Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Развитие психики и сознания




Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики. Особенности психического отражения. Сигнальный характер этого отражения. Способность восприятия имеющим психику организмом таких воздействий, которые не обладают биологической значимостью. Возникновение нервной системы и ее роль в дальнейшем развитии психики. Основной механизм совершенствования психического как высшего уровня регуляции деятельности организма. Материалистический и идеалистический подходы к решению данной проблемы.

Гипотеза А.Н.Леонтьева о стадиях и уровнях психического отражения у животных, ее уточнение и дальнейшая про­работка К.Э.Фабри. Роль практической деятельности и двигательной активности (манипуляции и органы манипулирования объектами), как факторов, определяющих уровень развития психики и поведения животных. Стадия элементар­ной сенсорной психики, ее низший и высший уровни. Стадия перцептивной психики, аналогичные уровни ее развития, включая наивысший. Виды интеллектуального пове­дения, наблюдаемые у животных. Выделение особой, ориентировочно-исследовательской фазы в деятельности животных. Использование передних конечностей как органа манипулирования. Идеалистическое понимание существования и развития психического начала в мире.

Понятие высшей психиче­ской функции. Основные источники развития высших психических функций у человека: изобретение и изготовление орудий, продуктивный, творческий характер дея­тельности, создание предметов материальной и духовной культуры, использова­ние речи и других знаковых систем как средств общения, организации мышления, хранения и передачи знаний. Отличие восприятия, внимания, памяти и мышления человека как высших психических функций от их элементарных форм, данных с рождения. Деятельность как источник познавательного, а общение — личностного развития человека. Основные отличительные признаки человеческой деятельности.

Познавательные процессы у животных и человека (ощущения, восприятие и память). Интеллект человека и животных, представления и мышление у них. Эмоциональная жизнь животных и человека. Мотивация поведения у человека и животных, особенности их общения. Проявле­ние в индивидуальном общественном поведении человека социального и природного начал. Необходимость учета биосоциальной природы человека в объяснении и пред­сказании его поступков.

Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные признаки сознания. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Сознание как обобщенное, словесно определенное отражение человеком действительности в ее сущностных и наиболее устойчивых инвариантных свойствах.

Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Возникновение и развитие у человека рефлексивной способности. Становление системы понятий. Изменение психологии и поведения людей под влиянием историче­ских событий. Успехи науки, культуры, промышленного производства, появление новых средств познания и саморегуляции (психической и поведенческой) — факто­ры, обеспечивающие развитие сознания. Основные направления развития сознания в современных условиях.

Понятие бессознательного. Проявления бессозна­тельного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Сновидения как проявление бессознатель­ного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений.

 

Раздел 2. Психология познавательных процессов

Тема 4. Ощущения и восприятие

Понятие об ощущениях. Происхождение ощу­щений. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека. Физические ха­рактеристики среды, порождающие ощущения. Многообразие ощущений и отражение множества значимых для человека свойств среды его обитания. Связь различных ощущений с объективными свойствами среды. Ощущения света как отражение электро­магнитных волн. Качественное кодирование этих волн в цвете. Ощущения слуха как отражение колебаний давления воздуха. Специфика обонятельных, осязательных, вкусовых ощущений. Кинестетические ощущения. Субсенсорные ощущения, их зна­чение и экспериментальные доказательства существования.

Количественные характеристики ощущений. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Психо­метрическая кривая. Примеры пороговых значений ощущений разных модальностей. Константа Вебера. Закон Вебера—Фехнера. Изменчивость абсолютного и относи­тельного порогов ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.

Отличие восприятия от ощущений. Явление объективизации в восприятии. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы: близость воспринимаемых элементов друг к другу, их сходство, естественное продолжение и замкнутость. Особенности восприя­тия человеком осмысленных плоскостных изображений. Восприятие человеком лица другого человека. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, вре­мени и движения. Механизмы восприятия формы предметов и их величины. Вос­приятие глубины и удаленности, направления и скорости движений. Восприятие времени.

Движение и его роль в различных видах восприятия. Устой­чивость образов восприятия. Значение умозаключений и жизненного опыта в восприя­тии. Восприятие и механизмы работы мозга. Восприятие, научение и мышление. Последовательность перцептивных актов, включенных в процесс восприятия. Раз­витие восприятия у детей.

Тема 5. Внимание

Явление и определение внимания. Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Определение внимания. Свойства внимания: устой­чивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем.

Функции внимания: активизация, обеспечение избирательности познавательных процессов. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общения человека. Природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредо­ванное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интел­лектуальное внимание.

Связь внимания с аффективным состоя­нием и волей человека. Теория внимания Т.Рибо. Роль движений в акте внимания. Внимание, объективация и установка человека. Концепция Д.Н.Узнадзе. Внима­ние как важная сторона ориентировочно-исследовательской деятельности. Теория П.Я.Гальперина.

Низшие и высшие формы внимания. Концепция Л.С.Выготского.

Тема 6. Память

Значение памяти в жизни и деятельности человека, в обучении, воспитании, общении с людьми. Определение памяти. Процессы памяти запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Основания для классификации видов памяти. Деление памяти по времени хранения информации на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, генетическую. Классификация видов памяти по органам чувств и использованию мнемических средств: образная, словесно-логи­ческая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредствованная. Особенности кратковре­менной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Явление замещения — замены информации в переполненной по объему кратковременной памяти. Труд­ности механического запоминания имен, фамилий и явление замещения. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость. Подсознательный характер долговременной памяти человека. Связь долговременной памяти с речью и мышлением, в частности с внутренней речью. Смысловая организация материала в долговременной памяти.

Индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики. Различия в объеме кратковременной памяти. Зрительная и эйдетическая память (пример из работы А.Р.Лурия — память Ш.) Связь эйдетический памяти с воображением, ее значение для художественно-творческой деятельности. Слуховая память и сфера ее профессионального использования. Логическая память. Нарушения памяти при различных заболеваниях. Связь этих нарушений с общими изменениями личности больного. Эффект Зейгарник и его психологическое объяснение.

Основные науки, занимающиеся памятью. Теории памяти в психологии. Ассоциативная теория памяти. Понятие ассоциации и ее основные виды по смыслу, смежности, сходству и контрасту. Гештальттеория памяти. Смысловая концепция памяти. Психоаналитическая теория памяти. Механизмы забывания по 3 Фрейду. Деятельностная теория памяти: концепция Выготского—Леонтьева. Информационно кибернетическая теория памяти. Основные факты из области психологических исследований памяти человека. Законы памяти. Явление реминисценции.

Основные изменения, которые в процессе развития происходят с памятью человека. Две линии развития: филогенетическая и онтогенетическая. Концепция развития памяти П.П.Блонского. Теория культурно-исторического развития памяти Л.С.Выготского. Развитие непосредственного и опосредствованного запоминания у детей по А.Н.Леонтьеву. Роль речи в управлении развитием мнемических процессов. Структурная организация запоминаемого материала. Подбор и использование эффективных стимулов средств для запоминания и припоминания. Другие приемы улучшения памяти. Воображение и память. Мысленные ассоциации и запоминание. Отрицательная роль интерференции при воспроизведении материала.

Тема 7. Мышление и речь

Мышление как обобщенное и опосредствованное от­ражение действительности в ее существенных свойствах и закономерных отно­шениях Связь мышления с решением задач, его нацеленность на открытие но­вого знания. Мышление как процесс активного, творческого познания и преоб­разования действительности. Мышление как деятельность. Виды, операции и процессы мышления. Теоретическое и практическое мышление, их подвиды: по­нятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Логические опе­рации мышления: индукция, дедукция, сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Основные формы и процессы мышления, суждение, понятие, умозаключение. Индивидуальные особенности мышления: самостоя­тельность, широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность.

Ассоциативная теория мышления. Логическая теория мышления, включающая операции анализа, обобщения, сравнения и классификации. Мышление как созерцание, решение задач и рефлексия. Взгля­ды на мышление в бихевиоризме и в гештальтпсихологии. Деятельностная теория мышления (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, О.К.Ти­хомиров). Методы изучения мышления

Условия, способствую­щие и препятствующие нахождению правильного решения творческих задач. Интуиция как вид творческого мышления Проявления творческого мышления в различных видах человеческой деятельности Мышление человека и компью­тера. Ранние проявления творческого мышления, пути его развития.

Концепция детского интеллекта и этапов его становления (по Ж. Пиаже). Стадии сенсомоторного интеллекта, дооперационального мышления, конкретных и формальных операций. Теория поэтапного развития умственных действий П.Я.Гальперина. Исследование процесса формирования понятий. Концепция развития понятий Л.С.Выготского и методика изучения этого процесса (методика Выготского — Сахарова). Групповые формы работы, стимулирующие развитие мышления. Техника «брейнсторминга».

Значение слова как единица мышления и речи. Опре­деление и функции понятия. Особенности начального периода развития мыш­ления у ребенка. Представление о внутренней речи, ее значение, структура я функции в работе интеллекта и общении Неразрывность связи между мыш­лением и речью, обеспечиваемая внутренней речью. Различие генетических корней мышления и речи. Экспериментальные доказательства существования внутрен­ней речи и ее существенной роли в процессах мышления (опыты А.Н.Соколо­ва). Эгоцентрическая речь как промежуточная форма между внешней и внутренней речью. Дискуссия Л.С.Выготского и Ж.Пиаже по вопросу о сущности и судьбе эгоцентрической речи в процессе психического развития. Становление и функционирование речи, развитие ее грамматиче­ских структур и коммуникативных функций. Механизмы усвоения речи. Дискуссия о врожденности способности к усвоению речи у человека. Фак­ты, свидетельствующие за и против врожденности предпосылок к усвоению речи.

Тема 8. Воображение

Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Виды воображения активное, пассивное продуктивное, репродуктивное — их особенности. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения.

Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии.

Связь процесса творчества с воображением. Два вида творческой фантазии: конкретный (образный) и абстрактный (логический), их связь с доминированием у человека правого и левого полушарий мозга. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Использование данного факта при конструировании проективных методик изучения личности типа ТАТ и теста Роршаха.

Взаимосвязь и взаимодействие воображения как идеального с органическими процессами как материальными. Психогенные чувства (чувство страха). Приспособительный характер физиологических реакций вызванных эмоционально насыщенным воображением умеренной силы. Идеомоторный акт. Проявление мыслей и чувств человека в его мимике, жестах, пантомимике, их использование в невербальном общении. Сон и сновидения. Психика и биогенные ритмы организма.

 

Раздел 3. Психология личности

Тема 9. Введение в психологию личности

Научное определение понятия «личность». Наличие и сосущест­вование множества разных определений этого понятия — следствие многогранности и сложности феномена личности. Необходимость и недостаточность каждого из этих определений. Интеграция научных дефиниций — путь получения наиболее разно­сторонней характеристики личности, общего представления о ней. Индивид, лич­ность, индивидуальность — понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Различия в содержании и объеме этих понятий.

Три основных исторических периода в изучении личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный, их особен­ности и влияние на современное состояние этой области знаний. Необходимость и сущность экспериментального подхода в изучении психологии личности. Вклад А.Ф.Лазурского, Г.Айзенка, Г.Оллпорта и Р.Кеттела в разработку проблем личности.

Дифференциация направлений в исследованиях личности в 30-е годы XX в. Классификация современных психологических теорий личности, ее основания. Три типа теорий личности: психодинамические, социодинамические и интеракционистские. Особенности экспериментальных и неэкспери­ментальных, структурных и динамических, ряда других теорий. Теория черт личности. Фрейдизм и неофрейдизм. Гуманистическая теория личности. Теория социального научения. Феноменологический подход. Концепция личности А. Н. Леонтьева. Новей­шие тенденции в теоретической разработке психологических проблем личности.

Зависимость решения вопроса о развитии личности от того, в русле какой теории он рассматривается. Тенденция к интегра­ции различных точек зрения Концепция развития личности Э.Эриксона, основания и принципы, на которых она строится. Две линии развития: нормальная и ано­мальная. Стадии развития и его возрастные этапы. Краткая характеристика основных личностных новообразований процесса развития, возникающих на каждой стадии. Общая оценка концепции Э.Эриксона Понимание личностного развития по Э.Фромму.

Жизненное значение феномена устойчивости личности. Трудность ответа на вопрос об устойчивости или изменчивости личности из-за множества свойств, которыми обладает человек и которые характеризуются различной степенью устойчивости. Устойчивость некоторых базисных и изменчивость ситуативных проявлений личности. Устойчивость как относительное постоянство поведения личности в типичных жизненных ситуациях. Психологические и поведенческие свойства человека, обнаруживающие большую устойчивость Зависимость устойчивости и измен­чивости личностных качеств от возраста, индивидуальных особенностей человека, его отношений с окружающими людьми. Сравнительно слабая устойчивость со­циальных установок, некоторых черт, проявляемых в системе межличностных отно­шений. Проблема предсказания устойчивости личности на основе наблюдений за ней в детском возрасте. Теория социального научения и вопрос об устойчивости личности.

Социализация, ее определение и значение для формирования и развития человека как личности. Теория социального научения, представление в ней ме­ханизмов и закономерностей социализации Источники социализации Основные механизмы социализации Общение, совместная деятельность, взаимное влияние друг на друга людей как процессы социализации

Идентификация как важный механизм социализации личности. Особенно­сти проявления идентификации у детей разного возраста. Полоролевая иденти­фикация. Психология и поведение детей разного пола в семье. Источники и ме­ханизмы полоролевой стереотипизации мышления и поведения.

Другие механизмы социализации: подражание, внушение, социальная фацилитация, конформность и следование установленным нормам. Способы при­обретения человеком социального опыта, роль в этом процессе поощрений и наказаний. Значение предвидения ожидаемых последствий в регуляции пове­дения человека.

Культура в контексте психологического знания. Культура как социальный феномен. Социальная символика. Культурное влияние: способы и каналы. Национальный менталитет, национальный характер.

Культура как формирующая среда. Культурация как специфический процесс формирования индивидуальности человека. Культурная интерпретация поведения и отношений человека. Культурная принадлежность, культурный шок. Культура и мышление. Культура и сознание.

Тема 10. Темперамент

Понятие о темпераменте. Виды темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. Отсутствие чистых типов темпераментов, их смешанность у большинства людей. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.

Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Психологическая характеристика темперамента, проявление его основных свойств: активности, темпа, продуктивности, возбудимости, тормозимости, переключаемости — применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека.

Понятие индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности. Общее и различное в темпераменте и в индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальный стиль деятельности как результат приспособления врожденных свойств нервной системы человека и других анатомо-физиологических способностей организма к требованиям той или иной деятельности.

Связь темперамента с основными свойствами личности. Темперамент, впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность человека. Темперамент и поступки. Темперамент и характер. Темперамент и способности человека.

Тема 11. Характер

Определение характера. Общее представление о характере. Характер как система наиболее устойчивых черт личности, проявляющих себя в различных видах деятель­ности, общения и взаимодействия человека с окружающими людьми. Характер и тем­перамент человека. Характер и другие черты личности

Общие основания для построения типологии характеров. Типология характеров Э.Кречмера: аргументы за и против. Система акцентуиро­ванных характеров по А.Е.Личко. Акцентуированные типы характеров по К.Леонгарду. Социальные типы характеров по Э.Фромму.

Истоки человеческою характера. Подражание окружающим людям и обращение взрослых с ребенком в раннем детстве—важные факторы формирования характера. Возраст от 2—3 до 9—10 лет как сензитивный дня становления основных черт характера. Ранние и поздние возрастные проявления характера детей. Проблема перевоспитания характера.

Место характера в общей структуре личности. Черты характера и другие черты личности. Экстраверсия и интроверсия как черты характера. Характер и защитные механизмы. Относительная независимость характеро­логических особенностей человека от тех черт его личности, которые являются недостаточно устойчивыми и могут меняться от ситуации к ситуации. Характер и воля человека. Характер и мотивация поведения.

Тема 12. Эмоции и чувства

Понятие об эмоциях.   Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Отличие эмоций от ощущений и чувств. Классификация и виды эмоций эмоции в узком смысле слова: настроение, аффект, страсть и стресс. Параметры, по которым оцениваются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения и неирофизиологическая основа.

Эволюционная теория Ч.Дарвина. Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций Джемса — Ланге. Теория эмоций Кеннона — Барда. Активационная теория эмоций Линдслея — Хебба. Когнитивные теории эмоций. Объяснение эмоций в русле теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Когнитивно-физиологическая теория эмоций С.Шехтера Информационная теория эмоций П.В.Симонова.

Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств. Совесть как одно из высших эмоционально моральных личностных качеств человека. Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве. Жизненные наблюдения Б.Спинозы относительно роли эмоций в регуляции личных взаимоотношений людей. Любовь как эмоциональное чувство. Развитие эмоционально-личностной сферы у человека.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...