учебного материала.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 328.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...