Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задание 7. Методика исследования кратковременной, долговременной и эмоциональной памяти
Процедура исследования сводится к выполнению 10 идентичных заданий. Испытуемый должен выслушать, запомнить, а затем воспроизвести в тетради запомнившиеся слова в любой последовательности. Шаг 1. Инструкция Экспериментатор зачитывает 30 слов в ритме 1,5 сек. на одно слово. Вы должны постараться их запомнить и по команде занести в тетрадь. Последовательность воспроизведения слов роли не играет. Процедура повторяется 10 раз. Тестовый материал
Шаг 2. Обработка и анализ результатов После завершения работы экспериментатор зачитывает слова и их номера в задании (см. тестовый материал), а испытуемый сверяет свои записи и проставляет номера воспроизведенных в тетради слов. Для дальнейшего анализа результатов необходимо построить график, иллюстрирующий динамику воспроизведения слов. Пример графика представлен ниже.
Номер задания 10 9 . . . 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11……..16 17 ………..28 29 30 Номер слова в задании
Анализ результатов осуществляется с учетом следующих ключевых позиций: • «краевой эффект» памяти, выражающийся в том, что начальные и конечные слова списка запоминаются лучше, чем средние; • большая выраженность конечного подъема по сравнению с начальным, что связано с проявлением кратковременной памяти; • пик запоминания приходится на 16-й номер, что указывает на успешное запоминание эмоционально значимой информации.
& Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. (Функциональная структура памяти: 66—113). Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.— Т. 2.— М., 1982. (Память и ее развитие в детском возрасте: 381—395). Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.—Т. 3.— М., 1983. (Развитие мнемических и мнемотехнических функций: 239—254). Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.— М., 1983.— Т. I. (Развитие высших форм запоминания: 31—64). Общая психология. — М., 1986. (Память: 291—321). Познавательная активность в системе процессов памяти. — М., 1989. (Деятельностный подход к памяти: 7—10. Связь познавательной активности и памяти: 10—24. Связь произвольного и непроизвольного запоминания: 25—43). Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т.1. — М., 1989. (Память: 300—344). Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т.II. — М., 1987. (Проблемы психологии памяти: 5—294. О некоторых корреляциях в области памяти: 316—327). Хоффман И. Активная память. — М., 1986. (Репрезентация в памяти: 56—211. Организация памяти: 212—252. Создание новой информации в памяти: 253—276). Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. — М., 1979. (Общие амнезии — потери памяти (Т. Рибо): 25—48. Две памяти (А. Бергсон): 61—75. Память (Ц. Флорес): 244—270.)
7. Тема "Мышление и речь" (2 часа) Вопросы для обсуждения 1. Природа и виды мышления Понятие о мышлении его отличие от других познавательных процессов. Виды мышления их особенности. Операции мышления. Процессы мышления. Мышление и эмоции. Аутистическое и реалистическое мышление. Индивидуальные особенности мышления. 2. Творческое мышление Определение творческого мышления. Условия продуктивности творческого мышления. Факторы препятствующие творческому мышлению. Понятие интеллекта по Дж. Гилфорду. Тесты интеллекта и коэффициент интеллекта. Связь между коэффициентом интеллекта и жизненными успехами. 3. Теории мышления в психологии Ассоциативная теория мышления. Понимание мышления в бихевиоризме и в гештальтпсихологии. Логическая теория мышления (С.Л. Рубинштейн). Деятельностная теория мышления (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов). Информационно кибернетическая теория мышления. 4. Развитие мышления Альтернативные подходы к развитию мышления. Концепция развития детского интеллекта по Ж.Пиаже. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Теория развития понятий по Л.С.Выготскому. Информационная теория когнитивного развития. 5. Речь и ее функции. Речь как средство общения и обобщения. Виды речи и их назначение. Слово как понятие. Значение и смысл слова. Теории усвоения языка и развития речи. 6. Речь как средство общения. Обмен информацией между живыми существами — первоначальная функция речи. Общение животных (человекообразных обезьян) между собой. Отличие речи человека от речи животных. Проблема врожденности или приобретенности способности человека к усвоению и пользованию речью. Опыт обучения животных человеческой речи. 7. Речь как инструмент мышления. Неразрывная связь мысли и слова. Участие голосового аппарата в мышлении человека. Экспериментальное доказательство существования и роли внутренней речи в мышлении. Начальный период развития мышления у ребенка. 8. Соотношение мышления и речи. Значение слова как единицы мышления и речи. Внутренняя речь и ее особенности. Эгоцентрическая речь. Дискуссия Л. С. Выготского и Ж. Пиаже. Раздельное и общее в развитии мышления и речи. ? 1. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью. 2. Психология творческого мышления. 3. Понятие, тесты и коэффициент интеллекта. 4. Развитие мышления. 5. Виды и функции речи. 6. Коммуникативная речь у животных. 7. Понятие внутренней речи. 8. Феномен эгоцентрической речи. G 1. Проблемы и пути развития творческого мышления. 2. Личностные особенности творческого человека. 3. Средства развития мышления. 4. Сравнительный анализ мышления человека и машины (ЭВМ). 5. Теория развития языка и речи. 6. Отличие речи человека как средства общения от речи животных. 7. Соотношение речи и мышления. 8. Развитие речи и мышления. 1 Что такое мышление? 2. Какие функции выполняет мышление? 3. Сравните мышление с восприятием. 4. В каких условиях актуализируется мышление? 5. Назовите и охарактеризуйте основные мыслительные операции. 6. Выделите основные особенности наглядно-действенного, образного и вербального мышления. 7. Что такое психологическое мышление? Чем оно отличается от предметного мышления? 8. Чем отличаются репродуктивное и творческое мышление? Задание 1. Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? При ответе укажите все квалификационные характеристики мышления в соответствии с формой, характером познавательной реальности и характером продукта (результата): 1. Написание учеником сочинения на вольную тему. 2. Изготовление мастером сложной детали на токарном станке. 3. Составление бухгалтером отчета. 4. Собирание ребенком конструктора. 5. Проектирование дизайнером интерьера помещения. 6. Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях. 7. Составление руководителем характеристики на своего сотрудника. 8. Решение студентом задачи по теоретической механике. 9. Приготовление кондитером пирожных по новому рецепту. 10. Составление учителем вопросов к контрольной работе. 11. Постановка врачом диагноза пациенту на основании описанных симптомов. 12. Решение шахматистом шахматной партии на чемпионате. 13. Раскройка портнихой деталей будущего платья. 14. Составление архитектором будущего плана постройки. 15. Написание журналистом репортажа об увиденном событии. Задание 2. Разработайте учебные задания, позволяющие актуализировать у человека мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, классификация, сравнение). Каждая операция должна быть представлена двумя заданиями. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 523. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |