Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 3. Методика исследования рефлексивности мышления




Группа разделяется на пары по принципу: испытуемый и экспериментатор; впоследствии участники исследования меняются ролями. Испытуемому предлагается тестовый ма­териал с анаграммами; экспериментатор фиксирует время выполнения каждой анаграммы в протоколе исследования.

Шаг 1. Инструкция

Вам предлагаются для решения анаграммы, т.е. слова, по­лученные путем перестановки входящих в них букв. Необхо­димо работать быстро, поскольку время решения каждой анаграммы фиксируется.

                                                    Протокол исследования

Номер анаграммы   Время   Самоотчет испытуемого о решении анаграмм  
1        
2        
3        
4        
5        
6        
7        
8        
9        
10        
11        
12        
13        
14        
15        

Тестовый материал

1.ЛБКО                       6. ЕРАВШН            11. ОКАМДНРИ

2. РАЯИ                      7. РКДЕТИ              12. ЛГНИЗОМЕ

3. УПКС                      8. АШНРРИ            13. РБКАДОЛЕ

4. ГИАР                      9. ЛФЖАКО           14. ЛКБУИНАК

5. ТИГО                     10. РГПУАП            15. ТОРКТЫАК

 

После окончания исследования экспериментатор просит испытуемого объяснить, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли он последовательности расположения букв и ка­кие именно. Отчет испытуемого фиксируется в протоколе.

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

В ходе обработки результатов необходимо получить пока­затель уровня выраженности рефлексивности мышления, показатель времени решения задач и ранговый показатель сложности решения анаграммы.

Для получения показателя уровня выраженности рефлек­сивности мышления за каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл и по одному баллу прибавляют за те задачи, которые были решены по обнаруженной испытуемым по­следовательности перестановки букв анаграммы (см. ключ к решению анаграммы). Показатель уровня выраженности рефлексивности мышления определяется путем деления на­бранных испытуемым баллов на их максимальное количест­во, в данном случае оно равно 29.

Ключ

Номер анаграммы   Порядок перестановки букв  
1-5   2 1 4 3  
6-10   2 1 4 3 6 5  
11-15   2 1 4 3 6 5 8 7  

Уровни выраженности рефлексивности мышления

 

0-0,3   Низкий  
0,31-0,7   Средний  
0,71-1,0   Высокий  

 

Показатель времени представляет собой среднее арифме­тическое время, затраченное на решение анаграмм.

Показатель ранга соответствует номеру самой сложной из решенных анаграмм.

При анализе результатов, в первую очередь, важно опре­делить стратегию решения испытуемым анаграмм, выяс­нить, как протекал у него мыслительный процесс.

Стратегия решения может быть:

• хаотической, при которой поиск решения отличается бессистемностью и сопровождается выдвижением значи­тельного количества замыслов, логически не связанных между собой; создаваемые при этом гипотезы не подвер­гаются окончательной проверке;

• формально-алгоритмической, для которой характерен по­следовательный перебор возможных вариантов решения

с отдельными возвратами к ранее рассматривавшимся; при этом доминирует репродуктивное движение в содер­жательном плане, а регулирование в смысловом аспек­те — явно недостаточно;

• содержательно-адаптивной, представляющей собой ло­гически связанное движение по семантически значимым признакам; преобладающим является движение мысли в уровнях, образующих смысловую сферу, а именно — лич­ностном и рефлексивном;

• свернутой, для которой характерна сокращенность оце­ночных действий и слитность их с поисковыми, что по­зволяет довольно быстро находить верное решение.

Рефлексивность мышления позволяет в ходе решения задач выработать наиболее эффективную стратегию и ускорить мыс­лительную деятельность. В предложенной методике рефлек­сивность проявляется в изменении стратегии решения в ходе выполнения задания, которое обнаруживается при анализе влияния предыдущего решения анаграммы на последующие.

Стоит обратить внимание на роль мыслительной деятель­ности в обучении. Высокий уровень развития особенностей мышления, например рефлексивности, входящих в структуру обучаемости, обеспечивает легкость и быстроту анализа и обобщения признаков, существенных для решения проблемы. Рефлексивность выполняет функцию контроля и оценки чело­веком собственных мыслительных действий, дает возможность обнаруживать и учитывать свои ошибки, оценивать правиль­ность поисков новых путей решения задачи. В данном иссле­довании о высоком уровне выраженности рефлексивности мышления свидетельствует показатель ранга не ниже 12—13.

Задание 4. Методика исследования аналитичности мышления

Группа разделяется на пары, в каждой из которых распре­деляются роли испытуемого и экспериментатора; впоследст­вии участники исследования меняются ролями. Испытуемо­му выдается бланк с 15 рядами чисел, проставленными в определенной последовательности. Экспериментатор фик­сирует время выполнения задания испытуемым.

Шаг 1. Инструкция

В тестовых бланках, на которых представлены ряды цифр, попытайтесь определить, по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соот­ветствии с этой закономерностью требуется продолжить каждый ряд, дописав в нем еще два числа в свободных клетках справа. На работу отво­дится 7 мин. Не следует задерживаться долго на одном ряду; если не можете правильно определить закономерность, пе­реходите к следующему ряду. Продолжать ряд необходимо от последнего числа, имеющегося в данном ряду.

Тестовый бланк

Числовые ряды

1 2   4   6   8   10   12   14          
2 6 9   12   15   18   21   24      
3 3 6   12   24   48   96   192      
4 4 5   8   9   12   13   16      
5 22 19   17   14   12   9   7      
6 39 38   36   33   29   24   18      
7 16 8 4 2 1 1/2 1/4    
8 1 4   9   16   25   36   49      
9 21 18   16   15   12   10   9      
10 3 6   8   16   18   36   38      
11 12 7   10   5   8   3   6      
12 2 6   9   27   30   90   93      
13 8 16   9   18   11   22   15      
14 7 21 18 6 18 15 5    
15 10 6 9 18 14 17 34    

 

По истечении 7 мин. дается команда «Стоп!».

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

В процессе обработки результатов с помощью ключа под­считывается количество правильно решенных испытуемым рядов чисел. Если испытуемый записал в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд не засчитывается.

Ключ

Номер числового ряда Продолжение числового ряда Номер числового ряда Продолжение числового ряда Номер числового ряда Продолжение числового ряда
1 16, 18 6 11, 3   11 1, 4
2 27, 30 7 1/8, 1/16 12 279, 282
3 384, 768 8 64, 81 13 30, 23
4 17, 20 9 6, 4 14 15, 12
5 4, 2 10 76,78 15 30, 33

 

Уровень выраженности аналитичности мышления опре­деляется по количеству правильно решенных рядов чисел.

Если испытуемый решил 14—15 рядов, то его уровень выра­женности аналитичности мышления очень высокий, или от­личный; если 11—13 — высокий, или хороший; если 8—10 — средний, или удовлетворительный; если 6—7 — низкий, или неудовлетворительный; если 5 и менее — очень низкий.

Аналитичность является важной характеристикой мыш­ления, проявляющейся в индуктивности мышления и спо­собности оперировать объектами, в данном исследовании — числами. Она представляет собой главный компонент спо­собности теоретизировать информацию, находить причин­но-следственные связи между предметами и явлениями, со­ставляет основу общих способностей человека и необходима для успешного овладения разными видами деятельности.

Аналитичность активно развивается в юношеском возра­сте, ее формированию способствуют такие предметы, изуча­емые в вузах, как логика, высшая математика и др. Поэтому можно сопоставить результаты тестирования с успевае­мостью по соответствующим предметам.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 449.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...