Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Краткое содержание дисциплиныСтр 1 из 10Следующая ⇒
Пояснительная записка Предлагаемая программа курса общей психологии призвана, совместно с другими нормативными курсами, обеспечить общую теоретическую подготовку студентов, служить основой для изучения последующих дисциплин, составляющих содержание специализации. Основная цель изучения общей психологии заключается в том, чтобы ознакомить студентов с современными психологическими теориями, моделями и концепциями формирования, развития и функционирования психики человека в целом, ее структурных компонентов, с закономерностями развития и функционирования личности человека, отдельных личностных и индивидных свойств, качеств и характеристик в процессе развития и жизнедеятельности человека, структуру и закономерности функционирования деятельности личности. Главная задача курса состоит в том, чтобы научить студентов реализовывать полученные знания на практике, как при организации образовательного процесса, так и при оценке конкретных психологических исследований в области общей психологии. Требования к уровню подготовки студентов определяются содержанием Государственного образовательного стандарта. Уровень подготовленности студентов по курсу "общая психология" должен соответствовать следующим критериям: Иметь представление о методологических основах общей психологии, ее специфической структуре, феноменологии, ориентироваться в проблемах теоретической и экспериментальной психологии, уметь осветить принципиальные подходы к их решению, овладеть определенным научным понятийным аппаратом и методами психологического исследования. Иметь представление об основных понятиях курса: психика, сознание, бессознательное; личность, деятельность, межличностные отношения, группы; ощущениеия, восприятие, память, внимание, мышление, речь; эмоции, способности и задатки, знания, умения и навыки, потребности и мотивы, темперамент и характер. Понимать природу и закономерности формирования знаний, умений и навыков, развития творческого мышления, а также психических и нравственных качеств личности. Понимать сущность современных теорий и концепций происхождения и функционирования познавательной сферы человека, его сознания, личности и деятельности, индивидных и личностных качеств; уметь их классифицировать, выделять основные параметры, давать характеристику наиболее известным современным их моделям и гипотезам. Знать общую структуру психики человека, методологию и методы ее исследования, уметь практически применять основные исследовательские методы и приемы и соответственно интерпретировать их результаты, применять полученные теоретические знания в практической деятельности. Материальное обеспечение дисциплины: учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники психодиагностических тестов, словари, практикумы по общей психологии. Объем дисциплины*
Всего 144 часа в том числе: внеаудиторная работа 72 часа. аудиторная работа 72 часа из них: лекции 36 часов семинарские занятия 36 часов. Форма итогового контроля: зачет – 2 семестр**. *Примечание: данный объем дисциплины приведен на основании учебных планов факультета физической культуры и спорта ЛГПУ. Учебные планы других факультетов ЛГПУ могут отводить меньший объем на преподавание общей психологии. В этом случае рекомендуется, придерживаясь описываемых ниже содержания и структуры дисциплины, по усмотрению преподавателя объединять отдельные темы, соответствующим образом уменьшая объем учебной информации. **Примечание: в зависимости от учебного плана факультета (специальности) форма итогового контроля может варьироваться. Краткое содержание дисциплины Система феноменов, которые изучаются в современной психологии, жизненная роль соответствующих явлений. Деление психических явлений на процессы, свойства и состояния. Поведение и деятельность как предмет психологии. Основные общие и частные понятия, которые описываются изучаемые в психологии явления. Психология как система наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Структура психологии. Проблема метода психологического исследования. Современные подходы к классификации методов психологического исследования. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике. Основы психофизиологии (физиология ВНД). Модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н.Соколову. Учение Н.А.Бернштейна об участии психики в регуляции движений. Психофизиологическая поведенческая теория К.Халла. Функциональная система по П.К.Анохину. Физиологические механизмы, структуры мозга и телесные органы, принимающие участие в формировании ощущений. Доминанта и ориентировочный рефлекс. Органические основы мотивации и эмоций. Концепция эмоций Ч. Дарвина. Теории Джемса — Ланге, Кеннона — Барда. Проблемы генотипического и средового, биологического и социального в детерминации психического и поведенческого развития человека. Взаимодействие генотипа и среды в развитии организма, формировании психики и поведения. Сущность и происхождение психики. Особенности психического отражения. Нервная система и ее роль в развитии психики. Гипотеза Леонтьева – Фабри. Виды интеллектуального поведения у животных. Ориентировочно-исследовательская фаза в деятельности животных. Понятие высшей психической функции. Основные источники развития высших психических функций у человека. Отличие высших психических функций от их элементарных форм. Источники познавательного и личностного развития человека. Основные отличительные признаки человеческой деятельности. Познавательные процессы, интеллект, эмоции и мотивация поведения у человека и животных, особенности их общения. Биосоциальная природа человека в объяснении и предсказании его поступков. Понятие сознания. Основные признаки сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Понятие бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений. Понятие об ощущениях. Происхождение ощущений. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека. Субсенсорные ощущения, их значение и экспериментальные доказательства существования. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Основы психофизики. Отличие восприятия от ощущений. Явление объективизации в восприятии. Основные свойства образа восприятия. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы. Восприятие и механизмы работы мозга. Последовательность перцептивных актов, включенных в процесс восприятия. Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Свойства внимания. Функции внимания. Роль внимания в познании, деятельности и общения человека. Виды внимания. Теории и концепции внимания. Низшие и высшие формы внимания. Понятие памяти. Процессы памяти. Виды памяти. Подходы к классификации видов памяти. Характеристики отдельных видов памяти. Индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики. Нарушения памяти при различных заболеваниях. Законы памяти. Теории и концепции памяти. Приемы улучшения памяти. Явление интерференции. Понятие мышления. Мышление как деятельность. Виды, операции и процессы и формы мышления. Индивидуальные особенности мышления. Теории, концепции и гипотезы мышления и его развития. Методы изучения мышления. Мышление и творчество. Слово как единица мышления и речи. Понятие и его функции. Внутренняя речь, ее значение, структура и функции. Становление, функционирование и развитие речи. Механизмы усвоения речи. Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Виды воображения. Роль воображения. Основные функции воображения. Связь творчества и воображения. Взаимосвязь и взаимодействие воображения с органическими процессами. Идеомоторный акт. Научное определение понятия «личность». Индивид, личность, индивидуальность. Три основных исторических периода в изучении личности. Экспериментальный подход в изучении личности. Проблемы изучения личности. Дифференциация направлений в исследованиях личности в 30-е годы XX в. Классификация современных психологических теорий личности, ее основания. Новейшие тенденции в теоретической разработке психологических проблем личности. Концепции развития личности. Устойчивость и изменчивость личности. Теория социального научения и вопрос об устойчивости личности. Социализация, ее определение и значение для формирования и развития человека как личности. Теория социального научения, процессы, механизмы, источники и закономерности социализации Идентификация как важный механизм социализации личности. Подражание, внушение, социальная фацилитация, конформность и следование установленным нормам. Культура в контексте психологического знания. Культура как социальный феномен. Культурное влияние: способы и каналы. Культура как формирующая среда. Культурная интерпретация поведения и отношений человека. Культура и мышление. Культура и сознание. Понятие о темпераменте. Виды темпераментов. Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Свойства темперамента. Понятие индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента с основными свойствами личности. Общее понятие характера. Черты и свойства характера. Характер и темперамент. Характер и другие черты личности Общие основания для построения типологии характеров. Характеристика основных подходов к типологии характера. Происхождение характера. Факторы формирования характера. Проблема перевоспитания характера. Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Функции эмоций. Отличие эмоций от ощущений и чувств. Классификация и виды эмоций. Параметры оценки эмоциональных процессов и состояний. Теории и концепции эмоций. Эмоции и чувства и их индивидуальное своеобразие. Высшие чувства. Развитие эмоционально-личностной сферы у человека. Способности, знания, умения и навыки. Три различных определения способностей. Виды способностей. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Способности и успешность деятельности. Понятие одаренности. Понятие задатков. Связи способностей и задатков. Способности, задатки и индивидуальные различия. Межполовые индивидуальные различия в задатках и способностях. Условия и предпосылки для формирования социальных способностей. Понятие функционального органа как анатомо-физиологической основы прижизненно складывающихся человеческих способностей. Становление способностей, их формирование и развитие. Условия развития способностей. Воля и ее основные признаки. Первичные, вторичные и третичные волевые качества личности. Теоретические исследования воли. Волевая регуляция поведения. Волевое действие и его особенности. Воля и мотивация деятельности. Рефлексия и воля. Природа волевого действия. Воля, сознание и речь. Структура волевого действия. Наличие препятствий, борьба мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Принятие и исполнение волевого решения. Основные направления развития воли. Воля и формирование высших психических функций человека. Понятия мотива и мотивации как детерминант поведения. Основные проблемы мотивационного объяснения поступков. Соотношение мотивов, потребностей и целей. Строение мотивационной сферы человека. Параметры оценки степени развитости мотивационной сферы. Интересы, задачи, желания, намерения как мотивационные диспозиции. Понятие о мотивации как о сознательном и бессознательном процессе. Теории, концепции и модели мотивации. Мотивация, самооценка и уровень притязаний. Потребность в общении (аффилиация). Мотив власти, его проявление. Мотивация просоциального поведения. Альтруизм и эмпатия как мотивы. Мотивация агрессивности и фрустрация. Деятельность, поведение и активность. Специфика, атрибуты и структура деятельности. Действия, операции и средства осуществления деятельности. Мотивация деятельности. Компоненты деятельности. Виды деятельности: труд, учение, общение и игра. Деятельность и развитие человека. Закономерности формирования различных видов деятельности. Зависимость развития психических процессов человека от его деятельности. Идентичность строения внешней (практической) и внутренней (психической) деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Образование умений и навыков. Виды навыков и их характеристики. Понятие привычки и ее место в структуре деятельности. Понятие группы. Виды групп. Характеристики групп. Параметры групп. Подходы к классификации групп. Уровень социально-психологического развития группы. Методы изучения малых групп и коллективов. Критические периоды в развитии группы, их значение и пути преодоления. Развитие отношений в группе. Основные факторы положительного воздействия группы на индивида. Воздействие массы и толпы людей на поведение индивида. Деиндивидуализация, ее причины и следствия. Конформизм. Имплицитная теория личности. Эффект новизны и его проявление в сфере межличностного восприятия. Эффект первичности. Индивидуальные различия в восприятии и понимании людьми друг друга. Условия правильности восприятия и оценки человека как личности. Факторы, препятствующие правильному восприятию и пониманию людей. Понятие психологического климата и его составляющие. Межличностные конфликты в группе, их типология и пути разрешения. Фрустрация, ее генезис и проявление в группе. Фрустрация и агрессия. Общение: содержание, цели и средства. Виды общения у человека и животных, их дифференциация по содержанию, целям и средствам. Общение и деятельность как формы социальной активности. Особая роль раннего онтогенетического общения для последующего психического развития индивида. Значение различных видов общения для развития человека. Техника и приемы общения. Понятие обратной связи и механизмы ее действия. Коммуникативные способности. Филогенетические и онтогенетические аспекты развития общения. Становление и использование речи как средства общения. Совершенствование содержания, целей и средств общения. Тематический план учебного курса "Общая психология"
|