Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Краткое содержание дисциплины




Пояснительная записка

Предлагаемая программа курса общей психологии призвана, совместно с другими нормативными курсами, обеспечить общую теоретическую подготовку студентов, служить основой для изучения последующих дисциплин, составляющих содержание специализации. Основная цель изучения общей психологии заключается в том, чтобы ознакомить студентов с современными психологическими теориями, моделями и концепциями формирования, развития и функционирования психики человека в целом, ее структурных компонентов, с закономерностями развития и функционирования личности человека, отдельных личностных и индивидных свойств, качеств и характеристик в процессе развития и жизнедеятельности человека, структуру и закономерности функционирования деятельности личности. Главная задача курса состоит в том, чтобы научить студентов реализовывать полученные знания на практике, как при организации образовательного процесса, так и при оценке конкретных психологических исследований в области общей психологии.

Требования к уровню подготовки студентов определяются содержанием Государственного образовательного стандарта.

Уровень подготовленности студентов по курсу "общая психология" должен соответствовать следующим критериям:

Иметь представление о методологических основах общей психологии, ее специфической структуре, феноменологии, ориентироваться в проблемах теоретической и экспериментальной психологии, уметь осветить принципиальные подходы к их решению, овладеть определенным научным понятийным аппаратом и методами психологического исследования.

Иметь представление об основных понятиях курса: психика, сознание, бессознательное; личность, деятельность, межличностные отношения, группы; ощущениеия, восприятие, память, внимание, мышление, речь; эмоции, способности и задатки, знания, умения и навыки, потребности и мотивы, темперамент и характер. Понимать природу и закономерности формирования знаний, умений и навыков, развития творческого мышления, а также психических и нравственных качеств личности.

Понимать сущность современных теорий и концепций происхождения и функционирования познавательной сферы человека, его сознания, личности и деятельности, индивидных и личностных качеств; уметь их классифицировать, выделять основные параметры, давать характеристику наиболее известным современным их моделям и гипотезам.

Знать общую структуру психики человека, методологию и методы ее исследования, уметь практически применять основные исследовательские методы и приемы и соответственно интерпретировать их результаты, применять полученные теоретические знания в практической деятельности.

Материальное обеспечение дисциплины: учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники психодиагностических тестов, словари, практикумы по общей психологии.

Объем дисциплины*

         

    Всего                                                  144 часа

     в том числе: внеаудиторная работа 72 часа.

                          аудиторная работа      72 часа

             из них: лекции                          36 часов

                          семинарские занятия  36 часов.

                   Форма итогового контроля:   зачет – 2 семестр**.

*Примечание: данный объем дисциплины приведен на основании учебных планов факультета физической культуры и спорта ЛГПУ. Учебные планы других факультетов ЛГПУ могут отводить меньший объем на преподавание общей психологии. В этом случае рекомендуется, придерживаясь описываемых ниже содержания и структуры дисциплины, по усмотрению преподавателя объединять отдельные темы, соответствующим образом уменьшая объем учебной информации.

**Примечание: в зависимости от учебного плана факультета (специальности) форма итогового контроля может варьироваться.

Краткое содержание дисциплины

Система феноменов, которые изучаются в современной психологии, жизненная роль соответствующих явлений. Деление пси­хических явлений на процессы, свойства и состояния. Поведение и деятельность как предмет психологии. Основные общие и частные понятия, которые описываются изучаемые в психологии явления.

Психология как система наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Структура психологии.

Проблема метода психологического исследо­вания. Современные подходы к классификации методов психологического исследования. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике.

Основы психофизиологии (физиология ВНД).

Модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н.Соколову. Учение Н.А.Бернштейна об участии психики в регу­ляции движений. Психофизиологическая поведенческая теория К.Халла. Функцио­нальная система по П.К.Анохину.

Физиологические механизмы, структуры мозга и телесные органы, принимающие участие в формировании ощущений. Доминанта и ориентировочный рефлекс. Органические основы мотивации и эмоций. Концепция эмо­ций Ч. Дарвина. Теории Джемса — Ланге, Кеннона — Барда.

Проблемы генотипического и средового, биологического и социального в детерминации психического и поведен­ческого развития человека. Взаимо­действие генотипа и среды в развитии организма, формировании психики и пове­дения. Сущность и происхождение психики. Особенности психического отражения. Нервная система и ее роль в развитии психики.

Гипотеза Леонтьева – Фабри. Виды интеллектуального пове­дения у животных. Ориентировочно-исследовательская фаза в деятельности животных.

Понятие высшей психиче­ской функции. Основные источники развития высших психических функций у человека. Отличие высших психических функций от их элементарных форм. Источники познавательного и личностного развития человека. Основные отличительные признаки человеческой деятельности.

Познавательные процессы, интеллект, эмоции и мотивация поведения у человека и животных, особенности их общения. Биосоциальная природа человека в объяснении и пред­сказании его поступков.

Понятие сознания. Основные признаки сознания.

Предпосылки и условия возникновения сознания. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания.

Понятие бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений.

Понятие об ощущениях. Происхождение ощу­щений. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека. Субсенсорные ощущения, их зна­чение и экспериментальные доказательства существования.

Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Основы психофизики.

Отличие восприятия от ощущений. Явление объективизации в восприятии. Основные свойства образа восприятия. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы.

Восприятие и механизмы работы мозга. Последовательность перцептивных актов, включенных в процесс восприятия.

Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Свойства внимания.

Функции внимания. Роль внимания в познании, деятельности и общения человека. Виды внимания. Теории и концепции внимания. Низшие и высшие формы внимания.

Понятие памяти. Процессы памяти. Виды памяти. Подходы к классификации видов памяти. Характеристики отдельных видов памяти.

Индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики. Нарушения памяти при различных заболеваниях.

Законы памяти.

Теории и концепции памяти.

Приемы улучшения памяти. Явление интерференции.

Понятие мышления. Мышление как деятельность. Виды, операции и процессы и формы мышления. Индивидуальные особенности мышления.

Теории, концепции и гипотезы мышления и его развития. Методы изучения мышления.

Мышление и творчество.

Слово как единица мышления и речи. Понятие и его функции. Внутренняя речь, ее значение, структура и функции.

Становление, функционирование и развитие речи. Механизмы усвоения речи.

Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Виды воображения.

Роль воображения. Основные функции воображения.

Связь творчества и воображения.

Взаимосвязь и взаимодействие воображения с органическими процессами. Идеомоторный акт.

Научное определение понятия «личность». Индивид, лич­ность, индивидуальность.

Три основных исторических периода в изучении личности. Экспериментальный подход в изучении личности. Проблемы изучения личности.

Дифференциация направлений в исследованиях личности в 30-е годы XX в. Классификация современных психологических теорий личности, ее основания. Новей­шие тенденции в теоретической разработке психологических проблем личности.

Концепции развития личности.

Устойчивость и изменчивость личности. Теория социального научения и вопрос об устойчивости личности.

Социализация, ее определение и значение для формирования и развития человека как личности. Теория социального научения, процессы, ме­ханизмы, источники и закономерности социализации

Идентификация как важный механизм социализации личности.

Подражание, внушение, социальная фацилитация, конформность и следование установленным нормам.

Культура в контексте психологического знания. Культура как социальный феномен. Культурное влияние: способы и каналы. Культура как формирующая среда. Культурная интерпретация поведения и отношений человека. Культура и мышление. Культура и сознание. Понятие о темпераменте. Виды темпераментов.

Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Свойства темперамента.

Понятие индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности.

Связь темперамента с основными свойствами личности.

Общее понятие характера. Черты и свойства характера. Характер и тем­перамент. Характер и другие черты личности

Общие основания для построения типологии характеров. Характеристика основных подходов к типологии характера.

Происхождение характера. Факторы формирования характера. Проблема перевоспитания характера.

Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Функции эмоций. Отличие эмоций от ощущений и чувств. Классификация и виды эмоций. Параметры оценки эмоциональных процессов и состояний.

Теории и концепции эмоций.

Эмоции и чувства и их индивидуальное своеобразие. Высшие чувства. Развитие эмоционально-личностной сферы у человека.

Способности, знания, умения и навыки. Три различных определения способностей. Виды способностей. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Способности и успешность деятельности. Понятие одаренности.

Понятие за­датков. Связи способностей и задатков. Спо­собности, задатки и индивидуальные различия.

Межполовые индивидуальные различия в задатках и способностях.

Условия и предпосылки для формирования социальных способностей. Понятие функционального органа как анатомо-физиологической основы прижизненно складывающихся человеческих способностей.

Становление способностей, их формирование и развитие. Условия развития способностей.

Воля и ее основные признаки. Первичные, вторичные и третичные волевые качества личности.

Теоретические исследования воли. Волевая регуляция поведения. Волевое действие и его особенности. Воля и мотивация деятельности. Рефлексия и воля.

Природа волевого действия. Воля, сознание и речь. Структура волевого действия. Наличие препятствий, борьба мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Принятие и исполнение волевого решения.

Основные направления развития воли. Воля и фор­мирование высших психических функций человека.

Понятия мотива и мотивации как детерминант поведения. Основные проблемы мотивационного объяснения поступков. Соотношение мотивов, потребнос­тей и целей. Строение мотивационной сферы человека. Параметры оценки степени развитости мотивационной сферы. Интересы, задачи, желания, намерения как мотивационные диспозиции. Понятие о мотивации как о сознательном и бессознательном процессе.

Теории, концепции и модели мотивации.

Мотивация, самооценка и уровень притязаний. Потреб­ность в общении (аффилиация). Мотив власти, его проявление. Мотивация просоциального поведения. Альтруизм и эмпатия как мотивы. Мотивация агрессивности и фрустрация.

Деятельность, поведение и активность. Специфика, атрибуты и структура деятельности. Действия, операции и средства осуществления деятельности. Мотивация деятельности. Компоненты деятельности.

Виды деятельности: труд, учение, общение и игра. Деятель­ность и развитие человека. Закономерности формирования различных видов деятельности.

Зависимость развития психических процессов человека от его деятельности. Идентичность строения внешней (практической) и внутрен­ней (психической) деятельности.

Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Образование умений и навыков. Виды навыков и их характеристики. Понятие привычки и ее место в структуре деятельности.

Понятие группы. Виды групп. Характеристики групп. Параметры групп. Подходы к классификации групп.

Уровень социально-психологического развития группы.

Методы изучения малых групп и коллективов. Критические периоды в развитии группы, их значе­ние и пути преодоления.

Развитие от­ношений в группе.

Основные факторы положительного воздействия группы на индивида.

Воздействие массы и толпы людей на поведение индивида. Деиндивидуализация, ее причины и следствия. Конформизм.

Имплицитная теория личности. Эффект новизны и его проявление в сфере межличностного восприятия. Эффект первичности. Индивидуальные различия в восприятии и понимании людьми друг друга. Условия правильности восприятия и оценки человека как личности. Факторы, препятствующие правильному восприятию и пониманию людей.

Понятие психологического климата и его составляющие. Межличностные конфликты в группе, их типология и пути разрешения. Фрустрация, ее генезис и проявление в группе. Фрустрация и агрессия.

Общение: содержание, цели и средства. Виды общения у человека и животных, их дифференциация по содержа­нию, целям и средствам.

Общение и деятельность как формы социальной активности.

Особая роль раннего онтогенетического общения для последующего пси­хического развития индивида. Значение различных видов общения для развития че­ловека.

Техника и приемы общения. Понятие обратной связи и механизмы ее действия. Коммуникатив­ные способности.

Филогенетические и онтогенетические аспекты развития об­щения. Становление и использование речи как средства общения. Совершенствование содержания, це­лей и средств общения.

Тематический план учебного курса

"Общая психология"

Разделы и темы

Формы занятий

Лекции Семинары
Раздел 1

Введение в психологию

Тема 1 Предмет, задачи и методы психологической науки 2 2
Тема 2 Естественнонаучные основы психологии 2 2
Тема 3 Развитие психики и сознания 2 2
Раздел 2

Психология познавательных процессов

Тема 4 Ощущения и восприятие 2 2
Тема 5 Внимание 2 2
Тема 6 Память 2 2
Тема 7 Мышление и речь 2 2
Тема 8 Воображение 2 2
Раздел 3

Психология личности

Тема 9 Введение в психологию личности 4 4
Тема 10 Темперамент 2 2
Тема 11 Характер 2 2
Тема 12 Эмоции и чувства 2 2
Тема 13 Способности и воля 2 2
Тема 14 Мотивация 2 2
Тема 15 Личность и деятельность 2 2
Раздел 4

Личность и общество

Тема 16 Личность и межличностные отношения 2 2
Тема 17 Личность и общение 2 2

Итого:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 513.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...